Сборник упражнений на уроках коми языка по учебнику "Войт" для 1-4 классов
методическая разработка на тему

Лушкова Вера Александровна

Сборник упражнений предназначен для уроков коми языка в начальных классах по учебнику "Войт".Собраны упражнения для раскрытия новой темы, описания погоды, для развития речи. Их можно использовать и при работе во внеурочное время. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад» пст.Бортом

Республиканский конкурс инновационных проектов в области этнокультурного образования

(Сборник упражнений на уроках коми языка в начальной школе)

Автор: Лушкова Вера Александровна  учитель начальных классов

Адрес: 168121, п. Бортом,  ул.Гаражная, д.9 (школа-сад)

Телефон:(882131) 93-1-32

Адрес: 168121, п.Бортом, ул.Центральная , д.23, кв.2

                          Телефон: (882131)93 -1 -76

Пст.Бортом
2014г.

СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ КОМИ ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1)Это упражнение можно провести по учебнику Е.Н.Вязовой и А.В.Сизовой  

в 4 классе  по теме  «Зарни паськӧмӧн пасьтасис вӧр»  
Учащимся раздаются таблицы с текстом «Ар» на коми языке. В таблице даны предложения   на русском языке.  Дети должны найти слова с учебника с рубрики «Кывкуд» и написать перевод в эту же таблицу под данными словами.

Пришла

золотая

осень.

В осенний

день

дует

северный ветер.

Лес

красивый

щедрый.

По небу

летит

стая

гусей-лебедей.

В лесу

собирают

то, что надо сварить

то, что надо засолить

грибы.

В кузове

брусника

клюква

рябина

калина  -

ягоды.

Получившийся текст можно нарисовать в тетради. Читать на уроках при описании осенней погоды.


2) «Опиши погоду»

На доске картинка жёлтого солнышка. Учащиеся подходят к доске  по очереди, срывают лучики, отвечая на данные вопросы полными ответами.
▪Ывлаын бур поводдя? (Да, ывлаын бур поводдя) или (Ывлаын лёк поводдя).

▪Ывлаын зэра поводдя? (Да, ывлаын зэра поводдя) или (Абу, ывлаын шондіа).

▪Кутшӧм пуяс вылын коръяс? (Пуяс вылын уна рӧма коръяс).

▪Кутшӧм рӧма кыдз пу? (Кыдз пу кольквиж рӧма).

▪Кутшӧм рӧма пелысь пу, пипу, льӧм пу? (Пелысь пу, пипу, льӧм пу гӧрдӧсь).

▪Кытчӧ лэбӧны лэбачьяс? (Лэбачьяс лэбӧны лунвылӧ).

3)        Это упражнение можно провести по учебнику Е.Н.Вязовой и А.В.Сизовой  в 4 классе  по теме  «Зарни паськӧмӧн пасьтасис вӧр»  

Лун – лун дождливый, гӧгӧр грязный,

Солнце радлунсӧ оз вай:
Сійӧ петавлӧ зэв
редко,
Муртса мыччысьлас и
потеряется.
Ягод много
 – ми зэв радӧсь.
Как шусьӧ тайӧ время?


4)Для закрепления темы «Птицы» , «Насекомые», «Растения», «Рыбы», «Животные», «Ягоды» можно использовать перфокарты.   На лицевой стороне перфокарты наклеены картинки с изображениями, а на изнаночной стороне их названия. Возле каждой картинки есть дырочки, куда можно продеть стержень ручки. Один ребёнок проверяет другого и наоборот.
Например: тема «Ягоды»

Лицевая сторона

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2c802bd16808f5384c254dbc91957c2e-104-144&n=24

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=99ddd4a289b9b9916a9483677bc28bea-89-144&n=24

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9da4ed5194d47867b9c7afdd89e044f9-61-144&n=24

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1d384987195e559d8ed807ede2c2f132-09-144&n=21

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ddc41ec0136477be19c773c04dab0a86-19-144&n=24

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=47a05a69da4dd6c55ffdb6fd18fb9b72-71-144&n=24

Изнаночная сторона

Ӧмидз        ▪

Чӧд       ▪

Пув        ▪

Льӧм       ▪

Турипув      ▪

Оз                 ▪


5)         Это упражнение можно провести по учебнику «Войт»  Е.Н.Вязовой и А.В.Сизовой  в 1классе  для определения темы уроков.
На картонной основе наклеены картинки с изображениями. По первым буквам определить тему урока.

