ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Курс междисциплинарного обучения» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-4 классов)
материал
ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Курс междисциплинарного обучения»
на 2017-2018 учебный год
(для обучающихся 1-4 классов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 502.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ №4 Менщикова Н.В. Приказ № 337 от «23» августа 2017г. |
ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Курс междисциплинарного обучения»
на 2017-2018 учебный год
(для обучающихся 1-4 классов)
Бабайлова Е.С.,
Васильева Р.Н.,
Просекова В.В.,
Манакова Е.А.,
учителя начальных классов,
Урай
2017/2018
Структура программы по внеурочной деятельности:
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности………………………………………….6
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности……………………………….………………………………………………………..10
3.Тематическое планирование ……………………………………………………….……………15
Программа по внеурочной деятельности «Курс междисциплинарного обучения» обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Внеурочная деятельность –это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью системы обучения в 1-4 классах.
Нормативным основанием для формирования программы внеурочной деятельности являются следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48);
- Федеральный закон от 29.10.2010. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
- Постановлению Главного Государственного санитарного врача Российской « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2-11 № 19993);
- Письма Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №4;
- Программе развития школы «Наша новая школа», основная образовательная программа начального общего образования (2015-2019 уч.год) МБОУ СОШ №4
Программа соответствует:
- требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- программам формирования универсальных учебных действий
Планирование составлено на основе:
- Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.
- авторской программы Шумаковой Н. Б. Междисциплинарное обучение одарённых детей в начальной школе. М.: УЦ «Перспектива», 2015. - 84с.
Программа курса междисциплинарного обучения (МДО) предназначена для проведения занятий в начальной школе, она предполагает реализацию ФГОС начального общего образования через систему работы в технологии междисциплинарного обучения:
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия, развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся;
- подготовка квалифицированных кадров для работы с одаренными детьми;
- формирование единого образовательного пространства, открытого для родительского педагогического и ученического сообщества;
- отработка механизмов учета УУД и индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио).
Данная программа актуальна в период реализации ФГОС, непосредственно направлена на развитие универсальных учебных действий и личностных качеств обучающихся в процессе работы с междисциплинарным содержанием.
Основной идеей программы является развитие у ребенка целостной картины мира и понимания места в нем человека. Невозможно достичь понимания мира как единого целого с его бесконечными взаимосвязями без особого построения содержания обучения, в котором будут превалировать уже не отдельные факты и предметы, а обобщения и широкие, глобальные темы. Кроме того, решение столь актуальной в наше время задачи обучения, как развитие творческой личности, также требует особого построения содержания обучения.
Целью курса МДО является создание условий для наиболее полного раскрытия и развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Основные принципы построения развивающего курса МДО:
создание условий для духовного и личностного роста учащихся;
глобальный, основополагающий характер тем и проблем для изучения;
применение междисциплинарного подхода при изучении содержания;
интеграция тем и проблем;
высокий уровень насыщенности содержания обучения;
открытый характер проблем и вопросов для изучения;
активные методы обучения;
направленность на развитие творческого, критического и логического мышления;
совместное решение проблем и исследовательских задач учащимися;
высокий уровень самостоятельности в процессе обучения.
Курс Междисциплинарного обучения рассчитан на весь период обучения в начальной школе. Содержание обучения курса МДО выстраивается вокруг глобальных тем: «Изменение», «Влияние», «Порядок». Одна такая тема является стержнем развивающей программы одного учебного года. По своему характеру тема не имеет четких границ для изучения, что позволяет строить обучение практически на любом содержательном материале.
В основе выбора глобальной темы для изучения и содержательного материала лежит принцип учета возрастных интересов учащихся, а также особенностей общеобразовательной программы школы. Каждая новая глобальная тема предполагает изучение в течение года, возвращение к предыдущим темам, но уже в другом ключе, на новом витке спирали.
Стержневая тема учебного года раскрывается через серию междисциплинарных обобщений, т. е. таких идей, которые справедливы по отношению к целому ряду областей знания.
Междисциплинарное обобщение позволяет связать общей нитью многочисленные учебные предметы, эффективно интегрировать изучение тем из различных дисциплин, обеспечивая тем самым цельность в содержании обучения и развитие у школьников целостной картины мира. При этом учебные дисциплины не исчезают, не теряют своей специфики, а, внося свой вклад в открытие и доказательство междисциплинарной идеи, сами содержательно обогащаются благодаря курсу междисциплинарного обучения. Кроме того, открываются возможности для более эффективного использования учебного времени, его экономии за счет интеграции тем и проблем при изучении.
Программа предполагает максимальную гибкость содержания обучения и высокую степень свободы в выборе конкретного содержания междисциплинарных занятий. Это содержание отбирается исходя из потребностей изучения тем по обязательной программе по предметам, с учетом особенностей познавательных интересов и возможностей учеников, а также логики изложения курса МДО. Курс обладает максимальными возможностями для интеграции содержания образования, что позволяет избежать перегрузок учащихся.
Основным подходом к оцениванию достижений обучающихся при освоении программы является личностно-ориентированный подход. Используется формирующее оценивание; разные подходы к оцениванию: само-, взаимооценка, оценка учителя; рефлексивная деятельность. Результаты освоения программы фиксируются в портфолио учащихся: рабочие листы, оценочные листы, рефлексивные листы.
