Конспект урока по культуре Башкортостана "Ахмет Заки Валиди"
план-конспект урока на тему

Валеева Фидалина Рифовна

«Славные сыны Башкортостана» . Знакомство с Ахмет-Заки Валиди в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon validi_urok.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по истории и культуре Башкортостана

в 3 классе

«СЛАВНЫЕ СЫНЫ БАШКОРТОСТАНА»

Ахмет-Заки Валиди

                                                   

Эпиграф урока:

«Жив народ, пока жива его память»

Цели:

- ознакомление детей с личностью, основными вехами жизни и творчества А.З. Валиди, расширение исторических знаний;

- развитие памяти, внимания, формирование осмысленного чтения, умения работать с учебником;

- воспитание бережного отношения к родному краю, памяти к прошлому своего народа.

Оборудование:  презентация, видеофильм, компьютер, мультимедийный проектор, экран,  портрет, выставка книг, учебник Живые родники», карточки, плакат с эпиграфом к уроку.

                                   

Ход урока

I. Организационный момент

- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

 (Слайд 1) - Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

 Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего  урока.  Пожелаем мысленно себе удачи и  тихонечко присядем за парты.

II. Актуализация знаний.

(Слайд 2) Кроссворд.

  1. Национальный герой Башкортостана
  2. Столица Башкортостана
  3. Река, давшая название г. Стерлитамак
  4. Молодой город нефтяников
  5. Знаменитый башкирский продукт пчеловодства
  6. Столица нашего района.

III. Постановка целей и темы урока

- Какое слово получилось по вертикали? Правильно, «Валиди».

(слайд 3) - Сегодня мы поговорим о славном сыне Башкортостана – Ахмет Заки Валиди.

- Посмотрите на его портрет в нашем классе.

 

IV. Работа над темой урока

Рассказ учителя

- Этот рассказ будет нелегким для вас: немало незнакомых слов, названий стран, городов, дат. Они будут встречаться и в других текстах, посвященных истории Башкортостана и его знаменитым людям. А вы не унывайте, постарайтесь запомнить эти слова. Кто знает, в будущем многие из вас станут учеными, писателями государственными деятелями и побывают в тех уголках природы, где когда-то жил, учился, работал А.З. Валиди и ступала нога других наших прославленных земляков.

Имя Ахмет Заки Валиди – ученого- востоковеда известно во всем мире.

(Слайд 4-6)

Родина ученого. Д. Кузяново, где он родился 10 декабря 1980 года, относилась к Ильчик-Тимировской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, а ныне – Ишимбайскому району РБ.

Отец у него был муллой, вместе с женой он обучал грамоте около 200 детей из окрестных сел. Родители свободно говорили на арабском, персидском, тюрксом языках. Мать Валиди - была очень верующим человеком, обладала правильной речью, любую фразу немедленно подкрепляла пословицей или стихами, сама сочиняла стихи.   Интеллигентная семья стала ориентиром для него. Известно, что в 11 лет Заки перевел на башкирский язык пушкинский роман «Арап Петра Великого»

Раньше те люди, которые получали образование в медресе, обязательно изучали эти языки, на них умели прекрасно говорить, писать и читать.

Будущий государственный деятель и ученый также учился в медресе в г.Казани в 1908 – 1912годах. Окончив его, будучи еще молодым парнем, здесь же начал работать, преподавать. В годы учебы выпустил свою первую крупную научную работу «Историю тюрков и татар». В 1913 -1914 годах он в составе научной экспедиции побывал в Средней Азии, посетил города Фергану и Баку.  

В годы революции, гражданской войны Ахмет Заки Валиди становится политиком, крупным общественным деятелем. Он стал руководителем башкирского народа в его национально – освободительной борьбе. Он вложил душу в становление республики, добивался ее независимости. Валиди стал основателем автономного Башкортостана.

В 1923 году он вынужденно оказывается за границей. Сначала живет в Иране, потом в Турции. С тех пор до конца своей жизни занимался наукой, читал лекции.

В тридцатых годах жил в Европе. Изучал немецкий и латинский языки. Он мог писать научные труды и читать лекции в университетах Европы и Америки на разных языках. В Венском университете пишет диссертацию на тему «Путевые сообщения Ибн Фадлана в страну Болгар», за что ему присваивается звание доктора исторических наук. После этого ученый много работает в Германии, читает лекции в Оксфордском и Кембриджском университетах.

Затем он снова долгое время работал снова в Турции, в Стамбульском университете. В 1957 году он руководил работой XVII Всемирного конгресса востоковедов.

Он написал очень много научных трудов по истории и культуре тюркских народов, их теперь изучают во всем мире. Известные ученые считают Ахмет Заки Валиди своим учителем и называют его «живой энциклопедией этих наук».

Валиди умер 26 июля в1970 года в Стамбуле в возрасте 80 лет.

Физминутка

  - Здравствуй,  солнце  золотое!

(Нарисовать  руками  круг)        

-Здравствуй,  небо  голубое!

(Руки  вверх,  помахать  кистями)

Здравствуй,  вольный  ветерок,

(Помахать  руками  перед  лицом)

-Здравствуй,  маленький  дубок!

(Поднять  руки  вверх  и  покачать  ими)

-Мы  живём  в  одном  краю –

Любим  Родину  свою.

(Тихо  садятся).

Жив народ, пока жива его память

В советское время, к сожалению, его имя совершенно незаслуженно старались упоминать только с отрицательной стороны, его труды у нас ни издавались. А он, долгое время живя за границей, никогда не забывал о своей Родине.

(слайды 7-8) Многие его исследования посвящены родному Башкортостану. Самое крупное называется «Воспоминания» (1996г), оно теперь увидело свет у нас на башкирском и русском языках. Опубликованы и другие труды, например, «История башкир. История тюрков и татар» (1994г.)

