Научный материал. Моя прабабушка Ондар Чангаа Кененовна была первой женщиной тувинкой, которая села за руль автомобиля. "Первая женщина - шофер Тувы"
материал по истории (1, 2, 3, 4 класс)
В судьбе каждого человека отражается его время, его эпоха. Моя прабабушка Ондар Чангаа Кененовна была первой женщиной тувинкой, которая села за руль автомобиля.
Цель работы: исследовать жизненный путь прабабушки и ее потомков.
Задачи: 1. Собрать и систематизировать сведения о прабабушке.
2. В дальнейшем собираюсь составить генеалогическую таблицу семьи прабабушки.
Актуальность моего исследования в том, что в настоящее время находятся такие люди, которые хотят пересмотреть историю, принизить значение роли народа в победе над фашизмом в Великой Отечественной войне. В те далекие 20-30-годы часть тувинских женщин, и особенно молодых, в условиях кочевого быта дерзнули решительно пойти навстречу новым для них революционным преобразованиям. Но вопреки всему, женщины учились, демонстрируя удивительную приспособляемость ко всему новому. Образовательные устремления женщин позволили им иметь свободу выбора места работы, профессии и учебы. Благодаря помощи и поддержке СССР тувинские женщины заняли свое место не только в сфере кочевого скотоводческого хозяйства, но и работали во многих отраслях народного производства.
Во время Великой Отечественной войны некоторые из них пошли на фронт защищать Советский Союз. Оставшиеся на местах женщины работали, не покладая рук, заменив мужчин, ушедших на войну.
В своей работе я хотела показать, что моя прабабушка, простая тувинка, мать 10-х детей, тоже вложила свой немалый вклад в победу. Поэтому я считаю, что надо помнить о той страшной войне, не забывать о подвигах советского и тувинского народа. Отрадно, что ее портрет, работы С.К. Ланзы, висит в Национальном музее Республики Тыва им. Алдан – Маадыр.
Новизна исследования в том, что о Ч.К. Ондар, кроме публикации в газетах «Шын» и «Тувинская правда», полного материала нет. Впервые нами предпринимается попытка систематизации сведений о прабабушке.
Методы: 1. Изучение специальной литературы и газетных публикаций
2. Сбор полевого материала
Прабабушка Ондар Чангаа Кененовна родилась 1 мая 1918 года в Сут-Холе, Баян – Тала. После смерти матери она росла и воспитывалась в семье Ооржака Лопсанчапа.
В 1935 году, когда ей было 17 лет, в августе приехал из Кызыла ее дядя Биче-оол Ондар, работавший в Совтувтранспорте шофером. В то время машина для народа была диковинкой. Народ приходил из далеких аалов, кто пешком, кто на лошадях, кто на быках, только чтобы посмотреть на «железного» коня. Когда дядя собрался, обратно в Кызыл, прабабушка упросила его взять ее с собой. Ей очень хотелось посмотреть на столицу Тувы. Какой он из себя? Почему город назвали « Красным»? Что же в нем красного? Приехав в Кызыл, она увидела, что по сравнению с селом, стоянками город казался огромным, высоким, со своими двух этажными домами.
Когда узнала от дяди Биче-оол Ондара, что открываются курсы шоферов, она стала думать о том, сможет ли она выучиться на шофера. Дядя переговорил с директором Совтувтранспорта, и получил его согласие на обучение девушки на курсах шоферов. Среди тридцати юношей она была единственной девушкой. Через четыре месяца она кончила курсы, и стала стажироваться на «пикапе» у русского парня. Они возили почту по поселкам. Через 10- дней стажировки ей разрешили самостоятельно водить машину.
Тяжелым испытанием для всего человечества, и тувинцев в том числе, явилась Великая Отечественная война.
С начала Великой Отечественной войны прабабушка работала в приграничных районах: Эрзин, Тес-Хем, Борбак – Хаак. Возила военных и солдат, возила артистов из района в район, продукты и подарки, собранные для фронта. Не знала выходных. В те трудные годы она вступила в партию, шел ей тогда двадцать первый год.
В своих воспоминаниях о военных годах прабабушка рассказывала: «Началась война. Многие ребята ушли на фронт. Как и все, я подала заявление на фронт, вместе с другими шоферами, как Хомушку Чургуй-оол, но мне отказали, так как у меня было уже трое детей. Шоферов не хватало. Пришлось с «эмочки» пересесть на 16- местный автобус, возить призванных в армию».
1 сентября 1943 года тувинский народ провожал на фронт добровольческий кавалерийский отряд состав, которого входило 206 воинов, в том числе и 10 девушек – санинструкторов. Командиром эскадрона был назначен мужественный капитан Тулуш Кечил-оол, который окончил Высшую кавалерийскую школу им. Буденного.
Тогда до границы СССР и Тувы – до местечка Шивилиг Кара-Суг на автобусе и грузовиках довезли кавалерийский отряд Тюлюша Кечил-оола. Прабабушка на своем автобусе везла девушек – санитарок.
В годы Великой Отечественной войны тувинский народ выполнил с честью свой интернациональный долг. Дружба, скрепленная в годы гражданской и народной революции в Туве, стала еще крепче в годы Великой Отечественной войны. Высокой оценкой вклада трудящихся ТНР в общее дело борьбы с фашизмом явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 августа 1944 года о награждении партийных и государственных работников ТНР.
За вклад прабабушки во время войны и послевоенные годы правительство наградило ее медалями: «За победу над Германией» и «За доблестный труд».
Она оставила после себя яркий след. Самое главное ее богатство - ее 10 детей, 30 внуков,36 правнуков, которые все выросли достойными людьми.
Прабабушка всю свою жизнь отдала своей республике, народу, детям, была передовым человеком своего времени, поэтому, видимо, и удостоена кисти знаменитого художника Тувы.
Заключение.
В годы Великой Отечественной войны тувинский народ выполнил с честью свой интернациональный долг. Дружба, скрепленная в годы гражданской и народной революции в Туве, стала еще крепче в годы Великой Отечественной войны. Высокой оценкой вклада трудящихся ТНР в общее дело борьбы с фашизмом явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 августа 1944 года о награждении партийных и государственных работников ТНР.
За трудовой вклад прабабушки во время войны и послевоенные годы правительство наградило ее медалями: «За победу над Германией» и «За доблестный труд».
Интересна трудовая биография нашей прабабушки:
С 1956 -1957 годы работала кассиром в Баян-Тала.
1957-1958 работала в Хорум-Даге парторгом.
С 1962 года по 1970 работала поваром в общепите.
Прабабушка умерла в 1990 году в возрасте 72 лет. Она прожила содержательную трудовую жизнь. Была активным, сознательным гражданином своего государства.
Дважды участвовала в общественном производстве: как труженица и как мать. Она оставила после себя яркий след. Самое главное ее богатство - ее 10 детей, 30 внуков, которые все выросли достойными людьми.
Прабабушка всю свою жизнь отдала своей республике, народу, детям, была передовым человеком своего времени, поэтому, видимо, и удостоена кисти знаменитого художника Тувы.
Литература:
- Ученые записки. Выпуск XX. Кызыл, 2004. – с. 119 – 132.
- История Тувы. 9 кл. Кызыл, 2004. – с. 140 – 1149.
Информаторы:
1. Донгак Надежда Очуровна (дочь), 1954 г.р., уроженка г.Чадаана.
2. Конгар-Сурун Клара Монгушевна(дочь), 1954 г.р., уроженка г.Чадаана
3. Дамчат-оол Делгер Тюлюшевич (зять), 1945 г.р уроженец п. Тарлаг Пий-Хемский р-н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervaya_zhenshchina_-_shofer_tuvy.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
В судьбе каждого человека отражается его время, его эпоха. Моя прабабушка Ондар Чангаа Кененовна была первой женщиной тувинкой, которая села за руль автомобиля.
Цель работы: исследовать жизненный путь прабабушки и ее потомков.
Задачи: 1. Собрать и систематизировать сведения о прабабушке.
2. В дальнейшем собираюсь составить генеалогическую таблицу семьи прабабушки.
