«Мы наследники Курской земли» Внеурочный долгосрочный учебный проект для обучающихся 3-4 классов
проект по теме
Проект призван помочь воспитанию в младших школьниках чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю родной земли;
дать общее представление о месте и роли Курского края в истории России, заложить основу и определить направления краеведческой деятельности
Выполнение заданий проекта поможет формированию следующих качеств, необходимые человеку XXI века:
коммуникативные умения,
творчество и любознательность,
умение работать с информацией и медиасредствами,
межличностное взаимодействие и сотрудничество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_nasledniki_kurskoy_zemli_.docx1_.docx | 387.42 КБ |
nasledie_kurskoy_zemli.pptx | 671.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Павловская СОШ» |
«Мы наследники Курской земли» |
Внеурочный долгосрочный учебный проект для обучающихся 3-4 классов |
Автор: учитель начальных классов Колодезная А.П. 2013 г.
|
Информация об авторе проекта | |
ФИО | Колодезная Алла Петровна |
Город, область | Курская область, Обоянский район |
Номер или название школы | МБОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа» |
Информация о проекте | |
Название проекта | «Мы наследники Курской земли» |
Девиз, слоган, цитата | «Наш древний Курск, земной тебе поклон, святая отчая земля!» |
Краткая аннотация | Проект призван помочь воспитанию в младших школьниках чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю родной земли. Дать общее представление о месте и роли Курского края, г.Обояни и с.Павловка в истории России, заложить основу и определить направления краеведческой деятельности Выполнение заданий проекта поможет формированию следующих качеств, необходимые человеку XXI века: |
Предметная область | Окружающий мир |
Межпредметные связи | Литературное чтение, русский язык, ИЗО, ИКТ, региональный компонент (краеведение) |
Возраст участников | 3 класс |
Приблизительная продолжительность проекта | 7 -8 учебных недель |
Основа проекта | |
Образовательные стандарты | Проект "Мы наследники Курской земли» реализуется в рамках ФГОС начального общего образования второго поколения в предметной области "Обществознание и естествознание (окружающий мир)" в 3-м классе. В предмет "Окружающий мир" включены темы, соответствующие темам проекта, в блоке "Дом как мир" Так как вопросам изучения истории родного края в начальной школе уделяется по программе небольшое количество учебных часов, с целью более глубокого знакомства и формированию общего представления об исторических ценностяхКурского края и с целью приобретения практического опыта учащимися по исследовательской деятельности, предлагаю обучающимся работу над данным проектом. |
Планируемые результаты обучения | После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
2. метапредметные:
3. предметные:
|
Основополагающий вопрос | Зачем нам нужно знать историю своего края? |
Проблемные вопросы учебной темы | 1. Знаем ли мы историю образования Курского края? 2.Что могло прославить Курский край? 3. Почему мы в ответе за наследие, которое оставили нам предки? |
Частные вопросы учебной темы | 1.1 Почему мы называемся наследниками? 3.5.Чем славится Курский край? 4.1Что интересного мы можем рассказать гостям о своём селе? |
План оценивания | |
| Таблица З-И-У |
| Критерии оценивания готового продукта |
| Обсуждение на форуме основного вопроса проекта; рефлексия для участников проекта. Проверочная работа Выступление на форуме |
Описание методов оценивания | Инструмент направлен на введение учащихся в проект. Ответив на проблемные вопросы, ребята переходят к планированию проекта и его реализации. На этом этапе ребята могут сформировать группы по интересам или выбрать себе роль. Таблица “ЗИУ” поможет ученикам познакомиться с темой проекта, выявить первоначальные знания и интересы. Таблица позволит на протяжении всего проекта отслеживать заинтересованность и мотивацию участников. Анализ таблицы в конце проекта позволит координатору определить эффективность участия детей в проекте. Для проектных продуктов разработана система критериев, которая позволит объективно и просто оценить выполненное задание. Учащиеся могут ориентироваться на эти критерии Визитки объекта и метки в карте “Наше наследие”, так же оценить работу других ребят. Интересно потом сравнить результаты