«Мы наследники Курской земли» Внеурочный долгосрочный учебный проект для обучающихся 3-4 классов
проект по теме

Колодезная Алла Петровна

Проект призван помочь воспитанию в младших школьниках чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю родной земли;

дать  общее представление о месте и роли Курского края в истории России, заложить основу и определить направления краеведческой деятельности

Выполнение заданий проекта поможет формированию следующих качеств, необходимые человеку XXI века:
коммуникативные умения,
творчество и любознательность,
умение работать с информацией и медиасредствами,
межличностное взаимодействие и сотрудничество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_nasledniki_kurskoy_zemli_.docx1_.docx387.42 КБ
Файл nasledie_kurskoy_zemli.pptx671.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Павловская СОШ»

«Мы наследники Курской земли»

Внеурочный долгосрочный учебный проект                                              для обучающихся 3-4 классов                                                

Автор: учитель начальных классов Колодезная А.П. 2013 г.

 


Информация об авторе проекта

ФИО

 Колодезная Алла Петровна

Город, область

 Курская область, Обоянский район

Номер или название школы

 МБОУ  «Павловская средняя общеобразовательная школа»

Информация о проекте

Название проекта

 «Мы наследники Курской земли»

Девиз, слоган, цитата

 «Наш древний Курск, земной тебе поклон, святая отчая земля!»

Краткая аннотация

 Проект призван помочь воспитанию в младших школьниках чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю родной земли.

Дать общее представление о месте и роли Курского края, г.Обояни и с.Павловка в истории России, заложить основу и определить направления краеведческой деятельности

Выполнение заданий проекта поможет формированию следующих качеств, необходимые человеку XXI века:
коммуникативные умения,
творчество и любознательность,
умение работать с информацией и медиасредствами,
межличностное взаимодействие и сотрудничество.

Предметная область

 Окружающий мир

Межпредметные связи

 Литературное чтение, русский язык, ИЗО, ИКТ, региональный компонент (краеведение)

Возраст участников

 3 класс

Приблизительная продолжительность проекта

 7 -8 учебных недель

Основа проекта

Образовательные стандарты

Проект "Мы наследники Курской земли» реализуется в рамках ФГОС начального общего образования второго поколения в предметной области "Обществознание и естествознание (окружающий мир)" в 3-м классе. В предмет "Окружающий мир" включены темы, соответствующие темам проекта, в блоке "Дом как мир"

Так как вопросам изучения истории родного края в начальной школе уделяется по программе небольшое количество учебных часов, с целью более глубокого знакомства и формированию общего представления об исторических ценностяхКурского края и с целью приобретения практического опыта учащимися по исследовательской деятельности, предлагаю обучающимся работу над  данным проектом.
Проект основан на межпредметных связях с учебными предметами "Русский язык", "Литературное чтение", "ИЗО", "ИКТ".
Основная задача проекта: воспитание в младших школьниках чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Планируемые результаты обучения

 После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

  1. личностные
  • положительное отношение к истории своей страны и родного края;
  • чувство гордости за свою Родину,проявление чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к наследию малой родины.
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование *личностного смысла учения.
  • чувство ответственности за выполнение своей работы при работе в группе.

2. метапредметные:

  • научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • находить необходимую информацию в различных источниках (книги, интернет);
  • выделять и анализировать информацию их учебных и научно-популярных текстов;
  • сравнивать исторические события, делать обобщения;
  • собирать краеведческий материал, описывать его.

3. предметные:

  • ознакомятся с понятиями "наследник", "наследие", "всемирное наследие";
  • получат возможность расширить свой кругозор по теме "Достопримечательности Курского края";
  • познакомятся с символами и брендами Курского края.
  • рассказывать  об основных достопримечательностях своего края
  • узнают почему многие объекты природы и рукотворные объекты охраняет Всемирная организация ЮНЕСКО.
  • показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей;
  •  формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние культурного наследия и природной среды.