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=dfdefe31111c323767135cec84e94580-81-144&n=21

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2e5f9fa1fcd7faa54d7eb1835842f2f6-110-144&n=21

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c3c53ad3a612efd01755fbb5f2ac67ea-19-144&n=21

(тӧв)

Бесплатный хостинг изображений Показал.Ру

Рисовая молочная каша рецепты Молочная каша рецепт для мультиварки 2014

(ар)

КАК МОГЛО БЫ БЫТЬ И КАК СТАЛО СЕЙЧАС. ВИДЕО ОТ АРХИВАРИУСА. ПРАВДА О МЕРОВИНГАХ. МНЕНИЕ НАИВНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ. ЧТО СТАЛО ЛУЧШЕ И ЧТО

Профессиональный ИКЕА IKEA Покупка Mammut детский стул игрушки Детские табурет multi цвета подлинной

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5d46fe344446b9cd5486295d95835d6a-68-144&n=21

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1d2b15f772037cc7b063670629f09fd8-61-144&n=21

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=aa2f3a2f1353dac744a89d2eb9e11b84-106-144&n=21

(тулыс)

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=4e870ec2760f06cdfa6c89fe4ac4e33d-118-144&n=21

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=d48f7d1367def391ac036321c2b73d7b-39-144&n=21

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=e85522f9a940a5ffa5fb6a95a913872b-41-144&n=21

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=167cf39c8054b2027d87a58b6691066e-86-144&n=21

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=cc4ebded9257d8af1798f030cab3f96b-28-144&n=21

(гожӧм)

6) Упражнение «Пӧсь из» можно проводить на каждом уроке коми языка.
Это упражнение  с целью  повторять и заучивать скороговорки, четверостишия, считалок.
    Дети встают в круг. Передают мячик друг другу по часовой стрелке, при этом читают вслух  скороговорку. На ком скороговорка закончилась, тот выбывает из игры.
Скороговорки:
1)Ыджыд – ыджыд мач, чеччалан тэ скач.

  1. Олiс - вылiс кань,
    Сылöн вöлi пань,
    Паняс вöлi розь,
    Сёйнысö оз позь.
  2. Еджыд катша
    Ветлӧ тшапа.
    Вӧрын катшасин
    Мича – мича син.
  3. Мамӧ вайис пызан вылӧ
    Яя шыд да чӧскыд нянь.
    Киным ветлӧ улӧ – вылӧ,
    Тасьті бердӧ гольскӧ пань.
  4. Ывла вылын пемыд вой,

Важӧн эшкын улын чой.
Узьжӧ, ичӧт чойӧй, узь
Да эн крӧвать вывсьыд  усь.
6) Мазі лэбаліс зэв дыр
   Да и чушкис менсьым ныр.
   Сійӧ лоис лӧза – гӧрда,
   От и соссьы – ёна бӧрді.

7)Веж видз вывті муна, муна,
  Мича дзоридз сэні уна
  Зарнт дзоридз вывті уна.
Меным гажа, сьыла – йӧкта,
Мича дзоридз водзӧ  ӧкта.

8) Босьта киӧ ыджыд чуман,
   Тшакла вӧрӧ ӧдйӧ муна.
   Тшакыс вӧрын уна эм.
   Зэрӧм бӧрын петіс тшем.

7) Это упражнение можно провести по учебнику «Войт» Е.Н.Вязовой и А.В.Сизовой  в 3 классе  по теме  «Вогӧгӧрся кад. Тулыс».

