Активные и интерактивные приёмы обучения на уроках русского языка как способ повышения мотивации и познавательной активности обучающихся
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Паньшинская СШ»
Активные и интерактивные приёмы обучения на уроках русского языка как способ повышения мотивации и познавательной активности обучающихся
Активные и интерактивные приёмы на уроках русского языка (1- 4 классы)
Еськова Ирина Александровна
учитель начальных классов
2025
Тема: «Активные и интерактивные приёмы обучения на уроках русского языка как способ повышения мотивации и познавательной активности обучающихся»
Цель занятия: Рассмотреть организацию активных и интерактивных приёмов на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности обучающихся.
1.Подготовительно-организационный. Презентация опыта педагога- мастера
1.1Приветствие.
Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас на моем занятии. Я очень надеюсь, что эти снежинки на экране подарят вам хорошее настроение, и сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. (Слайд 1)
1.2 Комментарий темы мастер-класса
Коллеги, посмотрите на слайд и по ключевым словам определите тему нашего мастер-класса.
«Активные и интерактивные приёмы обучения на уроках русского языка как способ повышения мотивации и познавательной активности обучающихся»
(Слайд 2)
- Да, я сегодня хотела бы Вас познакомить с активными и интерактивными приёмами на уроках русского языка.
1.3 Введение в проблему
Говорят, что быть скучным – это смертельный грех для учителя. Поэтому меня, как и многих других учителей волнует проблема активности учащихся в процессе обучения. И сегодня проблема активности - одна из самых актуальных в современной образовательной практике.
-Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия?
-Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.
Около 2, 5 тысяч лет назад Конфуций сказал: «То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню. То, что я делаю, я понимаю». –Именно в этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.
На своих уроках интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. Поэтому я вас разделю на пары для того чтобы вы то что услышали не забыли, то что увидели запомнили и то что делали понимали.
- Давайте вспомним и назовём классификации методов обучения по уровню активности обучающихся. Успех образовательного процесса во многом зависит от их применения.
-Перед вами лежат карточки с описанием приемов Вы должны исправить деформированный текст и предположить, что же такое активные и интерактивные приёмы. ( примерные слова и словосочетания представлены на слайде) (Слайд 3)
1.Обучающийся выступает в роли "объекта" обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний. Обычно это происходит при применении таких методов, как _________ (лекция-монолог) (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также ______________________________ (однонаправленное воспроизводство) информации учеником для учителя) Какой это метод? (Пассивный, активный, интерактивный)
2.Обучающийся является "субъектом" обучения, выполняет ______________(творческие )задания, вступает в___________ (диалог) с учителем. Основные методы: творческие задания (часто-домашние), вопросы от ученика к учителю, развивающие творческое мышление. Какой это метод? (Активный)
3.Обучение происходит во_______________( взаимодействии всех) обучающихся, включая педагога. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Учитель-ученик, ученик-ученик. (Интерактивный)
Какой на ваш взгляд метод обучения самый продуктивный?
Активные и интерактивные приёмы обучения — это приёмы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Одной из основных методических инноваций в рамках ФГОС являются интерактивные формы и методы обучения, таким образом, необходимо, чтобы учебный процесс происходил путем постоянного действия и взаимодействия всех обучающихся. Именно это положение и является главным в интерактивном обучении.
1.4 Постановка цели
-Какова же цель интерактивного обучения?
-Вставьте подходящие по смыслу слова. (Слайд 4)
( слова лежат у каждой пары на столе: успешность, продуктивным, комфортных, совершенство, необходимость)
Цель интерактивного обучения - создание ___________(комфортных) условий обучения, при которых ученик чувствует свою___________ (успешность), свое интеллектуальное совершенство, что делает_____________ (продуктивным) сам образовательный процесс.
(Слайд 5)
2.Теоретическая часть
В переводе с английского языка interact – «находиться во взаимодействии» или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером), или кем-либо (человеком).
Сравнение пассивных и активных подходов к обучению и восприятию информации (Х.-Е. Майхнер) показывает, что при преимущественно пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:
10% того, что читают;
20% того, что слышат;
30% того, что видят;
50% того, что слышат и видят.
В то же время при активном восприятии информации учащиеся удерживают в памяти:
80% того, что говорили сами;
90% того, что делали сами. (Слайд 6)
-Зачем нужны интерактивные формы проведения занятий?
(на столе у каждой пары деформированные предложения)
-Восстановите предложения. Проверьте по образцу.(Слайд 7)
Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:
• пробуждают у обучающихся интерес;
• поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
• обращаются к чувствам каждого обучающегося;
• способствуют эффективному усвоению учебного материала;
• оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
• осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
• формируют у обучающихся мнения и отношения;
• формируют жизненные навыки;
• способствуют изменению поведения.
- А теперь давайте познакомимся с основными правилами организации интерактивного обучения
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа .
Правило четвертое. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в парах, больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, все участники будут проявлять терпимость к любой
точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников занятия на пары, группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора. (Слайд 8)
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
• доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между учителем и обучающимися;
• демократический стиль;
• сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
• опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
• многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
• включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся. (Слайд 9)
3. Практическая иллюстрация опыта педагога-мастера
Мой педагогический опыт показал, что внедрение в образовательный процесс активных форм и приёмов обучения позволяет создать благоприятную почву для инновационной познавательной деятельности учащихся, при этом получают развитие коммуникативные умения детей. Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, учатся делать выводы и умозаключения, грамотно обосновывать свои ответы, повышается познавательная активность.
Я хочу показать необходимость применения на уроках русского языка активных и интерактивных приёмов обучения. Вашему вниманию я хочу представить основные формы и методы активного и интерактивного обучения, используемые мною на уроках.
Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.
В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало приёмов работы в парах.
1.Провожу взаимопроверку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
2. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правила, приводит свои примеры.
3.После изучения какой-либо большой темы, раздела каждый ученик составляет «карточку-зачет для соседа». Заранее обговариваем, сколько должно быть заданий и какие, например: один теоретический вопрос (устно) и два практических вопроса (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку прямо на карточке, остальные задания выполняются письменно.
-Уважаемые, коллеги, предлагаю составить карточку-зачет по теме «Лексика» (представление выполненных работ)
Когда учащиеся научатся работать в паре, переходим к работе в группе (сначала группа должна быть небольшой, 3-5 человек).
1.Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
ПРИМЕР. Тема: Глагол. Обобщение. Написать, все, что знаете про глагол.
Коллеги, предлагаю объединиться в группы и выполнить данное задание.
2.Интерактивный прием «Лови ошибку»
2.1Учащимся предлагается задание прочитать текст и исправить в нём ошибки. Каждый ученик из группы комментирует ошибки. После этого нужно списать текст в тетрадь. Например: «В деревне Санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя Щюкин идут туда. Их учит Даря Ивановна. После уроков Чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма»
2.2Учитель даёт установку найти определённое количество ошибок. Например: «Найди ошибки (11 ошибок). Пруд ожил. Тёплые лучи солнца согрели прут. Тихо кочялись камышы. Выплыла утка сутятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плод. В кустах спрятался уш. Пруд ожыл. Налугу у пруда растут пёстрые цвиты. Мы любим играт у пруда» (Слайд 10)
-Коллеги, давайте найдем 11 ошибок. Каждая группа работает самостоятельно.
3.Прием «Жокей и лошади» -класс делится на 3-4 группы.
«Жокеям» учитель на карточке раздал вопросы, а у «лошадей»- ответы. Нужно быстро отыскать пару.
- Какие бывают предложения по интонации? (восклицательные и невосклицательные)
- Что такое корень слова? (основная значимая часть слова)
- Какие предложения называются сложными? (сложные предложения имеют 2-3 основы)
- Какие знаете виды предложений по цели высказывания?(повествовательные, побудительные, вопросительные)
- Что такое приставка?(значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
3.Рефлексия
-Как вы считаете, необходимо на уроках использовать активные и интерактивные приёмы?
-Какие УУД помогают сформировать эти приёмы?
Наше занятие дало возможность:
-Задуматься о чём?
-Я возьму на вооружение…
-Хочу добавить свою идею… (Слайд 11)
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях, он сможет добиться многого. И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются именно в бездействии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация парной и групповой форм работы на уроках русского языка как способ повышения мыслительной активности младших школьников
Происходящие изменения в современном образовании требуют применение новых способов обучения, педагогических технологий, реализующих системно-деятельностный подход в обучении младших школьников. Несомн...
Доклад на тему « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»
В докладе раскрывается суть коррекционной работы на уроках русского языка, её актуальность, виды,методы и приемы работы....
Развивающие упражнения на уроках русского языка как способ повышения интереса к предмету
В статье покааны упражнения , которые способствуют развитию и корректировке познавательных процессов, активизации познавательной деятельности младших школьников....

Работа с обучающимися на уроках русского языка с целью развития у них познавательной активности.
С данным материалом я выступала на школьном МО....

Доклад на ШМО начального звена.Применение коррекционных приёмов обучения на уроках русского языка с обучающимися ЗПР
Обучающийся с нарушением психического развития – это «особый» ребёнок. Но, как и всякие другие ученики, «особые» дети на протяжении всех лет обучения развиваются. Важнейш...

Презентация "Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках русского языка как способ повышения качества образования в условиях ФГОС НОО"
Презентация "Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках русского языка как способ повышения качества образования в условиях ФГОС НОО"...

Интерактивные методы, формы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения, как способ повышения мотивации и познавательной активности младших школьников.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны...