Семья
план-конспект урока (4 класс) по теме

Зенина Татьяна Львовна

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_otkrytyy_urok_na_mo.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Краснооктябрьская СОШ»

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики

                 модуль «Основы мировых религиозных культур»

Учитель: Зенина Т.Л.

Класс: 4 «А»

Тема: «Семья»

Цель и основные задачи:

- организовать деятельность обучающихся по рассмотрению значения семьи в жизни каждого человека, выяснению того, как традиционные религии относятся к семье и семейным ценностям;

- способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье;

- создать условия для воспитания любви и уважения к членам семьи, заботливого отношения к близким людям, уважительного отношения к семейным ценностям и традициям

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебное пособие А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной «Основы мировых религиозных культур», рисунки детей на тему «Моя семья», толковые словари, карточки с заданиями для работы в группах, конверты, лепестки ромашки

Ход урока

I. Организация начала урока

Улыбнемся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу.

- Ребята, возьмите за руку соседа и пустите по кругу искорку своего хорошего настроения.

II. Изучение нового материала

  1. Сообщение темы и цели

- У каждого человека есть люди, без которых он не может представить свою жизнь. Это люди, которые подарили ему жизнь, которые учат его и воспитывают, помогают в сложных ситуациях, дарят свою заботу, нежность  и тепло.

- Кто это? (родители, братья, сестры, бабушка, дедушка – это семья)

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

- Я считаю, что ничего нет дороже и ближе семьи у человека. Сегодня наш урок посвящен теме «Семья».

- Эта тема изучается нами в рамках предмета «Основы мировых религиозных культур», где мы с вами знакомимся с основными понятиями, традициями и религиозными основами разных религий мира.  В связи с этим, давайте попробуем сформулировать вопрос, на который мы должны ответить на уроке. (Как в традиционных религиях мира относятся к семье и семейным ценностям?)

  1. Словарная работа (обучающиеся разбиты на 3 группы)

- Прежде чем мы приступим к изучению темы и к поиску ответа на вопрос, который вы поставили, давайте выясним, что же означает слово «семья».

- Вы будете работать в группах со словарем, который лежит на вашем столе. Найдите слово «семья» в словаре и узнайте, что же оно означает.  

1-я группа: Русский словарь С.И. Ожегова

Семья – это единство, объединение людей, сплоченных общими интересами.

2-я группа: Большой Энциклопедический словарь

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

3-я группа: Толковый словарь В. Даля

Семья - совокупность близких родственников, живущих вместе.

- Сделаем вывод, что же такое «семья»?

Итак, семья - это близкие и родные люди, которые проживают в одном помещении и имеют совместный бюджет.

  1. Чтение стихотворения «Как появилось слово «семья»?»

- Но как же появилось слово «семья»? Об этом нам расскажет Поправка Дарья.

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

«Кто деток родит мне, богиня моя»?

И Ева тихонько ответила «я»,

«Кто их воспитает, царица моя»?

И Ева коротко ответила «я»

«Кто пищу сготовит, о, радость моя»?

И Ева все так же ответила «я»

«Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!»

«я», «я» …тихо молвила Ева – «я», «я»…

Сказала она знаменитых семь «я»

Вот так на земле появилась семья.

- Для чего человеку нужна семья?

- Ребята, что получает человек в семье от своих близких людей?

- Как вы считаете, взрослый человек нуждается в семье?

  1. Обобщение

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как ни в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как ни в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

Где, как ни в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства

  1. Работа в группах

- Сейчас вы будете работать самостоятельно. Каждая группа получит вопрос, на который вы должны ответить, прочитав текст в учебнике (стр. 74-75).

1-я группа: Иудаизм

- Какое значение брак имеет в иудаизме?

2-я группа: Ислам

- Какое значение имеет брак у мусульман?

3-я группа: Буддизм

- В чем состоит значение брака в буддизме?

- Какой вывод вы можете сделать? Какую роль играет брак (семья) в традиционных религиях мира?

  1. Рассказ учителя о значении семьи и брака в христианстве

Семья в православии часто именуется Церковью, только не большой, в которой есть епископы и священники, а маленькой, малой, но тоже – Церковью. Первые христиане часто и свои храмы устраивали в жилищах и только потом стали строить для них специальные здания. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Вступление в брак в православии называется – венчание, т.к. на головы жениху и невесте возлагают венцы. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что до смерти, жених и невеста должны любить и быть верными друг другу. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью. Родители стараются передать детям свои знания, свою веру. Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.

