Разработка урока по русскому языку в 4 классе по программе "Школа России" в соответствии с ФГОС
план-конспект занятия (4 класс) по теме
Конспект урока«Проверка безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_0_2.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
«Проверка безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения».
Триединая дидактическая цель:
- образовательный аспект: отрабатывать умение распознавать тип склонения, учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения;
- воспитательный аспект: создать условия для формирования умения работать в парах и группах, вести диалог, уважительно относиться к людям, прививать любовь к родной природе;
- развивающий аспект: развитие мышления, памяти, внимания, умения обосновывать своё мнение, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
1). Орг. момент
Прозвенел звонок – начинаем наш урок.
- Сели.
- Ребята, посмотрите на весёлое солнышко. У кого из вас такое же настроение?
- Повернитесь друг к другу. Сложите ладошки, улыбнитесь друг другу и скажите: «Я желаю тебе добра. Ты желаешь мне добра. Если будет трудно, я тебе помогу».
) Разминка для рук.
- сложите ладошки
- похлопаем (тихо, громче, громко, тише, тихо)
- погладим ладошки
- сложили колечки (большой палец – указательный
– средний
– безымянный
– мизинец
и обратно)
) Запись числа
Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Перед письмом вспомним, как нужно правильно сидеть за партой:
«Сяду прямо, не согнусь, на отлично потружусь»
2). Вступительное слово учителя. (1-2слайда – осень, звучит музыка)
Сегодня наш урок будет немного необычным. Представьте себе, что вы удобно устроились в кресле и приготовились смотреть фильм по телевизору, но фильм почему-то не показывают. Вместо этого на экране появляется завораживающая осенняя картина, звучит прекрасная музыка, и вы слышите:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
- Какое настроение вызывает это стихотворение? (Грустное, но грусть приятная.)
Запишем предложение о такой осени.
Лес окрасился в жёлтые, красные краски осени. (Комментируем)
Проверка (самопроверка) по слайду №3 - предложение
- Какое это предложение по составу – простое или сложное? Почему?
(Простое, здесь одна грамматическая основа. В предложении есть однородные определения (какие?) жёлтые, красные)
3). Словарная работа.
- Осень славится не только своей красотой, но и богатым урожаем овощей, фруктов.
Из данных овощей и фруктов выбрать и «сварить»
1 вариант – компот с сахаром
2 вариант – борщ
(на доске словарные слова) – карточки
М..лина, к..пуста, з..мл..ника, к..ртофель, см..родина, м..рковь, ч..снок, свёкла, ябл..ко
Проверка – взаимопроверка
(Обменялись тетрадями, взяли карандаши)
- Что взяли для компота? Какие безударные гласные вставили?
(Кто не согласен – сигнализируйте)
4). Сообщение темы и целей урока. (слайд №4 со словами)
Из земли из избушки
По воде по дороге
На стене на празднике
В глуши в сети
- Чем похожи эти группы слов? (окончаниями, есть – е, – и) –
слайд №5 – у слов выделены окончания
- Чем отличаются группы слов? (в 1 столбике слова с ударными окончаниями
Во 2 столбике с безударными окончаниями)
слайд №6 – у слов появляются ударения
Тема нашего урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»
- Чему будем учиться на уроке? (Будем учиться проверять безударные гласные в окончании)
- Какая цель урока?
Цель урока: Научиться различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения.
5). Повторение (Слайд №7- зима, музыка)
- Тихо приходит зима. Как в сказке. За одну ночь строит она свой серебряный дворец.
У наших зим – особенная прелесть
Под вечер успокоиться пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожжённые снега.
- Откройте учебники с. 110 упр. 84. Посмотрите сколько зимних слов. Распределите эти слова по склонениям (работа в тетради)
Проверка:
– докажите правильность выбора. (самопроверка)
(Группа выбирает карточку со словами) – карточка со словом
(буря, вьюга, поле, облако, ночь, молодёжь)
- Почему ваши слова состоят из 2 частей?
(1 часть – обозначает основу
2 часть – окончание)
- Почему в столбике с окончаниями – 6 клеток? (в русском языке 6 падежей)
- Какая часть изменится при изменении существительного по падежам? (изменится окончание)
Ваша задача – просклонять 1 существительное в тетради.
- А теперь группой заполните клетки окончаний ваших слов.
Проверяем – 2 представителя из группы.
- Существительные какого склонения? Какие окончания сущ. на мягкую основу? Какие окончания сущ. на твёрдую основу?
- Какие окончания в ваших словах – ударные или безударные?
- Кто затруднялся в написании окончаний данных слов?
Физкультминутка
(Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
6). Новая информация.
- Всем известно слово КЛЮЧ. Какое значение имеет слово?
Слайд №8 – ключ от двери
Слайд №9 – ключ родник
Слайд №10 – шифр
- Какое же из этих трёх значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться словом-ключом для правильного написания окончаний имён существительных? (Это третье значение – слово-шифр)
- Вручаю вам слова-ключи для каждого из склонений. (карточки в виде ключа со словами земля, вода, конь, окно, печь, степь)
- Просклоняйте эти слова-ключи и проследите за окончаниями этих слов.
- Что вы заметили такого, что позволяет данным словам быть волшебными словами-ключами? (у этих слов ударные окончания)
- Почему ударные окончания делают эти слова волшебными? (по ударным окончаниям можно проверять безударные окончания)
Проверяем что у вас получилось? (Сундуки со словами)
- Как же пользоваться этими словами-ключами?
- Давайте рассмотрим это на примере: от тёт.. (на доске)
) поставьте это слово в начальной форме тётя
) тётя окончание –я, ж.р. – 1 скл.
) заменим это словом-ключом этого же скл. – земля
) поставим слово-ключ вместо слова тёти – (от земли), окончание –и, значит и в слове тёти окончание –и
Слайд №11 - последовательность действий при проверке окончания
7). Рефлексия
- Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы в окончаниях
(на доске)
на ветк.. сирен..
в театр.. на спектакл..
из жизн.. девочк..
Проверяем
10). Д/з.
(на доске)- разноуровневое
С.111 упр. 86
С.111 упр. 86, указать у сущ. склонение и падеж
С.111 упр. 86, дописать 1 свою пословицу
9). Итог
- Чему учились на уроке?
-Как проверить безударное окончание имени существительного?
Оцените свою работу на уроке
- Я хочу поблагодарить вас за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Программа "Школа России". (ФГОС)
Урок рефликсии и развивающего контроля по теме: "Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне". Учитель БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковская Св...
разработка урока по русскому языку, 3 класс, тема: Окончания имен прилагательных, "Школа России"
урок разработан по УМК "Школа России", 3 класс...
разработка урока по русскому языку, 3 класс, тема: Окончания имен прилагательных, "Школа России"
урок разработан по УМК "Школа России", 3 класс...
Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России" "Гласные звуки"
Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России" "Гласные звуки"...
Разработки уроков по русскому языку 3 класс "Школа России"
Разработки уроков на весь учебный год по русскому языку....
Разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое глагол?" ФГОС
Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое глагол?" ФГОС...
Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".
Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....