курс интенсива "Кубаночка"
методическая разработка (3 класс) на тему
Может использоваться во внеурочной деятельности в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intensiv_kubanochka.doc | 324.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г.Усть-Лабинска
муниципальное образование Усть-Лабинский район
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
протокол №1 от 30 августа 2014 года
Председатель _______ Ивлева И.В.
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
Рабочая программа внеурочной деятельности
комплексная
«Кубаночка»
1 год
9 – 10 лет
Составители Можарова С.Н., Алейникова И.А.
учителя начальных классов
1.Пояснительная записка.
Программа курса по внеурочной деятельности ориентирована на следующие направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися второго класса. Курс включает 5 модулей (288 часов), направленных на организацию знакомства учащихся с окружающим миром и вхождением в социальное пространство. Программа рассчитана на 1 учебный год 2014-2015. Такая организация курса внеурочной деятельности позволяет педагогу последовательно или выборочно проводить данные модули в течение учебного года.
Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. Поэтому на данном этапе развития современной России особенно актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании.
В условиях модернизации российского образования проблема гражданского воспитания становится одной из актуальных на сегодня. Она ныне обретает новые подходы и критерии и является составной частью целостного процесса адаптации и жизненного самоопределения личности. В связи с этим стержнем воспитания теперь является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов активной гражданской позиции обучающихся. Гражданственность не дается сразу, она формируется постепенно, по мере складывания и развития личности.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания определяется:
- противоречием между потребностью общества в личности настоящего гражданина и отсутствием государственной системы воспитания гражданина;
- потребностью общества в переводе общественного сознания на общечеловеческие ценности как одного из условий воспитания школьника.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота своей Родины с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:
- овладеть учащимся знаниями об Усть-Лабинском районе, в котором проживают;
- формировать сознание школьников на основе культурно- исторических, духовных ценностей;
- формировать у обучающихся активную жизненную позицию;
- формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;
- изучать историю и культуру отечества и родного края;
-воспитывать патриотизм, гражданственность, бережное отношение к традициям, культуре и истории народов Кубани;
- стимулировать умение совершенствоваться в коллективе;
- развивать чувство сопричастности к окружающему;
- развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
В основу программы были положены следующие педагогические принципы и подходы:
1) Принцип целостного подхода к развитию личности – в сочетании коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
2) Принцип развивающего характера деятельности - в организации деятельности посильной для конкретной личности, определение четко выраженного результата деятельности, стимулирование творчества и самостоятельности.
3) Принцип природосообразности – принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти.
4) Принцип сотрудничества - работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.
5) Личностно – ориентированный подход – уважение личности, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения
Для реализации программы предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в школьный музей, музей станицы ; наблюдения;
• экскурсии по станице; целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• работа над загадками;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод
• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности;
• организация вечеров с родителями, для родителей.
Предполагаемые формы организации внеурочной деятельности.
Организации работы по программе в основном – коллективная, индивидуальная формы работы. Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Используются теоретические и практические занятия (внеурочная, внешкольная).
