Лента времени
план-конспект занятия (3 класс) по теме
«Человек без прошлого, что дерево без корней». Каждое событие произошло в свое время, а помогли нам разобраться в этом даты. Вот так и история Кубани сложилась не в один день…Жизнь ваша, ребята, и жизнь членов ваших семей – это тоже часть истории Кубани |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuban_lenta_vremeni.docx | 36.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Лента времени
Тип урока: Изучение нового материала
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов
Методы: проблемно – диалогический, деятельностный
Оборудование урока: учебник кубановедения, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, тетрадь по кубановедению,карточки для работы в группах.
Цель: научить устанавливать временную последовательность исторических событий познакомить с основными историческими событиями нашего края,
Этапы урока | Деятельность учителя | Формирование УУД |
I этап Организационный момент | Проверка готовности к уроку, а также оформление доски. На ней закреплены фотографии учащихся, на которых изображены моменты из истории их семей. Написаны даты произошедших событий (располагаются в произвольном порядке на магнитах). | |
II этап Целеполагание 5 мин | Часто говорят: «Человек без прошлого, что дерево без корней». Поясните пословицу Посмотрите на доску. Можем ли мы сказать, что события, запечатлённые на фото, произошли у всех в один день? Каждое события произошло в свое время, а помогли нам разобраться в этом даты. Это своеобразная лента времени – история учащихся нашего класса. Вот так и история Кубани сложилась не в один день… Жизнь ваша, ребята, и жизнь членов ваших семей – это тоже часть истории Кубани Вывод учителя: сегодняшний урок будут посвящен изучению важных событий в жизни Кубани, которые мы будем располагать на ленте времени (слайд 2) | Познавательные УУД 1.Формируем умение формулировать познавательную цель; 2.Формируем умение представлять информацию в виде схемы-ленты; 3.Формируем умение на основе анализа фактов делать выводы. Коммуникатив ные УУД 1. Формируем умение слушать и понимать других; 2.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Регулятивные УУД 1.Формирование умения учиться определять цель деятельности на уроке; 2.Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; Личностные УУД Формирование основ гражданской идентичности личности |
III этап Новый материал 1.Знакомство с лентой времени 2.Физкультминутка
| Знаешь ли ты, что в 2012 году Кубань отмечала славные юбилейные даты: 220-летие освоения казаками кубанских земель и 75-летие образования Краснодарского края? Тогда вперед! Сегодня мы отправимся в путешествие по истории Кубани. А дорога у нас непростая, это мостовая из камней времени. Что ни камень, то событие, а между камнями года лежат, века и эпохи. Давайте в этом разбираться. Чтобы правильно попасть в интересующую нас эпоху, мы должны понять, что такое лента времени. Это по ней можно определить, когда появились первые поселения древних людей, древние государства. Чтобы правильно понять, что изображено на ленте, надо знать следующие правила: (слайд 3) Век, столетие – 100 лет Тысячелетие – 1000 лет = 10 веков 3) Годы принято обозначать арабскими цифрами - 1, 2, 3… 10… 3) Века обозначают римскими цифрами - I, II, III… X… Вспомните из уроков математики (слайд 4,5) 5 веков – это сколько лет? 7 веков – это сколько лет? 10 веков – это сколько лет? VI – это сколько? XX – Это сколько? XXI– Это сколько? (слайд 6)
