Урок по ОПК, 4 класс
план-конспект урока (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Урок 27. Христианская семья.
Слайд 2
Цель урока: дать понятие о христианском понимании семьи и семьи как базовой ценности общества.
Слайд 3
Задачи :
- Раскрыть сущность православного брака, через христианские ценности.
- Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.
- Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений.
- Показать важность семейных традиций как связующая нить поколений.
- Формирование понимания важности сохранения добрых отношений с близкими, через свое участие, отзывчивость и помощь.
Основные понятия: семья, венчание, обручальное кольцо,венец.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, учебное пособие « Основы православной культуры» 4-5 класс, рабочие тетради, раздаточный материал.
Слайд 4
Планируемый результат
Предметные:
- Понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи;
- Понимать значения религиозной морали в выстраивании благоприятных отношений в семье.
Метапредметные:
- Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;
- Владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений;
- Владеть навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний.
Личностные:
- Испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам родных людей;
- Осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.
Тип урока: Открытие новых знаний
Формы работы учащихся:
- Фронтальная, индивидуальная и работа в парах;
- Чтение и анализ текстового и иллюстративного материала;
- Выполнение заданий творческой направленности;
Ключевые понятия:
- «Семья»
- «Счастливая семья»
- «Венчание»
- «Бремя»
- «Семейные традиции»
Слайд 5
Ход урока:
Слайд 6
1.Организационный момент.
Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с педагогом, сообщение темы и цели урока.
Эмоциональное погружение: звучит музыка «Гимн семье».
Учитель: В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
II. Формирование темы урока:
Слайд 7
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы будем вести разговор о семье, узнаем, что такое венчание, что означает обручальное кольцо. Каково значение семьи для каждого, как следует относиться друг к другу в семье.
- Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья (ответы детей.)
Слайд 8
Учитель:
Семья – это дружный коллектив родственников, связанных кровными узами, это друзья, готовые прийти на помощь.
У каждого человека есть свой дом, где он живет со своей семьей.
Слова «дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни.
Семья – это великий дар.
Когда -то Лев Толстой сказал:«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
- А вы знаете, как появилось слово семья?
- Почему слово семья состоит из 7 – Я?
-А может ответ на этот вопрос нам даст стихотворение. Читает подготовленный ученик.
Как появилось слово «семья»?
Когда- то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
-Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: "Я".
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя..?
- «Я, я, я» - Ева молвила «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья
-Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя».
- Как вы думаете почему?
Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Ребята, значит у семьи давние корни.
Слайд 8
Учитель: Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени их самостоятельного полёта.
Существует древняя легенда о том, что когда-то давным-давно жили на земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой-то недобрый дух, и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединённые люди, ищут свою половину. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети.
Издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших. Кто помнит, в какой заповеди Божией говорится о почитании родителей.
Слайд 9
- Это 5 заповедь.
-Давайте прочитаем вместе.
Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будети на земли.
Слайд 10
Каждая семья – это уникальное объединение людей разного возраста. Вы, ребята, должны почитать родителей: в детстве – слушать их, в молодости – советоваться с ними, в зрелом возрасте – заботиться о них.
Слайд 11
Если заповедь эта исполняется, то семья хорошая. Бывает, что по одному человеку судят о всей семье. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.
Опорой Николая II была семья. Императрица Александра Федоровна (урожденная принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская) была для царя не только женой, но и другом, советчиком. Привычки, представления и культурные интересы супругов во многом совпадали.
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с православными ценностями, но какими именно, вы узнаете прослушав отрывок из трагедии «Антигона» Софокла – великого драматурга Древней Греции, слова которого актуальны и сегодня. (чтение учителем отрывка)
Ты прав, мой милый. Пред отцовской волей
Все остальное отступить должно.
Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели воздавать.
А в детях, если кто-то не нашел опоры,-
Что скажем мы о нем? Не ясно ль всем,
Что для себя он лишь причину создал
И смех злорадный для врагов своих?
- Ребята, о ком же говорится в отрывке? (ответы детей)
- Да, правильно! Здесь великий драматург говорит и о детях, и о родителях.
- А как же в целом можно назвать маленькую ячейку общества? (ответы детей)
- Да, это семья.