Актуальность моего исследования в том, что в настоящее время находятся такие люди, которые хотят пересмотреть историю, принизить значение роли народа в победе над фашизмом в Великой Отечественной войне. В те далекие 20-30-годы часть тувинских женщин, и особенно молодых, в условиях кочевого быта дерзнули решительно пойти навстречу новым для них революционным преобразованиям. Но вопреки всему, женщины учились, демонстрируя удивительную приспособляемость ко всему новому. Образовательные устремления женщин позволили им иметь свободу выбора места работы, профессии и учебы. Благодаря помощи и поддержке СССР тувинские женщины заняли свое место не только в сфере кочевого скотоводческого хозяйства, но и работали во многих отраслях народного производства.
Во время Великой Отечественной войны некоторые из них пошли на фронт защищать Советский Союз. Оставшиеся на местах женщины работали, не покладая рук, заменив мужчин, ушедших на войну.
В своей работе я хотела показать, что моя прабабушка, простая тувинка, мать 10-х детей, тоже вложила свой немалый вклад в победу. Поэтому я считаю, что надо помнить о той страшной войне, не забывать о подвигах советского и тувинского народа. Отрадно, что ее портрет, работы С.К. Ланзы, висит в Национальном музее Республики Тыва им. Алдан – Маадыр.
Новизна исследования в том, что о Ч.К. Ондар, кроме публикации в газетах «Шын» и «Тувинская правда», полного материала нет. Впервые нами предпринимается попытка систематизации сведений о прабабушке.
Методы: 1. Изучение специальной литературы и газетных публикаций
2. Сбор полевого материала
Прабабушка Ондар Чангаа Кененовна родилась 1 мая 1918 года в Сут-Холе, Баян – Тала. После смерти матери она росла и воспитывалась в семье Ооржака Лопсанчапа.
В 1935 году, когда ей было 17 лет, в августе приехал из Кызыла ее дядя Биче-оол Ондар, работавший в Совтувтранспорте шофером. В то время машина для народа была диковинкой. Народ приходил из далеких аалов, кто пешком, кто на лошадях, кто на быках, только чтобы посмотреть на «железного» коня. Когда дядя собрался, обратно в Кызыл, прабабушка упросила его взять ее с собой. Ей очень хотелось посмотреть на столицу Тувы. Какой он из себя? Почему город назвали « Красным»? Что же в нем красного? Приехав в Кызыл, она увидела, что по сравнению с селом, стоянками город казался огромным, высоким, со своими двух этажными домами.
Когда узнала от дяди Биче-оол Ондара, что открываются курсы шоферов, она стала думать о том, сможет ли она выучиться на шофера. Дядя переговорил с директором Совтувтранспорта, и получил его согласие на обучение девушки на курсах шоферов. Среди тридцати юношей она была единственной девушкой. Через четыре месяца она кончила курсы, и стала стажироваться на «пикапе» у русского парня. Они возили почту по поселкам. Через 10- дней стажировки ей разрешили самостоятельно водить машину.
Тяжелым испытанием для всего человечества, и тувинцев в том числе, явилась Великая Отечественная война.
С начала Великой Отечественной войны прабабушка работала в приграничных районах: Эрзин, Тес-Хем, Борбак – Хаак. Возила военных и солдат, возила артистов из района в район, продукты и подарки, собранные для фронта. Не знала выходных. В те трудные годы она вступила в партию, шел ей тогда двадцать первый год.
В своих воспоминаниях о военных годах прабабушка рассказывала: «Началась война. Многие ребята ушли на фронт. Как и все, я подала заявление на фронт, вместе с другими шоферами, как Хомушку Чургуй-оол, но мне отказали, так как у меня было уже трое детей. Шоферов не хватало. Пришлось с «эмочки» пересесть на 16- местный автобус, возить призванных в армию».
1 сентября 1943 года тувинский народ провожал на фронт добровольческий кавалерийский отряд состав, которого входило 206 воинов, в том числе и 10 девушек – санинструкторов. Командиром эскадрона был назначен мужественный капитан Тулуш Кечил-оол, который окончил Высшую кавалерийскую школу им. Буденного.