Общая характеристика учебного предмета?
Программа развивающего курса междисциплинарного обучения (МДО) разработана на основе авторской программы «Одаренные дети. Междисциплинарное обучение» (автор Шумакова Наталья Борисовна, доктор психологических наук, М.: Просвещение, 2006). Программа была разработана для детей с ярко выраженной любознательностью и высокой познавательной активностью.
Основными задачами обучения являются:
1) развитие широких познавательных интересов;
2) развитие целостной картины мира (понимания мира как единого взаимосвязанного целого) и системного мышления у детей;
3) развитие творческого, критического и логического мышления;
4) развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям;
5) обучение умениям работать совместно (решать проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека и т. п.);
6) развитие способности к самопознанию, формирование положительной «я-концепции», понимания ценности и уникальности другого человека.
Решение этих задач обеспечивается особым построением, как содержания, так и методов изучения.
Каждый раздел программы посвящен изучению одного из основополагающих обобще-ний, которое и определяет название раздела. В то же время в рамках раздела ученики не ограничены открытием и изучением только одного центрального обобщения. Они делают дополнительные открытия, формулируют новые обобщения, которые могут иметь меньший уровень общности, но обязательную смысловую связь с центральным. Каждое такое обобщение позволяет ребенку продвигаться все глубже и глубже в понимании смысла основополагающего обобщения. Изучение многочисленных фактов из разных областей знаний позволяет детям не только обосновать основную идею, но и сделать дополнительные обобщения. Возможность же изучать любое обобщение с разных точек зрения: естествоиспытателя, лингвиста, историка или искусствоведа — создает чрезвычайно благоприятные условия для развития творческого мышления детей и их способности решать проблемы.
Количество и содержательно-смысловое разнообразие дополнительных обобщений — вариативная часть программы, которая обусловлена следующими основными факторами:
• временные возможности учебного плана;
• особенности обязательной программы по предметам;
• индивидуальные особенности учащихся (их познавательные потребности и возможности);
• профессиональные возможности учителя в отношении расширения программы.
Важнейшей составляющей является методика преподавания курса междисциплинарного обучения. Эта методика предполагает максимальное поощрение и использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению неизвестного в процессе познания окружающего мира. Именно поэтому в основе обучения лежит метод открытия или исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия ребенком мира.
Широкое применение проблемно-исследовательского метода обеспечивает высокий уровень творческой активности и самостоятельности ребенка в процессе познания, проблемно-диалогический характер процесса познания осуществляется на основе использования групповых форм работы детей.
Технологии используются в комплексе:
- Технология развития критического мышления
- Проблемно-диалогическое обучение
- Дифференцированное обучение
Курс МДО обеспечивает:
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов познавательной, коммуникативной, творческой деятельности;
- формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их индивидуальным особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
- усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика.
Все это подтверждает актуальность введения курса на этапе реализации ФГОС ООО.
Описание места учебного предмета в учебном плане Изучение курса рекомендуется начинать с глобальной темы «Изменение», которая включает вопросы, связанные с развитием исследовательских умений и навыков обучающихся. Для четвёртого класса автор рекомендует интегрировать ее с темами «Влияние и «Порядок». Курс междисциплинарного обучения играет ведущую роль в создании единого образовательного пространства, так как он обеспечивает содержательную и методическую связность основного и дополнительного образования для учащихся с общей одаренностью в школе, интегрирует содержание образования отдельных предметов. Реализуется курс за счет часов внеурочной деятельности, формируемой участниками образовательного процесса. Программа курса состоит из 34 часов в год, 1 час в неделю.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Основными результатами освоения курса становятся:
- развитие творческой личности, видов мышления, широких познавательных интересов, целостной картины мира, исследовательских умений, способности к самостоятельному приобретению знаний, коммуникативных умений, способности к пониманию других людей, развитие рефлексии и саморегуляции.
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Основной формой работы на занятии выступает работа в группах, которая имеет огромный потенциал для развития личностных качеств учащихся и достижения метапредметных результатов образования.
Данный курс предполагает ознакомление и формирование умения оперировать необходимым «словарём исследователя» — такими понятиями, как факт, мнение, гипотеза, доказательство, критерий и т. п. В процессе осуществления различных исследований на занятиях по МДО дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся представлять результаты своих больших и малых работ в самых разнообразных формах.
На протяжении всего обучения дети постепенно осваивают различные способы представления результатов своей работы: рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, простейшая таблица, макет, модель, сценарий, рассказ, доклад и т. п.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тематическое планирование глобальной темы «Изменения» № | Раздел | Количество часов | |
1. | Введение в тему. | 6 | |
2. | Все течет, все изменяется. | 9 | |
3. | Полезные и вредные изменения. | 7 | |
4. | Одно изменение влечет за собой другое. | 4 | |
5. | Глобальные и частные изменения. | 2 | |
6. | Изменение видения мира. | 6 | |
7. | Эволюционные и революционные изменения. | 2 | |
ИТОГО | 36 |
Раздел 1. Введение в тему (6 ч.).