2.Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Всего, час | Количество часов | Планируемые результаты | |
Аудитор ные | Внеауди торные | ||||
I | Общеинтелектуальное направление «Умники и умницы » | 37 | |||
Интеллектуальная игра «Мудрая сова» | 8 | 4 | 4 | ||
Подготовка к мероприятию: Интеллектуальная игра « Мудрая сова» | 3 | Поиск интересной информации в библиотеке, в интернете и ознакомление с ней | |||
Проведение мероприятия: Интеллектуальная игра «Мудрая сова» | 2 | Одержать победу в интеллектуальной игре «Мудрая сова», выпустить газету по итогам игры. | |||
Награждение победителей. | 2 | 1 | Составление заданий для одноклассников | ||
Конференция «Победа деда – моя победа!». | 8 | 2 | 6 | ||
Подготовка к конференции «Победа деда – моя победа!». | 1 | 2 | Подбор материала о героях великой Отечественной войны. Сходить к ветеранам, оказать им помощь. | ||
Проведение конференции «Победа деда- моя победа!» | 1 | 3 | Защищают свои работы, выпускают буклеты, альбомов. | ||
Награждение победителей. | 1 | Выступление перед одноклассниками. Выставка рисунков о войне | |||
Конкурс «Эрудит» | 6 | 4 | 2 | ||
Подготовка конкурса «Эрудит» | 1 | Подбор заданий к конкурсу | |||
Проведение конкурса «Эрудит» | 2 | Выступление. | |||
Чествование участников. | 2 | 1 | Сочинение «Что должен уметь ученик». Представление сочинений перед одноклассниками | ||
Интеллектуальный марафон «Животный и растительный мир Краснодарского края» | 4 | 1 | 3 | ||
Подготовка к интеллекту-альному марафону. | 2 | Посещение библиотеки с целью узнать больше о крае. | |||
Проведение интеллекту-ального марафона «Животный и растительный мир Краснодарского края» | 1 | Участие в марафоне | |||
Подведение итогов. | 1 | Составление загадок и ребусов для одноклассников. | |||
Конкурс презентаций «Все профессии важны» | 6 | 4 | 2 | ||
Подготовка к конкурсу презентаций «Все профессии важны» | 2 | Сбор материалов о профессиях. Фото. | |||
Проведение конкурса презентаций | 3 | Представление презентаций на конкурсе. | |||
Награждение победителей. | 1 | Показ презентаций для одноклассников | |||
Игра «Неделя волшебных сказок» | 5 | 3 | 2 | ||
Подготовка к игре «Неделя волшебных сказок» | 1 | Просмотр мульфильмов. | |||
Проведение игры. | 2 | 1 | Участие в игре | ||
Подведение итогов. | 1 | Выполнение зарисовок, выставка рисунков | |||
II | Общекультурное направление «Волшебный мир» | 95 | |||
Конкурс осенних букетов. | 6 | 2 | 4 | ||
Подготовка к конкурсу осенних букетов. | 3 | Сбор природного материала | |||
Проведение к конкурса осенних букетов. | 1 | Участие в выставке | |||
Награждение лучших. | 1 | 1 | Выступление с сочинениями «Золотая осень» | ||
Фестиваль творчества «Волшебница - осень» (поделки, букеты, рисунки). | 6 | 3 | 3 | ||
Подготовка к фестивалю творчества «Волшебница- осень» | 1 | 3 | Сбор информации, природного материала для поделок | ||
Проведение фестиваля творчества. | Участие в конкурсе, одержать победу в конкурсах.стихов. | ||||
Подведение итогов творчества «Волшебница - осень» | Анализ участия – что понравилось. | ||||
Образовательная игра « На пороге – Новый год». Новогодние традиции, песни, танцы. Новогодняя мишура: подготовка к празднованию нового года. Новогодние утренники «Здравствуй, Дедушка Мороз!». Фабрика игрушек Деда Мороза, Новогодняя ярмарка. | 14 | 10 | 4 | ||
Подготовка к Новогоднему утреннику | 5 | 2 | Научатся хоровым песням, водить хороводы, больше узнают о празднике. Научатся изготавливать ёлочные украшения. | ||
Проведение Новогоднего утренника | 4 | 2 | Участие в утреннике. | ||
Подведение итогов. | 1 | Что запомнилось – нарисуй! Выставка рисунков | |||
«Я- зритель» (4 поездки на каникулах) | 40 | 4 | 36 | ||
Подготовка к посещению театра | 4 | Повторят правила поведения в автобусе во время поездки и поведение в театре. Узнать о спектакле | |||
«Я - зритель» в театре драмы | 32 | Просмотр спектакля. | |||
Посещение развлекательного центра г. Краснодара. | 4 | Что понравилось? Почему? | |||
Экскурсии в краеведческий музей города | 10 | 6 | 4 | ||
Подготовка экскурсии в музей | 2 | 2 | Сбор материала о героях города Усть- Лабинска | ||
Проведение экскурсии в краеведческий музей города | 4 | Участие в экскурсии. | |||
Составление презентаций по итогам экскурсии. | 2 | Выпуск газеты по группам, что запомнилось. | |||
Конкурс « Много читаю – много знаю» | 8 | 4 | 4 | ||
Подготовка к конкурсу «Много читаю – много знаю» | 1 | Подбор материала к конкурсу | |||
Проведение конкурса.