Слайд 12
- Семья! Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца. Сколько загадок и поучительных открытий скрывается в этом слове! Слово семья можно разделить на две части: семь и я. И правда – в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. У членов одной семьи могут быть общие увлечения и любимые занятия.
Примером такой благочестивой семьи может служить семья последнего Императора России Николая II.
Вот какие принципы ставились во главу угла в царской семье:
1.Воспитание детей в духе православной веры.
2.Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни.
3.Говение во время постов - неотъемлемая часть быта всех русских царей.
4.Краткие богослужения в придворных храмах .
5.Службы в Царскосельском Феодоровском соборе.
- Как вы думаете, что же является главным составляющим для семьи?
Конечно, любовь и взаимопонимание.
Слайд 13
- Ребята, давайте прочитаем строки из писем императрицы, обращенные к Николаю II. Они все дышат любовью и заботой.
Вопросы:
Какие чувства объединяют эти письма? (Любовь, забота, внимание и т.д.)
Какие слова говорят о любви?
А чем письма отличаются? (между письмами разница в 20 лет).
Посмотрите внимательно на этот портрет. Это счастливая семья? Почему? Как вам кажется - какие отношения в этой семье?
Царская семья всегда была вместе и являлась образцом духовности.
Слово семья происходит от слова семя. Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Любовью и терпением родителей достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие.
Слайд 14
Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». Почитать родителей – это значит слушаться их в детстве, советоваться с ними в молодости, заботиться о них в зрелом возрасте. Если эта заповедь исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно.
Слайд 15
Настоящая любовь в семье живет всегда. Жила она и в царской семье. Об этом говорят письма императрицы Александры Федоровны.
«Каждая женщина имеет в себе также материнское чувство к человеку, которого она любит, это ее природа».
Эти слова Александры Федоровны могут повторить многие женщины. «Мой мальчик, мой Солнечный Свет», – называла она своего мужа и через двадцать лет совместной жизни.
Семья основана на радости и создана ради нее. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, любимый человек нравится. Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нем радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Любить – значит всю жизнь другого человека сделать своей. А всю свою жизнь отдать другому. Другой радуется - и я счастлив. Но если он болеет - и мне плохо.
Есть семьи, которые проносят чувство любви друг к другу всю свою жизнь.
Слайд 16
Главное в семье, как и вообще в православной традиции, - Любовь. К ней должны стремиться христиане. Но это не просто симпатия, когда кто-то кому– то нравится, кому – то с кем – то приятно посуду мыть или телевизор смотреть. Христианская любовь – это любовь к образу Божиему в другом человеке, чувство совершенное, то есть без греха, без корысти. И сама эта любовь – есть без греха, без корысти. И сама эта любовь – есть проявление Господа в человеке, Его присутствия. Вступая в брак, таким образом, христиане выбирают себе не прислугу и не раба, не приятеля для развлечений, но сопутника и сотрудника, с которым в течение всей земной жизни хотят спасаться от грехов и войти в жизнь вечную.
Православная семья должна строиться на любви и послушании, как в Церкви.
Слайд 17
В брак христиане вступают по свободной воле и добровольно берут на себя крест семейной жизни. Крест – это всегда жертвенность во имя Христа и радость победы над грехами, над самолюбием, дурными привычками.
Христианский брак традиционно скрепляется таинством Брака, или, как иногда говорят, Венчания.
Вся семейная жизнь – проверка верности Христу; христианину приходится мерить свою жизнь, поступки, слова, чувства по Христу, а насколько человек близок к Богу, любит Его, это видно из его отношения к людям, прежде всего к членам семьи.
Одна из ценностей православной семьи, состоит в том, что- по настоящему любящие друг друга супруги, готовы все претерпеть ради сохранения семьи. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе.
Вопрос: Как вы думаете, ребята, почему?
Работа в группах.
Слайды 18 – 20
Раздаточный материал – 1 уровень.
Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания, означают одновременно и награду и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов. Попробуй «Сплести» такой венок из добродетелей. Какие цветы вплести туда, чтобы брак был счастливым?
Раздаточный материал – 2 уровень.
Выбери, что символизируют брачные венцы:
Царство
Мученичество
Награда
Вечность
Богатство
Единство любви и испытание
Раздаточный материал – 3 уровень.
