Разработка урока по кубановедению в 3 классе "Кубанские умельцы".
план-конспект урока (3 класс) на тему

Климова Елена Алексеевна

Урок проведён мною в рамках участия в ежегодном конкурсе "Учитель года по кубановедению", по итогам которого я стала призёром этого значимого мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_klimova.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

МАОУ гимназия  № 5

Климова Елена Алексеевна

Урок кубановедения в 3 классе (2016 год)

Тема: Кубанские умельцы.

Цели:

1.Познакомить  с родом и названием занятий кубанских умельцев.

2. Развивать любознательность, расширять кругозор.

3.Воспитывать  трудолюбие, заботливость, настойчивость  в достижении целей, желание  приносить людям радость и счастье своим трудом.

Задачи: Закрепить понятия трудолюбие, ответственность, за порученное дело, уважение к труду человека.

Оборудование:

  I. Оргмомент.  (слайд №1 )

Учитель:

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут …...  . Я проведу сегодня у вас урок кубановедения. Надеюсь,  мы с вами хорошо поработаем вместе. За полные и верные ответы вы будете получать «счастливые» монетки.

- Поднимите руку те кто любит фантазировать. Я очень люблю представлять себя в другом месте, в другое время. Так давайте перенесёмся в прошлое и побываем на ярмарке.

II. Эмоциональный настрой. (Звуки ярмарки)

К нам сюда скорее просим.

Приходи честной народ,

Веселиться начинайте

Всех вас ярмарка зовёт!

Вот ремесленник - трудяга

Свой товар доставил нам.

Он его не продаёт, а даром отдаёт.

На ярмарке бывайте,

Ничего не забывайте!

III. Мотивация.

-Итак, мы уже подходим и слышим шум кубанской ярмарки. (На магнитную доску опорные слова «Кубанские», «Ярмарки».)

-А почему она называется кубанской? Какое современное название у нашего края?

-Кто мне ответит, что такое ярмарка? Что продают на ярмарке? (Включить презентацию.) (Слайд 1)

На нашей ярмарке мы не гости, а хозяева. А кто мы вы сами сейчас догадаетесь?

- В стихотворении, которое я прочитала вам, было слово «Ремесленник».

-Что такое ремесло? (Слайд 2)

- Как ещё назывались люди, которые всё умели делать своими руками? (умельцы, мастера) (Слова на магнитной доске «Умельцы», «Мастера»)

Так кто же хозяева кубанской ярмарки, кто те люди, которые создают всё своими руками, кто же мы?

Кубанские умельцы. (Слайд 3)

Мы многое узнаем об этих людях, об их умении, ремесле и попробуем стать немного похожими на них. Мастера-умельцы с большой любовью относятся к своему делу, природе, людям, чтят и укрепляют традиции Кубанской земли. И мы должны стать достойными преемниками лучших традиций своего народа.

IV. Актуализация знаний.

-Итак, давайте знакомиться с кубанскими умельцами.

Работа по рабочей тетради на с. 35-36.

Прочитайте название темы урока.

- Найдите значок «Хитрое задание». Прочитайте его и выполните.

- Объясните смысл пословицы «Дело мастера боится». (Слайд 4)

- Как в русском языке одним словом называются такие слова: «ремесленник, мастер, умелец»? (синонимы)

-Назовите синонимы к слову «дело». (Слайд 4)

Итак, приготовьтесь заняться делом.

На с. 36 найдите значок «Работа с учебным пособием».

-Прочитайте первое предложение задания. Выполните его.

-Скажите, какому умельцу не хватило изделия? (гончару)

- Кто такой гончар? (слайд 5)

На Кубани гончары пользовались большим почётом и уважением. Именно по кувшинам судили об искусстве гончара. Из глиняной посуды самым распространенным был «глэчик» - горшок с широким высоким горлом. В этой посуде и в наши дни хранят молоко и сметану.

-Хороший мастер может сделать такой кувшин, что в нём в самый жаркий день молоко остаётся прохладным.

-Нарисуйте в рамке свой «глэчик» и раскрасьте его узорами.

Многие дети уже в возрасте 7-10 лет умели лепить игрушки, помогали в подготовке глины, которую надо было правильно растереть и замесить, чтобы в ней не осталось ни одного мелкого камешка.

- Поднимите руку, кому понравился его «глэчик?