Основополагающий вопрос

Зачем нам нужно знать историю своего края?

Проблемные вопросы учебной темы

1. Знаем ли мы историю образования Курского края?

2.Что могло прославить Курский край?

3. Почему мы в ответе за наследие, которое оставили нам предки?
4 Какое наследство мы передадим последующим поколениям?

Частные вопросы учебной темы

 1.1 Почему мы называемся наследниками?
1.2 Какое наследие края нас ждёт?

2.1 Где на карте  находятся эти объекты?
2.2 Какие природные достопримечательности находятся под защитой?
2.3 Какие рукотворные достопримечательности находятся под защитой?

3.1 Какая организация занимается охраной объектов наследия?
3.2 По каким признакам отбирают эти достопримечательности?
3.3 Почему все достопримечательности  наследия можно назвать Чудесами ?
3.4 Почему эти объекты надо охранять?

3.5.Чем славится Курский край?

4.1Что интересного мы можем рассказать гостям о своём селе?

План оценивания

  • до проекта

 Таблица З-И-У

  • в ходе проекта

 Критерии оценивания готового продукта

  • по окончании проекта

 Обсуждение на форуме основного вопроса проекта; рефлексия для участников проекта.

Проверочная работа

Выступление на форуме

Описание методов оценивания

Стартовая презентация

Инструмент направлен на введение учащихся в проект. Ответив на проблемные вопросы, ребята переходят к планированию проекта и его реализации. На этом этапе ребята могут сформировать группы по интересам или выбрать себе роль.

Таблица «ЗИУ»

Таблица “ЗИУ” поможет ученикам познакомиться с темой проекта,  выявить первоначальные знания и интересы. Таблица позволит на протяжении всего проекта отслеживать заинтересованность и мотивацию участников. Анализ таблицы в конце проекта позволит координатору определить эффективность участия детей в проекте.

Критерии оценивания

Для проектных продуктов разработана система критериев, которая позволит объективно и просто оценить выполненное задание. Учащиеся могут ориентироваться на эти критерии Визитки объекта и метки в карте “Наше наследие”, так же оценить работу других ребят. Интересно потом сравнить результаты своей самопроверки с оценкой организатора.

Форум. “Мы - наследники”

Организация детского форума является прекрасной возможностью для взаимодействия и хорошая проверка на понимание. Участники высказывают свои мысли, делятся своими находками. отвечают на основной вопрос этапа. Развиваются коммуникативные умения, навыки критического мышления, анализа полученной информации.

Форум.  Эссе на тему: “Наследие Курского края”

Последний этап проекта, участники должны продемонстрировать понимание темы в виде эссе. Эссе - жанр сочинения, в котором, как нельзя лучше, можно выразить свои мысли на предложенную тему.

Проверь себя (проверочная работа)

Инструмент направлен на выявление умений, приобретённых за время проекта: умение искать информацию, умения пользоваться наработками проекта, понимать терминологию, делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи. Работу проводит организатор.

Рефлексия для участников проекта

Обратная связь с участниками проекта. Очень важно узнать, что получилось у ребят и что нет. Этот вид коммуникации позволит выявить, получилось ли у автора проекта заинтересовать ребят, мотивировать на дальнейшее изучение этой темы.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

 Для участия в проекте необходимо:
умение читать и понимать художественный и познавательный текст;
умение излагать текст своими словами;
уметь работать со словарем;
иметь навыки поиска информации в энциклопедиях; иметь первоначальные навыки работы на компьютере: вводить текст, иметь представление о форматировании текста;
иметь первоначальные навыки работы в интернете: иметь представление об электронной почте,

иметь первоначальный навык поиска информации в Интернете.

Учебные мероприятия

 Продолжительность проекта: с  сентября  по ноябрь2013г.

Подготовительный этап

 1.Беседа с учащимися с целью выявления имеющихся у них знаний и с целью мотивации на участие в проекте.