| 4 | Участие в конкурсе | |||
Анализ конкурса « Много читаю – много знаю» | 3 | Выставка прочитанных книг и доклады | |||
КВН «Рыцарский турнир!» | 3 | 2 | 1 | ||
Подготовка к КВНу « Рыцарский турнир» | 1 | Сбор информации о военных профессиях | |||
Проведение КВНа «Рыцарский турнир» | 1 | Участие в конкурсе. | |||
Подведение итогов. | 1 | Награждение. Фотовыставка. | |||
КВН «Наша красавица» | 3 | 2 | 1 | ||
Подготовка к КВНу «Наша красавица» | 1 | Сбор информации о профессиях мам и их домашней работой. | |||
Проведение КВНа «Наша красавица!» | 1 | Участие в конкурсе | |||
Анализ КВНа «Наша красавица!» | 1 | Награждение. Фотовыставка. | |||
Рождественские посиделки | 3 | 1 | 2 | ||
Подготовка к рождественским посиделкам | 1 | Сбор информации из интернета и библиотеке о празднике | |||
Проведение рождественских посиделок | 1 | Участие в посиделках | |||
Анализ рождественских посиделок | 1 | Выступление перед одноклассниками с мини сочинениями «Что такое рождество» | |||
Образовательная игра « В единстве наша сила» | 5 | 3 | 2 | ||
Подготовка к образовательной игре « В единстве наша сила ». Праздники и народные игры. | 2 | Сбор информации об играх и разучивание их | |||
Проведение образовательной игры . Праздники и народные игры. | 2 | Участие в игре | |||
Подведение итогов образовательной игры «Мы разные, но мы вместе». Праздники и народные игры. | 1 | Анализ участия. Разучивание понравившихся игр | |||
III | Социальное направление «Мы успешны » | 41 | |||
Акция «Доброе дело» ко Дню пожилых людей. | 6 | 2 | 4 | ||
Планирование акции «Доброе дело» ко Дню пожилых людей. | 1 | Узнают о важности оказания помощи | |||
Проведение акции «Доброе дело» ко Дню пожилых людей. | 1 | 2 | Помогут пенсионерам | ||
Подведение итогов «Доброе дело» ко Дню пожилых людей. | 1 | 1 | Делают открытки для пожилых людей | ||
Акция «Мир добрых сердец». | 7 | 4 | 3 | ||
Планирование акции «Мир добрых сердец». | 1 | 2 | Узнают о важности оказания помощи | ||
Проведение акции «Мир добрых сердец». | 2 | 1 | Помогут пенсионерам | ||
Подведение итогов «Мир добрых сердец». | 1 | Фотовыставка проведённых дел, презентации | |||
Акция «Покормите птиц зимой» | 6 | 3 | 3 | ||
Планирование акции «Покормите птиц зимой» | 1 | 1 | Выяснить зачем нажны кормушки для птиц | ||
Проведение акции «Покормите птиц зимой» | 1 | 1 | Отличная подготовка акции | ||
Подведение итогов акции « Покормите птиц зимой» | 1 | 1 | Награждение победителей | ||
Акция «Помоги маме» | 6 | 2 | 4 | ||
Планирование акции «Помоги маме» | 1 | Продумать, какую помощь можно оказать мамам | |||
Проведение акции «Помоги маме» | 1 | 3 | Оказание посильной помощи | ||
Подведение итогов акции «Помоги маме» | 1 | Выступление с презентацией. | |||
Акции «Чистый школьный двор» (9 раз в год) | 16 | 2 | 14 | ||
Планирование акции « Чистый школьный двор» | 1 | Распределение обязанностей, подготовка инвентаря. | |||
Проведение акции « Чистый школьный двор» | 14 | Уборка школьного двора | |||
Подведение итогов акции « Чистый школьный двор» | 1 | Анализ проведённого дела. Фотовыставка школьного двора | |||
IV | Духовно- нравственное направление «Будьте добры» | 76 | |||
Единый Всекубанский классный час «История Кубани в лицах» | 5 | 3 | 2 | ||
Подготовка к классному часу «История Кубани в лицах» | 1 | 1 | Подбор материала в библиотеке, интернете | ||
Проведение классного часа «История Кубани в лицах» | 1 | Участие в классном часе | |||
Подведение итогов. | 1 | 1 | Выставка рисунков – олимпийские символы. | ||
Акция «Школа против террора» | 6 | 3 | 3 | ||
