Толерантность
план-конспект занятия ( класс) на тему

Палатова Юлия Станиславовна

Материал для урока по теме "Кубань многонациональная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

«КАК ХОРОШО, ЧТО ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ»

(толерантность)

       

     Цели и задачи: формирование доброго, внимательного отношения к людям, воспитание межэтнической толерантности, преодоление предубежденности и стереотипов по отношению к представителям других этнических групп.

 Последние десятилетия 20 века сильно изменили нашу страну и общество. Жизнь показала, что во избежание острых конфликтов между различными социально-демографическими группами населения пора искать точки соприкосновения. В отношениях между людьми стало больше нетерпимости. Настала пора приводить в согласие всех несогласных и воинствующих. В нашем лексиконе появилось новое слово «толерантность».

Ребята, а как вы понимаете слово «толерантность»?

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке толерантность –« готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском –« уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»;

в китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»; в персидском- «терпение, выносливость, готовность к примирению».

В переводе с латинского языка «толерантность» означает «терпение». «Толерантность» - это способность человека, сообщества, государства уважать мнение других, пусть и радикально отличающееся от своего. Терпимость-это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира»,- говорится в Декларации принципов терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года. Поэтому 16 ноября отмечается Международный день толерантности.

В Декларации толерантность определяется как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, любых форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, а также – как отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждения норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.

В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран, она предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Нашу планету населяют люди, различающиеся по цвету кожи, разрезу глаз, языку, обычаям и одежде.

Существует библейский миф. С начала времен человечество было едино. Это была общность, в которой каждый понимал каждого, потому что все говорили на одном языке. Это была общность, противостоящая «чужим»- враждебным, злобным силам природы. Человечество было еще совсем юным. Люди верили, что равны по силе Богу. И начали строить в городе Вавилон огромную башню, чтобы достигнуть неба и доказать свое равенство с Богом. Человечество еще было очень наивным…

Бог наказал человечество: он смешал языки людей, строящих Вавилонскую башню. И люди перестали понимать друг друга. Они перестали быть единой общностью. Разбрелись люди по свету, построили новые города, объединившись по сходству языка и внешности. И решили, что «мы» - это те, кто рядом. А другие люди, не похожие на них, говорящие на иных языках, - это «они».

Так люди стали делить друг друга на «своих» и «чужих». «Своих» любили, защищали, считали лучшими на свете; «чужим» не доверяли, а порой откровенно боялись либо унижали.

Главные и самые очевидные различия у людей, принадлежащих к разным группам, определяются цветом кожи и волос, формой головы, глаз и носа. Эти признаки принято называть «соматическими» (от греческого слова «soma», что означает – «тело»).

В настоящее время различают основные расы:

 ЕВРОПЕОИДНАЯ (со светлой кожей, может быть от очень светлых до смугловатых оттенков). Проживают: Европа, Азия, Северная Америка.

МОНГОЛОИДНАЯ (желтой кожей). Основные места проживания Азия и Америка.

НЕГРОИДНАЯ (с темной кожей). Иногда объединяется с австралоидной (с оливковым цветом кожи). Проживают в Америке, Австралии, Новой Гвинеи.

Помимо расовой принадлежности люди различаются по национальностям. У каждой национальности своя культура, история, ценности, язык, которые нужно уважать любому человеку, терпимо относиться к их обычаям и традициям. Национальность- общность людей, исторически сложившаяся на базе общности языка, территории, экономической жизни и культуры.

Россия относится к многонациональным странам мира. В ней проживают более 160 народов. Среди них есть как коренные народы, так и те, которые оказались в России в результате миграции (перемещения).

Мы живем на Кубани, которая отличается особым многообразием народов. Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Но не менее важно знать и уважать обычаи народа, живущего рядом, ведь мы земляки.  Среди наших земляков – люди ста двадцати национальностей: русские, армяне, адыгейцы, греки и многие другие.

