Моя родная Тува
классный час (2 класс) на тему
Классный час целью, которой являются ознакомления детей с историей Тувы и с историей единения России и Тувы; расширения кругозора учащихся о Туве .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rodnaya_tuva.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Моя родная Тува
Автор:
Куулар Эма Чижир-ооловна,
учитель начальных классов
МБУ Тоора-Хемской СОШ
МОЯ РОДНАЯ ТУВА.
Цели: 1. Ознакомить детей с историей Тувы; ознакомить с историей единения России и Тувы; расширить кругозор учащихся о Туве.
2.Развивать интерес к изучению родного края;
3. Воспитывать гражданина-патриота.
Оснащение класса: выставка литературы о Тувы, выставка рисунков и вышивок учащихся на тему «Моя родная Тува», магнитофон, наглядные материалы- государственные символы РТ (гимн, флаг, герб), презентация -национальные костюмы, запись гимна РТ.
Ход классного часа.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Итак, сегодня у нас классный час, посвященный нашему родному краю- Республике Тыва, о национальном костюме тувинцев и о приближающемся празднике, 100-летия единения России и Тувы.
- Вступление.
В: Классный час я хочу начать с выдержки Конституции РТ. Здесь говорится «Республика Тыва- суверенное(независимое) демократическое государство в составе РФ. Граждане республики всех национальностей составляют народ РТ, т.е. независимо кто мы здесь родились и живем, значит должны знать прошлое, настоящее и думать о будущем родины.
4. Беседа о государственных символах.
В. У каждого государства имеются символы(отличительные знаки).
Какие это символы, ребята?
- Гимн, флаг, герб.
Звучит гос. Гимн РТ.
В:Прозвучала музыка гос. Гимна РТ. Какое чувство вас переполняло, когда вы слушали его?
Д: Чувство гордости, торжественности, свободы и т.п.
В: Сейчас я прочитаю слова этого гимна.(Читает слова гимна)
В: О чем говорится в этой песне?
Д: Прославляется богатства Тувы, прославляют тувинский народ.
В: А теперь следующий гос. символ-флаг. Флаг тоже олицетворяет Туву. (Показ рисунка флага).
- Голубой цвет что означает?
Д: Голубое небо, голубые реки, голубую тайгу нашего края.
В: Что означает желтый цвет?
Д: Цвет буддизма-религии тувинцев.
В: Что означают белые полоски?
Д: Белые полоски означают то, что Пий-Хем и Каа-Хем сливаются и образуют- Енисей.
В: Молодцы! Я вижу, что вы хорошо запомнили то, что мы с вами говорили раньше.
В: Следующий гос. Символ- Герб. (Показ рисунка). Герб имеет какую форму?
Д: Форту цветка.
В: Как вы думаете, почему?
Д: Потому, что наша республика молодая и цветущая.
В: Что изображено на гербе?
Д: На голубом фоне всадник в тыва национальном одежде, скачущий навстречу лучам восходящего солнца. В основании герба на традиционной ленте «кадак» , надпись» Тыва».
В: Правильно, молодцы! А гос. праздниками РТ являются День РТ и День Конституции РТ.
Вывод: Итак, мы поговорили о гос. символах РТ. Они являются как бы лицом нашей республики, отличительными знаками.
- Беседа о тувинском национальном костюме.
В: Давайте, теперь откроем страницы истории нашего края, а именно поговорим о тувинском национальном костюме. (На доске рисунки национального халата, обуви, головного убора).
Это национальный халат или тон. Сразу хочу отметить, очень много разновидностей национальной одежды. Одежда являлась портретом человека, говорила о его положении в обществе. Об этом говорили определенные детали- цвет, знаки. Различаются детский, девичий, юношеский, невесты, жениха, женщины, мужчины, пожилых и старых людей. Национальный халат шился из шелка. Характерными признаками является: стоячий воротник, фигурный и более закрытый вырез с запахом, что говорит о строгости и скромности, пуговицы, длина халата ниже колен. Халат завязывали поясом. Когда завязывали пояс на уровне груди создавалось пространство за пазухой, куда можно было класть нужные вещи.
