Значение музея для изучения жизни и быта наших предков.
проект (3 класс) по теме
Исследовательская работа+презентация по теме "Значение музея для изучения жизни и быта наших предков".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа. | 62.5 КБ |
Презентация. | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Уемская средняя общеобразовательная школа»
Архангельской области Приморского района
Значение музея
для изучения жизни и быта наших предков.
Работу выполнил:
ученик 3”a”класса
Лапин Артём
Научный руководитель:
Наговицина Любовь Геннадьевна
Приморский район
2014
Содержание
1. Введение.
2. История создания музея.
2.1. Малинова Уйма - были и небылицы.
2.2. Промыслы Белого моря.
2.3. Деревенский быт конца XIX-нач.XX вв.
2.4. Великая Отечественная война в судьбе Приморского района
2.5. Пустошь и Патракеевка - центры мореходства и судостроения.
3. Практическая часть.
4. Заключение.
5. Список литературы.
1. Введение.
Одно из моих увлечений - чтение. Мне нравится читать разнообразные по жанру произведения. Однажды, в одной из энциклопедий, мне встретились слова великого человека, которые меня заинтересовали: «Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего». Мне захотелось узнать больше о жизни наших предков. А где я могу узнать об этом? Конечно же, в книгах, в сети Интернет, в музее. Так родилась тема работы «Значение музея для изучения жизни и быта наших предков» и рассмотреть её я хотел бы на примере музея, который находится в нашем посёлке. Это Музей народных промыслов и ремёсел Приморья. Здесь находится большое собрание резных шкатулок и других изделий из бивня мамонта, которым традиционно занимаются местные жители на протяжении нескольких веков. В музее представлены предметы и других народных промыслов. Главная задача музея – рассказать о быте и ремеслах местных жителей.
Цель работы: выяснить, нужен ли нам музей при изучении жизни и быта наших предков.
Гипотеза: музей имеет большое значение для изучения жизни наших предков.
2. История создания музея.
Датой основания Музея народных промыслов и ремёсел Приморья принято считать 1 апреля 1993 года, когда на базе общественного музея колхоза «Организатор» Лисестровского сельсовета, согласно приказу Главы администрации Приморского района решено было открыть районный музей. Но выделенное небольшое помещение не удовлетворяло возможности для создания экспозиций и выставок, и 18 мая 2004 года музей открыл двери трёх выставочных залов по улице Заводской, д.7 посёлка Уемский.
На протяжении многих лет народные промыслы и ремёсла были неотъемлемой частью культуры Русского Севера и, в частности культуры нашего Приморского района. Это, в первую очередь, рыбные и зверобойные промыслы, заготовка водорослей и солеварение как основа жизни населения Зимнего и Летнего берегов Белого моря, это лесные промыслы, связанные с заготовкой древесины, сбором живицы и смолокурением, охотой на зверя и птицу в местностях с обширными лесными массивами. Параллельно развивались и совершенствовались традиционные для данной местности мужские и женские ремёсла: бондарное, гончарное, плотницкое, сапожное, ткачество, вязание, плетение, вышивка и т.д. Все вышеназванные виды промыслов и ремёсел хранят в себе традиции преемственности поколений.
Муниципальное бюджетное учреждение «Музей народных промыслов и ремёсел Приморья» специализируется на проблемах изучения и сохранения традиционных для Приморского района промыслов, а также ведёт исследование обычаев и обрядов, связанных с беломорскими промыслами. В ходе экспедиций по району сотрудниками музея собраны орудия труда зверобоев и рыбаков, предметы быта, найдены уникальные фотоматериалы конца 19-го – начала 20-го веков, фонды пополняются уникальными документами и воспоминаниями. В настоящее время в музее работает 5 выставочных залов с постоянными экспозициями и несколько залов с выставками. Кратко остановимся на них.
2.1. Малинова Уйма - были и небылицы.