-Скажите, пожалуйста, о каком умельце вы впервые узнали из этого задания? (шаповал) (Слайд ?)

- Какие 2 корня у этого слова? ( «сложное»  слово, объяснить)

-Ребята, а кто из вас уже задумывался о будущей профессии?

-Прочитайте в тетради следующее задание. Это задание вам на следующий урок.

-Закройте тетради.

V. Объяснение нового материала.

-Откройте учебник на с. 76-77. Рассмотрите иллюстрацию. (Слайд )

-Прочитайте текст на с. 76.

-Ответьте на вопрос: «Почему на Кубани развито так много ремёсел?»

(Слайд Переселение)

В 1792 году началось переселение  казаков с Украины на новые земли Кубани, которые даровала им императрица Екатерина II с условием, что казаки будут охранять самые южные границы российской империи. Ехали семьями на необжитые места, где нужно было строить хаты, делать мебель и посуду, ткать одежду, и многое другое. Всё приходилось делать своими руками. Так развивались ремёсла и поэтому их так много.

- Прочитайте текст на с. 77.

-Найдите на ярмарке и покажите друг другу кузнеца? Что он предлагает для покупателей? (Слайд)

Кузнецы были на Кубани главными мастерами. В каждой кубанской станице работало до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников – подковы, замки, гвозди. Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: парадные лестницы, решётки для окон, дверей, балконов, ограды и даже кружева из металла.

-Покажите  друг другу на ярмарке мастера по изготовлению игрушек. Что он продаёт?

-Как называется  мастер, предлагающий покупателю бочки и ложки? (бочар и ложкорез)

-А теперь скажите, что продаёт на ярмарке казачка? (Слайд )

(Продавщица сбитня и калачей) (Слайд «Сбитень»)

-Она варит сбитень и печёт калачи.

Сбитень (м.р.) – пенный напиток с мёдом, пряностями и травами.

(Горячий -  согревал, холодный – утолял жажду).

-Найдите на ярмарке мастера по изготовлению деревянных игрушек.

-Что он умеет делать из дерева?

(Куклы, тележки, лошадки, свистульки)

-Как называется умелец, который шьёт сапоги?

- Кто изготавливает шапки?

-Скажите, что умеют делать эти 2 казачки?

Ремесла, которыми они владеют, называются ткачество, вышивка, кружевоплетение.  (Слайд)

Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду, рушники, скатерти, занавески, но и служили оберегами от злых сил. В домах богатых казаков имелись вышивальные и ткацкие мастерские. Ткани делались из конопли и овечьей шерсти. Неумение ткать и вышивать считалось большим недостатком у женщин.

(Бахчевод)

-Что такое  бахча? (слайд)

- Бахча (ж.р.) – участок, засеянный арбузами, дынями, тыквами.

-Как называется мастер, изготавливающий глиняную посуду? (Гончар)

-А  теперь подойдём к мастеру, умеющему плести корзины?

-Как называется его ремесло?

-Лозоплетение. (Слайд)   (Карточку на магнитную доску.)

-Кто прочитает об этом ремесле?

- И, наконец, мы подходим к мастеру, изготавливающему оружие: сабли, ножи, кинжалы. (Казак без коня и сабли – не казак)

VI. Физминутка.

На Руси умельцы жили,

Самоделки мастерили,

Расписные петушки, красные гребешки.

Для здоровья, для порядка

Утром делаем зарядку.

Раз присели, два присели,

За работу тихо сели.

VII. Закрепление.

- Помните, что вы хозяева на кубанской ярмарке.

-Выберите себе ремесло по душе и расскажите о нём так, чтобы захотелось  купить ваш товар.

- Задание всем на следующий урок. Узнать больше о выбранном вами  ремесле и рассказать на уроке своим одноклассникам.

-На ярмарке шумно, весело. Здесь не зевай, а загадку отгадай!

-Работайте парой. Та пара, которая быстрее остальных, справится с заданиями, соединит руки и поднимет их вверх, получит на ярмарке «счастливые» монеты.

В паре работать дружно, обсуждать тихо, чтобы не давать подсказки соседям.

-Договоритесь, кто будет заполнять кроссворд. Напишите свои фамилии.

-Начали.

