Семья
план-конспект урока (4 класс) по теме
Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_otkrytyy_urok_na_mo.docx | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Краснооктябрьская СОШ»
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики
модуль «Основы мировых религиозных культур»
Учитель: Зенина Т.Л.
Класс: 4 «А»
Тема: «Семья»
Цель и основные задачи:
- организовать деятельность обучающихся по рассмотрению значения семьи в жизни каждого человека, выяснению того, как традиционные религии относятся к семье и семейным ценностям;
- способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье;
- создать условия для воспитания любви и уважения к членам семьи, заботливого отношения к близким людям, уважительного отношения к семейным ценностям и традициям
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебное пособие А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной «Основы мировых религиозных культур», рисунки детей на тему «Моя семья», толковые словари, карточки с заданиями для работы в группах, конверты, лепестки ромашки
Ход урока
I. Организация начала урока
Улыбнемся солнышку,
Дадим друг другу руку –
Поднимем настроение
Себе и другу.
- Ребята, возьмите за руку соседа и пустите по кругу искорку своего хорошего настроения.
II. Изучение нового материала
- Сообщение темы и цели
- У каждого человека есть люди, без которых он не может представить свою жизнь. Это люди, которые подарили ему жизнь, которые учат его и воспитывают, помогают в сложных ситуациях, дарят свою заботу, нежность и тепло.
- Кто это? (родители, братья, сестры, бабушка, дедушка – это семья)
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
- Я считаю, что ничего нет дороже и ближе семьи у человека. Сегодня наш урок посвящен теме «Семья».
- Эта тема изучается нами в рамках предмета «Основы мировых религиозных культур», где мы с вами знакомимся с основными понятиями, традициями и религиозными основами разных религий мира. В связи с этим, давайте попробуем сформулировать вопрос, на который мы должны ответить на уроке. (Как в традиционных религиях мира относятся к семье и семейным ценностям?)
- Словарная работа (обучающиеся разбиты на 3 группы)
- Прежде чем мы приступим к изучению темы и к поиску ответа на вопрос, который вы поставили, давайте выясним, что же означает слово «семья».
- Вы будете работать в группах со словарем, который лежит на вашем столе. Найдите слово «семья» в словаре и узнайте, что же оно означает.
1-я группа: Русский словарь С.И. Ожегова
Семья – это единство, объединение людей, сплоченных общими интересами.
2-я группа: Большой Энциклопедический словарь
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
3-я группа: Толковый словарь В. Даля
Семья - совокупность близких родственников, живущих вместе.
- Сделаем вывод, что же такое «семья»?
Итак, семья - это близкие и родные люди, которые проживают в одном помещении и имеют совместный бюджет.
- Чтение стихотворения «Как появилось слово «семья»?»
- Но как же появилось слово «семья»? Об этом нам расскажет Поправка Дарья.
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
«Кто деток родит мне, богиня моя»?
И Ева тихонько ответила «я»,
«Кто их воспитает, царица моя»?
И Ева коротко ответила «я»
«Кто пищу сготовит, о, радость моя»?
И Ева все так же ответила «я»
«Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!»
«я», «я» …тихо молвила Ева – «я», «я»…
Сказала она знаменитых семь «я»
Вот так на земле появилась семья.
- Для чего человеку нужна семья?
- Ребята, что получает человек в семье от своих близких людей?
- Как вы считаете, взрослый человек нуждается в семье?
- Обобщение
Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Где, как ни в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
Где, как ни в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.
Где, как ни в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства
- Работа в группах
- Сейчас вы будете работать самостоятельно. Каждая группа получит вопрос, на который вы должны ответить, прочитав текст в учебнике (стр. 74-75).
1-я группа: Иудаизм
- Какое значение брак имеет в иудаизме?
2-я группа: Ислам
- Какое значение имеет брак у мусульман?
3-я группа: Буддизм
- В чем состоит значение брака в буддизме?
- Какой вывод вы можете сделать? Какую роль играет брак (семья) в традиционных религиях мира?
