Классный час "Эхо войны в творчестве калмыцких писателей"
классный час (1 класс) на тему
Конспект классного часа на тему «Эхо войны в стихах калмыцких поэтов»
Класс: 1
Цель: познакомить детей с литературным наследием калмыцких писателей о Великой Отечественной Войне.
Задачи:
-воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой народ, воспитывать волю к победе на исторических примерах.
- развивающая: развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению калмыцкой литературы и истории народа.
Форма работы: индивидуальная,групповая, фронтальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ВОВ в творчестве калмыцких писателей | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа на тему «Эхо войны в стихах калмыцких поэтов»
Класс: 1
Цель: познакомить детей с литературным наследием калмыцких писателей о Великой Отечественной Войне.
Задачи:
-воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой народ, воспитывать волю к победе на исторических примерах.
- развивающая: развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению калмыцкой литературы и истории народа.
Форма работы: индивидуальная,групповая, фронтальная.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя: прочтение стихотворения Д.Кугультинова «Россия».
РОССИЯ
Россия, Россия, певучее слово,
В нем - скромность величья, и счастья основа,
И нежность, и столько любви накаленной...
Промолвишь - «Россия»,- встают миллионы
Идущих вперед непреклонно и тесно,-
И тех, кто прославлен, и тех, кто безвестно
Твои молодые поля, о Россия,
Горячею кровью своей оросили.
Россия, твой подвиг вовек бескорыстен.
Не ты ль привлекла высочайшей из истин
Меньших своих братьев и, став им опорой,
Спасла от бесправья, от зла и разора,
Пред ними являя отваги примеры,
У них пробуждая в грядущее веру.
Россия, певучее имя - Россия,
Ты в душу вливаешь мне силы живые!
Это стихотворение Давида Кугультинова, калмыцкого поэта и писателя, посвященное нашей стране – России. Этот год для всех жителей нашей страны и всего мира станет юбилейным, ведь 70 лет назад в мае месяце Россия, а на том момент – СССР, и ее союзники победили во Второй Мировой Войне. Эта война захватила весь мир, но мы называем ее еще и Великой Отечественной Войной, потому как в ней приняли участие все народы, населяющие нашу необъятную Родину: русские, татары, грузины, чеченцы, калмыки и многие другие. Все народы внесли свой вклад в Великую Победу.
Но тех, кто видел, кто помнит эти страшные годы, остается все меньше и меньше.
Поэты и писатели того времени писали о войне, старались сохранить потомкам память о подвигах людей, о бесстрашии воинов, об ужасах войны.
И наш маленький народ, калмыки, тоже внес свою лепту в мировое наследие литературы о Великой Отечественной Войне.
Выступление детей
Давид Кугультинов «Ночью в окопе» отрывок, перевод Ю.Вронского
Лежим. Не пропадем авось.
Темно на белом свете.
Пронизывает нас насквозь
Весенний черный ветер.
А обувь – мокрая. Она
Дрожь вызывает в теле.
Как лед, винтовка холодна,
Аж руки онемели.
Лежат солдаты на войне,
Их снег с водою топит.
Они не в дыме, не в огне –
Они в степи, в окопе….
Учитель: Давид Кугультинов – один из ярчайших калмыцких поэтов. Родился и вырос в Калмыкии (бывшая Калмыцкая АССР), во время учебы в университете был призван в армию, служил на территории нынешней Монголии, а в 1942 году подал прошение на перевод на фронт, где его отправили в Украину. Он принимал участие в боях, но в 1944 был отозван и депортирован в Сибирь.
Это стихотворение было написано на фронте, где он служил военным корреспондентом.
Все, что Давид Кугультинов видел в бою, он старался передать в своих стихах: как обычные мальчишки, только что вышедшие из школ, боятся и жаждут подвигов, вспоминают семью и мирную жизнь, стараются забыть хоть на некоторое время о страхах войны.
Поэма «Необоримый», которую Кугультинов посвятил героям – партизанам – Юрию Клыкову, Тамаре Хахлыновой и Володе Косиеву, написана о подвигах совсем юных ребят, которые сражались, любили, были взяты в плен, были преданы, были убиты. Но память о них сохранилась до сих пор. Мы знаем их, мы помним их.
В нашем городе есть улицы, названные в честь героев – калмыков.
Давайте вспомним их.
Дети: улицы Юрия Клыкова, Михаила Хонинова, Тамары Хахлыновой, Михаила Сельгикова, Ивана Гермашева, Эрдни Деликова, Михаила Хонинова, Мацака Бимбаева.
Ребята, наша школа носит имя Давида Никитича Кугультинова, и как ученики школы, и как ученики школы, названной именем Кугультинова, мы должны знать стихи народного поэта Калмыкии.
Учитель: А теперь давайте послушаем еще одно стихотворение.
Ученик: Михаил Хонинов «Песня победы», перевод И. Романова
Над рейхстагом гордо реет
Стяг простреленный багряный.