1.Не летит, не пьёт, а в воде клюёт. (Рыба)

2.Хлопотун Егорка

   Взялся за уборку

   В пляс по комнате пошёл,

   Оглянулся, чистый пол! (Веник)

3.У реки стеной стоит и всё время шелестит. (Камыш)

4.На сиене висит, болтается,

    Всяк за него хватается и вытирается. (Полотенце, рушник)

5.Под крышей четыре ножки

    А на крыше суп да ложки. (Стол)

6.Если встретишь на дороге

    То увязнут сильно ноги.

     А сделать миску или вазу,

     Она понадобится сразу. (Глина)

7.Как написать одним словом «Сухая трава»? (Сено)

-Какая пара первой справилась с загадками? Прочитайте отгадки.

Какое слово получилось? (Ремесло) (Слайд)

Молодцы!  (Оценить)

 VIII. Практическая работа.

-Кто из умельцев мог сделать игрушку? (мастер по обработке дерева, гончар)

-Сегодня мы попробуем стать гончарами. Только вместо глины мы будем использовать пластилин.

-Кто был первым другом и помощником казака? (Конь)

Поэтому и дети любили такие игрушки. Но, игрушки были разные. (Слайд)

-Ребята, сегодня мы начнём делать игрушки своими руками, но по моей команде вы отложите работу.

-Подумайте, какую игрушку и для кого вы изготовите сегодня и начинайте работать.

IX. Рефлексия.

-Закончите фразы:

-Сегодня я узнал ….

-Новыми знаниями я смогу поделиться с ..

X. Завершение урока.

-Почему нужно сохранять народные ремёсла?

-Ребята, вы все поработали на славу. А те, у кого за урок накопились  3 «счастливые»  монетки подойдут ко мне на перемене с дневниками. Я поставлю вам за работу пятёрки.

- Посмотрите на экран. Прочитайте дружно.

«Слава кубанским умельцам!».

Спасибо вам, ребята.

Укажи номер

Подчеркни лишнее слово:

тракторист

терпение,  лень, труд

 целина, сад, огород

пшеница, подсолнечник, свёкла

комбайнер, врач, столяр

сварщик

пекарь

каменщик

столяр

швея

доярка

повар

Укажи номер

Подчеркни лишнее слово:

тракторист

терпение,  лень, труд

 целина, сад, огород

пшеница, подсолнечник, свёкла

комбайнер, врач, столяр

сварщик

пекарь

каменщик

столяр

швея

доярка

повар

Укажи номер

Подчеркни лишнее слово:

тракторист

терпение,  лень, труд

 целина, сад, огород

пшеница, подсолнечник, свёкла

комбайнер, врач, столяр

сварщик

пекарь

каменщик

столяр

швея

доярка

повар

Укажи номер

Подчеркни лишнее слово:

тракторист

терпение,  лень, труд

 целина, сад, огород

пшеница, подсолнечник, свёкла

комбайнер, врач, столяр

сварщик

пекарь

каменщик

столяр

швея

доярка

повар

Укажи номер

Подчеркни лишнее слово:

тракторист

терпение,  лень, труд

 целина, сад, огород

пшеница, подсолнечник, свёкла

комбайнер, врач, столяр

сварщик

пекарь

каменщик

столяр

швея

доярка

повар

Укажи номер

Подчеркни лишнее слово:

тракторист

терпение,  лень, труд

 целина, сад, огород

пшеница, подсолнечник, свёкла

комбайнер, врач, столяр

сварщик

пекарь

каменщик

столяр

швея

доярка

повар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по кубановедению "Красная книга Краснодарского края"

Урок - путешествие по страницам Красной книги....

Разработка урока по кубановедению "Дикие и домашние животные"

Разработка урока по кубановедению "Дикие и домашние животные" для 2 класса....

Разработки уроков по кубановедению

Урок кубановедения по теме: Народные ремёсла....

Методическая разработка урока по кубановедению "Промыслы и ремёсла на Кубани"

Представленная методическая разработка по кубановедению по теме "Промыслы и ремёсла на Кубани" для учащихся 2-ых классов...

Разработка урока по кубановедению во 2-ом классе "Красная книга Краснодарского края"

Разработка урока по кубановедению во 2-ом классе "Красная книга Краснодарского края" предназначена для использования на уроках кубановедения, включает в себя учебный и дополнительный материал, УУД....

Методическая разработка урока по кубановедению в 1 классе

Методическая разработка урока по кубановедению в 1  классе...