В России и многих других странах принято летоисчисление от Рождества Христова Счёт лет идёт от года рождения Иисуса Христа, основателя новой религии – христианства. (слайд 7) События, которые произошли после рождения Христа – наша эра. Какой сейчас идёт год? (2013). Значит, после рождения Христа прошло 2013 лет. Эта дата – наша эра. События из вашей жизни, отображенные на фото, в какой эре произошли? А какое это тысячелетие? То, что произошло до рождения Христа, договорились называть «до нашей эры». Считают так (учитель показывает примеры: 2 века до н.э., 3 века и т.д.) (Слайд 8) Сейчас мы рассмотрим основные события, которые произошли на Кубани и соотнесем их с лентой времени. Переход на 9 слайд осуществляется кликом на дату 500000 (лента), а затем на картинку. (Слайд 9) Пятьсот тысяч лет назад на территории Кубани жили древние люди. Их было очень мало, занимались они охотой, собирательством. Селились в небольших пещерах на склонах гор. Эти люди уже использовали огонь, изготавливали каменные орудия и сообща охотились на диких лошадей, гигантских оленей. Проходили десятки тысяч лет, менялся климат; то наступали ледники» то сильное потепление. В связи с этим менялись и животные, на которых охотился человек, совершенствовались орудия труда и охоты и, конечно, изменялся сам человек. На территории края сохранились следы этих периодов века. Это десятки пещер и даже открытых стоянок. Работа в группах 1 группа( Меоты») С III тысячелетия до н. э. на территории степной части нынешнего Краснодарского края, расселялись многочисленные кочевые племена. В первой половине I тысячелетия до н. э. степную часть территории края заселили кочевники — скифы и сарматы, а в Приазовье обитали оседлые земледельческие племена - меоты, находившиеся в тесных взаимоотношениях со своими соседями... (Слайды 11, 12) Переход на них – клик по кнопке «Меоты» Слово «меоты» означает «море, которое мутнеет» или «соленое болото», потому что жили они возле плавней, возле реки Кубань. Главным занятием было земледелие. Выращивали просо, рожь, ячмень, чечевицу, лен. Этому помогала река. Еще один вид занятий – скотоводство. Животные помогали пахать, навозом удобряли поля. Меоты были ремесленниками. Они умели плавить металл и изготавливать глиняную посуду. Жили они в круглых домах с соломенными крышами. Поселок окружали рвы и земляные валы с частоколами. В центре поселений была цитадель, где находилось жилище вождя, хранилось оружие и запасы продовольствия. Поселения располагались недалеко друг от друга, поэтому во время опасности сигналы подавались с помощью костра. Меоты воевали только тогда, когда на них нападали.
2группа( «Сарматы») Давайте познакомимся с жизнью САРМАТОВ. Основное занятие населения сарматов – кочевое скотоводство, воинское дело. У них не было домов, а кибитки, сделанные из войлока. Они прикрепляли их к повозкам, на которых и жили. Вокруг повозок пасся скот. Они научились очень хорошо делать шлемы и панцири из кожи волов. Еще одно их занятие было – сбор дани с соседних земледельческих племен, может быть, и меотов. Поэтому они очень большое значение придавали военной одежде и оружию. Когда сармата хоронили, в курганы, как скифы, клали одежду, деньги, украшения. Но перед захоронением они должны были разбить зеркало или зашить его в футляр. Они считали, что в зеркале отражается душа умершего. Еще сарматы верили в силу огня, поэтому в захоронениях встречаются курильни, дым которых освобождал от злых сил. Сарматов можно было узнать по внешнему облику: от морозов они защищались шкурами животных и сшитыми штанами. Только лицо у них было открыто, но и оно было защищено густой бородой. 