"Птицы нашего края"
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия кружка «Юный эколог»
Тема: Птицы нашего края
Класс: 1;
Педагогические задачи:
1.Уточнять и расширять представления детей о птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания. Учить находить признаки сходства и различия.
2.Активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук (через раскрашивание ,вырезание и пальчиковые игры).
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивы учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность.
Предметные: научатся актуализировать свои знания о птицах нашего края и применять в своей деятельности; познакомятся с перелетными птицами, научаться находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, при необходимости вносят корректировки; познавательные: формулируют познавательную цель; находят и выделяют необходимую информацию; создают алгоритм деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи, аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как партнеров, так и самих себя.
Оборудование:
- таблички названия станций;
- иллюстрация паровозика и дерева;
- иллюстрации вагончиков ;
- Мультимедийная презентация;
- разрезные картинки «Собери птицу».
- Картинки для раскрашивания;
- ножницы,
- фломастеры,карандаши.
Ход занятия
I.Организационный момент
II. Вступительное слово.
- Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие, где нас ждут наши друзья птицы, которые живут в нашем крае, и мы их видим каждый день.
- А путешествие пройдет вот на этом хорошеньком паровозике . Он будет останавливать нас на разных интересных станциях.
Звучит мелодия из мультфильма « Паровозик из Ромашкова» .
III. Путешествие.
1.Станция «Загадалкино»
- Первая наша станция «Загадалкино».
-Знаете ребята, нас на этой станции ждет Бабушка Загадушка.
Входит Бабушка Загадушка
- Отгадайте загадки:
Озорной мальчишка
В сером пиджачишке
По двору шныряет,
Крошки собирает
(Воробей)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Подбирает он проворно
Кинутые ему зерна
И гнездится на карнизе
Наш любимый ... (голубь сизый)
(П. Смолин)
- Как вы догадались? (учитель показывает картинки с изображением птиц воробья, голубя и синицы).
- Что вы о них знаете?
Доклады детей о птицах
Воробей – маленький, коричневый, с черными пятнами, ножки короткие, клюв тонкий, ходить не умеет, а только прыгает. Воробьи чистоплотны, постоянно купаются: зимой в снегу, весной и летом – в лужах и в пыли (таким путем они избавляются от насекомых). Весной воробьи строят гнезда под крышами домов, выкармливают птенцов, они уничтожают много вредных насекомых, а также питаются хлебными крошками и семенами растений.
Синица – живет в парках, садах, лесах. Они, очень подвижные птицы. Порхая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются с
акробатической ловкостью, держатся на самых тонких веточках. Обшаривая самые узкие щели на коре деревьев, эти птицы вытаскивают оттуда насекомых, запрятавшихся на зиму. Назвали ее так за песенку «си-си-си».
Голубь- Прилетели голуби
На мое окно.
Поклевали голуби
Просо и пшено.
Наклонили головы,
Дарят мне свой взгляд,
За мою заботу
Спасибо говорят!
2.Станция «Ребусная»
- Отправляемся дальше, следующая станция. Кто прочитает название? «Ребусная».
- Отгадайте ребусы
Дети разгадывают, учитель показывает картинки с изображением птиц – вороны и сороки.
- Расскажите, что вы знаете об этих птицах.
Ворона и сорока живут рядом в городе, деревне. Они все едят. И разные кусочки еды во дворе соберут, и в поле слетают. Ворона там за мышами и другими мелкими зверьками охотится, поедает яйца и птенцов. Это большие птицы. Оперение у вороны черное с синим, ноги и клюв тоже черные. Сороку называют «белобокой» за ее белые бока. Она истребляет вредных насекомых, разоряет гнезда мелких птиц.
«Собери картинку».
- Вам нужно собрать картинку и узнать что это за птица (дятел).
- Что вы знаете об этой птичке?
Дятла можно назвать красавцем. Спинка у него черная, крылья тоже черные, брюшко белое с черными крапинками, на голове ярко-красное пятнышко, точно беретик. У дятла большой и крепкий клюв, а язычок у него длинный, чтобы проникнуть в щель в коре и ловко достать жуков-короедов и других насекомых из-под коры. За это дятла прозвали доктором или санитаром леса. Крепкий клюв помогает дятлу мастерить себе жилище. Две недели надо дятлу, чтобы выдолбить большое дупло. Весной в этом дупле появятся у дятла птенцы. Они родятся слепыми, неоперившимися. Родители старательно
будут выкармливать их мошками, личинками жуков и бабочек. Но скоро птенцы подрастут и начнут сами добывать себе корм.
3.Станция «Весёлая»
Физминутка
- Станция «Добра»
-На этой станции нас уже тоже заждались. Разрешите представить- это заведующая школьной библиотекой Стройкова Н. А.