Планирование акции «Школа против террора» | 1 | 1 | Повторим правила поведения при теракте, правилами эвакуации во время теракта. | ||
Проведение акции «Школа против террора» | 1 | 1 | Эвакуация | ||
Анализ акции «Школа против террора» | 1 | 1 | Составление теста для одноклассников по правилам эвакуации | ||
День рождения Краснодарского края. Викторина. | 6 | 3 | 3 | ||
Подготовка к викторине «День рождения Краснодарского края» | 1 | 1 | Познакомятся с историей края и повторят изученное. | ||
Проведение викторины «День рождения Краснодарского края» | 1 | 1 | Участие в викторине | ||
Итоги проведения викторины «День рождения Краснодарского края» | 1 | 1 | Выставка рисунков – символика края | ||
Праздник «День города» | 10 | 6 | 4 | ||
Подготовка к празднику «День города» | 1 | 1 | Рисунки, изготовление поделок | ||
Проведение праздника «День города» | 4 | 2 | Участие в выставке рисунков, поделок | ||
Итоги праздника «День города» | 1 | 1 | Награждение. | ||
Дела юных Жуковцев | 10 | 3 | 7 | ||
Посещение ветеранов, поздравление ветеранов. | 6 | Подбор материала, разучивание стихов | |||
Конкурс презентаций о маршале Жукове. | 2 | Участие в мероприятии | |||
Итоги мероприятия. | 1 | 1 | Групповое составление плана работы | ||
Всемирный день ребенка. Игра по станциям «Закон 15-39 на защите прав ребёнка». | 7 | 3 | 4 | ||
Подготовка к игре по станциям. | 1 | 2 | Посещение библиотеки КДЦ, для сбора информации | ||
Проведение игры по станциям «Закон 15-39 на защите прав ребёнка». | 1 | 2 | Участие в игре | ||
Итоги игры по станциям. | 1 | Выставка рисунков о выполнении закона 15/39. | |||
Митинг «День освобождения города» | 5 | 2 | 3 | ||
Подготовка к митингу «День освобождения города» | 1 | 1 | Подбор материала, стихов о войне и участии станичников в ней | ||
Проведение митинга «День освобождения города» | 1 | 2 | Участие в митинге. | ||
Итоги проведения митинга «День освобождения города» | Выступления со стихами на военную тему | ||||
Встреча с ветераном | 5 | 2 | 3 | ||
Подготовка к встрече с ветераном | 1 | Продумают вопросы, которые хотят узнать. | |||
Проведение встречи с ветераном | 1 | 2 | Участие во встрече с ветераном | ||
Итоги встречи с ветераном | 1 | ||||
Праздник «Масленица широкая» | 7 | 3 | 4 | ||
Подготовка к празднику «Масленица широкая» | 1 | 2 | Подбор информации о празднике, изготовление чучела, приготовление блинов. Презентация. | ||
Проведение праздника «Масленица широкая» | 1 | 2 | Участие в празднике | ||
Итоги праздника «Масленица широкая» | 1 | Выставка рисунков. | |||
Конкурс инсценированной песни «Служу России». | 9 | 5 | 4 | ||
Подготовка к конкурсу инсценированной песни «Служу России». | 2 | 3 | Познакомятся со службой в Армии, научатся инсценировать песни и хоровому пению. | ||
Проведение конкурса инсценированной песни «Служу России». | 2 | Участие в конкурсе. | |||
Итоги конкурса инсценированной песни «Служу России». | 1 | Выступление с сочиненими | |||
Праздник «Мы победили в 45-м!». | 6 | 2 | 4 | ||
Подготовка к празднику «Мы победили в 45-м!». | 1 | 2 | Подбор материала о Великой Отечественной войне, разучивание стихов. | ||
Проведение праздника «Мы победили в 45-м!». | 2 | Поучаствуют в параде Победы станицы. | |||
Итоги праздника «Мы победили в 45-м!». | 1 | Выставка рисунков | |||
V | Спортивно-оздоровительное направление «Здоровей-ка» | 39 | 9 | 30 | |
День здоровья «Навстречу здоровому образу жизни». | 8 | 6 | 2 | ||
Подготовка ко дню здоровья | 3 | Повторят правила поведения во время спортивных мероприятий, нарисуют эмблемы. | |||
