Рабочая программа по курсу "Проектная деятельность"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 ) на основе примерной основной образовательной программы, авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей.
Формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях предполагает создание в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности.
Задача каждого педагога в работе со школьниками младшего возраста помогать детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Для этого эффективно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие исследовательских навыков.
Цель курса:
формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных
Задачи курса:
- развитие мотивации к процессу получения знаний;
- ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.
- формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;
- развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;
- развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
- воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.
II. Общая характеристика курса
Реализация программы «Учусь создавать проект» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала младших школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Принципы отбора содержания.
- Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, т.е. опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникаль-ности каждого ученика).
- Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
- Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
- Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
- Систематичность, последовательность, наглядность обучения.
Каждый урок подчинен определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Содержание программы будет способствовать:
- овладению учащимися навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
- саморазвитию и самовыражению;
- осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;
- востребованию творческого потенциала учеников;
- получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.
В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.
Предлагаемая программа позволит учащимся самим находить ответы на многие “почему?” используя более 10 методов исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, анкетирование и т.д.
В процессе обучения используются следующие формы работы:
- типовые занятия (объяснения и практические работы),
- уроки-тренинги,
- групповые исследования,
- игры-исследования,
- творческие проекты.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексия (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагание (ставить и удерживать цели);
- Планирование (составлять план своей деятельности);
- Моделирование (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявление инициативы при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступление в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Ученик получит возможность научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (2 класс) | Второй уровень результатов (3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. |
Результатами работ будут: собственные исследовательские работы, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях.
III. Место курса в учебном плане.
Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, создаём» для учащихся 2 класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю продолжительностью 45 минут).
Изменения в авторскую программу не внесены.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни чело- века, развитие организованности, целеустремлённости, ответствен- ности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные
результаты
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
• осознавать себя ценной частью большогоразнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. | • предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
VI. Содержание учебного предмета
(2 класс)
Что такое исследование, проект (2ч)
Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:
Как выбрать тему (2ч)
Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? и др. Выбор интересной идеи. Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.
Цель и задачи исследования, проекта (2ч)
Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач исследования.
Гипотеза исследования (2ч)
Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.
Организация исследования (2ч)
Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего плана исследования.
Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья) (4ч)
Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы.
Наблюдение – доступный способ добычи информации (2ч)
Наблюдение, Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения, приборы и аппараты для наблюдения.
Эксперимент (2ч)
Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента.
Индивидуальное исследование (2ч)
Работа индивидуальная и коллективная. Индивидуальные консультации учителя.
Работа в паре (2ч)
Выбор темы. Распределение работы в паре.
Работа в группе (3ч)
Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы.
Презентация (3ч)
Продукт проектной деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.
Подготовка к защите исследовательской работы (4ч)
Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты.
Защита работ (2ч)
Урок-конференция.
VII. Тематическое планирование и
основные виды деятельности учащихся
Тема | Формы организации деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения
| |
1 четверть (9 часов) | |||||
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | Вводная беседа. Беседа – размышление. Просмотр видеофрагмента об увлечениях. | Знакомство класса с темой. Дать понятие «хобби». Подготовить материал для беседы о хобби | Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби» | Умение работать с информацией и вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | |
Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема» | Игры | Подготовить материал для и игр. Дать понятия «словарь», «проект», «тема» | Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «словарь», «проект», «тема». Правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. | Формирование умения находить информацию в словарях и справочниках; формирование умения понимать шутливо – жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче. Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
| |
Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями | Беседа - размышление | Подготовить материал для беседы. Объяснить понятие «формулировка» | Понимать значение слова «формулировка». Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии» | Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | |
Выбор помощников работе над проектом | Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир» | Дать понятие слова «помощник». Учить задавать правильные вопросы проектанту. | Объяснять: с какой целью был задан вопрос, для чего проектанту знать ответ на данный вопрос. | Формирование навыка коллективного планирования и умения работать в команде. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Учиться согласованным действиям с помощниками. | |
Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап» | Ролевые игры | Работать над понятием слова «этап». Запоминание обоснования. Знакомство детей с этапами работы над учебным проектом на примере образца подобранного учителем | Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | |
Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность» | Беседа-рассуждение | Познакомить с понятием «актуальность» | Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | |
Проблема. Решение проблемы | Беседа | Познакомить с понятием «проблема», « лидер». Научить будущих проектантов видеть проблему, определять цель, составлять план действий и решать вопрос. Показать, как на проблему можно смотреть с разных сторон. Работать над сплочением коллектива и формированием команды | Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы | Формировать компетентность взаимодействия. Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновении интересов. Открывать в знакомом предмете новое, быть наблюдательным | |
Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение» | Беседа-рассуждение | Знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение». Руководить деятельностью детей по выдвижению гипотез детьми. | Запоминать толкование новых понятий. Выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники. | Формировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | |
Цель проекта | Мини-выступления | Объяснить, что такое цель проекта. Обучение нахождению способа решения проблемы (цели проекта) | Учится работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения | Развивать умения видеть и формулировать проблему и придумывать способ решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. | |
2 четверть (7 часов) | |||||
Задачи проекта | Мини-выступления | Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. «Зажечь» детей идеей, обеспечить пусковой механизм творческой активности и возбудить желание разрешить проблему проекта. | Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры» | Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. | |
Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». | Работа в группах | Дать понятия: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». Учить собирать информацию для проекта и выделять в ней главное. | Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, учится работать с реальными объектами как с источниками информации | Развивать умение интерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации. Структурирование информации, выделение главного. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | |
Знакомство с интересными людьми. Интервью | Ролевые игры | Дать понятия: «интервью», «интервьюер» | Запоминать толкование новых понятий. Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. Самостоятельно выполнять задания по сбору информации к проекту. Играть в игру»интересное интервью» | Формировать умение брать интервью, умения вести и участвовать в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | |
Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». | Мини - проекты | Дать понятия: «обработка информации», «отбор». Руководство деятельностью учащихся по отбору значимой информации о лошадях из текстов. | Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельный поиск необходимой информации. Поиск недостающей информации у взрослых (учитель, родители). Анализировать и обобщать собранные сведения о лошадях | Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. | |
Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка» | Исследовательская работа: составление сообщений | Познакомить с понятиями: «продукт проекта» ( «макет», поделка»). Учить создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. | Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию , данную в рабочей тетради.. Подготовить сообщения о своих коллекциях. | Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. | |
Играем в учёных. Это интересно | Ролевые игры | Проведение опыта по превращению белого мелка в цветной | Ответы по домашнему заданию: дети рассказывают о достопримечательности городов, в которых побывали. Анализ результата опыта | Применять знания на практике.
| |
Тест. «Чему ты научился?» | Решение теста | Организация беседы о результатах опыта, проведённого дома. Организация проверки заданий теста | Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой | Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы | |
Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | Мини-сообщения | Ознакомление с понятием «выступление». Руководство деятельностью детей по подготовке мини- сообщений и анализу стихотворения . | Самостоятельное раскрытие смысла нового понятия «выступление».Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану. Анализ стихотворения А. Барто | Формирование умения презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других)
| |
3 четверть (10 часов) | |||||
Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация» | Творческая мастерская | Знакомство с понятием «презентация проекта» . Оказание индивидуальной помощи детям по созданию презентации на бумаге | Мини-сообщения детей подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация» | Формирование умения в составлении презентации на бумаге. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. | |
Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | Исследовательская работа: мини-доклад. Выставка детских работ | Познакомить с компьютерной презентацией | Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради | Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия со сверстниками по созданию презентаций | |
Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft Power Point | Работа с компьютером | Познакомить с программой МРР-Microsoft Power Point. Обучение первым шагам составления презентации на компьютере | Практическая работа на компьютере | Развитие умения работать в программе МРР-Microsoft Power Point Умение организовать свою деятельность | |
Первые шаги составления презентации на компьютере. | Работа с компьютером | Руководство деятельностью обучающихся по ознакомлению с кнопками клавиатуры компьютера. Репетиция шагов на компьютере | Практическая работа на компьютере | Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности | |
Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией | Ролевые игры | Пошаговая инструкция учителя к подготовке выступления перед аудиторией | Активно участвовать в диалоге. Репетиция выступления перед аудиторией | Формирование и развитие коммуникативной компетентности, а именно умения уверенно «держать» себя во время выступления и владеть аудиторией («держать» в поле зрения) Артистические умения. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | |
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | Работа в малых группах | Организовывает процесс обучения в режиме речевого творческого развития, решает задачи интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания и развития младших школьников. | Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Рассказы о своих впечатлениях от пробного выступления. Оценка своего выступления по пятибалльной шкале | Формирование умения отстаивать свою точку зрения, развитие находчивости, уверенности в себе. Развивать навыки монологической речи. Обучение рефлексии. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | |
Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | Решение теста | Выявление объёма накопленных знаний во время проектной деятельности, поверка на сохранность знаний | Самостоятельное выполнение теста | Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. | |
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | Творческая работа. Составление визитки | Познакомить с понятиями «визитка» и «визитная карточка». Учить составлять визитку. Подготовить раздаточный материал с названием школы, фамилией, именем и отчеством учителя-руководителя проекта | Участвует в коллективной работе по составлению титульного листа визитки. Составляет титульный лист визитки своего проекта на отдельном листе используя подсказки рабочей тетради | Формирование умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. | |
Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | Самостоятельная работа по оценке умений и навыков приобретённых в процессе проектной деятельности | Дать понятие самоанализа (рефлексии). Учить универсальным учебным действиям (УУД). | Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составление примерного текста самоанализа | Формирование умений контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах (рефлексия) | |
Играем в учёных. Это интересно | Практическая работа (опыты) | Подготовить рисунок с изображением дома, прозрачную стеклянную банку с водой. Провести опыт по использованию воды вместо линзы | Активно участвовать в диалоге. Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует | Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. | |
Различные конкурсы проектно - исследовательской деятельности | Конкурсы проектно - исследовательской работы | Познакомить с различными конкурсами проектов («Открытие», «Я -исследователь», «Горизонты открытий») | Учится работать с реальными объектами как с источниками информации. Заучивает понравившиеся стихи наизусть | Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества | |
4 четверть (8 часов) | |||||
Памятка жюри конкурса | Творческая работа. Составление памятки | Руководить деятельностью обучающихся по ознакомлению с памяткой жюри. Разъяснить новые понятия и слова | Обсуждать каждый пункт требований жюри к выступлению на конкурсах проектов. Познакомиться с новыми советами мудрого Дельфина | Формирование умения оценивать свою работу по выработанным критериям | |
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | Пробное выступление | Повторить правила, которые помогут выступить перед незнакомой аудиторией | Выступать перед незнакомой аудиторией | Формирование умения публичного выступления представления результатов работы | |
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | Ролевые игры | Обучать рефлексии. Учит универсальным учебным действиям (УУД). | Сочинять советы выступающим перед незнакомой аудиторией. | Формирование умения оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места: осмысливать задачу, объективно оценивать свои действия, признавать свои ошибки, анализировать результат своей работы | |
Играем в учёных. Это интересно | Практическая работа | Провести опыт по наблюдению за тем, как в такт биению сердца колышется спичка, поставленная на запястье. Подготовить для опыта пластилин, спичку, стол, часы с секундной стрелкой | Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, | Формирование умения делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов | |
Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам | Творческая работа | Оказывать индивидуальную помощь в подготовке благодарностей | Рисовать открытки своим помощникам | Формирование умения высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам | |
Советы на лето от Мудрого Дельфина | Интеллектуальные игры | Подбирает и адаптирует материал с учётом типа школы и уровня подготовленности учащихся. Учит универсальным учебным действиям (УУД). | Активно участвовать в играх | Участие в диалоге: высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников |
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных Минобрнауки РФ. Книгопечатная продукция:
Литература для учащихся:
Методические пособия для учителя
Печатные пособия:
Экранно-звуковые пособия
Игры и игрушки
конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.)
|
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т. п. Натуральные объекты: Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плов и семян растений Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения). Живые объекты (комнатные растения животные) | Ученические столы одно- и двуместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. телевизор с диагональю не менее 72 см (по возможности) Видеомагнитофон/видеоплеер Мультимедийный проектор Экспозиционный экран размером не менее 150Х150 см Компьютер |
Календарно-тематическое планирование по проектной деятельности во 2 классе
№ п/п | Тема | Количество часов | Календарные сроки | Планируемые результаты | Материально-техническое оснащение | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||
1 | Круг твоих интересов. Хобби, увлечения. | 1 | осознавать себя ценной частью большогоразнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | Регулятивные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия; -планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль; -адекватно воспринимать оценку своей работы; -различать способ и результат действия; -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: -проявлять познавательную инициативу; -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; преобразовывать практическую задачу в познавательную; -самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; -владеть основами смыслового чтения текста; -анализировать объекты, выделять главное; -осуществлять синтез (целое из частей); -проводить сравнение, классификацию по разным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения об объекте; -обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); -подводить под понятие; -устанавливать аналогии; -оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; -видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; -фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; -использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия: Обучающийся научится: -допускать существование различных точек зрения; -учитывать разные мнения, стремиться к координации; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться, приходить к общему решению; -соблюдать корректность в высказываниях; -задавать вопросы по существу; -использовать речь для регуляции своего действия; -контролировать действия партнера; -владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; -аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; -с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; -допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби» | Литература для учащихся:
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т. п. Натуральные объекты: Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плов и семян растений Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения). Живые объекты (комнатные растения животные) | |
2 | Выбор темы проекта. Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». | 1 | Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «словарь», «проект», «тема». Правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. | ||||
3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарём. | 1 | Понимать значение слова «формулировка». Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии» | ||||
4 | Выбор помощников в работе над проектом. | 1 | Объяснять: с какой целью был задан вопрос, для чего проектанту знать ответ на данный вопрос. | ||||
5 | Этапы работы над проектом. Знакомство с понятием «этап». | 1 | Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя | ||||
6 | Актуальность темы проекта. | 1 | Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. | ||||
7 | Проблема. Решение проблемы. | 1 | Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы | ||||
8 | Выработка гипотезы – предположения. | 1 | Запоминать толкование новых понятий. Выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники. | ||||
9 | Цель проекта. | 1 | Учиться работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения | ||||
10 | Задачи проекта. | 1 | Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры» | ||||
11 | Сбор информации о проекте. | 1 | Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, учится работать с реальными объектами как с источниками информации | ||||
12 | Знакомство с интересными людьми, интервью. | 1 | Запоминать толкование новых понятий. Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. Самостоятельно выполнять задания по сбору информации к проекту. Играть в игру»интересное интервью» | ||||
Обработка информации. Отбор информации. | 1 | Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельный поиск необходимой информации. Поиск недостающей информации у взрослых (учитель, родители). Анализировать и обобщать собранные сведения о лошадях | |||||
Что такое продукт проекта? | 1 | Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию , данную в рабочей тетради.. Подготовить сообщения о своих коллекциях. | |||||
15 | Играем в учёных. Это интересно. Тест. | 1 | Ответы по домашнему заданию: дети рассказывают о достопримечательности городов, в которых побывали. Анализ результата опыта | ||||
16 | Отбор информации для мини-сообщения. | 1 | Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой | ||||
17 | Творческая работа. Презентация. | 1 | Самостоятельное раскрытие смысла нового понятия «выступление».Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану. Анализ стихотворения А. Барто | ||||
18 | Значимость компьютера в создании проектов, презентаций. | 1 | Мини-сообщения детей подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация» | ||||
19 | Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда. | 1 | Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради | ||||
20 | Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда. | 1 | Практическая работа на компьютере | ||||
21 | Первые шаги составления презентации. Значение кнопок на клавиатуре. | 1 | Практическая работа на компьютере | ||||
22 | Первые шаги составления презентации. Значение кнопок на клавиатуре. | 1 | Активно участвовать в диалоге. Репетиция выступления перед аудиторией | ||||
23 | Совмещение текста выступления с показом презентации. | 1 | Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Рассказы о своих впечатлениях от пробного выступления. Оценка своего выступления по пятибалльной шкале | ||||
24 | Совмещение текста выступления с показом презентации. | 1 | Самостоятельное выполнение теста | ||||
25 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы из зала. Тест. | 1 | Участвует в коллективной работе по составлению титульного листа визитки. Составляет титульный лист визитки своего проекта на отдельном листе используя подсказки рабочей тетради | ||||
26 | Изготовление визитки. | 1 | Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составление примерного текста самоанализа | ||||
27 | Правильное изготовление титульного листа визитки. | 1 | Активно участвовать в диалоге. Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует | ||||
28 | Самоанализ. | 1 | Учиться работать с реальными объектами как с источниками информации. Заучивает понравившиеся стихи наизусть | ||||
29 | Играем в учёных. Это интересно. | 1 | Активно участвовать в диалоге. Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует | ||||
30 | Различные конкурсы проектно-исследова-тельской деятельности. | 1 | Учиться работать с реальными объектами как с источниками информации. Заучивает понравившиеся стихи наизусть | ||||
31 | Памятка жюри конкурса. | 1 | Обсуждать каждый пункт требований жюри к выступлению на конкурсах проектов. Познакомиться с новыми советами мудрого Дельфина | ||||
32 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. | 1 | Выступать перед незнакомой аудиторией | ||||
33 | Самоанализ. Рефлексия после выступления. | 1 | Сочинять советы выступающим перед незнакомой аудиторией. | ||||
34 | Играем в учёных. Это интересно. | 1 | Активно участвовать в играх |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/13/picture-966-1392300611.jpg)
рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) разработана на основе ФГОС нового поколения....
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/10/picture-18302.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа - наш дом. Калейдоскоп проектов". (Проектная деятельность)
Конечно, как и у всех рабочих программ, данная программа имеет свои серьезные цели. В данной аннотации я хотела бы раскрыть цель, которую мы ставим перед детьми. "Посмотрите н...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/13/picture-404197-1392289572.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности Курса «Общественно-полезная деятельность» для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельностиКурса «Общественно-полезная деятельность» для 3 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...