история поселка Сосьва
методическая разработка на тему

Кугина Евдокия Ивановна

исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_sosvy.docx27.4 КБ
Файл oglavlenie.docx14.9 КБ
Файл titulnyy_list.docx937.62 КБ

Предварительный просмотр:

Сосьва - ты моя деревня,

Сосьва - ты моя река,

Лесами и болотами

Славится сторонушка моя.

А люди - чисты,

А люди - умны,

В глазах у них - Небо,

В руках - мощь Земли

                                                     Введение.

Моя малая Родина-поселок Сосьва.Здесь я родился, здесь живут самые дорогие мои люди: папа, мама. Я очень люблю свою малую родину, которая весной утопает в зелени, осенью превращается в волшебную золотую сказку. А зимой покрывается пушистым покрывалом, и веселый смех детей с горок и катков разносится в морозном воздухе по всему поселку.

Интересно гулять по улицам, скверам и рассматривать дома и постройки…

Однажды я задумался:

  • -А как появился поселок?
  • -Как он рос?
  • -Почему он так называется?
  • -Какой у него возраст?
  • -Почему образовались овраги?

Цели и задачи.

Цель: представить исторический путь поселка Сосьва, вызвать интерес к его прошлому и настоящему.

Задачи: 

  1. уточнить историю образования п.Сосьва.
  2. выяснить, почему так называется поселок.
  3. узнать, кто и как осуществлял строительство поселка.
  4. почему в нашем посёлке образовались овраги?

Объект исследования: поселок Сосьва.

Методы исследования:

  • сбор информации.

Гипотеза: у поселка Сосьва богатая и интересная история.

Источник информации:

  • Интернет, статьи книг.
  • Рассказы родственников.

  • Актуальность работы заключается в том, что системному изучению этим вопросом никто не занимался. А сохраненные легенды, рассказы  для науки могут рассказать о многом, если они своевременно и бережно записаны и верно расшифрованы, так как каждое имя - это слово, которое развивается по законам языка.

Каждый населенный пункт имеет свою историю и юбилейные даты в этой истории. Совсем недавно наш посёлок Сосьва отмечал 80-летний юбилей.

Мой поселок Сосьва, находится на удивительно красивом месте, высоком, изогнутом  дугой берегу  реки Сосьва, что находится в 10 километрах ниже устья реки Ляпин. По поводу оврагов, мне моя тётя, Кугина Евдокия Ивановна, рассказала такую легенду.

Легенда.

В старину люди говорили, что на этом месте посёлка не было. Проезжая на лодках мужчины гребли вёслами, а женщины за поворотом, где островок, слазили с лодки и шли пешком до Шоминского  острова. А кто в лодке был больной, не мог шагать, так его накрывали сверху, чтоб не видно было. А почему они так делали, говорят, на этих  водоворотах жил чёрт «Куль-отыр». И вот этот Куль –отыр с каким -то Отыром (бог ли покровитель)  поругались и сильно подрались. Этот Отыр поднял Куль –отыра и понёс его. А Куль- отыр туда-сюда метался, то ли ногами, то ли хвостом бороздил землю и образовал овраги. И так изворачиваясь, он упал недалеко от этого места. И там, где он упал, образовалось озеро. Это озеро, сейчас называют «Куль- тур». Когда Куль –Отыр упал, он сказал, что всё равно вернётся на своё прежнее место, соединит озеро с рекой. А русские искали место, чтоб построить посёлок, для объединения маленьких деревень. Им понравилось это место, что оно на высоком и красивом берегу. И в 30-годах здесь построили посёлок Сосьва. По- русски говорят «Сосьвинская культбаза», а по мансийски «Куль-пас павыл». Для того, чтобы овраги больше не разростались и Куль –отыр не вернулся на своё прежнее место, местные люди сажают деревья и посыпают овраги песком. Вот такая легенда существует о нашем посёлке.

Топонимика посёлка.

Посёлок носит название реки, на которой находится Сосьва, оно имеет коми - зырянское значение слова. Коми-зыряне, большинство живут  выше по течению реки Сосьва в поселке Саранпауль на реке Ляпин (свои воды она берет с Уральских гор, вода прозрачная, чистая), выезжая с устья реки Ляпин на нашу реку, люди увидели темную, мутную  воду, русло которой исходит с болот, эту реку они и назвали Сосьва - «темная вода».

В тридцатых годы ХХ века  началось строительство поселка Сосьвинская культбаза, об этих годах жизни поселка я и повел исследование.