Кывбур М.Лебедевлӧн «Тулыс».

Гажа     http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=0c3cb96559a2c9d4c74b9e5171d9a6f1-76-144&n=21  воис,

Гӧгӧр жургӧ http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=7d0c557e501115422aa1cc9f32f7d90d-48-144&n=21.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=d2529de2ad66a44124e0f287a9ecd700-50-144&n=21 лымсӧ сёйис,

Ловзис пулӧн     http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=15f4b597a89910424638eb13bc06305d-104-144&n=21.

             Кыпыда      http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=d3235a630083c94d718700c6b900d29c-83-144&n=21   кывтӧ,

            Тувсов              оз узь.

  Джуджыд               http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=527322b648f55f3f415ecc74b733e1bc-82-144&n=21      вывті

                Лэбзьӧ        http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=69dee927a64faf146f76d4bd50dfcdeb-105-144&n=21

Работая над этим текстом дети зрительно сравнивают и запоминают с помощью рисунков слова.

8) Упражнение «Йӧлӧга».
Цель этого упражнения: закрепить послелоги,  переводить предложения учителя на коми язык.
Например:
Учитель: На дереве сидит чёрная кошка.(показать иллюстрацию)

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=4fae77b734d72ba7bfeaf53e0d65daf6-47-144&n=24
Ученик: Пу вылын пукалӧ  сьӧд кань.

Составить предложения по таким иллюстрациям:

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f57c4d9caa70c8a3c1adf222ecbc55d1-117-144&n=21      вылын

3 урок. Мы знакомимсядорын

                                                            водзын

                                                            сайын

 http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=50669e2bd1a8d0cb3966b7f6a351c2b6-48-144&n=21       улын

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=8cc5ac1412a9a6bfb9981224e9fe82ab-44-144&n=21пытшкын

Предлагаю эти иллюстрации  показывать на слайдах. Так интереснее и увлекательнее!

9) Упражнение «Мой режим дня».
Цель этого упражнения: закрепить режим дня ученика.
Нужно расположить действия ученика в правильном порядке.

Муна школаö

Шойчча урокъяс бöрын

Вöча гортса удж

Идрала вольпась

Мысся майтöгöн

Ужнайта

Отсася мам-батьлы

Велöдча школаын

Вода узьны

Котрала ывла вылын

Асывнас  чечча

Весала пинь

Ужнайтӧм бӧрын шойчча

1)асывнас чечча;  2)идрала вольпась;  3)весала пинь;  4)мысся майтӧгӧн; муна школаӧ; 5)велӧдча школаын;  6) шойчча урокъяс бӧрын;  7)котрала ывла вылын;  8)отсася мам – батьлы;  8) вӧча гортса удж;  9) ужнайта;  10) ужнайтӧм бӧрын шойчча;   11) весала пинь;  12) вода узьны.

10) Уражнение «Вай серпасав» .
Цель этого упражнения: повторить стихотворение (отрывок стихотворения) и нарисовать пропущенные слова.  

Мамыд сійӧ ………….

Пӧсь  …………..  шонтӧ .

Мамыд югыд …………… .

…………..  индӧ водзӧ.

…………..  мелі кывсӧ,

……………  шаня кывзӧй.

Слова для справок: шонді, сьӧлӧмнас, кодзув, туйсӧ, мамлысь, ныв – пи.

11) Физминуткаяс.
1)Коз пу вылын – лым, лым   (кияс лэптам)
   Коз пу улын – лым, лым     (кияс лэдзам джоджӧдз)
   Гӧгӧр лымйӧн тырӧма         (бергалам ас гӧгӧр)
   Ошкыд гуӧ пырӧма              (пуксям  кок вылӧ)
   Тӧвбыд узьӧ, вой и лун        (кияс пуктам пель улӧ, быттьӧ узям)
   Энӧ торкӧй ошлысь ун.        (чуньӧн грӧзитам)