3группа( «Скифы») Когда-то давным-давно на необъятных просторах Евразии от Причерноморья до Саяно-Алтая кочевали загадочные народы. Античные писатели и историки называли их «скифами». Под «скифами» понимались и племена, жившие только в районе Северного Причерноморья, и прочие народы, обитавшие на достаточно удаленных друг от друга территориях. Основное их занятие – война. 4группа( «Греки») Рассказ о ГРЕКАХ. В VI в. до н. э. на берегах Черного и Азовского морей стали появляться и греки, создавая большие поселения (или колонии). Селились они рядом с местным населением, чтобы можно было с ним торговать. Основное занятие – торговля. На кораблях они торговали по всему побережью. В греческих городах обязательно строили храмы, в них были жрецы, приносились жертвы богам. Вокруг городов выросли виноградники. До сих пор они занимают много места на побережье, там, где жили греки. Постепенно греческие поселения стали образовывать целые города-колонии, которые в VI в. до н. э. объединились в Боспорское царство. Здесь находились города: Горгиппия (Анапа), Фанагория (пос. Сенной), Гермонасса (Тамань) и др. Греческие поселения повлияли на культуру нашего края, на его развитие. Это часть истории Кубани и мы должны знать о ней, беречь ее. (Можно просмотреть фильм, сделав клик на картинку, предварительно скачав видеофайл по ссылке). Переход по ссылке к слайду 8. Тысячи лет прошло с тех пор, когда на Кубани и Таманском полуострове стояли меотские городища, по степи вздымалась пыль от копыт коней скифской орды, а на побережье слышался лязг мечей греческих фаланг и римских легионов. Никого из этих народов уже нет на земле Кубани, но ничто на земле не исчезает бесследно. Отметить на « ленте времени» I тысячелетие до нашей эры. Кубань в этот период заселяли СКИФЫ, МЕОТЫ, САРМАТЫ, ГРЕКИ. В 965 г. русская дружина во главе с князем Святославом разгромила Хазарский каганат, прошла правобережными землями Кубани, подчинила Киевскому государству местные племена, овладела хазарской Таматархой - центром Таманских земель. Здесь, на берегу Русского (Черного) и Сурожского (Азовского) морей, формируется самое отдаленное от Киева русское Тмутараканское княжество, первое упоминание о котором относится к 988 году. Через Тмутаракань шла оживленная торговля Киевской Руси с Кавказом, через княжество на Северный Кавказ распространялось христианство. Князь Мстислав Владимирович закладывает один из первых на кубанской земле христианских храмов - церковь святой Богородицы.
Для защиты от внешних врагов и для освоения территории Кубани, царское правительство решило заселить эти земли казаками. Грамотой от 30 июня 1792 года императрица Екатерина II даровала Черноморскому казачьему войску кубанские земли между Кубанью и азовским морем. Казакам был подарен остров Фанагория со всею землею, лежащей на правой стороне Кубани. В урочище Карасунский Кут почти на том же месте, где в годы войны с Турцией солдаты А. В. Суворова построили укрепление, казаки заложили крепость. С нее начинался город Екатеринодар. В 1920 году его переименовали в Краснодар. (Слайд 23) (Переход на ленту времени, а затем кликом на дату и всплывающую картинку – на слайд 23) Какое событие произошло в 1941 году? Найдите место на ленте времени и отметьте это страшное событие, которое потрясло весь мир Великая Отечественная война. К июлю 1942 г., когда война пришла на землю Кубани, каждый пятый житель края ушел на фронт. Осенью 1942 немецкие войска заняли большую часть Кубани и Северного Кавказа, однако после поражения под Сталинградом были вынуждены отступить из-за угрозы окружения. Танковые части вермахта были выведены с Кубани на Украину в январе 1943, а пехотные были вывезены с Таманского полуострова в Крым в октябре. Освобождение края завершилось в ходе Новороссийско-Таманской операции.