своей самопроверки с оценкой организатора. Форум. “Мы - наследники” Организация детского форума является прекрасной возможностью для взаимодействия и хорошая проверка на понимание. Участники высказывают свои мысли, делятся своими находками. отвечают на основной вопрос этапа. Развиваются коммуникативные умения, навыки критического мышления, анализа полученной информации. Форум. Эссе на тему: “Наследие Курского края” Последний этап проекта, участники должны продемонстрировать понимание темы в виде эссе. Эссе - жанр сочинения, в котором, как нельзя лучше, можно выразить свои мысли на предложенную тему. Проверь себя (проверочная работа) Инструмент направлен на выявление умений, приобретённых за время проекта: умение искать информацию, умения пользоваться наработками проекта, понимать терминологию, делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи. Работу проводит организатор. Рефлексия для участников проекта Обратная связь с участниками проекта. Очень важно узнать, что получилось у ребят и что нет. Этот вид коммуникации позволит выявить, получилось ли у автора проекта заинтересовать ребят, мотивировать на дальнейшее изучение этой темы. |
Сведения о проекте | |
Необходимые начальные знания, умения, навыки | Для участия в проекте необходимо: иметь первоначальный навык поиска информации в Интернете. |
Учебные мероприятия | Продолжительность проекта: с сентября по ноябрь2013г. Подготовительный этап 1.Беседа с учащимися с целью выявления имеющихся у них знаний и с целью мотивации на участие в проекте. 2. Знакомство с планом работы над проектом, а также с критериями оценивания проекта. (Проект учителя) 3 Беседа с родителями.Представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения. Основной этап. 1.Сбор информации. 2.Промежуточное оценивание результатов проектной деятельности. 3.Оформление результатов проектной деятельности. 4.Представление результатов проектной деятельности. Заключительный этап 1Рефлексия участников проекта 2.Оформительская работа. 3.Публичные выступления. |
Продукты проектной деятельности детей | Стенд об истории Курского края Презентация «Наследие Курского края» Карта-путеводитель «Моя Павловка» |
Форма проведения | Ролевая игра |
Правила для участников | -Уважайте мнения других; |
Материалы для дифференцированного обучения | |
Ученик с проблемами усвоения учебного материала | Совместное чтение и подборка материала для стенда из книгопечатных изданий, папки «История моего села» |
Одаренный ученик | Создание презентации «Наследие Курского края», подборка фото материалов, стихов и песен о Курском крае. |
Материалы и ресурсы, необходимые для проведения проекта | |
Оборудование | фотоаппарат, флешкарта, компьютеры, принтер, проекционная система, сканер |
Программное обеспечение | электронные таблицы, программы обработки изображения, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, |
Материалы на печатной основе | Учебники истории, краеведения, хрестоматии, энциклопедии, справочный материал и др. |
Другие принадлежности, если необходимо | Данных принадлежностей для детей младшего школьного возраста достаточно. |
Информационные источники | Сотрудники краеведческого музея, сотрудники сельской и школьной библиотек, преподаватели истории и краеведения, учитель, родители учеников. |
План работы над проектом
Подготовительный этап
Необходимо сделать до проекта | Ответственный за выполнение | сроки |
1. Подготовиться к проведению проекта:
| Организатор проекта - учитель
| 6.09.13 - 16.09.13 |
2. Провести встречу с родителями.
| Организатор проекта - учитель
| 16.09.13 - 22.09.13 |
3. Выявить первоначальные знания по теме проекта:
| Организатор проекта - учитель
| 16.09.13 - 22.09.13 |
Основной этап
Во время проекта | Ответственные за выполнение | сроки |
Этап 1. Мы – наследники! Фотовикторина «Чудеса курского края»
| Организатор проекта – учитель, обучающиеся 3 класса | 23.09.13 - 01.10.13 |
Этап 2. Мы – исследователи! Дети выбирают объекты по желанию, для создания карты «Наше наследие»
| Организатор проекта – учитель, обучающиеся 3 класса | 01.10.13- 10.10.13 |
Этап 3 Мы – журналисты Создание «Визитной карточки объекта» Шаг 1. Взаимооценивание. Изучить критерии оценивания визитной карточки, просмотреть работу других детей и дать советы на улучшение . Шаг 2. Создание Визитки объекта Дети продолжают работать с выбранным объектом.
