Добро и зло
план-конспект занятия на тему
Цель: развитие представлений детей о добре и зле;
разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»;
убедить в необходимости добра и добрых поступков.
Задачи:
-развивать нравственные представления детей об ответственности каждого за свои поступки; обратить внимание детей на то, что слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками;
-познакомить с закономерностями проявления добра и зла в личности человека и окружающей жизни;
-воспитывать внимательность, доброту, умение сочувствовать, стремление помогать людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_dukhovno.docx | 38.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по духовно-нравственном воспитании 3 класс «Добро и зло»
Подготовила учитель начальных классов МОУ Проводниковсая ООШ имени героя РФ А.С.Маслова
Цель: развитие представлений детей о добре и зле;
разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»;
убедить в необходимости добра и добрых поступков.
Задачи:
-развивать нравственные представления детей об ответственности каждого за свои поступки; обратить внимание детей на то, что слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками;
-познакомить с закономерностями проявления добра и зла в личности человека и окружающей жизни;
-воспитывать внимательность, доброту, умение сочувствовать, стремление помогать людям.
Оборудование: бланки с кроссвордом, весы с чашами, таблички с надписями «зависть», «Жадность», «грубость», «Предательство», «война», «ложь»), фигурки улыбающихся человечков, толковые словари С.И. Ожегова.
Ход урока
- Организационная деятельность учащихся.
-Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись , тихо сели.
2.Вступительная часть
-Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а тему вы сформулируете сами, разгадав кроссворд. (у детей бланки с кроссвордом) ( работа в группах: 2 группы по 8 человек).
1.Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.
2.Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь
3.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
4.Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.
5.Пожелание добра.
6.Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.
7.Близкие отношения, основанные на доверии.
3. Основная часть.
-Мы попытаемся ответить сегодня на вопрос: «Что есть Добро, а что Зло. И как это влияет на окружающий нас мир и общество.
-Может кто-то из вас уже сейчас скажет что-нибудь о Добре и Зле?
-Хорошо, что у вас так много ответов.
-Назовите однокоренные слова к слову «добро» ( «зло»).
-Посмотрите, пожалуйста, в толковые словари, найдите и прочитайте, какое определение дает этим словам С.И.Ожегов (работа в группах по карточкам).
1 группа: добро, добродетель, доброта, добрый, добряк, добродушный
2 группа: зло, злоба, злобный, злодей, злодеяние, злорадство.
Ответы детей.
Добро –то, что полезно людям, обществу, способствует его сохранению, процветанию, то, что предотвращает вражду.
Зло – противоположно добру, оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступи, разжигает вражду.
В реальной жизни встречается Добро и Зло; люди совершают как хорошие, так и плохие поступки. Представление о том, что в мире и человеке идет борьба между «силами Добра» и «силами Зла» - одна из важных идей, пронизывающих всю историю культуры.
Легенда о грехопадении.
А знаете ли вы, что когда-то все люди на Земле были добрыми и жили они прекрасно в раю. Но однажды они совершили очень плохой поступок. Поселив их в раю, Бог разрешил им есть плоды любого дерева, кроме плодов от того дерева, которое называлось деревом познания, добра и зла.
Но Сатана – враг Бога и людей, захотел погубить первых людей – Адама и Еву.
Однажды он подошел к Еве в облике змея и сказал: «Подлинно ли сказал Бог: «Не ешьте ни от какого дерева в раю?». Ева ответила : «Плоды от всех деревьев мы можем есть, но только плодов с дерева, которое находится посреди рая, Бог не велел нам есть, чтобы не умереть.» тогда змей, желая посеять в сердце Евы сомнение в искренности Божьей любви, стал обманывать ее, говоря: «нет. Не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите плоды, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло».
Когда Ева посмотрела на дерево после слов Сатаны, то оно показалось ей хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным, потому что дает знания. Тогда она сорвала с него плоды и съела их, и дала есть также мужу своему, Адаму. После этого Бог сказал Адаму : «За то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал тебе, сказав: «Не ешь от него», - то проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… В поте лица твоего будешь есть хлеб до тех пор, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься». Затем Господь изгнал Адама и Еву из прекрасного сада, и они не могли больше возвратиться в него. Так совершилось грехопадение первых людей.
-С тех давних времен изменились человек и весь мир. Очень многие люди стали совершать грехи –нехорошие поступки.
-Подумайте, а мы с вами совершаем плохие поступки?
Ответы детей.
-Конечно, все мы не безгрешны. Но это совсем не означает, что мы с вами плохие. Плохим является наш поступок.