Музей гордится тем, что в Приморском районе, в бывшей деревне Малынчевская (в настоящее время деревня стала частью посёлка Уемский) жил Семён Михайлович Кривоногов, крестьянин, рыбак и охотник, маляр и плотник, и в то же время балагур и выдумщик, ставший прообразом героя Писаховских сказок – Сеней Малиной. Музей не только собрал родословную С.М. Кривоногова, но и открыл для посетителей зал «Гостиная Сени Малины». Здесь у каждого есть возможность больше узнать об уемском сочинителе баек-небылиц, об истории знакомства его с Писаховым, их встречах, познакомиться с родословным древом Сени Малины, не только услышать, но и увидеть воплощённые в глиняных игрушках Людмилы Моревой сказки.
Гостиная – любимое место ежегодных встреч потомков С.М. Кривоногова в день, ставшего уже традиционным, праздника «Малинова Уйма». Гости музея могут заказать чай с ягодными пирогами или под Новый год – с козулями, а во время чаепития посмотреть мультфильмы по сказкам Степана Григорьевича Писахова.
2.2. Промыслы Белого моря.
18 мая 2008 года в музее открыта экспозиция «Промыслы Белого моря». Посетители выставки могут узнать об истории развития рыбных и зверобойных промыслов, увидеть орудия лова и охоты на морского зверя, узнать о традициях побережных жителей по сохранению и бережному отношению к природе. Орудия лова расскажут о традиционных для прибрежных деревень промыслах: тресковом, семужьем, сельдяном, о ловле наваги. Центральным экспонатом экспозиции является большое поморское судно, сшитое без единого гвоздя на рубеже XIX-XX веков мастером из деревни Нижняя Золотица - Таратиным Михаилом Ильичем. Мастера-судостроители были во всех деревнях, расположенных по берегам рек, но самые умелые, самые известные мастера – на Побережье Белого моря; продолжателей семейных династий судостроителей можно встретить и сейчас в Лопшеньге, Яреньге, Пушлахте.
О солеварении расскажут архивные документы. Имеются сведения о выварке и продаже соли во второй половине XVIII-го - начале XIX века с солеварен Нёноксы, Уны, Луды. Восстановить сам процесс солеварения поможет макет соляной варницы, выполненный мастером Орловым Вячеславом Михайловичем и установленный в зале в 2012 году.
Лесные промыслы в экспозиции представлены, в основном, архивными документами и фотографиями. Среди них интереснейший документ - "договор на заготовку дров за 1908 год" .
Экспозиция дополнена чучелами птиц северных лесов, морских и речных рыб.
2.3. Деревенский быт конца XIX- нач.XX вв.
Изделия традиционных для Приморского района ремёсел представлены в экспозиции «Поморская изба». Тысячелетиями сельские жители не только возводили дома и приусадебные постройки, но и обустраивали их, украшали своими руками. Собранные по району и представленные в экспозиции экспонаты датируются периодом середины XIX – первой половины XX века.
Работа по сбору изделий традиционных северных ремёсел, характерных для Приморского района, их исследование и изучение направлены на возрождение и сохранение культурных традиций. Совершенно ясно, что отказ от знания своих корней, от традиций предков ведёт к нарушению исторической связи поколений.
2.4. Великая Отечественная война в судьбе Приморского района
Время всё дальше отодвигает от нас грозную пору Великой Отечественной войны. События военного времени стали достоянием истории. Но и в наши дни они не потеряли своей актуальности, потому, что война затронула судьбы миллионов людей, многие из которых пережили горечь невосполнимых потерь своих родных и близких.
До войны наша страна вела мирную трудовую жизнь. Люди нашего Приморского района, маленькой частички большого государства, тоже трудились на благо Родины, создавали семьи, радовались жизни, строили планы на будущее. Но 22 июня 1941 года мирная жизнь осталась в прошлом, всех и всё подчинила себе страшная война. Ушли на фронт мужчины. Но предприятия должны были работать, выпускать продукцию, нужно было засевать землю и выращивать скот. И тогда ушедших на войну заменили их жёны, дети-подростки, старики. Нельзя не сказать о женщинах-фронтовиках, которые бок о бок с мужчинами сражались на фронтах, спасали раненых в госпиталях. Самые тяжёлые испытания на долю жителей Приморья, как и всей области, выпали зимой и весной 1941-1942 годов. Норма хлеба составляла 150-200 граммов, а иногда доходила и до 75 граммов в сутки. В это время очень быстрыми темпами росла смертность, особенно высокой она была среди детей. Но люди, сами полуголодные и полураздетые, понимали, что на фронте еще тяжелее, что и от их помощи бойцам Красной Армии зависит победа над фашистами.