2. Знакомство с планом работы над проектом, а также с критериями оценивания проекта. (Проект учителя)

3 Беседа с родителями.Представление родителям учеников краткой информации о проектном методе обучения.

Основной этап.

1.Сбор информации.

2.Промежуточное оценивание результатов проектной деятельности.

3.Оформление результатов проектной деятельности.

4.Представление результатов проектной деятельности.

Заключительный этап

1Рефлексия участников проекта

2.Оформительская работа.

3.Публичные выступления.

Продукты проектной деятельности детей

 Стенд об истории Курского края

Презентация «Наследие Курского края»

Карта-путеводитель  «Моя  Павловка»

Форма проведения

 Ролевая игра

Правила для участников

 -Уважайте мнения других;
-Читайте инструкции, пользуйтесь обучалками!
-Смотрите как делают другие и делайте еще лучше!
-Задавайте вопросы!
-Помогайте другим!
-Делитесь созданным!
-По делам и честь!

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала

 Совместное чтение и подборка материала для стенда из книгопечатных изданий, папки «История моего села»

Одаренный ученик

 Создание презентации «Наследие   Курского края», подборка фото материалов, стихов и песен о Курском крае.

Материалы и ресурсы, необходимые для проведения проекта

Оборудование

 фотоаппарат, флешкарта, компьютеры, принтер, проекционная система, сканер

Программное обеспечение

 электронные таблицы, программы обработки изображения, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы,

Материалы на печатной основе

 Учебники истории, краеведения, хрестоматии, энциклопедии, справочный материал и др.

Другие принадлежности, если необходимо

 Данных принадлежностей для детей младшего школьного возраста достаточно.

Информационные источники

 Сотрудники краеведческого музея, сотрудники сельской  и школьной библиотек, преподаватели истории и краеведения, учитель, родители учеников.

План работы над проектом

Подготовительный этап

Необходимо сделать до проекта

Ответственный за выполнение

сроки

1. Подготовиться к проведению проекта:

  • Создать все организационные, методические, дидактические материалы для проведения проекта;
  • Обеспечить технические условия реализации проекта (ПК  с выходом в Интернет, фотокамера);

Организатор проекта - учитель

        

6.09.13

-

16.09.13

2. Провести встречу с родителями.

  • Познакомить с проектом;
  • Получить  разрешение на работу детей с интернетом

Организатор проекта - учитель

        

16.09.13

-

22.09.13

3. Выявить первоначальные знания по теме проекта:

  • Провести классный час «Погружение в проект». Демонстрация вводной презентации;
  • Выявление уровня участия каждого обучающегося.

Организатор проекта - учитель

        

16.09.13

-

22.09.13

Основной этап

Во время проекта

Ответственные за выполнение

сроки

Этап 1. Мы – наследники!

Фотовикторина «Чудеса курского края»

  • Команды изучают объекты  наследия Курского края, отвечая на вопросы викторины
  • Создание презентации «Наследие  Курского края»

Организатор проекта – учитель,

обучающиеся

3 класса

23.09.13

-

01.10.13

Этап 2. Мы – исследователи!

Дети  выбирают  объекты по желанию, для создания карты «Наше наследие»

  • Изучить инструкцию к этапу.
  • Изучить критерии оценивания;
  • Создать символическое изображение выбранного ранее объекта.
  • Нанесение символа на совместную карту.

Организатор проекта – учитель,

обучающиеся

3 класса

01.10.13-

10.10.13

Этап 3  Мы – журналисты

Создание «Визитной карточки объекта»  

 Шаг 1. Взаимооценивание.

Изучить критерии оценивания визитной карточки, просмотреть работу других  детей и дать советы на улучшение .

Шаг 2. Создание Визитки объекта

Дети  продолжают работать с выбранным объектом.

  • Изучить инструкцию к этапу.
  • Изучить критерии оценивания;
  • Создать визитку выбранного ранее объекта.