Вставь в текст нужное слово.
Вступление в брак в православии называется ________________. На головы жениха и невесты возлагают ____________.
В знак верности друг другу жених и невеста обмениваются _______________________________.
Слайд 21
- Ребята, какие слова из Нового Завета подчеркивают семейные ценности?
- Как вы поняли - что такое бремя?
- Какой смысл несет данная фраза?
Слайд 22
Чем же можно укрепить, сохранить семью? (Семью укрепляет ребенок, общие события, праздники, семейные традиции)
Слайд 23
- Ребята, от каждого из нас с вами завит мир и покой в семье. Но есть еще очень важная ценность, которая связующей нитью протягивается от поколения к поколению и делает семью крепкой и дружной. Это «семейные традиции».
-Какие качества на ваш взгляд необходимы для семейного счастья? Перечислите их. (на доске заранее написаны качества как положительные, так и отрицательные. Дети выбирают на свой взгляд.)
Любовь
Уважение
Взаимопонимание
Ложь
Трудолюбие
Ненависть
Недоверие
Симпатия
Дружба
Слайд 24
Традиции семьи легли в основу многих пословиц. Некоторые из них мы сейчас вспомним.
Работа над пословицами.
(Работа проводится в парах. Дети объединяются в пары, обдумывают смысл пословиц и высказывают свои мнения)
-На что клад, когда в семье лад.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Изба детьми весела.
-Согласную семью и горе не берет.
Слайд 25
Выберете из предложенных пословиц, те которые подходят к теме урока.
- Любовь пламенная, крепче ограды каменной;
- Нет такого дружка, как родная матушка;
- Семь раз отмерь и один раз отрежь;
- Вся семья вместе — и душа на месте;
- Тише едешь дальше будешь;
- Любовь, да совет, на том и стоит свет.
Слайд 26
Работа с текстом
Семья – это праздник. Отец с матерью за обедом всегда разговаривали, я не могла пропустить их разговоров. Редко о делах, неприятностях и обидах. Чаще всего – о чём он думал, о работе, что прочитал. Каждый день был для отца открытием мира, а для меня – открытием богатства, которое может нести в себе человек. …Я росла в атмосфере любви, каждодневного внимания, цветов, подарков. Это было радостью отца – делать своим родным подарки.
...На Рождество ёлку наряжали без меня. Меня пускали, когда всё было готово. Утром я находила на подушке подарки – всегда неожиданные и всегда те, о которых мечталось. На Троицу принято было украшать дом березовыми веточками, на Пасху – печь куличи, на Преображение благословлять первые плоды, на Рождество ходить в гости к родным и прославлять Христа. Я сохранила эти традиции для своих детей, возможно, они передадут их моим внукам.
- О каких традициях говорится в тексте?
(Предполагаемые ответы: совместные обеды, празднование церковных праздников и т.д. )
Вывод: Традиции семьи – это объединяющая сила, они укрепляют семью, помогают почувствовать свою сопричастность семье и своему народу.
Слайд 27
Вот так, воспитываясь на народной мудрости, мы все учимся ценить свою семью, своих близких, друзей.
- Без чего невозможна жизнь в семье? (чтение в учебнике страница 87 после абзаца)
Итог урока.
Рефлексия. (Тесты на каждого ученика) выбери правильный ответ.
1.Церковное таинство бракосочетания:
- Венчание
- Крещение
- Миропомазание
2.Венцы в таинстве венчания символизируют:
- Вечность
- Богатство
- Долгую жизнь
- Единство любви и испытаний.
3.Вычеркни «лишнее» слово:
Добро, месть, милосердие, любовь, уважение, вежливость.
Слайд 28
Рефлексия
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
- Ребята, я считаю, что урок не прошел бесследно. Вы многое узнали, были активными.Мне хочется закончить урок словами:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга
Обижать не давайте
Берегите друг друга
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте.
- Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.
Слайд 29
Домашнее задание
- Составьте генеалогическое древо своей древо своей семьи;
- Нарисуйте герб своей семьи;
- Расскажите о традициях своей семьи;
- По тексту учебника с.87 (библейская история о Хаме) обсудить с родителями - какое поведение называется хамским. Запишите свои совместные рассуждения.
Слайд 30
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...