- Рассказ учителя о значении семьи и брака в христианстве
Семья в православии часто именуется Церковью, только не большой, в которой есть епископы и священники, а маленькой, малой, но тоже – Церковью. Первые христиане часто и свои храмы устраивали в жилищах и только потом стали строить для них специальные здания. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Вступление в брак в православии называется – венчание, т.к. на головы жениху и невесте возлагают венцы. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что до смерти, жених и невеста должны любить и быть верными друг другу. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью. Родители стараются передать детям свои знания, свою веру. Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.
Ежегодно в России отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Идея создания этого праздника возникла у жителей древнего города Мурома (Владимирская обл.). Связан этот праздник с днем памяти святых князя Петра и княгини Февронии Муромских.
Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Святые Петр и Феврония являются покровителями семья и брака.
Они являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
(Во время рассказа на экране сменяются слайды с памятниками Петру и Февронии в разных городах)
- Знаете ли вы, ребята, когда православной церковью установлен день памяти святых Петра и Февронии? (8 июля)
- Какой символ появился у этого праздника? (ромашка)
Физкультминутка
- Сейчас я научу вас зажигать искорку доброты. Встаньте в круг, взявшись за руки, и повторяйте за мной слова и жесты.
Встанем мы в широкий круг.
Слева – друг и справа – друг.
В нашем классе пусть всегда
Светит искорка добра.
Не обижу, не солгу, помогу и подскажу,
Зло подальше отведу,
А добро везде найду!
Всё получится у нас.
Мы ребята – просто класс!
III. Закрепление изученного материала
- Работа по карточкам в группе
- Сейчас вы будете работать в группах самостоятельно. На столе лежат карточки с заданиями. Ваша задача внимательно прочитать задание и выполнить его.
1. Закончите предложения:
- В христианстве семью часто называют … (малой Церковью)
- Одна из 10 библейских заповедей гласит … (Почитай отца и мать)
- Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является… (материнская любовь)
2. Укажите правильный ответ
1. В православной традиции венчание – это…
а) одно из важнейших таинств
б) обряд, который считается у православных не обязательным
2. Брак в исламе считается…
а) обязательством перед людьми
б) обязательством перед Богом
3. Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут…
а) состоять в браке или принадлежать к монашеской общине
б) состоять в браке и принадлежать к монашеской общине
- Проверка работы в группах
- Заповеди семейной жизни
- Ребята, вспомните, какой символ появился у праздника Дня семьи, любви и верности? (Ромашка)
- У каждой группы на столе лежит конверт с лепестками ромашки, на некоторых лепестках написаны добрые (положительные) качества необходимые супругам и всем членам семьи, чтобы жить в гармонии и счастье, на других – отрицательные, те которые могут разрушить семью. Выберите только те лепестки, которые несут добро и соберите из них ромашку.
- У каждой группы остались лепестки. Почему эти лепестки вы не поместили в свою ромашку?
Хорошая семья – это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды.
IV. Итог урока
- Беседа
– Почему в православии семью называют малой Церковью?
– Как должны жить люди в христианском браке?
– Какое значение имеет брак в иудаизме и исламе?
– В чём состоит значение брака в буддизме?
- Обобщение
Семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры.
- Чтение детьми стихотворений
Хрустальным голосом капели
Звенит ребячий смех чудесный
И мать сидит у колыбели,
Дитя лаская тихой песней.
И дом молитвой освященный
Стоит открытый всем ветрам,
И учит бабушка внучонка
Словам: «отчизна», «мама», «храм».
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.
Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства
Страны моей, моей России.
Семья - источник изначальный
Небесным ангелам хранимый.
И грусть, и радость, и печали -
Одни на всех, неразделимы.
Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни Господь очаг семейный,
Любовь любимых охранит.
- Рефлексия
1) Я узнал…
2) Для меня семья – это…
3) Я хочу, чтобы в моей семье…
4) Хочу пожелать всем…
- Домашнее задание
Придумать четверостишие о своей семье с рифмой:
_________________ я.
_________________ семья.
_________________ дом
_________________ создаём.
Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"
Анализ моего опыта работы как классного руководителя....
Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.
проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»
Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...
Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».
Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...
Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"
Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....
Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»
Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...
Творческая викторина "Семья, с семьей, о семье"
День семьи позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям. Ведь без них наша жизнь была бы пустой и безрадостной.Семья нужна каждому человеку, з...