Обувь( показ рисунка)- бывает «кадыг идик»- жесткие сапоги и мягкие сапоги-«чымчак идик». Расшивались узорами. Носок обуви загнут к верху. Как вы думаете, почему?
Д: Такая обувь дольше носится и бережное отношение к Земле-матери, чтобы не ранить ее. Головные уборы были разнообразными: в зависимости от положения, возраста, времени года. Зимнюю шапку шили из шкур лисы, волка, рыси, а летнюю- из тканей. В основном бывают остроконечные шапки.
Цвета символизировали что-то, например, белый- чистота, богатство; красный- радость, благополучие, желтый- святость, божественность.
Вывод: тувинский национальный костюм- в настоящее время носим, в основном, во время праздников; костюм имеет историю и символику.
- Беседа о празднике «Шагаа».
В: Шагаа- тувинский Новый год по лунному календарю, встреча весны.
По лунному календарю каждый год носит название определенного животного: Мышь, Корова, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака, Кабан.
- Сейчас какой год?
Д: Год Лошади.
В: Шагаа точно определенного дня не имеет. К этому празднику тщательно готовились, потому, что хорошо проведенный праздник вселял в сердца людей надежду на счастье в наступающем году. За два дня до Шагаа в каждом юрте тщательно убирались, очищали все вокруг. В предпраздничную ночь никто не спал. Готовили самую лучшую пищу. Каждый день праздника начинается играми. Старики-сказители в течение нескольких ночей рассказывали сказки. Молодые соревновались кто остроумнее, кто больше знает пословиц, поговорок.
6. Беседа о празднике «100-летие единения России и Тувы»
- А 2014 год для нашей республики юбилейный. В этом году мы отмечаем 100-летие единения России и Тувы, т.е 100 лет как наша республика вошла в состав России.
Вернемся в прошлое.
В начале 20 века в деловых кругах России был поставлен вопрос о принадлежности Тувы (тогда Урянхай). С 1903 по 1911 гг.стали изучать территорию Урянхая. В январе 1912 г. амбын- нойон (правитель) первым обратился к русскому царю с просьбой о присоединении Урянхая в России. Затем к нему присоединились и другие правители кожуунов. И 17 апреля 1914 года объявили величайшую волю царя- взять под своё пкровительство Урянхайский край, т.е. Туву.
7.Дети читают тувинские пословицы и загадывают загадки.
Тувинские пословицы.
- Золото- в земле найдешь
Знания – в книгах почерпнешь.
- За плохое не цепляйся
От доброго не открывайся.
- Над упавшим не смеются.
- Слово отцово- запоминай
Слово матери- уважай.
В: Отгадайте загадки:
- Небо- отец, земля-мать.( Растение).
- В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
- В землю, небо упирающаяся семицветная лента. (Радуга).
Д: Стихотворение «Тожу ыр» Л.Чадамба.
В: А теперь, к вашему вниманию, тувинский танец.
Вывод: Итак, мы поговорили о нашей республике Тува.
8.Итог классного часа.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового вы узнали?
- На этом наш классный час окончен. Спасибо всем !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Туве Янссон"
Презентация о муми-троллях...
Чтение.Туве Янссон "Шляпа волшебника"
Презентация к уроку чтения. Образовательная система "Школа 2100", 2 класс....
Туве Янссон Знакомство с семьей Муми-троллей
В презентации представлены основные герои книги Туве Янссон про Муми-Троллей...
проект "Лекарственные растения - одна из 9 драгоценностей Тувы"
Проект на тему "Лекарственные растения у пдножья хребта Танды-Уула"...
Туве Янсон "Мумми Троль" 2 класс
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс по произведению Туве Янсон "Мумми Троль ...". ОС "Школа 2100"...
туве янсон
презентация знакомит с биографией писательницы и героями её произведений...
Научный материал. Моя прабабушка Ондар Чангаа Кененовна была первой женщиной тувинкой, которая села за руль автомобиля. "Первая женщина - шофер Тувы"
В судьбе каждого человека отражается его время, его эпоха. Моя прабабушка Ондар Чангаа Кененовна была первой женщиной тувинкой, которая села за руль автомобиля. Цель работы: исследов...