Замолчали батареи,
Затянулись наши раны.
Здравствуй, отчий кров любимый!
Принимай с победой сына.
Я вернулся невредимый,
Чтоб в сады одеть долины.
Учитель: Михаил Хонинов был не только поэтом и литературным деятелем, но и отважным солдатом. В 1949 году он получил Орден Красного Знамени, стал почетным гражданином белорусских городов Березино и Кличино.
Как говорил сам Хонинов о себе, что он прежде всего воин. Все его стихи насыщены отвагой солдат, партизан и мирных жителей, которые помогали всеми силами в войне с неприятелем. Сам он был отважен, силен; во время войны за его голову была назначена награда. Таким как он были и его стихи: всегда побеждавшие, мощные, стойкие к любым напастям.
Ученик. Стихотворение «До последней атаки», перевод А. Грекова
В дни войны, когда Гитлера танки
Шли стеной, все сжигая дотла,
Мне родная земля помогла
Уцелеть до последней атаки.
Потому и сегодня я в силе
И покоя душе не прошу,
Мои корни в земле, я дышу
Чистым воздухом милой России.
Михаил Хонинов писал о воинах-калмыках, как о всегда готовых ринутся в бой, победить.
Ученик: «Исповедь калмыка», перевод Н. Поливина
Но... чу!
Труба гремит...
Медали на груди
Позвякивают глухо,
Спешу на зов трубы,
Спешу на гром копыт:
Я в битве и певец,
И воин, твердый духом.
Учитель: Для Михаила Хонинова и его современников каждый солдат был героем. Не было людей, безразличных к войне, все были настоящими патриотами и защитниками своей Родины. Я надеюсь, что вы тоже станете такими же людьми, чтобы наша Родина гордилась вами.
Работа в группах.
Синонимы и ассоциации.
Учитель: Посмотрите на доску, там написано слово «Подвиг», а к нему подобраны синонимы (слова, похожие по смыслу). Давайте прочитаем.
Подвиг – храбрость, отвага, доблесть, героизм, действие, заслуга, работа.
Ребята, сейчас мы разобьемся на группы. Каждая получит букву, с которой должны начинаться слова, связанные с войной. Но не просто слова, похожие по смыслу, но и начинающиеся с заданной буквы. А в конце работы мы сложим из наших букв слово.
Предполагаемые ответы.
П – подвиг, поколение, память, патриотизм
О – отвага, огонь, Отчизна, отчий дом, оружие
Б – бесстрашие, боец, боль, беда, борьба, бодрость, бой
Е – единство
Д – доблесть, дружба, долг
А – армия, атака
А теперь складываем начальные буквы, какое слово получилось?
Ученики: «Победа».
Учитель: Правильно, ребята. Наши прадеды пришли к Победе путем отваги и доблести, веры и надежды, а мы придем к победе, когда будем помнить о них.
Заключение.
Учитель: Сегодня мы познакомились с поэтами нашей Малой Родины – Калмыкии и их вкладом в наследие Великой Отечественной Войны. Для каждого из вас приоткрылся новый мир, в котором царят мужество, стойкость, преданность Родине, самоотверженность и вера в Победу. Наши прадеды подарили нам возможность жить в мирное время, тогда как сами погибали на войне.
Мы должны помнить их подвиг, помнить через стихи, песни, рассказы. Передавать эту память, это наследие нашим будущим детям.
Мы должны прославлять поэтов наших и поэтов России, которые видели и передали нам кусочек того времени, где мы, надеюсь, не окажемся никогда.
(Звучит песня из к/ф «Офицеры»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с творчеством детского писателя
Биография, твочество известного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака...
Районный конкурс чтецов "Творчество пермских писателей и поэтов".
Предлагаю вашему вниманию сценарий конкурса чтецов, прведённого в Ленинском районе города Перми "Творчество пермских писателей и поэтов"....
Методическая разработка урока внеклассного чтения по теме: « Символика цвета в авторской сказке. Знакомство с творчеством латышского писателя И.Зиедониса»
Конспект урока внеклассного чтения с использованием технологии РКМЧП...
Презентация к занятию "Творчество кубанских писателей и поэтов"
Творчество поэтов...
Ознакомление с творчеством якутского писателя Сивцева Дмитрия Кононовича – Суорун Оммолон»
Познакомить с творчеством известного якутского писателя Суорун Оммолоном. Вызвать...
Классный час "ТВОРЧЕСТВО САХАЛИНСКОГО ПИСАТЕЛЯ АНАТОЛИЯ ДЁШИНА"
Классный час "ТВОРЧЕСТВО САХАЛИНСКОГО ПИСАТЕЛЯ АНАТОЛИЯ ДЁШИНА"...
Открытый классный час на тему «Творчество наших земляков», приобщенный ко Дню Писателя в России
Данный классный час полезен тем, что расширяет знания учащихся о писателях и поэтах родного края и села, особенно если приобщить его ко Дню Писателя в России, к юбилею образования Ростовской обла...