(слайд 9) В настоящее время издано много книг, статей, научных работ по его наследию.

(слайд 10) Работает центр тюркских исследований его имени в г.Санкт Петербурге.

(слайд 11) На родине ученого основан музей. Дата основания -1992г, дата открытия -1994г. В музее более 1600 экспонатов.

(слайд 12, 13) Среди экспонатов –обстановка комнаты родителей, мантия,  книги, фотографии, шежере.  

(слайд 14) В бывшем медресе «Гусмания», в котором преподавал А.З.Валиди, (ныне школа №14 г.Уфа) находится кабинет – музей.

(слайд 15) Дети А.З. Валиди – сын Субудай и дочь Исанбика продолжают дело отца. Они стали крупными учеными. Они любят Родину отца, часто бывают в Башкортостане, помогают башкирским студентам. Основан фонд имени Валиди для студентов.

(слайд 16) 2010 год объявлен ТЮРКСОЙ «Годом Ахмет–Заки Валиди», в связи со 120 –летием со дня его рождения.

(Слайд 17) ТЮРКСОЙ – это международная организация по развитию тюркской культуры и искусства. В эту организацию входит и республика Башкортостан.

(Слайд 18) В рамках Года в Турции (г.Стамбул) прошел Международный научный симпозиум «Ахмет Заки Валиди Тоган и тюркская культура»

(слайд19) В Республике Азербайджан прошла Международная научная конференция, посвященная жизни и творчеству Ахмет Заки Валиди Тоган». В конференции приняла участие дочь ученого Исанбика Тоган.  

(слайд 20) В г. Уфе к юбилею ученого открыт памятник.

(слайд 21) Национальной библиотеке РБ присвоено имя Ахмет-Заки Валиди

(слайд 22) В г. Уфе одной из улиц присвоено имя выдающегося ученого (бывшая ул. Фрунзе).

(слайд 23) Городскому парку г. Анкары (Турция) также дано его имя.

(слайд24) Прошла премьера фильма про А.З. Валиди «Долгий путь домой».

Над этим трудом творческий союз автора и оператора работал около десяти лет. По следам нашего великого земляка были организованы командировки в Узбекистан, Турцию, Германию. Эта картина — настоящий прорыв в раскрытии образа Ахмет-Заки Валиди Тогана, чье 120-летие со дня рождения в этом году отмечает весь тюркский мир. Авторы на протяжении всего фильма стараются дистанцироваться от образов «видного политика» и «известного ученого», а впервые показывают зрителю человека — искреннего друга, любящего мужа, заботливого отца.

(слайд 25) Башкирский государственный академический драмтеатр осуществил постановку «Ахмет Заки Валиди Тоган) по пьесе Н. Асанбаева. В основе – трилогия «Заки Валиди» Нажиба Асанбаева. Неоценимым помощником в постановке спектакля, по словам режиссера, стал двухтомник Ахмет-Заки Валиди «Воспоминания». Чтобы правдивее воссоздать образ героя, режиссер и артисты посетили музей в д. Кузяново Ишимбайского р-на, Стамбульский университет. Гастроли спектакля с успехом прошли в Турции.

(слайд 26) В рамках Года правительством Башкортостана было принято решение провести в Турецкой Республике Дни науки и культуры РБ. В центре Стамбула прошел башкирский национальный праздник Сабантуй. В празднике принял участие премьер министр Правительства РБ Р. Сарбаев.

Физминутка

Зарядка для глаз.            

(Слайд 27, 28) Офтальмологический тренажер.

V. Закрепление

1) Работа по учебнику

- Давайте прочитаем отрывок из текста из учебника «Живые родники» с 43 - 44.

Работа в группах.

- Найдите ответы на вопросы после текста. (3 вопроса - 3 группы). Один выступающий от группы

 2) Работа в карточках. Работа в парах.

- Заполните пропуски.

- Обратите внимание: географические названия пишутся с заглавной буквы.

Ахмет Заки ______________________родился в 1890 году в деревне ______________        ___________________ района. Его отец и мать владели языками _________________________________________________________ ______________________________________________________.

А.З. Валиди учился в _________________ в городе ______________. Первая крупная научная работа называлась ___________________. В составе первой научной экспедиции Валиди побывал в________________________________________________________.

В годы революции, гражданской войны Ахмет Заки Валиди становится  ________________________________________________________________ ________________________________________________________________.

Какие страны, где жил и работал ученый, вам запомнились? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

VI. Обобщение

Видеоролик.

Просмотр небольшого (4 мин.) отрывка из 7-минутного видеофильма про Ахмет Заки Валиди.

- Что вам запомнилось?

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какой вывод для себя вы сделали? (Народ жив, пока жива его память)

- Закончите предложения:

На уроке я узнал …

Больше всего мне понравилось …

Я хотел бы узнать …

VIII. Оценивание

IX. Домашнее задание:

Прочитать с.42 – 44 родителям.

Пусть не прервется нить между прошлым и будущим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока православной культуры "О чём рассказывает икона"

Знакомство с известными иконами, иконография церковных праздников....

План-конспект урока физической культуры для 1 класса

Разработка урока физической культуры для 1 класса по гимнастике...

План-конспект урока физической культуры для 2 класса

Разработка урока физической культуры для 2 класса "Подвижные игры"...

Конспект урока физической культуры 3 класс ФГОС. Самоанализ урока.

Конспект открытого урока 3 класс. Тема:  Подвижные игры на развитие ловкости. Самоанализ урока....

Конспект урока по культуре добрососедства на тему "Представление о Крыме как о перекрестке культур"

Культура добрососедства2 классИстория Тема. Представление о Крыме как перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных...

Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса   Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»

На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...

Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса   Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»

На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...