Тогда до границы СССР и Тувы – до местечка Шивилиг Кара-Суг на автобусе и грузовиках довезли кавалерийский отряд Тюлюша Кечил-оола. Прабабушка на своем автобусе везла девушек – санитарок.
В годы Великой Отечественной войны тувинский народ выполнил с честью свой интернациональный долг. Дружба, скрепленная в годы гражданской и народной революции в Туве, стала еще крепче в годы Великой Отечественной войны. Высокой оценкой вклада трудящихся ТНР в общее дело борьбы с фашизмом явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 августа 1944 года о награждении партийных и государственных работников ТНР.
За вклад прабабушки во время войны и послевоенные годы правительство наградило ее медалями: «За победу над Германией» и «За доблестный труд».
Она оставила после себя яркий след. Самое главное ее богатство - ее 10 детей, 30 внуков,36 правнуков, которые все выросли достойными людьми.
Прабабушка всю свою жизнь отдала своей республике, народу, детям, была передовым человеком своего времени, поэтому, видимо, и удостоена кисти знаменитого художника Тувы.
Заключение.
В годы Великой Отечественной войны тувинский народ выполнил с честью свой интернациональный долг. Дружба, скрепленная в годы гражданской и народной революции в Туве, стала еще крепче в годы Великой Отечественной войны. Высокой оценкой вклада трудящихся ТНР в общее дело борьбы с фашизмом явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 августа 1944 года о награждении партийных и государственных работников ТНР.
За трудовой вклад прабабушки во время войны и послевоенные годы правительство наградило ее медалями: «За победу над Германией» и «За доблестный труд».
Интересна трудовая биография нашей прабабушки:
С 1956 -1957 годы работала кассиром в Баян-Тала.
1957-1958 работала в Хорум-Даге парторгом.
С 1962 года по 1970 работала поваром в общепите.
Прабабушка умерла в 1990 году в возрасте 72 лет. Она прожила содержательную трудовую жизнь. Была активным, сознательным гражданином своего государства.
Дважды участвовала в общественном производстве: как труженица и как мать. Она оставила после себя яркий след. Самое главное ее богатство - ее 10 детей, 30 внуков, которые все выросли достойными людьми.
Прабабушка всю свою жизнь отдала своей республике, народу, детям, была передовым человеком своего времени, поэтому, видимо, и удостоена кисти знаменитого художника Тувы.
Литература:
- Ученые записки. Выпуск XX. Кызыл, 2004. – с. 119 – 132.
- История Тувы. 9 кл. Кызыл, 2004. – с. 140 – 1149.
Информаторы:
1. Донгак Надежда Очуровна (дочь), 1954 г.р., уроженка г.Чадаана.
2. Конгар-Сурун Клара Монгушевна(дочь), 1954 г.р., уроженка г.Чадаана
3. Дамчат-оол Делгер Тюлюшевич (зять), 1945 г.р уроженец п. Тарлаг Пий-Хемский р-н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Они были первыми"
Эта работа о летчиках -космонавтах-первый отряд космонавтов....
План-конспект открытого классного часа в 1 классе по теме: «Они были первыми»
Этот материал позволяет познакомить учащихся с этапами развития космонавтики, с первыми космонавтами;воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижен...
Они были первыми (собаки в космосе)
Презентация может быть использована при проведении мероприятий, посвященных Дню космонавтики....
Научно – исследовательская работа: « Технология выращивания и распространения чайного гриба на территории села Егоровка»
Эта работа посвящена удивительному живому организму – чайному грибу.Его настой служит прекрасным средством профилактики многих болезней, используется в народной медицине нашего села Егоровка. В резуль...
Они были первыми
Ознакомить с Днем космонавтики по собачьи...
"Они были первыми"
Классный час, посвященный дню космонавтики...
Презентация к научно-исследовательской работе: "Образ матери в повести Ю. Шесталова «Сначала была сказка»".
Объект исследования: повесть Ю. Шесталова "Сначала была сказка".Предмет исследования: образ матери в повести Ю. Шесталова «Сначала была сказка».Гипотеза исследования:...