Этап 4. « Мы – эксперты»

  • Изучить вопросы, предложенные организатором;
  • Написать эссе “Чудеса Курского края!”
  • Выступить на форуме проекта.

Организатор проекта – учитель,

обучающиеся

3 класса

11.10.13

-27.10.13

Заключительный этап

После проекта

Ответственные за выполнение

сроки

Провести рефлексию среди всех участников проекта (форум)

Организатор проекта – учитель

2 неделя ноября

Создание стенда на основе проведённой работы

Организатор проекта – учитель

3 неделя ноября

Подготовить сертификаты  для участников проекта

Организатор проекта

4 неделя ноября


1 этап - Мы - наследники!

Ребята, начинается наше путешествие в мир чудес Курского края.

 Для начала, предлагаю разобраться с некоторыми терминами. Ведь первый этап называется "Мы - наследники!".  Интересно, почему вас называют наследниками, да и что собственно, вы ребята, наследуете? Вы знаете? Обратимся к нашим помощникам - энциклопедиям.

Наследник — это лицо, которому могут быть переданы права и обязательства в соответствии с законом.

Наследование — переход имущества, прав и связанных с ними обязанностей.

Всемирное наследие - природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым являются их сохранение и популяризация в силу особой культурной, исторической или экологической значимости.

В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. Список этих объкетов очень внушителен - 725  культурных, 183 природных и 28 объектов смешанного типа и он до сих пор пополняется.

Это настоящие чудеса, созданные человеком и природой! Они поражают и восхищают своей красотой.

Давайте  узнаем, а чем можем гордиться мы – наследники Курской земли! Что можно назвать чудом не за семью морями, что находится рядом с нами!

На этом этапе для вас подготовлена фотовикторина "Чудеса Курского края»".

На её основе вы попробуете создать презентацию «Символы Курского края.

 2 этап - Мы - исследователи!

Ребята, мы двигаемся дальше!

На этом этапе мы начинаем работу над картой "Наше наследие". Попробуем определить интересные объекты для проведения экскурсий по родному селу Павловка.

Составим карту

Инструкция к этапу:

  • изучите, какие объекты есть на территории нашего села.
  • выберите значимые объекты , которые могут быть внесены в список «Наше наследие» для исследования и внесения их в маршрут экскурсионной карты
  • поставьте метку на карте (чтобы не повторятся)
  • подберите фотоматериал  или рисунки для нанесения их на карту «Наше наследие»             (интернет, газетные публикации, рисунки, коллажи и т.д.)

 3 этап "Мы - журналисты!"

Ребята, как быстро летит время. Мы уже на финишной прямой нашего проекта. Копилочка "Наше наследие"  пополняется.

Следующий этап проекта называется "Мы - журналисты". Обратимся к словарику.

Журналист — человек, чьи журналистские произведения публикуют в СМИ. 

Главная цель журналиста — создание текстов, обеспечивающих их массовое потребление (чтение, просмотр, прослушивание).

Ребята, но для этого материал сначала редактируют. Задача 3 этапа проекта - создать материалы соответствующие требованиям - критериям оценивания.

Инструкция к этапу

Шаг 1

Создаём визитную карточку выбранного вами объекта. Для этого создаем краткое описание особенностей объекта нашего наследия Курского края, на основе различных источников информации ( книгопечатная продукция, интернет, беседы с родителями и др.)

Шаг 2

Отредактируйте материал, проконсультируйтесь с учителем или с родителями по данному вопросу. Наберите и распечатайте его через текстовой редактор.

Этап 4. «Мы эксперты!»

Вот и подходит к концу наш проект. Осталось последнее задание для настоящих журналистов. Напишите небольшое эссе (10-15 предложений). Обратимся к словарю:

Эссе - это литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету. 

Тема эссе созвучна названию проекта - "Наследие Курского края!"

В написании эссе вам помогу эти вопросы.

1. Знаем ли мы историю образования Курского края?

2.Откуда появились поселения Курск, Обоянь, Павловка?

5.Чем славится Курский край?