Итак, в поселке коренными жителями является народ манси, которых раньше называли вогулами, они жили недалеко от места, где стоит сейчас поселок. Одно из значений слово «манси» переводится с мансийского языка как «мань» - малый, «си» – народ  (маленький народ, род).

Жизнь и быт коренных  жителей Сосьвинской территории.

Коренные жители манси в основном жили родами в лесу.

Основными видами их промысла являлась охота, рыболовство, оленеводство, а также сбор дикоросов. Для промысла рыбы, зверей, боровой дичи и уток, манси сами изготавливали орудия лова из природного материала. Из ивовой коры вили веревки, из травы «пырей» - половики, из крапивных ниток - рыболовецкие сети, шнуры для неводов, сетей и рыболовецких арпи-запоров.  Семьи манси жили родами и имели зимнее, летнее место жительства. Летом они расселялись вдоль рек в летние юрты, чтобы рыбачить. С наступлением  зимы переезжали  в зимние юрты, которые располагались  в лесном массиве, чтобы заниматься охотой на пушных зверей, боровую дичь, лосей, диких оленей и пасти своих оленей. А с приходом весны вновь кочевали к берегам рек, где могли в течение лета и осени ловить рыбу, заготавливать на зиму сушёную рыбу, рыбий жир, заниматься сбором дикоросов.

В середине XX века в мансийских хозяйствах уже появляются лошади и коровы. Полукочевой образ жизни не позволял им заниматься животноводством и огородничеством. С приходом весны большинство семей манси Северной Сосьвы выезжали целыми семьями в низовья реки Сосьвы и на реку Обь промышлять муксуна, с целью обмена его у купцов на муку, сахар, боеприпасы, заготовить на зиму сушеную рыбу и жир.

Суровые условия выживания, отсутствие должного внимания государства к народу, отсутствие медицинского обслуживания, неграмотность, низкий уровень развития экономики Северной Сосьвы приводили к высокой смертности вогулов (манси).

Строительство Сосьвинской Культбазы.

В тридцатые годы  XX века Советская власть решила приступить к преобразованиям  в экономике, культуре и быта северных народов. Началась коллективизация и на нашей территории. Семьи, жившие родами, объединяли в колхозы.  На реке Сосьва решили  построить Сосьвинскую культурную базу, чтобы она являлась культурным центром для маленьких селений.

Почему именно это место избрали под строительство Культбазы? Выбранное место имеет хорошую, по тому времени, транспортную сеть: краткий путь до всех национальных поселков, находится на пересечении зимних и летних дорог в Няксимволь, Саранпауль и Анеево; отсюда было легче и быстрее доехать до любого поселка Северной Сосьвы, реки Ляпин и средней части реки Сосьва*. Когда началось строительство Сосьвинской Культбазы, слово «куль» отпугивало местное население и поэтому пришлось много труда и времени вложить культработникам, чтобы привлечь местное население к работе и жизни в Культбазы.

Коллективизация мансийских хозяйств началась с организации простейших смешанных производственных объединений (товариществ) по рыбной ловле и охоте, сбору дикоросов, по совместной обработке земли. Сельхозуправлением Березовского райисполкома составлялся паспорт на каждый образовавшийся колхоз и простое производственное объединение*.

Строительство  Сосьвинской Культбазы решало следующие задачи:

  1. Содействие подъёму хозяйства и культуры национального населения.
  2. Создать актив из среды национального населения.
  3. Вести научно- исследовательскую работу в целях всестороннего изучения природных запасов края*.

Для выполнения этих задач были построены следующие объекты:

  1. Школа - Интернат с учебными мастерскими
  2. Врачебно-медицинский пункт (амбулатория и больницы с терапевтическим, хирургическим и зубоврачебным кабинетом и родильным кабинетом, аптека, баня, прачечная, дезокамера).
  3. Ветеринарный пункт (амбулатория, аптека и дезокамера);
  4. Зоотехнический пункт (кабинет для лабораторных занятий, башня для силосования);
  5. Агрономический пункт (кабинет для лабораторных занятий, метеорологическая станция, теплицы, парники,  огороды, полевой и кормовой участки, овощехранилище).
  6. Жилые и хозяйственные постройки.
  7. Дом народов Севера  (общежитие для приезжих, кухня, столовая, помещение для клубной работы, кино, радио - и проекционный фонарь, зал со сценой для театральных постановок и вечеров художественной  самодеятельности).

