Разработка урока по русскому языку в 4 классе по программе "Школа России" в соответствии с ФГОС
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Парамонова Наталья Олеговна

Конспект урока«Проверка безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_0_2.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Проверка безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения».

Триединая дидактическая цель:

- образовательный аспект: отрабатывать умение распознавать тип склонения, учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения;

- воспитательный аспект: создать условия для формирования умения работать в парах и группах, вести диалог, уважительно относиться к людям, прививать любовь к родной природе;

- развивающий аспект: развитие мышления, памяти, внимания, умения обосновывать своё мнение, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

1). Орг. момент

Прозвенел звонок – начинаем наш урок.

- Сели.

- Ребята, посмотрите на весёлое солнышко. У кого из вас такое же настроение?

- Повернитесь друг к другу. Сложите ладошки, улыбнитесь друг другу и скажите: «Я желаю тебе добра. Ты желаешь мне добра. Если будет трудно, я тебе помогу».

) Разминка для рук.

- сложите ладошки

- похлопаем (тихо, громче, громко, тише, тихо)

- погладим ладошки

- сложили колечки (большой палец – указательный

                                                           – средний

                                                           – безымянный

                                                           – мизинец

и обратно)

) Запись числа

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Перед письмом вспомним, как нужно правильно сидеть за партой:

«Сяду прямо, не согнусь, на отлично потружусь»

2). Вступительное слово учителя. (1-2слайда – осень, звучит музыка)

Сегодня наш урок будет немного необычным. Представьте себе, что вы удобно устроились в кресле и приготовились смотреть фильм по телевизору, но фильм почему-то не показывают. Вместо этого на экране появляется завораживающая осенняя картина, звучит прекрасная музыка, и вы слышите:

                                   Унылая пора! Очей очарованье!

  Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

                                   В багрец и золото одетые леса…

- Какое настроение вызывает это стихотворение? (Грустное, но грусть приятная.)

Запишем предложение о такой осени.

Лес окрасился в жёлтые, красные краски осени. (Комментируем)

Проверка (самопроверка) по слайду №3 - предложение

- Какое это предложение по составу – простое или сложное? Почему?

(Простое, здесь одна грамматическая основа. В предложении есть однородные определения (какие?) жёлтые, красные)

3). Словарная работа.

- Осень славится не только своей красотой, но и богатым урожаем овощей, фруктов.

Из данных овощей и фруктов выбрать и «сварить»

1 вариант – компот с сахаром

2 вариант – борщ

(на доске словарные слова) – карточки 

М..лина, к..пуста, з..мл..ника, к..ртофель, см..родина, м..рковь, ч..снок, свёкла, ябл..ко

Проверка – взаимопроверка

(Обменялись тетрадями, взяли карандаши)

- Что взяли для компота? Какие безударные гласные вставили?

(Кто не согласен – сигнализируйте)

4). Сообщение темы и целей урока. (слайд №4 со словами)

Из земли                                              из избушки

По воде                                                по дороге

На стене                                               на празднике

В глуши                                               в сети

- Чем похожи эти группы слов? (окончаниями, есть – е, – и) –

слайд №5 –  у слов выделены окончания

- Чем отличаются группы слов? (в 1 столбике слова с ударными окончаниями

                                                       Во 2 столбике с безударными окончаниями)

                                                               слайд №6 – у слов появляются ударения

Тема нашего урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

- Чему будем учиться на уроке? (Будем учиться проверять безударные гласные в окончании)

- Какая цель урока?

Цель урока: Научиться различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения.

5). Повторение (Слайд №7- зима, музыка)

- Тихо приходит зима. Как в сказке. За одну ночь строит она свой серебряный дворец.

У наших зим – особенная прелесть

Под вечер успокоиться пурга

И хлынет свет, как будто загорелись

Закатом подожжённые снега.

- Откройте учебники с. 110 упр. 84.  Посмотрите сколько зимних слов. Распределите эти слова по склонениям (работа в тетради)

Проверка:

 – докажите правильность выбора. (самопроверка)

(Группа выбирает карточку со словами) – карточка со словом

(буря, вьюга, поле, облако, ночь, молодёжь)

 

- Почему ваши слова состоят из 2 частей?

        (1 часть – обозначает основу

         2 часть – окончание)

- Почему в столбике с окончаниями – 6 клеток? (в русском языке 6 падежей)

- Какая часть изменится при изменении существительного по падежам? (изменится окончание)

 Ваша задача – просклонять 1 существительное в тетради.  

- А теперь группой заполните клетки окончаний ваших слов.

Проверяем – 2 представителя из группы.

- Существительные какого склонения? Какие окончания сущ. на мягкую основу? Какие окончания сущ. на твёрдую основу?

- Какие окончания в ваших словах – ударные или безударные?

- Кто затруднялся в написании окончаний данных слов?

Физкультминутка

(Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

 6). Новая информация.

- Всем известно слово КЛЮЧ. Какое значение имеет слово?

Слайд №8 – ключ от  двери

Слайд №9 – ключ родник

Слайд №10 – шифр

- Какое же из этих трёх значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться словом-ключом для правильного написания окончаний имён существительных?  (Это третье значение – слово-шифр)

- Вручаю вам слова-ключи для каждого из склонений. (карточки в виде ключа со словами земля, вода, конь, окно, печь, степь)

- Просклоняйте эти слова-ключи и проследите за окончаниями этих слов.

- Что вы заметили такого, что позволяет данным словам быть волшебными словами-ключами? (у этих слов ударные окончания)

- Почему ударные окончания делают эти слова волшебными?  (по ударным окончаниям можно проверять безударные окончания)

Проверяем что у вас получилось? (Сундуки со словами)

- Как же пользоваться этими словами-ключами?

- Давайте рассмотрим это на примере:   от тёт.. (на доске)

) поставьте это слово в начальной форме    тётя

) тётя окончание –я, ж.р. – 1 скл.

) заменим это словом-ключом этого же скл. – земля

) поставим слово-ключ вместо слова тёти – (от земли), окончание –и, значит и в слове тёти окончание –и

Слайд №11  - последовательность действий при проверке окончания

7). Рефлексия

- Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы в окончаниях

(на доске)

на ветк.. сирен..

в театр.. на спектакл..

из жизн.. девочк..

Проверяем

10). Д/з.

(на доске)- разноуровневое

С.111 упр. 86

С.111 упр. 86,  указать у сущ. склонение и падеж

С.111 упр. 86, дописать 1 свою пословицу

9). Итог

- Чему учились на уроке?

-Как проверить безударное окончание имени существительного?

Оцените свою работу на уроке

- Я хочу поблагодарить вас за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Программа "Школа России". (ФГОС)

Урок рефликсии и развивающего контроля по теме: "Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне". Учитель БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковская Св...

Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России" "Гласные звуки"

Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России" "Гласные звуки"...

Разработки уроков по русскому языку 3 класс "Школа России"

Разработки уроков на весь учебный год по русскому языку....

Разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое глагол?" ФГОС

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Что такое глагол?" ФГОС...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....