Программа "Театр в школе"
рабочая программа (1 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Театр в школе»
начальное общее образование 1-4 классы
Количество часов 34
Составитель: Чепкасова Лариса Сергеевна
Программа внеурочной деятельности «Театр в школе» составлена на основе:
- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова;
- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр г. Петрозаводска);
- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).
- программы по художественно-эстетическому (и речевому) развитию дошкольников). Авторы: Н.А. Чуракова, д.ф.н. проф.; О.В Малаховская
- программы А.П.Ершовой «Уроки театра на уроках в начальной школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Театр в школе" 1-4 класс | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №67 ГОРОДА ТОМСКА
Иркутский тракт, 51/3, Томск, 634049, тел.: (3822) 75-18-22; school57@mail.tomsknet.ru
ИНН 7017190698/КПП 701701001
Рассмотрено На заседании МС МАОУ СОШ №67 г. Томска Протокол № от ________2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Театр в школе»
Уровень общего образования (класс)
начальное общее образование 1-4 классы
Количество часов 34
Составитель: Чепкасова Лариса Сергеевна
Программа внеурочной деятельности «Театр в школе» составлена на основе:
- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова;
- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр г. Петрозаводска);
- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).
- программы по художественно-эстетическому (и речевому) развитию дошкольников). Авторы: Н.А. Чуракова, д.ф.н. проф.; О.В Малаховская
- программы А.П.Ершовой «Уроки театра на уроках в начальной школе»
1)пояснительная записка;
2) общая характеристика курса;
3) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
4) содержание курса внеурочной деятельности;
5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;
6) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование коммуникативных умений, развитие художественно-творческих способностей личности, была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой социально активной, креативной личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством формирования коммуникативных умений и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь младшему школьнику: раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на формирование коммуникативных умений и воспитательно - образовательный процесс.
Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения и речи – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе.
Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Программа внеурочной деятельности «Театр в школе» составлена на основе:
- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова [7];
- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр г. Петрозаводска);
- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).
- программы по художественно-эстетическому (и речевому) развитию дошкольников). Авторы: Н.А. Чуракова, д.ф.н. проф.; О.В Малаховская
- программы обучения «Театр в начальной школе» Чечина Елена Станиславовна учитель начальных классов высшей кв. категории МОУ «СОШ № 22» города Набережные Челны Республики Татарстан.
- в частности программы А.П.Ершовой «Уроки театра на уроках в начальной школе»
Цель: формирование коммуникативных умений, поддержка одарённых детей, воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
Предметные:
- формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства, овладеть соответствующей терминологией, знать профессии, связанные с театральной деятельностью;
- формировать умения театральной деятельности: анализировать и понимать роль, выбирать и применять средства выразительности для создания образа, овладеть элементами актерского мастерства;
Метапредметные:
3) формировать коммуникативные умения, такие как: включаться и поддерживать диалог, коллективное обсуждение; учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; научить слушать собеседника; научить договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; помочь формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
4) развивать умение проявлять инициативу и активность, планировать свою работу, сопоставлять свои достижения с заданными критериями.
Личностные задачи:
- формировать потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития
- Отличительными особенностями и новизной программы является соединение в себе основных современных принципов в образовании:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика)
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности
-принцип коммуникативной направленности - вовлечение учащихся в устную и письменную коммуникацию; отбор и организация учебного материала: тематику, сферы общения, ситуации общения, возможные в заданных условиях; использование различных организационных форм для включения каждого в общение; соблюдения условий, благоприятствующих общению
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- игра – беседа - иллюстрирование
- изучение основ сценического мастерства - мастерская образа
- мастерская костюма, декораций
- инсценировка прочитанного произведения - постановка спектакля
- посещение спектакля - работа в малых группах
- актёрский тренинг – экскурсия
- выступление - диагностика
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному речевому и художественному развитию в дальнейшем.
Организация деятельности младших школьников по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
- Предполагаемые результаты:
Коммуникативные умения:
Обучающийся научится:
·включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
·работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
·обращаться за помощью;
·формулировать свои затруднения;
·предлагать помощь и сотрудничество;
·слушать собеседника;
·договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·осуществлять взаимный контроль;
·адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Регулятивные умения:
Обучающийся научится:
·понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
·планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
·осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
·анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные умения:
Обучающийся научится:
·пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
·понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
·проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
·потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
·целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
·этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
·осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
.Формы и виды контроля:
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
·текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; диагностика.
·промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
·итоговый – открытые занятия, спектакли, диагностика, отзывы коллег, родителей, детей.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, диагностика.
- Содержание программы
Программа «Театр в школе» включает в себя следующие разделы (Таблица№2):
1. «Мы играем – мы мечтаем!» (Введение ребёнка в мир театрального искусства)
2. Театр и речь. (Речь, как основное средство театрализованного искусства)
3. Основы актёрского мастерства. (Сценическое искусство: развитие игрового поведения, эстетических чувств)
4. Просмотр спектаклей в театрах города. («Творческая мастерская»)
5. Наш театр. ( Самостоятельная театральная деятельность»: театрализованные игры, игры-драматизации, постановка спектаклей).
Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе. Занятия по образовательной программе «Маски» проводятся 1 раза в неделю по 40 минут. Количество детей в группах 10-15 человек. Такое число обучающихся в группе позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Таблица№1 Разделы курса
№ п/п | Тема раздела Форма занятия | Виды деятельности | Планируемые результаты |
1 | «Мы играем – мы мечтаем!» занятие - игра | игровая деятельность | умение участвовать в диалоге, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем взаимодействие учеников между собой на уровне класса |
2 | «Театр и речь» занятие – беседа занятие - экскурсия | познавательная деятельность | умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства, взаимодействие ученика с учителем |
досугово - развлекательная | |||
3 | «Основы актёрского мастерства» занятие - изучение основ сценического мастерства занятие - актёрский тренинг | проблемно-ценностное общение | умение решать творческие задачи на уровне импровизаций, уметь использовать художественные материалы умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами» |
умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество | |||
4 | «Просмотр спектаклей в театрах города» занятие - просмотр спектакля занятие – беседа занятие - иллюстрирование | социальное творчество | допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе отличной от его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; |
художественное творчество | умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами» | ||
5 | «Наш театр» занятие - мастерская образа занятие - мастерская костюма, декораций занятие - инсценировка, постановка спектакля занятие - выступление | социальное творчество | разрабатывать единую тактику в театрализованных действиях, учитывая мнения партнеров |
исследование | умение разрабатывать единую тактику в театрализованных действиях, учитывая мнения партнеров, | ||
использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера, | |||
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов умение выступать в роли актёра, зрителя, режиссёра. |
Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова, Ершовой Т.Г. [29,30]
Также разработанная программа «Театр в школе» предполагает разные формы работы - индивидуальные и подгрупповые занятия, которые используются с целью формирования коммуникативных умений и отработки отдельных сцен спектаклей.
Формы проведения занятий в урочное и внеурочное время:
- игра (направлена на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях, театрализованная деятельность, направленная на отработку дикции, артикуляции)
- беседа (направлена на формирование умения выражать своё отношение к героям, их поступкам при анализе произведения)
- иллюстрирование (после просмотра спектакля или прочтения произведения предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование)
- изучение основ сценического мастерства (призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями о театральном искусстве)
- мастерская костюма, декораций (совместное изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов)
- инсценировка прочитанного произведения, или отдельных частей, по желанию детей и педагога, изучаемых по программе: «Перспективная Начальная Школа» автора: литературное чтение, автора Н.А.Чураковой, и по разработанной программе «Театр в школе»
- постановка спектакля (работа над постановкой во время генеральных репетиций, отработка отдельной части спектакля)
- посещение спектакля (просмотр спектакля в театрах города)
- работа в малых группах (развитие творческой активности школьников через решение определённых коммуникативных задач)
- актёрский тренинг (беседы и встречи с заслуженными актёрами и педагогами известных театров города, например М.В. Дюсметова, И.В.Гоц)
- экскурсия (дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной тетра «Скоморох»)
- выступление (выступление с готовой постановкой на разных сценических площадках СОШ, ДОУ и т. д)
- диагностика (проводится во время занятий в три этапа направленная на выявление уровня коммуникативных умений)
Для правильной организации театральных занятий рекомендуется учитывать следующие принципы:
. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
. Сотрудничество детей друг с другом, взрослыми.
. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.
Но требования предъявляются не только к личностным и профессиональным качествам педагога, но и к организуемой им среде, которая помогает формированию коммуникативных умений:
. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.
. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.
. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.
. Театрализованная деятельность должна быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
.Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных - воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива.
.Театрализованная деятельность должны быть различной по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.
В том числе, педагогу необходимо учитывать планируемые результаты и уровень освоения коммуникативных умений обучающихся.
Итог курса по программе «Театр в школе» - это приобретение опыта решения коммуникативных задач в реальной жизни, а также активное участие в творческих постановках на площадках школы и города, умение выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | Планируемые результаты | ||
Тео рия | Прак ти ка | ||||
Раздел «Мы играем – мы мечтаем!» | 10 | – | 10 | умение участвовать в диалоге, умение слушать и вступать в диалог, | |
1-10 | Игры на развитие внимания и воображения. | 10 | – | 10 | участвовать в коллективном обсуждении проблем взаимодействие учеников между собой на уровне класса |
11-18 | Раздел «Театр и речь» | 8 | 8 | умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства, | |
Художественно-эстетическое и речевое развитие | 8 | 8 | взаимодействие ученика с учителем | ||
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | 4 | – | 4 | допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе отличной от его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; | |
19-20 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 2 | – | 2 | умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами» |
21-22 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 2 | – | 2 | |
Раздел «Наш театр» | 12 | – | 12 | ||
23-34 | Инсценирование сказок Корнея Чуковского, «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь» Н. Носов «Приключение Незнайки» (отравок); Н.Друк «Сказка» | 12 | – | 12 | умение решать творческие задачи на уровне импровизаций, уметь использовать художественные материалы умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами» |
Итог 34 | Итого | 34 | – | 34 |
2 год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | Планируемые результаты | ||
Тео рия | Прак тика | ||||
Раздел «Театр и речь» | 10 | 3 | 6 | умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства, взаимодействие ученика с учителем | |
1 | Дорога в театр. | 1 | – | 1 | |
2-4 | В театре. | 3 | 1 | 1 | умение решать творческие задачи на уровне импровизаций, уметь использовать художественные материалы умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами» |
5-6 | Как создаётся спектакль. | 2 | 1 | – | умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество |
7-10 | Художественно-эстетическое и речевое развитие | 4 | 1 | 4 | |
Раздел «Основы актёрского мастерства» | 5 | 1 | 5 | умение решать творческие задачи на уровне импровизаций, уметь использовать художественные материалы умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами» | |
11-15 | Мимика. Пантомима. | 5 | 1 | 5 | умение быть чувственным |
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | 3 | – | 3 | допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе отличной от его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; | |
16-17 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 2 | – | ||
18 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 | – | 1 | умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами» |
Раздел «Наш театр» | 16 | – | 16 | ||
19-22 | Настольный спектакль Работа над русскими народными сказками. «Петушок-золотой гребешок». | 4 | 4 | умение разрабатывать единую тактику в театрализованных действиях, учитывая мнения партнеров | |
23-26 | Работа над спектаклем по сказке «Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 4 | – | 4 | способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов умение выступать в роли актёра, зрителя, режиссёр. |
27-30 | Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам Дж. Родари, Б.Окуджава «Прелестные приключения» | 4 | – | 4 | использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера, |
31-34 | Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса. | 4 | – | 4 | способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов умение выступать в роли актёра, зрителя, режиссёр. |
Итог 34 | 34 | 4 | 30 |
3 год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | Планируемые результаты | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел «Театр и речь» | 11 | 11 | 6 | ||
1 | Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор. | 1 | 3 | 3 | формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства |
2 | Древнегреческий театр. | 1 | 1 | – | формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства |
3 | Театр «Глобус». | 1 | 1 | – | формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства |
4 | Театр под крышей. | 1 | 1 | – | овладеть соответствующей терминологией, знать профессии, связанные с театральной деятельностью |
5 | Современный театр. | 1 | 1 | – | формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства |
6 | Театральный билет. | 1 | – | 1 | формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства |
7 | Театр кукол. | 1 | 1 | – | формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства |
8 | Музыкальный театр. | 1 | 1 | – | формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства |
9 | Цирк. | 1 | 1 | – | формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства |
10 | Музыкальное сопровождение Звуки и шумы | 1 | 1 | 1 | формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства |
11 | Зритель в зале. | 1 | 1 | 1 | осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития |
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | 2 | – | 2 | этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития | |
12 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 1 | – | 1 | умения театральной деятельности: анализировать и понимать роль |
13 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 1 | – | 1 | включаться и поддерживать диалог, коллективное обсуждение; учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; |
Основы актёрского мастерства | 4 | 1 | 3 | ||
14-17 | Театральный этюд. | 4 | 1 | 3 | способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности. |
Наш театр | 17 | – | 11 | умения театральной деятельности: анализировать и понимать роль, выбирать и применять средства выразительности для создания образа, овладеть элементами актерского мастерства; | |
18-21 | Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. | 4 | 2 | умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства | |
22-25 | Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. «Дюймовочка» | 4 | – | 3 | взаимодействие ученика с учителем; ученика-ученика |
26-29 | Работа по произведению «Сказка о пользе учения и о великой силе любви» индийские сказки: «О собаке, кошке и обезьяне» | 4 | 1 | умение слушать собеседника; научить договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; помочь формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | |
30-34 | Работа над Новогодним спектаклем. | 5 | 1 | умения театральной деятельности: анализировать и понимать роль, выбирать и применять средства выразительности для создания образа | |
Итог34 | Итого | 34 | 12 | 22 |
4 год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | Планируемые результаты | ||
Всего | Теория | Прак тика | |||
Раздел «Театр и речь» | 3 | 3 | 3 | формировать знания о театре, театральной деятельности как особого вида синтетического искусства,; | |
1-2 | Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург, художник. | 2 | 2 | 3 | овладеть соответствующей терминологией, знать профессии, связанные с театральной деятельностью |
3 | Театральные жанры. | 1 | 1 | – | |
Основы актёрского мастерства | 11 | 3 | 11 | формирование у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности; | |
4 | Язык жестов. | 1 | – | 1 | умение решать творческие задачи на уровне импровизаций, |
5 | Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. | 1 | – | 1 | умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество |
6 | Интонация. | 1 | – | 1 | проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании |
7 | Темп речи. | 1 | – | 1 | уметь использовать художественные материалы |
8 | Рифма. | 1 | – | 1 | пользоваться и выделять приёмы анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей |
9 | Ритм. | 1 | – | 1 | |
10 | Считалка. | 1 | – | 1 | уметь использовать художественные материалы |
11 | Скороговорка. | 1 | – | 1 | понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; |
12 | Искусство декламации. | 1 | 1 | 1 | проводить сравнение и анализ поведения героя; |
13 | Импровизация. | 1 | 1 | 1 | умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами»; проявлять индивидуальные творческие способности |
14 | Диалог. Монолог. | 1 | 1 | 1 | умение вступать в общение с произведением искусства и «актёрами» умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество |
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | 2 | – | 2 | осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития | |
15-16 | Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. | 2 | – | 2 | этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; |
Наш театр | 18 | – | 18 | ||
17-19 | Работа над спектаклем по Произведениям Г.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева» (в отрывках), «Русалочка»(в сокращении); | 3 | 32 | умения театральной деятельности: анализировать и понимать роль, выбирать и применять средства выразительности для создания образа | |
20-22 | Работа по произведениям И.Пивоваровой «Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»; А.Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 3 | – | 3 | осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; |
23-28 | Работа над спектаклем «Принцесса Сентябрина» Самерсета Моэма | 6 | 6 | умение слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; помочь формулировать собственное мнение и позицию; | |
29-34 | Работа над тематическими постановками. «Морозко» | 6 | 6 | умения театральной деятельности: анализировать и понимать роль, выбирать и применять средства выразительности для создания образа, овладеть элементами актерского мастерства; | |
Итого 34 | Итого | 34 | 6 | 34 |
6. Список литературы:
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?
Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией, рекомендациями для профилактики возможных проблем....
Доклад на тему:Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе в свете реализации проекта «Школа будущего» нашей новой школы.
Этот материал можно использовать в подготовке к педсовету....
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"
Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)
В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями, интеллектуальн...
Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.
Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...