Знакомство с понятием «изменение». Естественные (природные) и искусственные изменения. Изучение разнообразных примеров природных и искусственных изменений. Использование различных источников информации для нахождения фактов. Классификация примеров изменений по их происхождению (естественные и искусственные).
Рекомендуемые области знания: естествознание, искусство, техника.
Раздел 2. Все течет, все изменяется (9 ч).
Знакомство с понятиями «факт», «гипотеза», «доказательство». Многообразие изменений в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Причины изменений в природе, обществе, вещах. Знакомство с разнообразными источниками информации и способами ее нахождения. Постановка исследовательских вопросов с помощью приема ключевых слов. Анализ приемов изменения — способов, которыми пользуется человек для создания нового. Изучение разнообразных источников информации, проведение наблюдений с целью поиска разнообразных фактов изменений и их причин.
Рекомендуемые области знания: естествознание, история, литература, музыка, живопись, архитектура, техника.
Раздел 3. Полезные и вредные изменения (7 ч).
Полезные и вредные изменения в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Связь между полезными и вредными изменениями. Введение понятий «критерий» и «критериальная оценка». Оценка с помощью выделенных критериев различных примеров изменений в природе, обществе, вещах как полезных или вредных. Открытые и закрытые вопросы. Способы постановки открытых вопросов. Изучение разнообразных источников информации о природе и обществе.
Рекомендуемые области знания: история, естествознание, техника, искусство.
Раздел 4. Одно изменение влечет за собой другое (4 ч).
Связь одних изменений с другими. Изучение последовательности изменений в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Проведение опытов и наблюдений для выявления связи одних изменений с другими (установления причин изменений). Изучение различных источников информации.
Рекомендуемые области знания: история, техника, естествознание, литература, музыка, живопись.
Раздел 5. Глобальные и частные изменения (2 ч).
Глобальные и частные изменения в природе и обществе. Критерии для оценки масштаба (значимости) изменений. Последствия глобальных и частных изменений в природе и обществе. Оценка явлений, процессов и событий как глобальных или частных с помощью критериев. Изучение примеров глобальных и частных изменений в истории нашей планеты и в истории цивилизации.
Рекомендуемые области знания: история, естествознание, культура.
Раздел 6. Изменение видения мира (6 ч). Понятие внешней и внутренней позиции — роли, которую человек выполняет в обществе. Изучение различных социальных ролей. Изучение проблемы (вопроса) с разных точек зрения (социальных ролей). Связь между внешней и внутренней позицией, с одной стороны, и представлениями и суждениями человека о тех или иных явлениях, событиях, процессах окружающего мира—с другой. Изобретения и открытия в истории человечества, их значение. Связь между развитием науки и техники и изменениями в представлении людей о мире.
Рекомендуемые области знания: естествознание, история, искусство, архитектура.
Раздел 7. Эволюционные и революционные изменения (2 ч). Понятия «эволюция» и «революция». Эволюционные и революционные изменения в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Связь между эволюционными и революционными изменениями. Проведение опытов, демонстрирующих связь эволюционных и революционных изменений. Процесс и результат изменения. Изучение процессов изменений (в природе, обществе, человеке) и их результатов.
Рекомендуемые области знания: история, культура, литература, психология, естествознание, техника.
Примерный список тем в курсе МДО Области знания | Примерный перечень тем |
Естествознание, история | Живая и неживая природа. Вода и ее роль в природе. Круговорот воды в природе. Осадки. Засуха и наводнения. Воздух. Ветер. Изменение погоды. Температура и ее измерение. Равнины и низменности. Горообразование. Извержение вулканов. Землетрясения. Роль воды и ветра в разрушении гор, эрозии почвы. Солнечная система. Движение планет вокруг Солнца. Всемирное тяготение. Невесомость. Планеты и звезды. Рождение звезды. Происхождение Вселенной. Сезонные изменения в природе. Растения и животные. Окультуривание растений. Приручение животных. Растительная клетка и ее строение. Части растений. Классы животных. Знакомство с представителями животных разных классов. Насекомые и их значение. Птицы. Перелетные птицы и зимующие. Звери. Путешественники. Путешествие X. Колумба и открытие Америки. Путешествие А. Никитина. Карта и глобус. Части света и материки. Из истории естествознания: М. В. Ломоносов, А. Левенгук и открытие микроскопа. Изобретение телескопа, телефона. Рентген. Освоение космоса человеком |
Техника, технология | От арифмометра до компьютера. Искусственный спутник Земли. Батискаф. История кораблей. Средства передвижения. Пластмасса. УЗИ. История обыкновенных вещей: игла, утюг, зеркало и др. |
Архитектура, строительство | Архитектурные памятники России, Европы и других стран мира. Знакомство со стилями архитектуры. Функции зданий (для чего строят?) и их изменение в истории жизни людей. Строительство жилища чело-веком в разные времена. Строительные материалы |
История, обычаи и жизнь людей | Появление и значение огня в жизни людей. Древние цивилизации. Истории Ветхого Завета. Языки разных народов и их обычаи. История костюма, ткани. Профессии людей. Старые и новые профессии. Жизнь людей до и после открытия Америки. Кремль. История Московского Кремля. Кремль в других русских городах. Монголо-татарское иго. Объединение княжеств на Руси. Отечественная война 1812 г. Совет в Филях. Наполеон в Москве. Великая Отечественная война |
Литература | Пословицы, поговорки, загадки. Народные и авторские сказки. История письменности. Развитие литературы |
Искусство | Музыкальные инструменты и их история. Ритм в музыке. Как изменялась музыка. Знакомство с жанрами музыкального искусства. Русские композиторы. Творчество русских художников (по выбору). Художники — иллюстраторы русских народных сказок. Цвет в живописи. Взаимодействие цветов. Явление контраста. Художники-импрессионисты и их творчество |
Тематическое планирование глобальной темы «Порядок»:
1. Подведение под понятие «Порядок». Порядок может быт естественным и искусственным.