6.Что интересного мы можем рассказать гостям о своём селе?

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение1.

Таблица ЗИУ

(Знаю-Интересуюсь-Узнал)

Что вы знаете об объектах культурного наследия Курского края?

Знаю

Интересуюсь

Узнал























Приложение 2.

Лист оценивания коллективной работы

Этап ____________________________________

индикаторы

Да

Могли бы лучше. Почему?

Нет. Почему?

Мы понял задание и составили план действий.

Мы распределили роли в команде, учитывая желание участников команды.

Мы проводили коллективные обсуждения в ходе проекта.

Мы нашли ответы на все появившиеся вопросы в ходе проекта.

Мы понимаем, какие знания нам необходимы, чтобы выполнить задание.

Мы используем в нашей речи термины, необходимые в проекте.

Мы поняли задания и выполнили их все.

Приложение 3

Таблица рефлексии проекта

Ф, И. участника пректа

Отметьте самые интересные этапы проекта

Отметьте самые сложные задания проекта

Самое яркое впечатление от работы в проекте

Какие трудности возникали при выполнении заданий? Как вы их преодолевали?

Вы будете ещё участвовать в  проектах

Приложение 4

ФОТОВИКТОРИНА «Символы Курской земли»

1.Вот, что говорит нам « Повесть о явлении…» 

«В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября (по ст. ст.), случилось одному благочестивому мужу придти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это оный муж поставил честно обретенную им икону … в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси».

  1. Эта пустынь в Центральной России является одной из самых известных. 

Находится она в поселке Слобода, хотя до революции эта местнасть называлась, как положено, так же как обитель. Место её закладки было указано самым чудесным образом. И никем иным, как Царицей Небесной.

  1. Перед вами описание одной из самых известных картин знаменитого русского художника Ильи Репина :

«Из глубины картины на зрителя движется людской поток. Впереди (в правой части картины) идут певчие и несут украшенную пёстрыми лентами будку, которая представляет собой гигантский фонарь с позолоченным куполом и мерцающими свечами внутри него. За ними две женщины несут икону, а далее следуют церковники и мещане, военные и купцы. По краям процессия оцеплена конными полицейскими, которые охраняют идущих от толпы простолюдинов, впереди которых находится молодой горбун-инвалид, которому палкой преграждают путь к священной иконе»

  1. История этой ярмарки уходит своими корнями в глубину веков. Первое официально засвидетельствованное упоминание о ней относится к 1708 году. Монастырское же предание относит ее начало к 1618 году, к началу крестных ходов, и связывает ее зарождение с большим стечением богомольцев в Коренную пустынь.

По указу императрицы Екатерины II в 1787 году эта  ярмарка получила общероссийский статус, а с 1824 года стала международной. В некоторые годы второй половины XIX столетия оборот ярмарки доходил до 7 миллионов рублей – сумма громадная по тем временам.
Торговали товарами на все случаи жизни – от швейных иголок и пуговиц до верхней одежды, убранства домов, съестных изделий. Товары стекались не только из различных уголков России, но и из Италии, Персии, Малой Азии, Турции, Греции, Ионических островов, Австрии. Но самыми заметными были конские торги.
А вы знаете что это за ярмарка?

  1. О том, что немцы пытались захватить нашу …, знает каждый. Но то, что в войну они вывозили ее в Германию эшелонами, малоизвестно.

 « - О! Это ест русский чернозем. Из Курска. Такой земля у нас нэт.
        - Откуда он у тебя?
        - Мой сын там воевал. Получил железный крест и вагон курский чернозем в награда.»

«Курский чернозем» .Владимир Пастухов

  1.  «Чернозем, взятый не из-под плуга или сохи, а в девственной степи, отличается зернистой структурой, он представляет из себя как бы самую лучшую губку, пронизанную мельчайшими порами и пропускающую через себя воздух и воду».

Как называется заповедник Курской области, где сохранены девственные участки степей курского черноземья?