Этап 4. « Мы – эксперты»
| Организатор проекта – учитель, обучающиеся 3 класса | 11.10.13 -27.10.13 |
Заключительный этап
После проекта | Ответственные за выполнение | сроки |
Провести рефлексию среди всех участников проекта (форум) | Организатор проекта – учитель | 2 неделя ноября |
Создание стенда на основе проведённой работы | Организатор проекта – учитель | 3 неделя ноября |
Подготовить сертификаты для участников проекта | Организатор проекта | 4 неделя ноября |
1 этап - Мы - наследники!
Ребята, начинается наше путешествие в мир чудес Курского края.
Для начала, предлагаю разобраться с некоторыми терминами. Ведь первый этап называется "Мы - наследники!". Интересно, почему вас называют наследниками, да и что собственно, вы ребята, наследуете? Вы знаете? Обратимся к нашим помощникам - энциклопедиям.
Наследник — это лицо, которому могут быть переданы права и обязательства в соответствии с законом.
Наследование — переход имущества, прав и связанных с ними обязанностей.
Всемирное наследие - природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым являются их сохранение и популяризация в силу особой культурной, исторической или экологической значимости.
В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. Список этих объкетов очень внушителен - 725 культурных, 183 природных и 28 объектов смешанного типа и он до сих пор пополняется.
Это настоящие чудеса, созданные человеком и природой! Они поражают и восхищают своей красотой.
Давайте узнаем, а чем можем гордиться мы – наследники Курской земли! Что можно назвать чудом не за семью морями, что находится рядом с нами!
На этом этапе для вас подготовлена фотовикторина "Чудеса Курского края»".
На её основе вы попробуете создать презентацию «Символы Курского края.
2 этап - Мы - исследователи!
Ребята, мы двигаемся дальше!
На этом этапе мы начинаем работу над картой "Наше наследие". Попробуем определить интересные объекты для проведения экскурсий по родному селу Павловка.
Составим карту
Инструкция к этапу:
- изучите, какие объекты есть на территории нашего села.
- выберите значимые объекты , которые могут быть внесены в список «Наше наследие» для исследования и внесения их в маршрут экскурсионной карты
- поставьте метку на карте (чтобы не повторятся)
- подберите фотоматериал или рисунки для нанесения их на карту «Наше наследие» (интернет, газетные публикации, рисунки, коллажи и т.д.)
3 этап "Мы - журналисты!"
Ребята, как быстро летит время. Мы уже на финишной прямой нашего проекта. Копилочка "Наше наследие" пополняется.
Следующий этап проекта называется "Мы - журналисты". Обратимся к словарику.
Журналист — человек, чьи журналистские произведения публикуют в СМИ.
Главная цель журналиста — создание текстов, обеспечивающих их массовое потребление (чтение, просмотр, прослушивание).
Ребята, но для этого материал сначала редактируют. Задача 3 этапа проекта - создать материалы соответствующие требованиям - критериям оценивания.
Инструкция к этапу
Шаг 1
Создаём визитную карточку выбранного вами объекта. Для этого создаем краткое описание особенностей объекта нашего наследия Курского края, на основе различных источников информации ( книгопечатная продукция, интернет, беседы с родителями и др.)
Шаг 2
Отредактируйте материал, проконсультируйтесь с учителем или с родителями по данному вопросу. Наберите и распечатайте его через текстовой редактор.
Этап 4. «Мы эксперты!»
Вот и подходит к концу наш проект. Осталось последнее задание для настоящих журналистов. Напишите небольшое эссе (10-15 предложений). Обратимся к словарю:
Эссе - это литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету.
