Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Создать условия для возникновения у обучающего внутренней потребности включения в учебную деятельность; сформировать самооценку готовности к уроку. | -Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие.
| -Нужно быть внимательными, любознательными, наблюдательными, активными, уметь поддерживать товарища. | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Чистописание.
Применение раннее приобретенных знаний теоретического учебного материала
Работа в парах.
| Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания
Формировать каллиграфическое письмо
Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами | - Сегодня мы с вами отправимся в очередное путешествие по стране под названием Речь. Вы будете не туристами, а учёными-исследователями. - Кто такой исследователь? –
Правильно. Исследователь – это тот, кто занимается научными исследованиями, добывает новые знания, очень ценные, необходимые в жизни. В карте успешности работы вы будете ставить себе оценки за каждое выполненное задание. 1 слайд. Карта успешности работы Ф.И.___________________
Этапы работы | Задания | Самооценка | Чистописание | Прописать красиво цепочки букв |
| Работа в паре над упражнением | Эви(девочка),ях нявремат ( мальчики)яят,( братья),амы( мама),опэт( сестры),вул амы( бабушка),вул ащи( дедушка, ащи(папа).
|
| Работа в группе | 1.Выписать из текста имена существительные. |
| 2. Разделить слова на группы.
|
| Самостоятельная работа
Общий балл самооценки | 1.Изменить имена существительные единственного в двойственное и множественное числа.
|
|
Справился отлично- Справился с ошибкой- Ошибки- Ничего не понятно- Что же будет объектом нашего исследования?
2 слайд. -Прочитайте слова. Эви(Девочка),ях нявремат ( мальчики)яят,( братья),амы( мама),опэт( сестры),вул амы( бабушка),вул ащи( дедушка, ащи(папа).
- Что слова могли рассказать о себе? -Что такое семья? -Говорят, что семья-наш общий дом. Как вы понимаете? Значит, какие слова мы будем изучать? - Зачем?
-На минутке чистописания будем писать буквы, которые являются гласными в словарном слове. -Какое это слово? 3 слайд. Эви (девочка) Составьте цепочки из этих букв. Запишите. эи иэ
-Проведите самооценку данного этапа урока в карте успешности
4 слайд. -Уважаемые исследователи, разделите слова на группы.
- По какому основанию можно разделить слова?
-Что мы уже знаем об имени существительном? Заполните карту.
| --Человек, который что-то исследует, узнаёт новое.
Знакомятся с картами успешности
-Это семья. Это имена существительные -Это группа живущих вместе близких родственников -Имена существительные -Чтобы узнать что-то новое об имени существительном
-Эви(Девочка)
-Данные существительные можно разделить на две группы по основанию один, много. -А можно разделить по-другому. Как слова, которые относятся к взрослым и детям.
-Имена существительные употребляются в единственном числе, если называют один предмет, и во множественном числе, если они называют несколько предметов. | - мотивационная основа учебной деятельности (Л); - смыслообразование (Л); - эмпатия (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П); - структурирование знаний (П); - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов (П); - использование знаково-символических средств (П);
-построение логической цепочки рассуждений(П); -достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации(К); -самооценка
|
Выявление места и причины затруднения. Работа в группах
Постановка проблемы
Открытие нового знания. | Выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения, которых недостает для решения исходной задачи
Актуализировать знания о частях речи
Сформировать умение определять число имен существительных в хантыйском языке | -Продолжаем исследовать. В хантыйском языке очень много «тайн», в том числе и об имени существительном. Наша задача раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи. 5 слайд. Прочитайте текст. Ханты семья. Ханты семьяйна нявремат ропитты онталаят.(В хантыйской семье детей учат трудиться.) Касанг няврем лув сэмална ванл мала асел па амэл верланган.(Каждый ребенок наблюдает, как трудятся отец с матерью) Хунты асел ор пела янгхилыял па вулсак ях нявремнгилал калтамна тотьлыллы. (Когда отец идет в лес, то с собой берет двух своих сыновей). Нявремнгилал ат ванланган, номас ат понланган па лув верлал елась ат туллы.(Чтобы его два сына научились мастерству и передали его следующим поколениям.
- Что можно сказать о хантыйской семье? -Выпишите из текста имена существительные. -Проверим. 6 слайд.
Няврем(ребенок), нявремат(дети), нявремнгилал (двое детей),ащи(отец), амы (мать) ор(лес), номас(мысль), верлал(дела). Заполните карту. -Разделите их на группы.
7 слайд.