В весенне-летний период вся работа Дома народов Севера проводилась на плавучей базе. С целью культпросвета на реке действовали передвижные политико-просветительные учреждения  «Красные чумы» - это плавучие лодки. Члены бригады  читали доклады на различную тематику, проводили беседы на политические и педагогические темы, о стахановском движении, ликвидации неграмотности, предстоящих выборах в местные органы, значении сберкасс, об организации колхозов переходе с полукочевого образа жизни на оседлый образ и так далее. Организовывали художественную самодеятельность мансийского искусства. Также они подстригали, брили  мужчин, оказывали медицинскую помощь.

Сосьвинской Культбазе суждено было оказать благотворное влияние на коренное преобразование хозяйственной деятельности народа манси и привлечь его к оседлому образу жизни. Местное население также внесло свой вклад в строительство культбазы, они работали в качестве  возчиков, поваров, оленеводов, плотников.

Строители вручную вырубали вековой лес, им надо было спешить, так как не за горами была зима. Всю трудоёмкую работу производили с помощью топора и ручной пилы. Основанием поселка считается 16 октября 1933года.

Изучением культуры и языка манси занимались еще до строительства Культбазы. Уже в1931 году был разработан мансийский алфавит. До этого времени народ манси не имели письменности. С этого года началось регулярное издание литературы на мансийском языке.

Большинство мужчин во время великой Отечественной войны в 1941-1945 г.г ушли на фронт и не вернулись, некому было работать в колхозах и артелях, основной труд выполняли женщины и дети.

Заключение.

Сосьвинская Культбаза  вчера, сегодня, завтра.

В современное время население поселка составляет около тысячи человек разной национальности - преобладающая часть коренные жители - манси. Таким образом, поселок Сосьва был основан в тридцатых годах ХХ века. Началом основания поселка послужило образование Сосьвинской Культбазы. Основными задачами, которой было ликвидация  безграмотности среди коренного населения, приобщить к культуре, Сосьвинская культбаза выполнила к 1950 –м годам. Позже поселок стал носить название Сосьва.

В начале двухтысячных годах ХХI века, поселок вновь стал «оживать», разрастаться, практически каждая семья строит себе больший дом, обустраивают хозяйства и быт, в центре есть детская летняя площадка, спортплощадка для мини-футбола. В этом году планируется открытие  детского сада и также интерната, который ждали несколько лет.

Большинство людей в поселке работают  в школе, у частных предпринимателей и национальных общинах. В летнее время люди собирают дикоросы, ловят селедку; зимой охотятся и просто наслаждаются нашей красивой природой и чистым воздухом.

Я люблю свой поселок и горжусь, что здесь родился и живу!

Использованная  литература.

  1. Хромова А. М., Хромов В. В. «Живой очаг культуры» 2000 г.
  2. Хромов В. В. «Запах тайги»2004 г.

Приложения.

  1. Презентация: «Сосьва- моё любимое сердечко»
  2. Видеозапись: «Легенда о Сосьве»



Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение

  1. Легенда

     

  1.   Топонимика поселка.

  1.  Жизнь и быт коренных жителей Сосьвинской территории.

 

  1. Строительство Сосьвинской Культбазы.

Заключение. Сосьвинская Культбаза вчера, сегодня, завтра.

     

Список использованной  литературы.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕОписание: Описание: герб школы

СОСЬВИНСКАЯСРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА

Россия, Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра

Берёзовский район, п. Сосьва, ул. Школьная, 3

т/ф (34674)43-292, e-mail86sch-sosva@mail.ru

Тема исследования:

«История возникновения

моего поселка Сосьва»

Работу подготовил:

учащийся 3 класса

Кугин Иван Олегович

Работу курировал: учитель

Кугина Евдокия Ивановна

Сосьва  2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры нашего поселка

Анализ игр нескольких поколений в нашем поселке....

Игры нашего поселка

Анализ  игр нескольких поколений в нашем поселке...

Классный час "Заповедник Малая Сосьва"

В целом заповедник «Малая Сосьва» интересен разнообразием природных объектов, уникальных с научной, познавательной и эстетической сторон....

Исследовательская работа учащихся 4 класса по теме "История поселка в математических задачах"

Задачами данной проектно- исследовательской работы являлись:1. Ознакомиться с историей поселка;2. Составить задачи с использованием краеведческого материала;3. Учиться составлять задачи, примеры, запи...

Проект "История моего поселка"

Проектная работа ученицы 2 класса...