Какое праздничное спортивное событие ждут все жители Кубани? Кубань — жемчужина, любимая дочь нашей великой России. Наше южное небо — как синий девичий взгляд. В изголовье Кубани лежат Кавказские горы, у ее ног плещет морская волна. Качаются под ветром колосья пшеницы. Прямо в небо свечки-тополя и тихо шепчут свою песню. На диво хороша наша цветущая земля! И недаром удивительное сочетание бескрайних степей, горных лесов, гор, покрытых снегом, и теплых морей позволили кубанскому городу Сочи выиграть право на проведение в нем Зимней Олимпиады в 2014 г. Зимние Олимпийские игры 2014 международное спортивное мероприятие, которое пройдёт в Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года. На территории России Олимпийские игры пройдут во второй раз (до этого в Москве в 1980 году прошли XXII летние Олимпийские игры), и впервые — зимние Игры. По окончании Олимпийских игр на тех же объектах будут проведены зимние Игра на внимание: «До нашей эры и после» ( Учитель называет события по «ленте времени», если они происходят до нашей эры – хлопок в ладоши над головой, в нашей эре – хлопок перед собой или внизу). | Познаватель ные УУД 1.Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций; 2.Формируем умение представлять информацию в виде схемы-ленты; 3.Формируем умение выявлять сущность особенности объектов; 4. Формируем умение на основе анализа фактов делать выводы. 5.Формируем умение установления аналогий; 6.Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; Коммуникатив ные УУД Формируем умение слушать и понимать других; Регулятивные УУД Формирование умения осознавать качество и уровень усвоения материала (физкультминутки) Личностные УУД Формирование основ гражданской идентичности личности |
IV этап Закрепле ние. 8 мин. материала 1. Кроссворд | Ребята, мы с вами разобрались в понятии «Лента времени», отметили важные события в жизни края. Умение разбираться в ходе исторических событий может во многом помочь в исследовании прошлого Кубани. Закрепим наши знания с помощью кроссворда. Вопросы: 1.Схема для отображения исторических событий 2.100 лет 3.Древнерусское княжество на Таманском полуострове 4.Греческие города-колонии объединились в это царство 5. Город, где пройдет в 2014 году олимпиада 6. Имя царицы, даровавшей казакам кубанские земли 7.Древние племена, занимавшиеся в основном земледелием 8.Древние племена, основным занятие которых была война | Познаватель ные УУД 1.Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций; 2.Формируем умение представлять информацию в виде схемы-ленты; 3. Формируем умение на основе анализа фактов делать выводы. 4. Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; Коммуникатив ные УУД 1. Формируем умение слушать и понимать других; 2.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3.Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД 1.Формирование способности к мобилизации сил и энергии; 2.Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; Личностные УУД Формирование основ гражданской идентичности личности |
V этап. Рефлексия 2-3 мин |
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Давайте ответим на вопросы: - Всё ли я понял на уроке? - Были ли затруднения? А кто хочет провести мини-исследование по заинтересовавшему событию? Я вас приглашаю за индивидуальными заданиями после урока. | Познаватель ные УУД 1. Формируем умение на основе анализа деятельности на уроке делать выводы. Коммуникатив ные УУД 1. Формируем умение слушать и понимать других; 2.Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД 1.Формирование способности постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что изучено, и того, что еще неизвестно; 2.Формируем умение осознавать качество и уровень усвоения материала; Личностные УУД Формирование основ гражданской идентичности личности |
VII этап Итоги (1 мин) | Учебник, стр. 30-31. Мини-исследование для желающих |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир Проверочная работа по темам "Лента времени", "Материки и части света"
Работа составлена к комплекту окружающий мир 3 класс автор учебника Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (система Л. Занкова)...
Окружающий мир Проверочная работа по темам "Лента времени", "Материки и части света" 2 вариант
Работа составлена по материалам учебника "Окружающий мир" 3 класс автор учебника Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков (система Л. Занкова)...
Лента времени (пособие для уроков окружающего мира)
Это пособие можно использовать на различных уроках в 3, 4 классе....
Проверочная работа "Лента времени"
Проверочная работа может быть использована на уроках окружающего мира или математики по теме "Римская нумерация. Век"...
Урок литературного чтения в 3 классе ПНШ Эзоп "Ворон и лисица." Иван Крылов "Ворона и Лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.
Анализ басен разных времён и разных авторов. Работа с лентой времени - исторический материал. Знакомство с новым именем - Иван Крылов. Презентация о жизни и творчестве Крылова, Аудиозапись чтения басн...
Лента времени
материал к уроку окружающего мира...
Проект «Путь к победе. Лента времен».
Проведение работы с детьми по патриотическому воспитанию на основе исторических фактов событий Великой Отечественной войны и материалов из личного архива педагогов и школьников....