Сочинение по картине К. Л. Хетагурова "Дети-каменщики"
план-конспект урока (4 класс) на тему
Данный материал содержит конспект урока русского языка в 4 классе. На уроке дети учились составлять сочинение по картине. Урок составлен с учетом регионально-национального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_-_kamenshchiki.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Гимназия № 5
Конспект открытого урока
Тема: Обучающее сочинение
по картине К. Л. Хетагурова
«Дети - каменщики»
Учитель: Таратынко Лилия Евгеньевна
Владикавказ, 2010 г.
Тема: Текст – описание. Сочинение по картине К. Л. Хетагурова «Дети – каменщики»
Задачи:
- познакомить с творчеством К. Л. Хетагурова – художника;
- способствовать воспитанию у младшего школьника любви и интереса к прошлому осетинского народа;
- формировать умение составлять художественное описание;
- учить чувствовать выразительность слова;
- развивать творческое воображение.
УУД:
1. Познавательные - строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять анализ и синтез, владеть общим приемом решения задач, строить рассуждения.
2. Коммуникативные – учитывать разные мнения, координировать их, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, контролировать действия партнера, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
3. Личностные - учебная мотивация, способность к самооценке, эмпатия, ориентация на понимание причин успеха.
4. Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы в действие на основе сделанных ошибок.
Оборудование:
Репродукция картины К. Хетагурова «Дети – каменщики», портрет художника, карточки – опоры, видеоэтюды Осетии.
Сценарий урока.
- Организационный момент.
- Постановка темы и задач урока.
На доске: «Люблю я целый мир, люблю людей бесспорно,
Люблю беспомощных, обиженных сирот…»
-Эти слова принадлежат великому осетинскому художнику, поэту, писателю – Коста Хетагурову. Определите, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о детях, бедных людях)
III. Рассказ учителя с элементами беседы в сопровождении видеотюдов.
Коста Леванович Хетагуров родился 15 октября 1859 года в селе Нар. Творческое наследие Коста многогранно и многолико. Он был поэтом, публицистом, прозаиком, драматургом, художником – живописцем.
Коста – защитник бедных и обездоленных. Святая, безграничная любовь к людям, к миру, пожалуй, одна из самых верных примет величия писателя.
В 1888 году (в конце XIX века) Коста создает крупное произведение “На школьной скамье жизни». Позже картина получила второе название – «Дети – каменщики». Эта картина была любимым детищем художника.
- Первичное восприятие картины.
Дети рассматривают картину, определяют жанр – пейзаж, портрет или сюжетная картина.
- Беседа по содержанию картины.
- Кого вы видите на картине? Как они изображены? (Мальчика – осетина, который занимается разбиванием горного камня. Рядом мальчуган – карапуз в войлочной шапке.)
- Кто вместе с мальчиками находится на обочине дороги? (Собака, их верный друг)
- На втором плане художник изобразил пейзаж. Что можно сказать о небе, цепи гор? (По голубому небу плывут облака, освещенные лучами солнца. Гряда высоких, заснеженных гор на заднем плане картины)
- Какие краски являются главными на этом полотне? (Художник взял контрастные краски: темные и светлые.)
-Как вы думаете, почему?
Если дети затрудняются ответить, учитель объясняет: темные краски – тяжелая жизнь бедняков, а светлые – надежда на светлое будущее.
Объяснение названия картины. Сравнение названий.
- Почему К. Хетагуров сначала дал название картине «На школьной скамье жизни»? Как вы можете объяснить это название? (Потому что старший мальчик – школьного возраста и должен был учиться в школе)
- А как распорядилась жизнь? (Мальчик был вынужден зарабатывать тяжелым трудом на жизнь и помогать родителям)
- Какое название более конкретно указывает на сюжетные образы?
- Опишите внешний облик первого мальчика. (Мальчику лет десять. Он сидит на груде камней. Одет в лохмотья, на голове овечья папаха, ноги обмотаны сыромятной кожей. В правой руке тяжелый молот, а рядом большая лопата. Глаза добрые. На лице застыла улыбка.)
- Как выглядит второй мальчик? (Малышу лет шесть. Видимо он брат или друг старшего мальчика. У него на теле только рубаха в дырах, да войлочная шляпа на голове. Он босоногий. С любопытством смотрит вперед.)
- Кто расположен в правом нижнем углу картины? (Собака, которая все время сопровождает этих ребят.)
Воображаемая ситуация.
- Представьте, что вы знакомы с этими детьми. Расскажите, как их зовут, где они живут, как им живется, ходят ли они в школу.
- Завершая беседу по содержанию картины, мне хочется спросить: какое настроение вызывает у вас эта картина? Для ответа вы можете использовать слова – настроения. (На доске: радостное, грустное, печальное, задумчивое).
Физминутка.
Минутка релаксации в сопровождении осетинской мелодии.
- Речевая подготовка.
- А теперь перейдем к более детальному разбору картины. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные.
Ученики работают в парах с карточкой – помощницей № 1.
- Подберите к словам синонимы:
На доске: художник – автор, живописец
картина – полотно, произведение
создал – написал, изобразил, нарисовал, запечатлел, представил.
- Составление плана сочинения.
- Сколько частей будет в сочинении? (Три части).
- Как называются части? О чем в них говорится? (Первая часть – вступление. В ней говорится о том, как называется картина, кто ее автор, немного рассказывается об авторе или истории создания картины. Вторая часть – основная. В ней дается описание картины. Третья часть – заключение. В нем мы описываем свое отношение к картине, чувства, которые она вызывает, основную идею.)
На доске план (записывает учитель):
- Художник, создавший картину.
- Описание мальчиков: выражение лиц, одежда, позы. Природа на картине.
- Мысли и чувства, которые вызывает картина. Что хотел сказать художник своей картиной.
- Устное составление описания картины по плану. Учащиеся используют карточку – помощницу № 2.
- Написание сочинения учащимися.
-Теперь вы готовы к тому, чтобы приступить к написанию сочинения. В вашем распоряжении много выразительных средств, чтобы сделать свою речь яркой.
Я хочу вам прочитать свои мысли, вызванные этой картиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».
Развивать умение составлять план сочинения; научить читать картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для ее описания, для реализации идеи; расширить лексику школьников, их кругозор; ...
Сочинение по картине
Презентация к уроку русского языка сочинение - описание по картине...
Сочинение по картине Юон "Зима Волшебница"
Сочинение по картине Юон "Зима Волшебница" в 4 классе. Конспект урока и презентация....
Сочинение по картине Шишкина "Зима". 3 класс.
В данной работе представлен конспект и презентация, которые помогают учителю быстро и качественно подготовить детей к сложной работе-написанию сочинения....
Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".
Сочинение по картине является одним из наиболее сложных видов творческой деятельности . На уроке дети учатся наблюдать, анализировать картину, раскрывать замысел художника и передавать свое отношение ...
Презентация к уроку сочинение по картине И.И.Левитана "Весна.Большая вода".
Презентация помогает ярче и образнее представить материал к уроку....
сочинение по картине "Дети ,бегущие от грозы"
Урок и презентация...