Тема эссе созвучна названию проекта - "Наследие Курского края!"
В написании эссе вам помогу эти вопросы.
1. Знаем ли мы историю образования Курского края?
2.Откуда появились поселения Курск, Обоянь, Павловка?
5.Чем славится Курский край?
6.Что интересного мы можем рассказать гостям о своём селе?
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение1.
Таблица ЗИУ
(Знаю-Интересуюсь-Узнал)
Что вы знаете об объектах культурного наследия Курского края?
Знаю | Интересуюсь | Узнал |
Приложение 2.
Лист оценивания коллективной работы
Этап ____________________________________
индикаторы | Да | Могли бы лучше. Почему? | Нет. Почему? |
Мы понял задание и составили план действий. | |||
Мы распределили роли в команде, учитывая желание участников команды. | |||
Мы проводили коллективные обсуждения в ходе проекта. | |||
Мы нашли ответы на все появившиеся вопросы в ходе проекта. | |||
Мы понимаем, какие знания нам необходимы, чтобы выполнить задание. | |||
Мы используем в нашей речи термины, необходимые в проекте. | |||
Мы поняли задания и выполнили их все. |
Приложение 3
Таблица рефлексии проекта
Ф, И. участника пректа | Отметьте самые интересные этапы проекта | Отметьте самые сложные задания проекта | Самое яркое впечатление от работы в проекте | Какие трудности возникали при выполнении заданий? Как вы их преодолевали? | Вы будете ещё участвовать в проектах |
Приложение 4
ФОТОВИКТОРИНА «Символы Курской земли»
1.Вот, что говорит нам « Повесть о явлении…»
«В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября (по ст. ст.), случилось одному благочестивому мужу придти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это оный муж поставил честно обретенную им икону … в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси».
- Эта пустынь в Центральной России является одной из самых известных.
Находится она в поселке Слобода, хотя до революции эта местнасть называлась, как положено, так же как обитель. Место её закладки было указано самым чудесным образом. И никем иным, как Царицей Небесной.
- Перед вами описание одной из самых известных картин знаменитого русского художника Ильи Репина :
«Из глубины картины на зрителя движется людской поток. Впереди (в правой части картины) идут певчие и несут украшенную пёстрыми лентами будку, которая представляет собой гигантский фонарь с позолоченным куполом и мерцающими свечами внутри него. За ними две женщины несут икону, а далее следуют церковники и мещане, военные и купцы. По краям процессия оцеплена конными полицейскими, которые охраняют идущих от толпы простолюдинов, впереди которых находится молодой горбун-инвалид, которому палкой преграждают путь к священной иконе»
- История этой ярмарки уходит своими корнями в глубину веков. Первое официально засвидетельствованное упоминание о ней относится к 1708 году. Монастырское же предание относит ее начало к 1618 году, к началу крестных ходов, и связывает ее зарождение с большим стечением богомольцев в Коренную пустынь.
По указу императрицы Екатерины II в 1787 году эта ярмарка получила общероссийский статус, а с 1824 года стала международной. В некоторые годы второй половины XIX столетия оборот ярмарки доходил до 7 миллионов рублей – сумма громадная по тем временам.
Торговали товарами на все случаи жизни – от швейных иголок и пуговиц до верхней одежды, убранства домов, съестных изделий. Товары стекались не только из различных уголков России, но и из Италии, Персии, Малой Азии, Турции, Греции, Ионических островов, Австрии. Но самыми заметными были конские торги. А вы знаете что это за ярмарка?
- О том, что немцы пытались захватить нашу …, знает каждый. Но то, что в войну они вывозили ее в Германию эшелонами, малоизвестно.
« - О! Это ест русский чернозем. Из Курска. Такой земля у нас нэт.
- Откуда он у тебя?
- Мой сын там воевал. Получил железный крест и вагон курский чернозем в награда.»