  1. ЗДЕСЬ ПОД ПРОХОРОВКОЙ

В СОРОК ТРЕТЬЕМ

СМЕРТЬ ПРЕЗРЕВ ПО СИГНАЛУ АТАКИ

ШЛИ СОЛДАТЫ НАШИ В БЕССМЕРТЬЕ

СТАНОВИЛИСЬ БЕССМЕРТНЫМИ ТАНКИ

  1. Крупнейший в СССР железорудный бассейн; расположен в пределах Курской, Белгородской и Орловской областей РСФСР.

История открытия связана с необычным поведением магнитной стрелки под Курском. Впервые на это явление обратил внимание известный учёный-астроном академик П. Б. Иноходцев в 1773 г. Руководя работами по определению географического положения городов центральной части Европейской России, он обнаружил в районе Белгорода и Курска сильную аномалию поля земного магнетизма.

  1. Какой вопрос фотовикторины вы считаете самым интересным? *
  2. Какой вопрос фотовикторины оказался самым сложным? *


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наследие земли Курской. Работа обучающихся 3 класса Деминой Алёны и Польшиковой Евгении 2013 уч.год

Слайд 2

Икона «Знамение» Курско-Коренная Икона Божьей Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно поднявшую Свои руки; на ее груди, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил.

Слайд 3

Крестный ход с иконой «Знамение» Традиционный крестный ход с иконой Божией Матери " Знамение " Курская Коренная от Знаменского собора Курска до монастыря "Коренная пустынь" в местечке Свобода .

Слайд 4

Коренная ярмарка " Тут и в светлые, и в трудные дни Коренной ярмарки, невзирая ни на политический горизонт, ни на финансовые кризисы, торговля кипит неугасимо", - писал И.И. Бесядовский .

Слайд 5

СИМВОЛ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ - КУРСКИЙ ЧЕРНОЗЕМ РОДНОЕ ЧЕРНОЗЕМЬЕ От неба даже воздух синий. Луга да реки, лес не част... Пусть небольшая часть России, Но - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ часть. Вольнолюбивый край, в котором Я рос, и утверждать берусь: Кто по его шагал просторам, Тот знает, что такое РУСЬ.

Слайд 6

Центрально- черноземный заповедник им. Алёхина. Целинные черноземы заповедника служат эталоном, в сравнение с которым определяется степень нарушенности окружающих пахотных земель.

Слайд 7

Курская дуга Где танков клинья сшиблись на рассвете, Там пала на поля зловещья тень. Не в час, не в день решилась эта схватка, И шли мы к ней в теченье долгих дней…

Слайд 8

КМА – Курская магнитная аномалия. Я рад, что под Курском легла руда (земная кровь – говорят – она). В.В. Маяковский Маяковский читал в Курске поэму "Рабочим Курска « и другие свои произведения. Встреча с Маяковским надолго сохранилась в памяти курян. " Из-под Курска прямо в нас настоящею земной любовью брызнул… Будущего приоткрытый глаз... Двери в славу - двери узкие, но как бы не были они узки навсегда войдете вы, кто в Курске добывал железные куски…". поэма "Рабочим Курска» В.В. Маяковский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» обучающихся 2-х классов 2015 - 2016 учебный год

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:−     математическое развитие младшего школьника - развитие логического и знакового мышления, пр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности" Учимся создавать проект " для обучающихся 1-4 классов.

Цель программы:создание условий для формирования делового общения в процессе работы над проектом и использование различных источников информации в проектной деятельности....

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Наш школьный двор» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-2 классов)

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Наш школьный двор» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-2 классов)...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Курс междисциплинарного обучения» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-4 классов)

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Курс междисциплинарного обучения» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-4 классов)...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы здорового образа жизни» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-4 классов)

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Основы здорового образа жизни» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-4 классов)...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Светофор» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-2 классов)

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Светофор» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-2 классов)...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Ступени» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-2 классов)

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Ступени» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-2 классов)...