2. Формы порядка.
3. Порядок внутри порядка.
4. Строгий и нестрогий порядок.
5. Хаос и порядок относительны.
6. Порядок можно измерить.
7. Порядок и хаос взаимосвязаны.
8. Хаос может быть ступенькой к порядку.
9. Порядок помогает объяснить неизвестное.
10. Люди разных профессий могут видеть порядок в одних и тех же вещах.
11. Порядок помогает хранить и передавать информацию.
12. Порядок есть везде. Защита творческих проектов.
Тематическое планирование глобальной темы «Система»:
1. Подведение под понятие «Система». Естественные и искусственные системы.
2. Системы выполняют определенные функции.
3. Изменение функции системы влечет за собой изменение самой системы. Индуктивное исследование.
4. Существуют системы внутри систем.
5. Системы могут быть реальными и идеальными.
6. Системы взаимодействуют друг с другом (дедуктивное исследование).
7. Результатом взаимодействия систем может быть разрушение или развитие (индуктивное исследование).
8. Результатом взаимодействия систем может быть разрушение или развитие (образование новой системы) (эмпирическое исследование).
9. Системы могут быть открытыми и закрытыми (индуктивное исследование).
10. Системы могут быть открытыми и закрытыми (дедуктивное исследование).
11. Системы могут быть динамическими и статическими.
12. Существуют общие принципы организации систем. Симметрия может быть таким принципом. Дедуктивное исследование.
13. Итоговое занятие по теме: «Системы существуют среди нас».
3.Тематическое планирование
№ урока дата | Тема | Содержание | УУД, характеристика деятельности обучающихся | Материалы | Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Введение в тему Собрать факты из разных источников информации об изменениях в природе, обществе, вещах, сделанных человеком. Классифицировать разнообразные примеры изменений по их происхождению (естественные и искусственные). Представить результаты в виде рисунков, таблиц, схем... | |||||||||||||||||||||||||||||
1. | Введение понятия «изменение». | Подведение под понятие. Изменение - это переход от того, что было, к тому, что стало. Цель: собрать факты из разных источников информации об изменениях в природе, обществе, вещах, сделанных человеком. | Регулятивные: • планируют пути достижения целей; • принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров; • адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение Коммуникативные: • учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности; • задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • организуют и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяют цели и функции участников, способы взаимодействия; • планируют общие способы работы; • работают в группе — устанавливют рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации; • отображают в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий Познавательные: • проводят наблюдение под руководством учителя; | Рекомендуемые области знания: естествознание, искусство, техника. | делаем портфолио = папка-скоросшиватель + 10 файлов наблюдаем изменения в окружающей жизни | ||||||||||||||||||||||||
2. | Суть понятия "изменение". | ||||||||||||||||||||||||||||
3. | Поиск фактов, иллюстрирующих идею изменения. | Применение. Изменение - переход из одного состояния в другое. Изучение разнообразных примеров природных и искусственных изменений. 1.Поиск фактов, иллюстрирующих идею изменения. 2.Обучение навыкам совместной работы. | Клей, листы бумаги, карточки лото, рассказы в картинках. | Рисунки – примеры изменений | |||||||||||||||||||||||||
4. | Обучение навыкам совместной работы. | ||||||||||||||||||||||||||||
5. | Обучение приему классификации по разным основаниям. | Классификация примеров изменений по их происхождению (естественные и искусственные). 1.Обучение приему классификации по | Рисунки детей с примерами изменений, старые журналы с | ||||||||||||||||||||||||||
6. | Изменения могут быть естественными (природными) и искусственными. | разным основаниям. 2.Поиск фактов, иллюстрирующих разные виды изменений: природные и искусственные. | • дают определение понятиям; • устанавливают причинно-следственные связи; • осуществляют классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии; • объясняют явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования | иллюстрациями. | |||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Все течет, все изменяется. Доказать и развить гипотезу о том, что изменения происходят всегда и везде (в природе, обществе, вещах, созданных человеком). Изучить причины изменений в природе, обществе, вещах. Изучить разнообразные научные и художественные источники, провести наблюдения и опыты с целью поиска фактов для доказательства гипотезы. Представить результаты в разнообразных формах: в виде рисунков, таблиц, графиков, макетов, коллекций, рассказов... | |||||||||||||||||||||||||||||
7. | Изменения происходят везде (в природе, строительстве и жизни людей) | Индуктивное исследование. Цель: собрать новые факты об изменениях и сделать заключение о том, что изменения происходят везде (в природе, строительстве и жизни людей). Обобщение: все течет, все изменяется. Изменения происходят всегда и везде — в природе, обществе, вещах, созданных человеком. | Регулятивные: • преобразовывают практическую задачу в познавательную; • анализируют условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планируют пути достижения целей; • устанавливают целевые приоритеты; • учатся самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • учатся принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; • оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • пытаются прогнозировать будущие события и развитие процесса. | Содержание: естествознание, история, архитектура. Материал и оборудование: а) карточки с изображением построек разных эпох; б) фигурки воинов разных времен; в) облака; г) «фартук исследователя». | |||||||||||||||||||||||||
8. | Словарь исследователя. Понятия «факт», «доказательство». Схема «Подтверждение идеи фактами». | Дедуктивное исследование Цели: 1. Ввести понятия «факт», «доказательство». Начать работу по ведению «словаря исследователя». 2. Познакомить со схемой «Подтверждение идеи фактами». Обобщение: все течет, все изменяется. | Содержание: естествознание, история, техника. Материал: тексты об истории письменности, истории техники (от арифмометра до компьютера), истории Московского Кремля... | ||||||||||||||||||||||||||
9. | Определение понятия «пословица» | Подведение под понятие — вариант индуктивного исследования, целью ко-торого является открытие значения (определения) какого-то понятия. Цель: знакомство с понятием «пословица», определение понятия. Обобщение: определение понятия «пословица». (Пословица — краткое народное изречение с назидательным содержанием.) | Содержание: литература. Материал: русские пословицы. | Зачетная работа: выбрать пословицу, объяснить ее смысл, проиллюстрировать (лист формата А4) | |||||||||||||||||||||||||
10. | Изучение русских пословиц, понимание их смысла | Применение Цели: 1. Изучение русских пословиц, понимание их смысла. 2. Развитие творческого мышления: представление смысла пословицы в образной форме (с помощью рисунка). 3. Развитие навыков совместной работы. Обобщение: определение понятия «пословица». | Коммуникативные: • учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • аргументируют свою точку зрения, спорят и отстаивают свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют устной и письменной речью; строят монологическое контекстное высказывание; • планируют общие способы работы; • осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, учатся убеждать; • работают в группе — устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации; интегрируются в группу | ||||||||||||||||||||||||||
11. | Все течет, все изменяется: пословицы могут изменяться. | Дедуктивное исследование Цели: 1. Доказать, что пословицы изменяются. 2. На примере сравнения пословиц определить способы (пути) их изменения. 3. Продолжить работу со словарем исследователя: ввести понятие «гипотеза». Обобщение: все течет, все изменяется: пословицы могут изменяться. | Содержание: литература. Материал: русские пословицы. |
Приложение 1
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методические компоненты комплекса | Учителя | Ученика |
Информационное обеспечение (учебники, учебные пособия, учебно-методические рекомендации к курсу, рабочие тетради, справочники, видео и.т.п.) | Учебное пособие «Одарённый ребёнок. Особенности обучения» Шумакова Н.Б. Цифровые образовательные ресурсы: Электронное приложение «Междисциплинарное обучение» | Междисциплинарная программа развивающего обучения «Одаренный ребенок». Рабочая тетрадь для учащихся. Собрание 1 (Части 1-3). – М.: УЦ «Перспектива»,2014. -64 с. |
Алгоритмы деятельности (Инструкционные карты, лабораторно-практические задания, демонстрационные материалы) | Словарь исследователя | |
Контрольно-измерительные материалы (методики контроля, тестовые задания, анкеты и др.) | Методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова в модификации А.М.Прихожан) Методы развития интеллектуальных способностей у детей (А.З. Зак) |
Приложение 2
Мониторинговая карта результатов освоения курса
№п/п | Критерии | Показатели | Инструментарий | Год реализации программы | Сроки проведения |
1. | Личностные | Самооценки и уровень притязаний тревожность | Методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова в модификации А.М.Прихожан) | 2017-2018 | Октябрь Апрель |
2. | Метапредметные | Мотивация | Методы развития интеллектуальных способностей у детей (А.З. Зак) | 2017-2018 | Октябрь Апрель |
Приложение 3
Методика психолого-педагогического обследования детей 6-7 лет
Цель: изучение особенностей психоэмоционального состояния и личностного развития детей.
Диагностический комплекс включает 3 теста:
- Тест «Лесенка» (автор С.Г. Якобсон, В.Г. Щур).
- Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен).
- Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан).
- Тест «Лесенка»
(С.Г. Якобсон, В.Г. Щур)
Цель: изучение самооценки и уровня притязаний детей.
Диагностическое оборудование: картинка с изображением лестницы, состоящей из 7 ступенек; вырезанные из бумаги фигурки мальчика и девочки.
Процедура проведения: Методика проводится индивидуально. Ребёнку предъявляется рисунок лесенки и зачитывается инструкция.