Страшную цену заплатили наши люди за победу над врагом. Таких жертв и потерь не знала история человечества. Но мир не знал и такой стойкости, массового героизма и мужества, какие проявил российский народ в годы Великой Отечественной войны. По Приморскому району были призваны 10965 человек, и почти каждый второй из них сложил голову за Отечество. Из Уймы на войну ушли 328 человек, не вернулись - 206. Только под Ленинградом погибло 35 уемлян. Во время войны шесть жителей Приморского района за мужество и отвагу удостоены звания Герой Советского Союза. Уходя на фронт, мужья и отцы, братья и сёстры оставляли своих близких, и во время фронтовых будней не забывали о них, беспокоились, как они там живут. Это беспокойство звучит в их письмах. Письма с фронта от солдат и их командиров помогают узнать, как воевали наши земляки Чтобы сохранить для будущих поколений приморцев память о тех страшных «сороковых роковых» годах в музее оформлены альбомы: «Участники Великой Отечественной войны», «погибшие на фронтах Великой Отечественной», «Дети войны» и «Труженики тыла». В них - фотографии и краткая информация о свидетелях и участниках войны 1941-1945 г.г., живших и проживающих ныне на территории всего Приморского района.
2.5. Пустошь и Патракеевка - центры мореходства и судостроения.
18 мая 2013 года состоялось торжественное открытие экспозиции, ставшей вторым этапом проекта «Пустошь и Патракеевка – центры мореходства и судостроения». Пустошинские лоцманы и патракеевские мореходы представлены в качестве уникального социального явления, имеющего свой особый жизненный уклад, особые навыки, высокий уровень грамотности, доходов.
Каждый экспонат здесь может рассказать о многом. Высокий уровень образования лоцманов, мореходов и судостроителей подчёркивают уникальные книги, навигационные приборы, фотографии второй половины XIX в. Особенности быта и взаимодействия с иностранцами отражает посуда фабрики Кузнецова, образцы норвежской и английской посуды, норвежская интерьерная картина. Поморское судостроение представлено плотницкими инструментами и моделями судов. Особенно важным сказанное выше представляется в свете празднования в 2013 году 400-летнего юбилея архангельских лоцманов.
Огромную благодарность сотрудники музея выражают всем потомкам лоцманских династий, без чьих рассказов и воспоминаний данная экспозиция была бы не так эмоциональна; потомкам патракеевских капитанов, судостроителей и судовладельцев, бережно хранящих семейные традиции и предания; исследователям - энтузиастам, которые по крупицам собирают историю своего края и с готовностью делятся своими познаниями с окружающими; сотрудникам Арктического Морского Института имени капитана В.И. Воронина и всему коллективу ГМО «Художественная культура Русского Севера» за их бесценный вклад в формирование данной экспозиции.
Музей народных промыслов и ремёсел Приморья предлагает вниманию посетителей бесплатные экскурсии, приуроченные ко Дню туризма: «Обзорная экскурсия по музею», «Северные сказители Шергин и Писахов на родине Сени Малины», «Приморский район в годы Великой Отечественной войны: международный аспект», «Мореходы и промысловики Поморья», «Деревенский быт XIX-XX вв.»
В музее регулярно проходят различные выставки и мастер-классы.
3. Практическая часть.
Начиная с 1 класса, наш класс посещает Музей народных промыслов, занимаясь по программам музея. Моим одноклассникам нравится ходить в музей, рассматривать старинные предметы, слушать рассказ экскурсовода. Об этом говорят результаты анкетирования. Было опрошено 24 человека.
В ответ на вопрос «Как часто вы посещаете музей?» 22 человека ответили, что часто, несколько раз в год, 2 одноклассника ходят в музей раз в год.
Отвечая на вопрос «С кем бываете в музее?» 14 человек ответили, что ходят в музей с классом и учителем, 7 человек бывают в музее не только с классом, но и с родителями, 3 ученика - с друзьями.