Проведение дня здоровья «Мы за здоровый образ жизни ». | 2 | Участие в Дне здоровья | |||
Итоги дня здоровья. | 3 | Фотовыставка или презентация. | |||
Школьный турслет. | 10 | 6 | 4 | ||
Подготовка к школьному турслету. | 3 | 2 | Повторят правила поведения во время спортивных мероприятий, нарисуют эмблемы. | ||
Проведение школьного турслета. | 2 | Участие в турслёте | |||
Итоги школьного турслета. | 3 | Выпуск стенгазеты о турслёте | |||
День здоровья. Акция «Спорт –альтернатива пагубным привычкам» | 6 | 4 | 2 | ||
Подготовка к дню здоровья. Акции «Спорт –альтернатива пагубным привычкам» | 2 | 1 | Повторят правила поведения во время спортивных мероприятий, нарисуют эмблемы. | ||
Проведение дня здоровья. Акции «Спорт –альтернатива пагубным привычкам» | 1 | Участие в дне здоровья. | |||
Итоги дня здоровья. Акции «Спорт –альтернатива пагубным привычкам» | 2 | Выпуск стенгазеты | |||
День здоровья. «Веселые старты» | 6 | 4 | 2 | ||
Подготовка к дню здоровья. «Веселым стартам» | 3 | 1 | Повторят правила поведения во время спортивных мероприятий, нарисуют эмблемы. | ||
Проведение дня здоровья. «Веселых стартов» | 1 | Участие в весёлых стартах | |||
Итоги дня здоровья. «Веселых стартов» | 1 | Фотовыставка | |||
Всемирный День здоровья «Сильные! Смелые! Ловкие!» | 9 | 6 | 3 | ||
Подготовка к Всемирному Дню здоровья «Сильные! Смелые! Ловкие!» | 3 | 1 | Узнают о Дне Здоровья в мире. Повторят правила поведения во время спортивных мероприятий, нарисуют эмблемы. | ||
Проведение Всемирного Дня здоровья «Сильные! Смелые! Ловкие!» | 2 | Участие в дне здоровья. | |||
Анализ Всемирного Дня здоровья «Сильные! Смелые! Ловкие!» | 3 | Фоторепортаж о том, что запомнилось и понравилось. | |||
Всего часов | 288 | 73 | 97 |
3.Содержание программы
Общеинтелектуальное направление «Умники и умницы»»
Интеллектуальная игра «Мудрая сова»
Конференция «Победа деда – моя победа!».
Конкурс «Эрудит»
Интеллектуальный марафон «Животный и растительный мир Краснодарского края»
Конкурс презентаций «Все профессии важны»»
Игра «Неделя волшебных сказок»
Общекультурное направление «Волшебный мир»
Конкурс осенних букетов.
Фестиваль творчества «Волшебница- осень» (поделки, букеты, рисунки).
Образовательная игра « На пороге Новый год»». Новогодние традиции, песни, танцы. Новогодняя мишура: подготовка к празднованию нового года. Новогодние утренники «Здравствуй, Дедушка Мороз!». Фабрика игрушек Деда Мороза.
«Я – зритель». Посещение драмтеатра.
Экскурсии в краеведческий музей города.
Конкурс « Много читаю – много знаю», посвященный Международному Дню детской книги
КВН «Рыцарский турнир!»
КВН «Наши красавицы!»
Рождественские посиделки
Образовательная игра «В единстве наша сила». Праздники и народные игры.
Социальное направление «Мы успешны»
Акция «Доброе дело» ко Дню пожилых людей.
Акция «Мир добрых сердец».
Акция «Покормите птиц зимой»
Акция «Помоги маме»
Акции «Чистый школьный двор» (9 раз в год)
Духовно- нравственное направление «Будьте добры»
Единый Всекубанский классный час «История Кубани в лицах»
Акция «Школа против террора»
День рождения Краснодарского края. Викторина.
Праздник «День города»
Дела юных Жуковцев.
Всемирный день ребенка. Игра по станциям «Закон 15-39 на защите прав ребёнка».
Митинг «День освобождения города»
Встреча с ветераном
Праздник «Масленица широкая»
Конкурс инсценированной песни «Служу России».
Праздник «Мы победили в 45-м!». Операция «Память».
Спортивно-оздоровительное направление «Здоровей-ка»
День здоровья «Навстречу здоровому образу жизни».
Школьный турслет.