«Это волшебная лесенка. Давай представим с тобой, что на ней располагаются все ребята: на верхней ступеньке – самые лучшие дети, на следующей – тоже хорошие, но всё-таки чуть-чуть похуже. Чем ниже по лесенке – тем хуже дети (показывает рукой). Посередине – так себе ребятишки, не хорошие и не плохие. На последней, самой низкой ступеньке – самые плохие дети. Запомнил? Сможешь повторить?»
После того, как психолог убедился, что ребёнок правильно понял и запомнил инструкцию, он последовательно задаёт ребёнку следующие вопросы:
- На какую ступеньку ты себя поставишь?
2. Почему?*
II. 1. На какую ступеньку тебя поставит мама? папа?
2. Почему?
III. 1. Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит воспитательница?
(Воспитательницу следует назвать по имени-отчеству. Если в группе две воспитательницы, то вопросы желательно задать о каждой).
2. Почему?
Ответы детей фиксируются в протоколах.
*Примечание: если ребёнок затрудняется в ответах на вопросы «Почему?», то не следует настаивать. Однако необходимо повторять этот вопрос во всех требуемых случаях.
Обработка и интерпретация результатов.
Количественный анализ.
- Завышенная самооценка – ступенька № 7.
- Возрастная норма (оптимально высокая самооценка) – ступеньки № 4, 5, 6.
- Заниженная самооценка – ступеньки № 2, 3.
- Низкая самооценка – ступенька № 1.
Качественный анализ.
- Благоприятный вариант – если дети считают, что взрослые поставят их на одну из верхних ступенек лестницы, а сами себя ставят на одну ступеньку ниже. Такой результат свидетельствует о том, что дети, чувствуя поддержку и принятие со стороны взрослых, умеют уже достаточно реалистично посмотреть на себя.
- Неблагоприятный вариант - дети ставят себя на ступеньках выше, чем, по их мнению, поставили бы взрослые. Такой выбор свидетельствует об осознании ребёнком неприятия со стороны взрослого и негативном противопоставлении оценке взрослого собственной оценки. Однако при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» - помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитателя.
- Положение на любой из нижних ступенек говорит не об адекватной самооценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
- Если дети ставят себя на ту же ступеньку, на которую, по их мнению, могут поставить их взрослые, то это свидетельствует:
а) об инфантилизме (все ответы – «на верхнюю ступеньку», не может ответить на вопрос «почему?»);
б) о «компенсирующей самооценке» (желаемое выдаётся за действительное).
- Тест тревожности
(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Цель: исследование тревожности ребёнка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
Диагностическое оборудование: 14 рисунков (размер 8,5х11 см). Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.
Рис. 1. Игра с младшими детьми (Ребёнок играет с двумя малышами).
Рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем (Ребёнок идёт рядом с матерью, которая везёт коляску с младенцем).
Рис. 3. Объект агрессии (Ребёнок убегает от нападающего на него сверстника).
Рис. 4. Одевание (Ребёнок сидит на стуле и одевает ботинки).
Рис. 5. Игра со старшими детьми (Ребёнок играет с двумя старшими детьми).
Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве (Ребёнок идёт к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему).
Рис. 7. Умывание (Ребёнок умывается в ванной комнате).
Рис. 8. Выговор (Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребёнку за что-то).
Рис. 9. Игнорирование (Отец играет с малышом, ребёнок стоит в одиночестве).
Рис. 10. Агрессивное нападение (Сверстник отбирает у ребёнка игрушку).
Рис. 11. Собирание игрушек (Мать и ребёнок убирают игрушки).
Рис. 12. Изоляция (Двое сверстников убегают от ребёнка, стоящего в одиночестве).
Рис. 13. Ребёнок с родителями (Ребёнок стоит между матерью и отцом).
Рис. 14. Еда в одиночестве (Ребёнок один сидит за столом, держа в руке стакан).
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом – печальное.
Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в протоколе.
Процедура проведения.
Рисунки предъявляются ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим. Показав ребёнку рисунок, взрослый даёт инструкцию следующего содержания:
- Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».
- Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое? Он (она) гуляет с мамой и малышом».
- Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, весёлое или печальное?»
- Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое? Он (она) одевается».
- Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
- Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».
- Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, весёлое или печальное? Он (она) в ванной».
- Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое?»
- Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, весёлое или печальное?»
- Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое?»
- Уборка игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
- Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое?»
- Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
- Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка, печальное или весёлое? Он (она) ест».
Обработка и интерпретация результатов.
Предлагаемые рисунки изображают типичные ситуации, отличающиеся по своей эмоциональной окраске.
Положительную эмоциональную окраску имеют такие ситуации:
- Игра с младшими детьми (рис. № 1)
- Игра со старшими детьми (рис. № 5)
- Ребёнок с родителями (рис. № 13)
Отрицательная эмоциональная окраска наблюдается в ситуациях:
- Объект агрессии (рис. № 3)
- Выговор (рис. № 8)
- Агрессивное нападение (рис. № 8)
- Изоляция (рис. № 12)
Ситуации, имеющие двойной смысл, изображены на таких рисунках:
- Ребёнок и мать с младенцем (рис. № 2)
- Одевание (рис. № 4)
- Укладывание спать в одиночестве (рис. № 6)
- Умывание (рис. № 7)
- Игнорирование (рис № 9)
- Собирание игрушек (рис. № 11)
- Еда в одиночестве (рис. № 14)
Двусмысленные рисунки несут основную «проективную нагрузку»: то, какой эмоциональный смысл придаёт им ребёнок, указывает на его мироощущение и нормальный или травмирующий опыт общения.