Ед.ч | ? | Мн.ч. | Няврем(ребенок) |
| Нявремат(дети) | Ащи(отец) |
|
| Амы(мать) Ор(лес) Номас(мысль)
|
|
Верлал(дела) |
-Какие возникли затруднения?
-Что вы заметили?
8 слайд. - А как вы могли бы назвать, где число предметов два? -В хантыйском языке имя существительное имеет три числа: единственное, двойственное и множественное. -Какая тема нашего урока? -Какие задачи ставим? -Для чего нужно знать эту тему?
-Если вы сегодня совершили открытие, то оцените себя на сколько хорошо работали |
-Хантыйская семья дружная, трудолюбивая, передают свои традиции из поколения в поколение, для того, чтобы не прервалась связь.
-Мы не можем определить число имени существительного нявремнгилан
Число имен существительных в ханты языке. Научиться определять число имен существительных. -Эти знания нужны для того, чтобы речь была грамотной, красивой, понятной.
Проводят самооценку |
Метапредметные УУД;целеполагание
-умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока(Л) Метапредметные УУД; целеполагание
-умение удержать учебную задачу(Л); -владение правильной речью (М) -понятие о числе имен существительных(П) |
Физминутка
|
| 1.Звучит спокойная музыка. - Ребята! Положите руки на парты. Опустите голову, закройте глаза. Представьте, что вы в лесу. Ваши плечи, мышцы плеч, лица, ног расслаблены. Вокруг тишина. Вслушайтесь в звучание музыки. Вам хорошо, спокойно. Мысли только светлые, добрые. Вы полны сил и энергии. Вы многое знаете и умеете. На счёт «три» откройте глаза. Один! Два! Три! 2. Звучит энергичная музыка, дети, стоя у парт, выполняют физические упражнения.
|
Обучающиеся выполняют движения
|
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения числа имени существительного | 9 слайд -Поработаем в группах. 1группа- Яй,(Брат) опы (Сестра), эви 2 группа-(девочка), еви (сестренка), ный(тетя 3 группа- орты(младший брат матери) йиры( дядя), йик (сын)
-Нужно изменить имена существительные единственного в двойственное и множественное числа. Заполнить таблицу.
-Сверьте по эталону. 10 слайд.
Ед.ч | Дв.ч | Мн.ч. | Яй(брат) | яйнгиламнган | яйет | Опы(сестра) | опингиламнган | опет | Эви(девочка) | эвингиламнган | эвет | Еви(сестренка) | евингиламнган | евет | Ный(тетя) | ныйнгиламнган | ныйет | Орты(младший брат) | ортыламнган | Ортыет
| Йиры(дедушка) | йирингиламнган | йирыет |
Йик | йикламнган | йикат |
-Какой делаем вывод -Заполните карту.
|
Работают в группе. Заполняют таблицу
Зачитывают получившиеся слова
Сверяют по эталону
-В хантыйском языке имя существительное имеет три числа: единственное, двойственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, двойственное число-два предмета, множественное число-несколько предметов Проводят самооценку. | Личностные УУД; умение выбирать действия по достижению цели Метапредметные УУД; приобретение способа действий по достижению цели; умение работать самостоятельно Предметные УУД; умение применять знания на практике |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
| -Выберите из таблицы понравившееся имя существительное и составьте с ним предложение. во множественном числе. 1ряд-существительное в единственном числе. 2 ряд-существительное в двойственном числе. 3 ряд-существительное во множественном числе. Сверяют с эталоном. Оцените свою работу.
| Составляют предложение.
Проверяют . Оценивают свою работу. | - самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р); - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р); - рефлексия способов и условий действия (П); - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);
|
Рефлексия
| Соотносятся цели учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности |
- Какую тайну об имени существительном мы открыли? -Где пригодятся в жизни знания по этой теме? -Отметь, какие человеческие качества ценятся в семье. 11 слайд. Трудолюбие, щедрость, лень, смелость, доброта, скупость, грубость, лживость, честность, аккуратность, ум, трусость.
Просмотрите собственную карту успешности, определите тот цвет, который чаще всего вы использовали. 12 слайд. Я благодарю вас за хорошую работу.
| В хантыйском языке имя существительное имеет три числа: единственное, двойственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, двойственное число-два предмета, множественное число-несколько предметов -Мне очень понравилось работать со словами, распределять их на группы, работать с картой успешности
Проводят самооценку.
Аплодируют друг другу за работу. | - внутренняя позиция школьника (Л); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - рефлексия способов и условий действия (П); - эмпатия (Л); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - формулирование и аргументация своего мнения (К);
|