Посиделки
план-конспект занятия на тему
В данной работе отражен чувашский народный обычай "Посиделки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_rmo_posidelki.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Звездочка»
Конспект открытого районного мероприятия
для педагогов детского сада города и района
«ПОСИДЕЛКИ»
в подготовительной к школе группе «Зайчики»
Мастер-класс с воспитателями детского сада
города и района и воспитанниками
Воспитатель: Миронова Н.И.
1 кв.категория
Козловка, 2014 г.
Цель:
Формирование позитивнго отношения к национальной культуре и развитие творческих способностей через приобщение к общечеловеческим ценностям, заложенным в культуре чувашского народа.
Задачи:
Продолжать знакомить с обычаями и традициями своего народа; приобщать к духовной культуре на основе активного использования фольклора (песен, загадок, пословиц и поговорок, потешек т.п.)
Развивать творческие способности детей в разных видах деятельности (музыкальной, речевой, театрально - игровой, изобразительной).
Воспитывать уважение к национальным обычаям, традициям, добрые уважительные отношения к людям труда.
Материал:
Интерьер чувашской избы, платочки для хоровода, видиофильм «Чувашские узоры», видиопроектор, полоски разноцветной бумаги, схема плетения декоративного коврика.
Предварительная работа:
1.Экскурсии в мини-музей детского сада «Изба чувашского крестьянина» и в музей Н.Лобачевского.
2.Чтение чувашских сказок и легенд.
3.Разучивание чувашских народных хороводов, подвижных игр.
4.Беседы о народных календарных праздниках, знакомство с чувшскими традициями и обычаями.
5.Рассматривание иллюстраций из книги « Чувашское народное искусство» Э.Д.Меджитова.
План и ход занятия.
1.Приход гостей.
Стук в дверь.
1 гость: Здравствуй, хозяйка, здравствуйте, девочки. Мир вам и мы к вам.
Хозяйка и девочки: Здравствуйте, гости дорогие.
Хозяйка: Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем.
1 девочка: Ждали, ждали, все «ждалки» съели.
2 девочка: Ыра кун, лаиахах-и?
3 девочка: Ждали, ждали и вот дождались.
2 гость: Здесь ли девочки под окном сели зимним вечерком?
4 девочка: Да, чтобы спеть и поболтать
И уменья показать.
Хозяйка: Проходите, гости дороги. Ларар. Удобно ли вам, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? У нас для каждого найдется и словечко,и местечко.
Гость: В тесноте да не в обиде.
Хозяйка:Ну что ж, доброе начало, как половина дела.
2.Сообщение темы занятия.
-Раньше,в старые времена, в каждой деревне любила молодежь собраться,посидеть,чтобы себя показать и других посмотреть. Назывались такие вечера «посиделками». По обычаю, на посиделки каждый что-нибудь приносил: то семечки, то орехи, то муки для блинов. Но и работу не оставля -ли дома. Девушки вышивали, пряли пряж, вязали, ткали. А парни мастерили ложки, лепили глиняные игрушки. Сегодня мы с девочками нашей группы решили устроить девичьи посиделки.
-На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели и водили хоровод.
Девочки сидят на скамейках, все заняты делом. Звучит тихая чувашская народная песня «Илемле чаваш юрри»
1 девочка: Золотая моя прялица,
Я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется,
Мне работа эта нравится.
2 девочка: Иголка, иголка, ты тонка и колка,
Не коли мне пальчик, шей сарафанчик.
3 девочка: От скуки бери дело.
4 девочка: Хочешь, есть калачи - не лежи на печи.
5 и 6 девочки: Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
7 девочка: Загадаю вам загадку: Бежит свинка – золотая спинка,
Носочек стальной, а хвосточек льняной (иголка с ниткой)
Хозяйка: В прежние времена в крестьянских семьях рано приучали детей к труду, потому что родители понимали, тот, кто умеет и любит трудиться, никогда не пропадет. Сейчас наши дети хотят поделиться своими умениями с нашими гостьями, ведь не зря говорят «Маленький да удаленький»Здесь , на стенде, висит схема плетения коврика.Рассмотрим ее и примемся за дело. Садитесь поудобней и принимайтесь за дело.