Нравится ли вам ходить в музей? Почему? 21 ученик сказал, что в музее очень здорово и интересно. Там можно узнать много нового о жизни наших предков, посмотреть старые вещи и это полезно для развития. 3 ученикам не всегда интересно в музее, бывает скучно.
Нам удалось также встретиться и пообщаться с хранительницей фондов музея Е.П. Макаровой. Екатерина Петровна рассказала о том, что с каждым годом количество посетителей музея увеличивается, и показала документы, подтверждающие рост посещаемости. Значит, людям интересно бывать в местах, где можно познакомиться с народными промыслами предков и своими глазами увидеть старинные предметы их быта.
посещаемость музея
2006 год | 1542 человек |
2007 год | 2371 человек |
2008 год | 2527 человек |
2009 год | 2804 человек |
2010 год | 2994 человек |
2011 год | 4243 человек |
2012 год | 6188 человек |
2013 год | 7643 человек |
4. Заключение.
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что музей живет, он нужен для изучения жизни и быта наших предков, его посещают учащиеся нашей школы, учащиеся других школ, местные жители, жители других районов. Завершить свою работу хотелось бы словами:
Музей - какое слово емкое!
От пирамид до черепков.
Хранят музеи для потомков
Свидетельства иных эпох.
Давайте же гореть не тлея,
Чтоб даже через сотни лет
В музеях сберегли потомки
Эпохи нашей яркий след.
5. Список литературы.
Прялухин А.А. На родине литературного героя. У Белого моря. 2004-октябрь
Ашиток Л.Н. В малиновой Уйме. У Белого моря. 2009-май
Бобылкина Я. В. Творчество, посвящённое Приморью. Правда Севера. 2009-март
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема работы Значение музея для изучения жизни и быта наших предков.
Цель работы : выяснить, нужен ли нам музей при изучении жизни и быта наших предков. Гипотеза : музей имеет большое значение для изучения жизни наших предков.
Малинова Уйма- были и небылицы.
Промыслы Белого моря.
Поморская изба.
Великая Отечественная война в судьбе Приморского района.
Пустошь и Патракеевка – центры мореходства и судостроения.
Результаты анкетирования. Опрошено 24 человека. Как часто вы посещаете музей? Часто, несколько раз в год – 22 человека. Раз в год – 2 человека.
С кем бываете в музее? С классом и учителем – 14 человек. С классом и родителями – 7 человек. С друзьями – 3 человека.
Нравится ли ходить в музей и почему? 21 ученик сказал, что в музее очень здорово и интересно. Там можно узнать много нового о жизни наших предков, посмотреть старые вещи. 3 ученикам не всегда интересно в музее, бывает скучно.
Посещаемость музея 2006 год 1542 человек 2007 год 2371 человек 2008 год 2527 человек 2009 год 2804 человек 2010 год 2994 человек 2011 год 4243 человек 2012 год 6188 человек 2013 год 7643 человек
Заключение. Музей живет, он нужен для изучения жизни и быта наших предков, его посещают учащиеся нашей школы, учащиеся других школ, местные жители, жители других районов.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.
Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...
Проверочная работа по теме «ЖИЗНЬ НАШИХ ПРЕДКОВ»
Проверочная работа по теме «ЖИЗНЬ НАШИХ ПРЕДКОВ» ...
Время: Природа в жизни наших предков, 4 класс, УМК "Гармония" "Поглазова"
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" по теме "Время: Природа в жизни наших предков"....
Кроссворд "Природа в жизни наших предков"
Кроссворд "Природа в жизни наших предков" можно использовать на уроке по окружающему миру или на внеурочном занятии....
№ класс окружающий мир "Образ жизни наших предков"
УМК « Гармония»Окружающий мир 3 классТема: Образ жизни наших предков.Цель урока: получить представление об образе жизни наших предков. Задачи урока: формировать представление о том, какой была жи...
3 класс окружающий мир "Образ жизни наших предков"
УМК « Гармония»Окружающий мир 3 классТема: Образ жизни наших предков.Цель урока: получить представление об образе жизни наших предков. Задачи урока: формировать представление о том, какой была жи...