Протоколы каждого ребёнка подвергаются количественному и качественному анализу.
Количественный анализ. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
Число эмоционально негативных выборов
ИТ = 14 * 100%
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на
3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%)
Качественный анализ.
Каждый ответ ребёнка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребёнка в данной ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рисунки № 4 (Одевание), № 6 (Укладывание спать в одиночестве), № 14 (Еда в одиночестве). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях № 2 (Ребёнок и мать с младенцем), № 7 (Умывание), № 9 (Игнорирование), № 11 (Собирание игрушек), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Наибольший уровень тревожности может проявляться в ситуациях, моделирующих отношения ребёнок – ребёнок (Игра с младшими детьми. Объект агрессии. Игра со старшими детьми. Агрессивное нападение. Изоляция). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребёнок – взрослый (Ребёнок и мать с младенцем. Выговор. Игнорирование. Ребёнок с родителями), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия (Одевание. Укладывание спать в одиночестве. Умывание. Собирание игрушек. Еда в одиночестве).
- Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет
Методика представляет собой модификацию для использования в коллективном эксперименте «Беседы о школе» (Т.А. Нежновой) и предназначена для учащихся первых классов и подготовительных групп детского сада. Модификация осуществлена А.М. Прихожан.
Материал:
Бланк ответов, на котором ребенок обозначает свой выбор.
Процедура проведения:
Диагностика проводится индивидуально или с подгруппой детей. Работа может быть организована психологом с помощью ассистента, но не учителя или воспитателя, работающего с данной группой детей. Каждому ребенку выдается бланк методики, на котором уже заранее написаны фамилия, имя ребенка и другие требуемые данные .
Детям предлагается рассмотреть бланки, затем дается инструкция:
«Вы все знаете буквы А и Б» - психолог пишет на доске буквы А и Б, поочередно указывает на каждую из них и спрашивает: «Это какая буква? А это?». После ответов детей вновь указывает на каждую букву: «Это А. Это Б".
В классах, где все дети читают свободно достаточно просто написать буквы на доске и показать их.
«А теперь каждый пусть посмотрит на лист, который ему дали. Что вы видите на нем?» (дети отвечают).«Правильно: строчки-прямоугольники, ав каждом из них буквы А и Б. Посмотрите».Психолог поднимает бланк, показывая на буквы А и Б, называет их.
«Я буду рассказывать вам истории про две школы А и Б, а каждый из вас должен самостоятельно, ни с кем не советуясь, выбрать, какая из школ ему больше нравится и подчеркнуть нужную букву. Давайте попробуем».
«Представь, что есть две школы А и Б. В школе А в каждом классе есть живой уголок в клетках живут птицы, черепахи, хомяки, но цветов в этой школе очень мало. В школе Б наоборот живого уголка нет, но много цветов. В какой школе ты хотел бы учиться? Если тебе больше нравится школа А, подчеркни букву А (показывает на доске, затем стирает), а если школа Б - букву Б (показывает на доске, затем стирает). Помни, надо подчеркивать только одну букв».
«Это первый рассказ и, букву вы должны подчеркнуть в верхней строчке-прямоугольнике. Все нашли? Покажите». Психолог вместе с ассистентом ходит по классу, проверяя нахождение детьми верхней строчки прямоугольника.
«Сейчас я повторю первый рассказ, каждый из вас зачеркнет букву той школы, в которой хотел бы учиться».
«Представь, что есть две школы А и Б. В школе А в каждом классе есть живой уголок: в клетках живут птицы, черепахи, хомяки, но цветов в этой школе очень мало. В школе Б наоборот живого уголка нет, но много цветов. В какой школе ты хотел бы учиться? Если тебе больше нравится школа А, подчеркни букву А (показывает на доске, затем стирает). А если школа Б - букву Б (показывает на доске, затем стирает). Помни. Надо подчеркивать только одну букву».
Вместе с ассистентом ходит по классу, проверяя, как дети поняли инструкцию и выполнили первое задание. В ходе дальнейшей работы инструкция может быть повторена как для группы в целом, так и для отдельного ребенка. Важно, однако, чтобы это не влияло на делаемый ребенком выбор. За правильным выполнением инструкции следует следить на протяжении всего выполнения методики.
«Теперь поставьте ручки на следующую строчку-прямоугольниксцифрой 1 (рисует на доске перед буквами) и буквами А и Б. Все нашли? Покажите. (вместе с ассистентом проходит по рядам, проверяя). Слушайтеследующий рассказ».
Эта процедура должна повторяться перед каждым заданием. Перед заданием 10 – «В этой строчке - две цифры 1 и 0», а перед заданием 11 – «последняя строчка». В тех случаях, когда все дети в группе хорошоориентируются на плоскости листа и знают цифры, подобная процедура может быть ограничена первыми тремя заданиями.