3.Плетение коврика.
Звучит тихая чувашская мелодия. Ребенок и взрослый садятся рядом и «плетут» каждый свой коврик.
Хозяйка: Какие молодцы! Умелые руки не знают скуки.
1 девочка: Есть терпенье - будет уменье.
Хозяйка: Засиделись, гости дорогие? Не мешало бы нам немного отдохнуть.
4.Чувашская народная хороводная игра «Я с платочком хожу».
Я с платочком хожу, я платок в руках держу.
Вот так, вот так я платок в руках держу.
Я платочком машу, я платочком покружусь.
Вот так, вот так я платочком покружусь.
А теперь, мои друзья, за платочек спрячусь я.
Вот так, вот так за платочек спрячусь я.
Где ж мои ребятки?
Вот я!
5.Просмотр слайдов по теме «Чувашские узоры»
Чувашия издавна называлась «краем ста тысяч слов, ста тысяч песен и ста тысяч вышивок».Так богаты и разнообразны узоры, создаваемые чувашскими вышивальщицами. На этих кадрах мы с вами видим различные виды орнамента, которые имеют свою символику, свой цвет.Основными цветами в чувашском орнаменте являются красный, который обозначает символ огня, энергии; желтый –цвет солнца, дарующий жизнь всему на земле,; черный- цвет земли(земля дает силу богатырю,кормит, поит людей), и в то же время- цвет смерти(жизнь без смерти не бывает).
Основные цвета лидируют и на флаге и гербе Чувашской Республики,где выделяется особый символ – Древо жизни. Есть легенда о Древе Жизни на Государственном флаге республики.Я хочу рассказать вам эту легенду.
6.Рассказывание легенды.
Создал Бог небо, воздух и воду. А земля оказалась под водой. Послал бог за землей селезня. Три раза нырял селезень, но не смог достать землю. Увидел это Сатана и послал в помощь утку. Только в третий раз сумела утка ухватить клювом кусок земли. Как только она вынырнула- земля в клюве начала расти. Выплюнула утка землю, и выросла земля до огромных размеров. А в середине этой земли начало расти до небес дерево, корни которого дошли вниз до мира Сатаны. На ветках дерева жизни поселились утка и селезень- это мужчина и женщина. И пока существует древо жизни, будет жить и чувашский народ.
И на эмблеме Года Культуры 2014 года Чувашии лидируют эти цвета.Смысл этой эмблемы – это самобытность национальной культуры и традиций чувашского народа.
7.Заключение.
Хозяйка: Сегодня с вами мы много чувашских обычай и традиций вспомнили и показали. Но чувашский народ славится не только своим трудолюбием, но и своим особым гостеприимством. У чувашского народа, кто бы не заходит дом, его ни в коем случае не отпускают, не угостив. А где гостеприимство, там и угощенье.
1 девочка: Дом красив не углами, а пирогами.
2 девочка: Чем богаты ,тем и рады.
8.Угощение блинами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утренник "Деревенские посиделки"
Фольклорный праздник в 1 классе...
Фольклорный праздник "Посиделки"
Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....
Сценарий "Старинные посиделки"
Цель: познакомить с традициями русских посиделок у крестьян; узнавать и находить особенности русского фольклора; развивать артистические и сценические способности детей. ...
Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки"
Россия, Россия, края дорогие,...
Новогодние посиделки с Нечистой силой.
Театрально-развлекательный праздник традиционно проводиться нами в ГПД. Роли играют сами дети. Интересная новогодняя программа с песнями, играми и танцами....
Классные посиделки
Стихи к празднику мам...
Посиделки
Душа народа , жизнь и быт , его культура и обряды. Его поэтика и песни , его ремесла и наряды. В чем суть сего ? Постичь придется поколеньям нашим молодым , Все...