Давайте рассмотрим некоторые из них.

РУССКИЕ – крупнейший по численности народ. Говорят на русском языке. Большинство верующих – православные. Многие обряды русских связаны с кругом праздников, определенных церковным календарем. Традиционная одежда русских была сшита из домотканых льняных и шерстяных тканей. Женскую одежду составляла длинная рубаха из белого холста, поверх рубахи носили сарафан. Мужской костюм состоял из штанов и подвязанной поясом рубахи.

АРМЯНЕ – говорят на армянском языке. Верующие армяне принадлежат к восточно-христианской Армянской церкви. Армянский фольклор содержит разнообразные жанры: сказания, сказки, пословицы. Основу мужской и женской традиционной одежды составляют: рубаха с низким воротом и широкие шаровары. Поверх мужчины надевали различные виды верхней одежды типа черкески, женщины – платья с боковыми разрезами.

АДЫГЕЙЦЫ – народ, проживающий в Республике Адыгея, а также в Краснодарском крае.

Одежда адыгейцев, особенно женская, богато украшалась орнаментами, золотым и серебряным шитьем, тесьмой, галунами и серебряными изделиями. Шитьем мужской и женской одежды занимались все женщины с раннего возраста. Одежда женщины и девушки украшалась богато и имела дорогой и нарядный вид. Будничные платья отличались более скромной отделкой и простым покроем. К мужской верхней одежде относятся черкеска, кафтан, бурка и башлык.

Обычаи в адыгейских семьях сохраняют много традиционных черт. С первых лет жизни ребенок начинал усваивать правила адыгейского этикета. Например, считалось неприличным детям сидеть в присутствии старших, тем более сидеть с ним за одним столом, первым заговаривать, обгонять по дороге или переходить перед ними дорогу.

ГРЕКИ – говорят на новогреческом языке, по религии – православные. Сохраняется исторический фольклор—песни, сказы.

Традиционный костюм встречается редко. Женский костюм состоит из платья и обязательного фартука. Характерны металлические украшения и вышивки, широкие пояса с серебряными и позолоченными пряжками. Примечателен мужской костюм – фустанелла: это рубашка, подол которой переходит в короткую (выше колен) широкую (до ста клиньев) белую юбочку, короткая куртка, на голове – феска с длинной кистью.

Этнографы сделали интересное наблюдение: при всем многообразии традиционных культур разных народов в них есть нечто общее.

Отдельным пунктом хочется выделить КАЗАЧЕСТВО.

А как вы думаете, казачество это национальность?

КАЗАЧЕСТВО – социально-этническая и историческая общность людей, сложившаяся на южных окраинах русских земель в 14 веке и отличающаяся специфическими особенностями своей экономической, политической, духовной жизни. В формировании казачества кроме русских приняли и другие народы. Наиболее известны донские, терские, кубанские, яицкие казаки. Их традиционная культура, кроме общерусского характера, приобрела локальную специфику в жилище, костюме, пище и празднично-обрядовой жизни. Давайте рассмотрим казачий костюм.

 

Прошли века. Деление на «своих» и «чужих» стало вчерашним днем человечества. Люди научились понимать, что язык, цвет кожи, разрез глаз, обычаи и одежда могут отличаться у разных народов. Мир, в котором мы живем, изменился. Он стал больше, но расстояния между нами сделались короче. И мы, люди совершенно разных культур, еще недавно обитавшие, будто в разных измерениях, неожиданно очутились рядом: в одном мире, в одном городе, в одном доме.

Сегодня не редко встречаются межнациональные браки. Каждый из супругов привносит в семью обычаи, язык и традиции своего народа. Дети в таких семьях, как правило, говорят на  языке  обоих родителей и объединяют культуру двух народов.

Ребята, среди вас есть такие?

Появилось понятие «межэтническая толерантность» - это активное, терпимое и доброжелательное отношение к культуре, языку, религии, обычаям, внешнему виду представителей других национальностей, предполагающее такие способы поведения в конфликтах, как компромисс и сотрудничество.

Каждому человеку хочется, чтобы его окружали добрые, уважающие его люди, чтобы не надо было бояться выйти на улицу поздно вечером, чтобы не надо было запирать свою квартиру на две железные двери и три замка.

Но жестокость все-таки существует. Вспомните историю, ведь не было ни одного года, когда на земле не велись бы кровопролитные войны. Вот и сейчас в разных, так называемых горячих точках, идут бои, льется кровь, убивают людей, порой ни в чем не повинных. Жестокость порождает разлад и отчужденность, враждебность и подозрительность.

Зло только зло родит

И ничего другого

В ответ лишь зло обид

Рождает злое слово.

Свинец в стволе не спит,

Он кровь и месть рождает

А камень с гор летит

Он камень увлекает.

Иного ничего

Зло только зло рождает

Быть может оттого

Оно не иссякает.                            

                                        К. Кулиев

Любая недоброжелательность воздвигает стену непонимания.

Послушайте басню Эзопа.

Солнце и Ветер поспорили, кто сильнее, и Ветер сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там старик в плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять плащ быстрее, чем ты». Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть все сильнее, пока не превратился почти в ураган. Но чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ. Наконец Ветер стих и прекратился; и тогда Солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Путник согрелся под жаркими лучами Солнца, повеселел и снял плащ. И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы».

Свои бессмертные басни Эзоп сочинил в 16 веке до нашей эры, тем не менее, те истины относительно человеческой натуры, которым он учил, остаются и в наши дни столь же справедливыми.

Доброжелательный и дружелюбный подход и понимание скорее принесут пользу, чем грубость, насилие, негодование и зло.

Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того. Чтобы всем было легко жить, общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость.

Меньше проявляйте агрессию по отношению к окружающим тебя людям в коллективе и в кругу друзей.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши

Гнев на друга, может быть мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас, ради бога

Не стесняйтесь доброты своей

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

                                                          Р. Гамзатов.

Ребята, а у вас много друзей?

       Есть ли среди них ребята других национальностей?

       Видеть в человеке лучшее вот нравственная программа твоего отношения к людям. Проявление толерантности означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими, принимает и понимает богатое многообразие культур нашего мира.

       Подведем итог нашей беседы.

 

Каковы же основные черты толерантной личности?

  1. Расположенность к другим людям.
  2. Снисходительность.
  3. Терпение.
  4. Чувство юмора.
  5. Чуткость.
  6. Доверие.
  7. Терпимость к различиям (национальным, религиозным и т.п.)
  8. Умение владеть собой.
  9. Доброжелательность.

10.Умение не осуждать других.

11. Гуманизм (человечность, отзывчивость).

12. Умение слушать человека.

13. Любознательность.

14. Способность к сопереживанию.

15. Альтруизм (готовность действовать во благо других бескорыстно).

Используемая литература:

1. Читаем, учимся, играем   Кузьмина Н.: Давайте уважать друг друга.- 2011.- №3

2. Воспитание школьников  Платонов Н.: Ко дню толерантности.- 2010.- №9

3. Воспитание школьников   Гурьянов А.: Воспитание толерантной личности.- 2008.- №2

4. Воспитание школьников  Будникова В.: Добрым быть совсем не просто.- 2006.- №8

       5. Весь мир: География. Народы. Экология.- Москва: Астрель; АСТ, 2002.- 135с.

      6. Стил Ф.   Народы мира.- Москва: РОСМЭН.- 2000.- 63с.

      7. Большая энциклопедия народов.- Москва: Олма Медиагрупп.- 2007.- 639с.

      8. Кубань многонациональная.- Краснодар.- Краснодарское известия.-2007.- 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.

Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ...

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему "О доброте и толерантности"

Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему: «О доброте и толерантности».  Цели:Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его фор...

Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ЮН...

Статья "Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности"

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодар...

Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...