День здоровья. Акция «Спорт –альтернатива пагубным привычкам»
День здоровья «Веселые старты»
Всемирный День здоровья «Сильные! Смелые! Ловкие!»
4.Планируемые результаты реализации программы
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, метапредметный, предметный.
Личностные включают в себя:
- развитие интереса к изучению материала о малой родине;
- действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо);
- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, станице;
- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
- формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи;
- формирование желаний выполнять действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении задания.
Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, станица, природа.
Метапредметные включают в себя:
регулятивные
- введение правил поведения в школе, на улице, в общественных местах;
- разный вид деятельности: экскурсии, праздники, субботники, викторины, конкурсы, встречи.
- разучивание игр на двигательную активность.
Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.
познавательные
- формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;
- формирование знаний о современных профессиях;
- формирование знаний об истории школы, станицы.
Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц станицы, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музеи станицы, школы, к памятникам станицы, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок.
коммуникативные
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;
- формирование умения слушать и вступать в диалог;
- формирование умения в постановке вопросов;
- умение строить устный рассказ;
- формирование умений работать в парах, малых группах.
Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе Краснодаре во время поездки, где они находятся, о современной жизни родной станицы, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, социальная помощь, ребенок, государство, гражданство, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах);
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- умение пользоваться картой (в определении границ края, крупных ее городов), рассказывать о родной станице, краевом центре; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории края, станицы; приводить примеры исторических и культурных памятников нашей станицы.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Ученик научится:
Личностные: самоопределение:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
Нравственно- этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость.
Регулятивные: планирование:
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приемы решения задач;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- ставить и формулировать проблемы
Коммуникативные: инициативное сотрудничество:
- ставить вопросы: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество
планирование учебного сотрудничества:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером
взаимодействие:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- строить понятные для партнера высказывания.
управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина своей малой Родины и России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный;
порядочный;
самодисциплинированный;
уверенный;
терпимый (толерантный);
самостоятельный;
ответственный;
целеустремленный (особенно к знаниям);
внимательный к сверстникам;
аккуратный;
уважительный;
любящий;
интеллектуальный;
здоровый;
общительный;
любознательный;
сопереживающий;
воспитанный;
трудолюбивый;
открытый;
активный;
коммуникабельный;
социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
5. Формы контроля.
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Диагностика
4. Праздники, викторины, конкурсы, встречи, соревнования
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
-оформление и защита портфолио;
-участие в конкурсах, выставках, праздниках, соревнованиях, учебно-исследовательских конференциях;
-разработка проектов.
- Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;
- Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);
- Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);
- Изучение самооценки личности младшего школьника;
- Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);
- Проектная методика «Автопортрет»;
- Конкурс рисунков «Я и мой класс»;
- Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;
- Социометрия;
- Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;
- Методики «Пословицы» (С.М.Петрова), «Наши отношения» (Л.М.Фридман);
- Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);
- Тест «Размышляем о жизненном опыте» (.Е.Щурковой).
6.Методические рекомендации
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе).
Обучающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, село и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
7.Учебно – методическая литература для учителя
- Методики и тесты.
- Карта России, Краснодарского края.
- Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия».
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В. «Я - гражданин России»
- Белоножкина О.В. «Инценированные классные часы в начальной школе»
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах М.: «Школа-Пресс»
Согласовано Согласовано
Протокол №1 заседания Заместитель директора по УМР
МО учителей начальных классов ___________ Е.Н.Сидоренко
от 28 августа 2014г. 30 августа 2014г.
________ С.Ю.Орехова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
Используемая литература по курсу "Особенности и методика курса ОРКСЭ"
Приводится список литературы, которая была использована при написании курса. Учителя могут использовать её при подготовки к урокам....
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Курс "Мир деятельности"как средство достижения новых образовательных результатов. Актуальность надпредметного курса "Мир деятельности"
В статье ( выступлении) рассказывается об опыте работы по данному курсу, объясняется, почему курс актуален....
Презентация к курсу ОРКСЭ. Курс ОПК. Тема "Заповеди".
Презентация позволяет подвести к раскрытию темы "Заповеди" через доступные детскому сознанию понятия любви и ненависти, добра и зла, опираясь на известные сказки. Проводится связь с общечеловече...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА Название курса: «Русский язык»4 класс
Программа учебного курса "Русский язык" 4 класс(программа "ПЕРСПЕКТИВА")...