Занятие по внеурочной деятельности в 1 классе
план-конспект занятия (1 класс) на тему
В настоящее время компьютерные игры стали основным способом проведения свободного времени у детей и молодёжи. Ребёнок, попадая в виртуальность, переносит это в настоящую реальность, что является не только ошибочным, но зачастую опасным, мешает пониманию окружающего мира, ведёт к некоммуникабельности, т.к. отсутствует общение с другими детьми, взрослыми. Кроме того, ребёнок ведёт малоподвижный образ жизни, что мешает физическому развитию, формированию эмоциональной сферы.
Издавна у каждого народа были свои подвижные игры, которые являются традиционным средством педагогики. В народных играх отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Знакомство с коми народными играми, фольклором является неотъемлемой частью нравственного и физического воспитания. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре коренного народа республики при интеграции в культуру народов России, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Занятие по внеурочной деятельности
«Коми народная игра «Ошкő-бабő»
(Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры коми народа»
для учащихся 1 классов. Автор – Шарафутдинова Галина Михайловна, заместитель директора по ВР, учитель коми языка)
Цели: познакомить детей с коми народной игрой, национальными особенностями жизни народа; научить играть по правилам; учить соблюдать технику безопасности при игре.
Весёлые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, пятнашек, ловишек, салочек. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же, как и сказки, и песни.
Народные игры сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки и салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и с плясками. Для всех народных игр характерна любовь людей к веселью, удальству.
1.Организационный момент.
-Видза оланныд, дона челядь! Кыдзи оланныд?
Здравствуйте, дорогие дети! Как живете? Как ваше настроение?
2. Вступительная беседа.
-Знаете ли вы, кто придумал народные игры? А для чего люди придумали подвижные игры?
Подвижные игры укрепляют здоровье, учат внимательности, делают человека сильным, выносливым, ловким, красивым. Игра приносит удовольствие, радость. В игре мы учимся побеждать, строить дружеские отношения с людьми, общаться.
Сегодня мы познакомимся с коми народной игрой. А как называется она узнаете после того, как отгадаете загадку.
3. Знакомство с традициями и бытом коми народа.
Отгадайте загадку.
Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Медведь в переводе на коми «ош» (показать предметную картинку).
Медведь — один из главных персонажей в мифологии коми народа. Это сильное существо, обладающее разумом.
У коми считалось, что Ош в начале времён обитал на небе, но, будучи очарован земной пищей — горохом, спустился на землю по гороховому стеблю и стал жить на земле.
В сказках Ош был как положительным героем, так и отрицательным.
В старину охотники считали, что Ош способен воспринимать человеческую речь. Поэтому его просили о том, чтобы он не разорял ульи и охотничьи места. Ему приносили жертву в надежде на удачную охоту на других представителей пармы (тайги). Перед охотой медведю варили сладкую кашу из ржаной муки и оставляли её на ночь перед охотничьей избушкой. Если котелок с кашей оказывался утром пустым, то считалось, что охота будет удачной.
4. Знакомство с содержанием коми народной игры (Усвоение нового материала).
В игре, в которую мы будем разучивать сегодня главный герой ОШ. Называется игра «Ошкő-бабő» в переводе «медведь-бабушка».
В эту игру можно играть и на улице, и в помещении.
Ход игры
Все встают в круг. Считалкой определяем водящего, который становится «медведем» - «ош». Остальные игроки— «собиратели ягод». Вокруг медведя «лес».
(Чертим линию, за которой «дом»)
Водящий – «ош» становится на корточки, и его накрывают шубой.
Игроки ходят вокруг медведя, наклоняются — показывают сбор ягод, и поют:
Ошкő-бабő, ошкő-бабő,
Чőдтő вотам, пувтő вотам.
Бур вотőссő босьтам,
Лёк вотőссő шыбитам.
Медведь-бабушка, медведь-бабушка,
Чернику собираем, бруснику собираем,
Хорошую ягоду возьмём,
Плохую ягоду оставим.
Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, скидывает шубу и встает из берлоги. В удобный для себя момент он неожиданно набрасывается на убегающих игроков, старается кого-то поймать. Пойманный игрок становится новым «медведем».
Правила игры: Медведь выходит из берлоги только после произношения последних слов зачина. «Собиратели ягод» могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.
4. Разучивание слов песни.
5.Инструктаж по технике безопасности.
Бегаем аккуратно, друг друга не толкаем. Медведя «в берлоге» не касаемся, «шубу» на медведе не трогаем.
6.Отработка умения играть в игру «Ошкő-бабő».
Вспоминаем считалку (пудъясьőм) на коми языке.
(Игра повторяется несколько раз).
7. Сравнение с русской народной игрой.
У русского народа есть игра «У медведя во бору».
Бор – густой сосновый лес, по коми - яг (показать предметную картинку).
-Кто знает эту игру? Чем похожи и чем отличаются русская народная игра «У медведя во бору» и коми народная игра «Ошкő-бабő»?
-Отличаются названием и песенкой.
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл,
На печи застыл!
-А так же коми народная игра отличается атрибутом. В русской народной игре «медведь» без шубы.
8.Итог занятия.
-Как вы думаете, откуда до нас дошла эта игра: из села или города?
-А можно ли играть в эту старинную народную игру сейчас нам, городским жителям?
- Что мы можем сделать, чтоб в эту играли как можно больше детей? (Популяризация игры).
9. Домашнее задание: показать игру младшим братьям и сестрам, друзьям во дворе.
10. Организованный уход в класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности
В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания и развития патриотизма с младшего школьного возраста....
Занятие по внеурочной деятельности "Мир деятельности" 2 класс "Как понять друг друга без слов"
Урок "Как понять друг друга без слов" относится к коммуникативной линии курса.Основные цели: -познакомить с невербальными средствами общения (мимика, жесты, поза, голос), необходимыми для эффективной ...
Расписание занятий по внеурочной деятельности 3 класс 1 полугодие
Расписание занятий по внеурочной деятельности 3 класс 1 полугодие...
Конспект занятия по внеурочной деятельности.1 класс
Тема занятия: «Сочинение загадок»Занятию предшествовала подготовительная работа. Дети играли в сравнения («На что похоже?»), учились подбирать точные слова для словесного рисунка, рифмы, отгадывали з...
Занятие по внеурочной деятельности. 1 класс
Занятие по внеурочной деятельности. 1 класс. ФГОС...
Конспект занятия по внеурочной деятельности 2 класс
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Что плавает - что тонет?" Первые предположения.Тема занятия «Что плавает - что погружается?»...
Занятие по внеурочной деятельности 2 класс "Наша Родина"
Занятие по внеурочной деятельности "Наша Родина" проводится в форме игры-путешествия....