Доклад на тему: «Проектирование образовательного процесса с использованием педагогических технологий, обеспечивающих современное качество образования»
статья

Ремизова Татьяна Николаевна

Доклад на тему:

«Проектирование  образовательного  процесса  с использованием   педагогических   технологий, обеспечивающих     современное качество образования»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация Рассказовского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Платоновская средняя общеобразовательная школа

Доклад на тему:

«Проектирование  образовательного  процесса  с использованием   педагогических   технологий, обеспечивающих     современное качество образования»

                           Подготовила: Ремизова Т.Н., учитель начальных классов

                          МБОУ Платоновская  СОШ

 «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»

Сократ

       Сегодня школа нацелена на достижение современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть    сформированы универсальные учебные действия, навыки самостоятельной деятельности, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Об этом говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

      Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран. Но всё же в учебном процессе сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения.

     Одним из важных направлений разрешения этих проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям программы.

   Так что же такое “технология”, в чём её отличие от методики?

   Технология – греч. слово – означает “мастерство, искусство”  и “закон науки” - это наука о мастерстве. Есть множество определений понятия «педагогическая технология».

    Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.

  В отличии от методики:

   Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована любым педагогом.

   Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

  • Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы.
  • Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.
  • Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода.
  • Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.
  • Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу.
  • Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.
  • Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.

    Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия, педагогическую среду , влияющую на разные аспекты и стороны развития личности.

   В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивает личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.

К их числу можно отнести:

  1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
  • Педагогика сотрудничества
  • Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
  1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
  • Игровые технологии
  • Проблемное обучение
  • Проектно-исследовательская технология
  1. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
  • Технология уровневой дифференциации обучения
  • Групповые технологии
  • Информационно-компьютерные технологии
  1. Технология развивающего обучения:
  • Система развивающего обучения Л. В. Занкова
  • Общие основы технологий развивающего обучения
  1. Здоровьесберегающая технология

   В сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий:

    Задача современного педагога: не преподносить ученику готовые знания на «блюдце с голубой каёмочкой», а организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентностно-ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности.

    Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.

    В НАШЕЙ практике  в прошедшем учебном году мы, педагоги школ России, широко применяли информационно-компьютерные технологии на  практике,  где уже сформировались основные направления применения ИКТ:

   ПЕРВОЕ - это  обучение детей  в дистанционном режиме,   подготовка дидактического материала,  участие  в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников; тестирование по предметам, проверка техники чтения; поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по  предметам, для внеклассной и воспитательной работы; виртуальные путешествия, тренажёры по предметам, тестирования; развивающие игры по предметам.

    Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождается обязательно в комплексе со здоровьесберегающей  технологией ( это - физкультминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека

   Все вышеизложенные приёмы, педагогические технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.

    В завершении хочу отметить, что все современные технологии,  и информационно-коммуникативная технология  может стать в образовании и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируется интерес к предмету, а значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

     Верная последовательность действий, определение времени для занятий и перерывов, радость от любого, даже мельчайшего достижения – всё это должно стать частью «первоклассной» жизни.

     Начальная школа  – чудесное время, когда нам  не нужно придумывать сложных схем и принимать экстренные меры, чтобы подтолкнуть ребёнка на дорогу к увлекательному миру знаний. Он уже делает по ней свои первые шаги. Главное - ничего не испортить!

Литература:

  1. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. — Журнал «Начальная школа» №11, 2015.
  2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2019.
  3. Иванов В.В., Зайцева С.А. Этическая составляющая в информационной культуре учителя. — Журнал «Начальная школа» №11, 2015.
  4. Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2019.
  5. Полат Е.С. Метод проектов. 
  6. .Педагогические  Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт и результаты использования современных педагогических технологий и развитие качества образования».

Обобщение опыта, представленное на муниципальной научно-практической конференции....

Использование педагогических технологий для повышения качества образования.

Материал подготовлен  для выступления на педагогическом совете....

Доклад по теме самообразования «Создание обучающей среды для повышения качества образования через нестандартные уроки».

В современных условиях бурного развития начальной школы, появление альтернативных программ и систем обучения я стараюсь работать творчески. Это значит, что систематически пополняю свои знания, уроки п...

Проектирование образовательного процесса с использованием педагогических технологий, обеспечивающих современное качество образования

Проектирование образовательного процесса с использованием педагогических технологий, обеспечивающих современное качество образования...