– Представьте себе, что вы идёте по улице и перед вами загорелся красный свет. Что вы сделаете? (Остановимся.) Почему? Что означает красный цвет?(Опасность!) Правильно. Красный цвет означает опасность, и не только на дорогах. Животные и растения, а так же птицы, которых мы с вами сейчас увидим, тоже находятся в опасности и потому занесены в книгу красного цвета, которая так и называется– Красная книга. (показ слайдов)
В Красную книгу Краснодарского края занесено более 30 видов птиц, которые находятся на грани вымирания. Особенно тяжело приходится птицам зимой. Если мы не будет помогать птицам, то до весны из каждых 10 птиц доживут только три. Как же мы можем им помочь?
5. Станция « Игровая»
- Давайте для наших птичек с помощью рук сделаем гнездо.
Птицы строят гнезда, чтобы защитить яйца и птенцов. Гнездо должно быть спрятано так, чтобы до него не добрались хищники. Обычно гнезда делают из листьев, веточек и травы. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим телом, пока не вылупятся птенцы.
Пальчиковые игры :
«Гнездо» - соединить округлые ладони
«Птичка в гнезде» - соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать вовнутрь
«Птенцы в гнезде» - обхватить все пальцы правой руки левой ладонью, шевелить ими
«Скворечник» - кончики пальцев, вытянутые вверх, соединить, большие пальцы загнуть внутрь
«Полет птицы» - руки повернуть ладонями к себе и скрестить у запястий. Большие пальцы растопырить и махать ими
6.Станция « Мастерилкино»
-Давайте сейчас вместе раскрасим птичек.
-Девочки берут картинку с изображением синичек ,а мальчики с изображением воробья.
-А потом наклеить на большой дуб на станции «Птичкино».
Под музыку дети выполняют работу.
–Продолжаем наше путешествие и отправляемся на последнюю станцию.
7. Станция « Птичкино»
-Вот мы и на станции «Птичкино», прикрепите своих птичек на дерево.
Посмотрите какая красивая стайка у нас получилась.
- А теперь посмотрите, какая история произошла однажды на этой станции.
Сценка по сказке.
Сказка о ласточке
Жили-были папа и дочка. Однажды в южном городе шли они по улице и увидели в траве под деревом ласточку.
Ласточка лежала в траве молча, расправив крылышки, сверкая глазом, похожим на черное зернышко. Наверное, она была очень напугана. Это была ласточка-береговушка. Такие птички живут в норках, вырытых в обрыве речного берега, и никогда не садятся на траву. У них слишком короткие ножки и длинные крылья,которые мешают ей подняться над землёй и взлететь. Папа читал об этом в книгах о природе.
Он взял ласточку в руки и дал её своей дочке. Велел крепко, но осторожно держать птичку. Потом он поднял дочку на плечо и сказал: «Теперь подбрось ласточку повыше, и она улетит».
Девочка взмахнула рукой и разжала пальцы. Ласточка повалилась комом, но у самой земли затрепыхалась, часто замахала крыльями, взмыла в небо и улетела к себе домой.
Так папа и дочка подарили свободу ласточке.
IV. Заключение.
-Наше путешествие закончилось.
-Что нового узнали?
-Вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Птицы нашего края (конспект с презентацией)
Классный час имеет большое воспитательное значение для учащихся. Осуществление нравственного воспитания посредством бережного отношения к птицам, любви к природе. Формирование межличностных отношений....
Презентация "Зимующие птицы нашего края"
1. Загадки и фото зимующих птиц.2. Конкурс "Узнай птицу".3. Конкурс "Третий лишний"....
Проект "Птицы нашего края"
Участники проекта: ученики 3 класса (дети со сложной структурой дефекта), родители учащихся, учитель. Проблема: социальная интеграция, экологическая культура учащихся. Цель: коррекция психического ...
викторина"Птицы нашего края"
Викторина содержит вопросы о птицах лесной зоны.Может быть использована ко Дню птиц,на уроках окружающего мира.Затрагиваются разные области знаний....
Урок по предмету: Окружающий мир в 1 классе на тему: Птицы нашего края
На уроке учащиеся закрепят знания о зимующих и перелетных птицах Астраханского края.Более подробно узнают о лебеди-шипуне.Научаться изготавливать поделку "лебедь-шипун" применяя альбомный лист, картон...
Исследовательский проект "Зимующие птицы нашего края"
Данный проект был составлен учащимися 3 класса и использовался на уроке "Окружающий мир"...
Презентация "Птицы нашего края"
Презентация может быть использована на уроках окружающего мира и краеведения. Она знакомит учащихся с птицами Печорского района....