Ежегодно в России отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Этот праздник появился совсем недавно, в 2008 году. Идея создания этого праздника возникла у жителей древнего города Мурома (Владимирская обл.). Связан этот праздник с днем памяти святых князя Петра и княгини Февронии Муромских.

  1. Сообщение о Петре и Февронии (рассказывают Кайдалов Владислав и Миронова Татьяна)

Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые Петр и Феврония являются покровителями семья и брака.

Они являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак. 

(Во время рассказа на экране сменяются слайды с памятниками Петру и Февронии в разных городах)

- Знаете ли вы, ребята, когда православной церковью установлен день памяти святых Петра и Февронии? (8 июля)

- Какой символ появился у этого праздника? (ромашка)

Физкультминутка

- Сейчас я научу вас зажигать искорку доброты. Встаньте в круг, взявшись за руки, и повторяйте за мной слова и жесты.

Встанем мы в широкий круг.

Слева – друг и справа – друг.

В нашем классе пусть всегда

Светит искорка добра.

Не обижу, не солгу, помогу и подскажу,

Зло подальше отведу,

А добро везде найду!

Всё получится у нас.

Мы ребята – просто класс!

III. Закрепление изученного материала

  1. Работа по карточкам в группе

- Сейчас вы будете работать в группах самостоятельно. На столе лежат карточки с заданиями. Ваша задача внимательно прочитать задание и выполнить его.

1. Закончите предложения:

  • В христианстве семью часто называют … (малой Церковью)
  • Одна из 10 библейских заповедей гласит … (Почитай отца и мать)
  • Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является… (материнская любовь)

2. Укажите правильный ответ

1. В православной традиции венчание – это…

а) одно из важнейших таинств

б) обряд, который считается у православных не обязательным

2. Брак в исламе считается…

а) обязательством перед людьми

б) обязательством перед Богом

3. Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут…

а) состоять в браке или принадлежать к монашеской общине

б) состоять в браке и принадлежать к монашеской общине

  1. Проверка работы в группах
  2. Заповеди семейной жизни

- Ребята, вспомните, какой символ появился у праздника Дня семьи, любви и верности? (Ромашка)

- У каждой группы на столе лежит конверт с лепестками ромашки, на некоторых лепестках написаны добрые (положительные) качества необходимые супругам и всем членам семьи, чтобы жить в гармонии и счастье, на других – отрицательные, те которые могут разрушить семью. Выберите только те лепестки, которые несут добро и соберите из них ромашку.

- У каждой группы остались лепестки. Почему эти лепестки вы не поместили в свою ромашку?

Хорошая  семья – это  прочный  союз  любящих,  духовно  близких  и  равноправных  людей,  у  которых  нормой  отношения являются   уважение, доверие, взаимопомощь,  общие  взгляды.

IV. Итог урока

  1. Беседа

– Почему в православии семью называют малой Церковью?

– Как должны жить люди в христианском браке?

– Какое значение имеет брак в иудаизме и исламе?

– В чём состоит значение брака в буддизме?

  1. Обобщение

Семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры.

  1. Чтение детьми стихотворений

Хрустальным голосом капели
Звенит ребячий смех чудесный
И мать сидит у колыбели,
Дитя лаская тихой песней.

И дом молитвой освященный
Стоит открытый всем ветрам,
И учит бабушка внучонка
Словам: «отчизна», «мама», «храм».

Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.
Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства
Страны моей, моей России.

Семья - источник изначальный
Небесным ангелам хранимый.
И грусть, и радость, и печали -
Одни на всех, неразделимы.

Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни Господь очаг семейный,
Любовь любимых охранит.

  1. Рефлексия

1) Я узнал…

2) Для меня семья – это…

3) Я хочу, чтобы в моей семье…

4) Хочу пожелать всем…

  1. Домашнее задание

Придумать четверостишие о своей семье с рифмой:

_________________ я.

_________________ семья.

_________________ дом

_________________ создаём.

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.

проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»

Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...

Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».

Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...

Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"

Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....

Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»

Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...