-А как мы себя чувствуем, когда совершаем плохие поступки?
Ответы детей.
-Нам тяжело на душе, стыдно за свой поступок. Это называется – раскаяние. Раскаивались ли вы в каком-нибудь поступке?
Ответы детей.
Один человек молился: «Как ему спастись?»
И вот в видении ему были показаны райские селения. Подходит Он к одной обители, самой прекрасной, спрашивает человека, живущего в ней: «Скажи, раб Божий, что ты делал на Земле? За что ты получил здесь обитель?»
Он отвечает: «Я был работником у одного злого человека. Он за работу мне не платил, делал мне только зло. Но я до конца у него работал безропотно. И вот получил здесь обитель».
Подходит он ко второй обители: «А ты, -спрашивает,-что делал?» и ответил ему обитавший в ней: «Я всю жизнь болел, но безропотно переносил свою болезнь».
-Что значит «безропотно»?
Безропотно – значит покорно, без недовольств.
Вывод:
Жизнь каждого из нас очень коротка, и нельзя ее тратить на мелочную злобу и раздражение.
-Без страдания (от зла) ни одна жизнь не проходит. Страдание посылается человеку как экзамен, проверку на добро. Нужно нам помнить, что в любых жизненных обстоятельствах мы не должны пускать зло в свою душу. Если не можешь сразу сдержать внутренний гнев, то хотя бы язык придержи. Лучше помолчать.
Есть еще один совет.
Есть такая прекраснейшая добродетель-незлобие.
Вы быстро забываете обиды. Любящая мама иногда вас наказывает. Вы плачете, даже пытается ударить свою мать. Но проходит минутка и снова вы обнимаете свою маму.
Уступчивость – любимая дочь незлобия. Она нужна нам, как воздух.
ВОПРОС:
Хотите видеть примеры гибельной неуступчивости (упрямства)?
Течет быстрая и широкая река. Если кто попадет в ее бурные и крепкие объятия, то тому несдобровать. Закрутят воды. Завертят, понесут и поглотят… Через реку пролегает узенький мостик.
Только одному свободно можно пройти по этому мосту, а двоим еле-еле разойтись.
Вот смотрите, смотрите…
Два барана
(инсценировка сказки детьми)
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь двоим нельзя пройти,
Ты стоишь мне на пути».
Черный брат ответил:
«Мэ-э-э,
Ты в своем, баран, уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
С.Михалков
Вопросы:
1.Подумайте, из-за чего погибли два барана?
2.Как можно было бы разрешить ситуацию иначе?
Вопрос:
-А как же мы с вами живем?
Помочь старушке перейти улицу или уступить место в автобусе – раньше этому в школе учили, в книгах, в фильмах.
Теперь это не в почете. «Брать от жизни все», а помогать пожилым людям это почти позорно.
Стихотворение о добре.
«Я вчера был занят очень,
Я трудился что есть мочи,
Целый день добро творил:
Кошке домик мастерил,
Собирал гулять сестричку –
Отыскал ей рукавичку,
Маме пол подметал,
Бабушке очки подал,
Папе гвоздь забить помог,
Так работал – изнемог!
Зря считает мой братишка,
Что я просто – хвастунишка.
Я нисколько не хвалюсь,
Я просто радостью делюсь!»
Предлагается детям потренироваться в добрых делах.
1.Стоит в автобусе бабушка рядом с мальчиком. Что должен сделать мальчик?
2.Девочка встретилась в дверях со взрослым человеком. Кто должен уступить дорогу, и с какими словами?
3.Во дворе посреди глубоких сугробов есть маленькая узкая дорожка. На ней встретились мальчик и женщина. Кто должен уступить дорогу, и с какими словами?
Работа с пословицами.
Творческая работа (составление коллажа)
Звучит песня «Дорогою добра» (на чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, дети, облака, солнце, цветы, птицы, звери. )
-Как мы назовем эту картину?
-Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?
Вывод:
Мы сегодня узнали, что надо учиться любить и делать только добро в этой жизни!
Это так трудно.
-Не злиться, когда нас обижают,
-уступать всем,
-не драться.
У нас не всегда получается делать добро, чаще всего мы:
-злимся
-упрямимся
-деремся.
Мы часто встречаемся со злом и видим, что много зла стало на земле. Но мы знали, что добро сильнее зла и уничтожить зло можно не войнами и убийствами, а только добром и любовью. Мы хотим быть сильными в добре.
Золотое правило доброго человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой
Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...
Классный час на тему "Делай добро и жди добра"
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...
урок благотворительности "За добро добром!"
Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...
В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...