«Курский чернозем» .Владимир Пастухов
- «Чернозем, взятый не из-под плуга или сохи, а в девственной степи, отличается зернистой структурой, он представляет из себя как бы самую лучшую губку, пронизанную мельчайшими порами и пропускающую через себя воздух и воду».
Как называется заповедник Курской области, где сохранены девственные участки степей курского черноземья?
- ЗДЕСЬ ПОД ПРОХОРОВКОЙ
В СОРОК ТРЕТЬЕМ
СМЕРТЬ ПРЕЗРЕВ ПО СИГНАЛУ АТАКИ
ШЛИ СОЛДАТЫ НАШИ В БЕССМЕРТЬЕ
СТАНОВИЛИСЬ БЕССМЕРТНЫМИ ТАНКИ
- Крупнейший в СССР железорудный бассейн; расположен в пределах Курской, Белгородской и Орловской областей РСФСР.
История открытия связана с необычным поведением магнитной стрелки под Курском. Впервые на это явление обратил внимание известный учёный-астроном академик П. Б. Иноходцев в 1773 г. Руководя работами по определению географического положения городов центральной части Европейской России, он обнаружил в районе Белгорода и Курска сильную аномалию поля земного магнетизма.
- Какой вопрос фотовикторины вы считаете самым интересным? *
- Какой вопрос фотовикторины оказался самым сложным? *
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Икона «Знамение» Курско-Коренная Икона Божьей Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно поднявшую Свои руки; на ее груди, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил.
Крестный ход с иконой «Знамение» Традиционный крестный ход с иконой Божией Матери " Знамение " Курская Коренная от Знаменского собора Курска до монастыря "Коренная пустынь" в местечке Свобода .
Коренная ярмарка " Тут и в светлые, и в трудные дни Коренной ярмарки, невзирая ни на политический горизонт, ни на финансовые кризисы, торговля кипит неугасимо", - писал И.И. Бесядовский .
СИМВОЛ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ - КУРСКИЙ ЧЕРНОЗЕМ РОДНОЕ ЧЕРНОЗЕМЬЕ От неба даже воздух синий. Луга да реки, лес не част... Пусть небольшая часть России, Но - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ часть. Вольнолюбивый край, в котором Я рос, и утверждать берусь: Кто по его шагал просторам, Тот знает, что такое РУСЬ.
Центрально- черноземный заповедник им. Алёхина. Целинные черноземы заповедника служат эталоном, в сравнение с которым определяется степень нарушенности окружающих пахотных земель.
Курская дуга Где танков клинья сшиблись на рассвете, Там пала на поля зловещья тень. Не в час, не в день решилась эта схватка, И шли мы к ней в теченье долгих дней…
КМА – Курская магнитная аномалия. Я рад, что под Курском легла руда (земная кровь – говорят – она). В.В. Маяковский Маяковский читал в Курске поэму "Рабочим Курска « и другие свои произведения. Встреча с Маяковским надолго сохранилась в памяти курян. " Из-под Курска прямо в нас настоящею земной любовью брызнул… Будущего приоткрытый глаз... Двери в славу - двери узкие, но как бы не были они узки навсегда войдете вы, кто в Курске добывал железные куски…". поэма "Рабочим Курска» В.В. Маяковский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» обучающихся 2-х классов 2015 - 2016 учебный год
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:− математическое развитие младшего школьника - развитие логического и знакового мышления, пр...
Рабочая программа по внеурочной деятельности" Учимся создавать проект " для обучающихся 1-4 классов.
Цель программы:создание условий для формирования делового общения в процессе работы над проектом и использование различных источников информации в проектной деятельности....
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Наш школьный двор» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-2 классов)
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Наш школьный двор» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-2 классов)...
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Курс междисциплинарного обучения» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-4 классов)
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Курс междисциплинарного обучения» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-4 классов)...
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы здорового образа жизни» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-4 классов)
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Основы здорового образа жизни» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-4 классов)...
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Светофор» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-2 классов)
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Светофор» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-2 классов)...
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Ступени» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-2 классов)
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Ступени» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-2 классов)...