Текст надо читать дословно. Повторять его психолог может столько раз, сколько потребуется для того, чтобы все дети в группе поняли задание, но заменять слова или перефразировать нельзя.
Задания:
1. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки чтения, математики, а уроки рисования, физкультуры, музыки - не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко - по одному разу в неделю. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.
2. В школе А не делают замечаний, если встанешь во время уроков, поговоришь с соседом, выйдешь из класса вез спросу. А в школе Б от первоклассника требуют, чтобы он внимательно слушал учителя - и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку. Если надо что-то сказать или выйти. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.
3. В школе А дети должны ходить в школу каждый день, а в школу Б ходят только, если хотят. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А. Подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.
4. В школе А дети носят разную одежду, школьной формы у них нет, а в школе Б все дети носят школьную форму. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.
5. В школе А дети приходят в класс и их всех учит одна учительница, а в школе Б учительница может сама приходить к ребенку и учить его одного всему, что проходят в школе. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А. Подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.
6. В школе А детей учат учителя, а в школе Б уроки часто проводят воспитатели или другие взрослые: они им что-нибудь читают, показывают или рассказывают. В какой школе ты хотел вы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.
7. В школе А первоклассникам никогда не ставят отметок, но всегда объясняют, что сделано правильно, а что неправильно. А В школе Б детям за выполнение заданий ставят отметки. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А. Подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.
8. В школе А дети на уроках узнают много нового и мало играют, а в школе Б много играют, а нового узнают мало. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.
9. В школе А читают разные книжки и смотрят мультфильмы, а в школе Б - учатся по учебникам. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.
10. В школе А часто читают сказки. А в школе Б детям сказки читают редко, зато часто рассказывают о других странах, о природе, о том, как что устроено - о том, что на самом деле бывает. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.
11. В школе А у каждого ученика есть дневники, куда учитель ставит отметки, и ученик обязательно показывает дневник воспитателям. А в школе Б дневников нет, детям и воспитателям рассказывают, как дети учатся, что у них получается и что не получается. В какой школе - ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.
Обработка результатов.
1.Ответы ребенка сопоставляются с ключом:
Мотивация | № вопроса | ||||||||||
11 | 12 | 23 | 44 | 45 | 66 | 77 | 88 | 99 | 110 | 111 | |
Учебно-познавательная | АА | А | АА | ББ | ББ | ББ | |||||
Внешняя, «позиционная» | Б | АА | ББ | АА | |||||||
Ориентация на отметку | АБ | А | АА | ||||||||
Игровая, дошкольная | ББ | АА | ББ | АА | ББ | ББ | БА | ББ | АА | АА |
- Подсчитывается общее количество ответов, свидетельствующих о преобладании учебной или «дошкольной» мотивации.
Интерпретация результатов
1. Преобладание в ответах игровой, дошкольной мотивации свидетельствует о несформированности учебной мотивации, об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности.
2. Суммарное преобладание трех типов ответов, характеризующих учебную мотивацию, - собственно учебно-познавательной, основанной на желании узнать, научиться, т.е. на познавательной потребности позиционной, связанной с внешней атрибутикой учения, "позицией ученика", и ориентации на отметку - свидетельствует о наличии учебной мотивации разного типа.
В случаях, когда ребенок дает 5 или 6 ответов, относящихся к трем категориям учебных мотивов, и 5 или 6, - свидетельствующих о преобладании дошкольных видов деятельности или наоборот, делается вывод о примерном равенстве этих типов мотивации.
3. Соотношение числа ответов относящихся к каждой из категорий мотивов позволяет представить "мотивационный профиль" ребенка.
1. Методика «Лесенка»
- Тест тревожности
- Бланк к методике «Диагностика мотивации учения».
Фамилия, имя ребенка________________________________ Возраст___________
Группа______________________________
Дата проведения_____________________
Педагог-психолог_____________________
0 А Б |
1 А Б |
2 А Б |
3 А Б |
4 А Б |
5 А Б |
6 А Б |
7 А Б |
8 А Б |
9 А Б |
10 А Б |
11 А Б |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Здоровый ребёнок - успешный ребёнок» для обучающихся 1-4 классов
СОДЕРЖАНИЕI. Пояснительная записка 1. Введение2. Цели и задачи ...
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Наш школьный двор» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-2 классов)
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Наш школьный двор» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-2 классов)...
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы здорового образа жизни» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-4 классов)
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Основы здорового образа жизни» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-4 классов)...
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Светофор» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-2 классов)
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Светофор» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-2 классов)...
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Ступени» на 2017-2018 учебный год (для обучающихся 1-2 классов)
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Ступени» на 2017-2018 учебный год(для обучающихся 1-2 классов)...
Программа внеурочной деятельности социальной направленности «Все профессии хороши! Выбирай на вкус» для обучающихся 3-4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
Данный курс предназначен для обучающихся 3 - 4 классов специальных школ, преимущественно для детей с УО.В начальной школе обучающиеся ещё далеки от профессионального выбора,но правильно проведённая сн...