2)Мунӧ часі тіч да точ
 Кӧнкӧ ӧдзӧс крапкӧ              (кекӧначасям ӧтчыдысь)
 Чечча, кадыс кӧть на водз    (кияс лэптам да нюжмасям)
 Мысся, весала и пинь,          (петкӧдлам)
 Кокӧ сюя гачӧс,                     (петкӧдлам)
 Часі звӧнитӧ тинь – тинь      (петкӧдлам)
 Быттьӧ сёрмӧ ачыс.               (пуксям парта сайӧ)

3)Киӧ босьті рӧмпӧштан         (видзӧдам ки пыдӧс вылӧ)
  Аддз ассьым чужӧмбан        (видзӧдчам ки пыдӧсӧ)
  Кык син, кык пель, мича ныр     (петкӧдлам)
  Берин чужомын зэв тыр       (петкӧдлам чужӧм вылысь)
  Тайӧ, шуа, Э-Э-Э!
  Кодкӧ мӧд, но абу ме            (петкӧдлӧ киӧн сусед вылӧ да шенасьӧ юрнас).

4) Чуньяс менам унмовсисны,
   Кулак пытшкӧ дзебсясисны.
   Ӧти, кык, куим, нёль, вит.
  Лыддьы выльысь – прӧверит.

5) Рики – тики, видзӧдлӧй!
  Кымын лыдпас?-
  Петкодлӧй! (челядь петкӧдлӧны лыдпасъяс, а мӧд велӧдчысь шуалӧ найӧс).

12) Упражнение «Ок и мича сьыланкыв»
На уроках коми языка дети любят петь песни.
Цель этого упражнения: развивать интерес к коми языку через  музыку.
Для этого предложу  песни  с моей методической копилки.

Джодж дӧра.
1)Ок и мича жӧ джодж дӧра
Уна визьӧн серӧдӧм!
Сійӧ чужан мулӧн кӧра,
Сійӧ чужан мулӧн рӧм.

Припев:
Зарни визьыс – сю,
Кельыд лӧзыс – ю,
Алӧй гӧрдыс – оз,
Турунвижыс – кор,
Мугӧмыс – сус коль,
Сьӧдыс – сэтӧр моль,
Еджыд визьыс – лым,

Ставыс асланым.

2)Гашкӧ, тайӧ абу дӧра,

Гашкӧ, тайӧ – гожся видз.
Коді чужан мулӧн кӧра,

Кӧні чужан мулӧн мич.

Припев:

3)Гашкӧ, тайӧ – енэж шӧрас

Ӧшкамӧшкаяса  зэр.
Коді чужан мулӧн кӧра,

Кӧні чужан мулӧн сер.

Припев:

Пом.

Выль вося коз

1)Уна мича коль да лыс

Коз пу вылын быдмӧ,

Сӧмын чача – шаръясыс

Сы вылын оз быдмы.

2) Коз пу вылӧ асьным ми

Чача ӧшлам уна,

Ӧзтам мича рӧма би

Выль во праздник лунӧ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок коми языка в 3 классе "Зима.Правописание суффиксов. (Тöв. Суффиксъяс)".

           Обобщающий урок по коми языку как государственному проведён в 3 классе, основываясь на стихи, загадки, кроссворды, пословицы о зиме....

Урок коми языка МЕНАМ ЧУЖАН СИКТ 3 класс

Воспитание любви к малой родине является  одним из ведущих направлений в духовно- нравственном воспитании школьников. Содержание программы по предмету «Коми язык» ориентировано на речевое, ...

Презентация к уроку коми языка по теме "Домашние животные" 2 класс

Презентация к уроку коми языка по теме "Домашние животные"...

Презентация к уроку коми язык по теме "Одежда" 2 класс

Презентация к уроку коми язык по теме "Одежда"...

Презентация к уроку коми язык по теме "Зима" 2 класс

Презентация к уроку коми язык по теме "Зима"...

Презентация к уроку коми языка по теме "Чужан лун" 2 класс

Презентация к уроку коми языка по теме "Чужан лун"...