Рабочая программа "Функциональная грамотность". Внеурочная деятельность.
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа "Функциональная грамотность". Внеурочная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №25»
Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол № 1 от 31.08.2024г. Руководитель МО ______ Байрамгулова Л.Я. | Согласовано на заседании методического совета Протокол №_1_от 31.08.2024г. Руководитель МС ______Выдрина С.Ф. | Утверждено Директор МБОУ «СШ№25» ________Н.Ф.Белавина Приказ №___от 31.08.2024г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
1 «В» класс
на 2024-2025 учебный год
Составитель:
Балачий Светлана Александровна,
учитель начальных классов
г. Нижневартовск
2024 год
1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1х классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1х классов.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Основные принципы, на которых построена программа:
- принцип доступности. Учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
- принципнаглядности. Иллюстративность, наличие дидактических материалов.
- принцип научности. Обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы.
Общая характеристика курса.
Программа разбита на четыре блока.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
Формы организации занятий:
- Предметные недели;
- Библиотечные уроки;
- Деловые беседы;
- Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
- Практические упражнения
Технологии организации внеурочной деятельности:
- уровневая дифференциация
- проблемное обучение
- моделирующая деятельность
- поисковая деятельность
- информационно-коммуникационные технологии
- здоровьесберегающая технология
Методы:
- Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
- Проблемный
- Частично-поисковый – (творческие задания).
- Объяснительно-иллюстративный.
Программа данного курса представляет систему занятий по общеинтеллектуальному направлению для учащихся начальных классов. Рассчитана на проведение 1 часа в неделю четыре года обучения (135 часов): 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы - 34 часа в год.
2. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Читательская грамотность. В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата.
Математическая грамотность. Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. Про медведя, лису и мишкин мед.
Финансовая грамотность. За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик и медведь прибыль делили. Как мужик золото менял.
Естественно-научная грамотность. Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. Иванова соль. В. Сутеев. Яблоко.
Таблица прохождения практической части программы
Тема | Всего часов | |
1 | Читательская грамотность. | 8 |
2 | Математическая грамотность. | 8 |
3 | Финансовая грамотность. | 8 |
4 | Естественно-научная грамотность. | 9 |
Всего: | 33 |
Материально – техническое обеспечение курса
- Компьютерная техника.
- Аудиотехника.
- Мультимедийная система.
- Цифровые образовательные ресурсы:
1.«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Образовательные Интернет-порталы
1. Сайт Министерства образования и науки РФ
2. Сайт Рособразования
3. Федеральный портал «Российское образование»
4. Российский образовательный портал
5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования
6. Школьный портал
7. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
8. Российский портал открытого образования
9. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики
10. Образовательный портал «Инфоурок»
11. Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру»
- Интернет-ресурсы:
- https://nsportal.ru/user/897736/page/realizatsiya-programmy-sotsiokulturnye-istoki
- https://pritchi.ru/part_47
- https://mishka-knizhka.ru/pouchitelnye-rasskazy-dlya-detej/
- https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/igry/241
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности курса «Функциональная грамотность»
(33часа, 1 ч. в неделю) 1 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формы проведения | Дата проведения | Причина корректировки | |
по плану | по факту | |||||
Раздел I. Читательская грамотность (8 часов) | ||||||
1. | 1.В. Бианки. Лис и мышонок. | 1 | Библиотечные уроки | |||
2. | 2.Русская народная сказка. Мороз и заяц. | 1 | Участие в научно-исследовательских дискуссиях | |||
3. | 3.В. Сутеев. Живые грибы. | 1 | Деловые беседы | |||
4. | 4.Г. Цыферов. Петушок и солнышко. | 1 | Библиотечные уроки | |||
5. | 5.М. Пляцковский. Урок дружбы. | 1 | Участие в научно-исследовательских дискуссиях | |||
6. | 6.Грузинская сказка. Лев и заяц. | 1 | Деловые беседы | |||
7. | 7.Русская народная сказка. Как лиса училась летать. | 1 | Участие в научно-исследовательских дискуссиях | |||
8. | 8.Е. Пермяк. Четыре брата. | 1 | Практические упражнения | |||
Раздел II. Математическая грамотность (8 часов) | ||||||
9. | 9.Про курочку рябу, золотые и простые яйца. | 1 | Дискуссия | |||
10. | 10.Про козу, козлят и капусту. | 1 | Деловые беседы | |||
11. | 11.Про петушка и жерновцы. | 1 | Практические упражнения | |||
12. | 12.Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. | 1 | Дискуссия | |||
13. | 13.Про наливные яблочки. | 1 | Практические упражнения | |||
14. | 14.Про Машу и трех медведей. | 1 | Дискуссия | |||
15. | 15.Про старика, старуху, волка и лисичку. | 1 | Деловые беседы | |||
16. | 16.Про медведя, лису и мишкин мед. | 1 | Практические упражнения | |||
Раздел III. Финансовая грамотность (8 часов) | ||||||
17. | 17.За покупками. | 1 | беседа | |||
18. | 18.Находчивый колобок. | 1 | беседа | |||
19. | 19.День рождения мухи-цокотухи. | 1 | дискуссия | |||
20. | 20.Буратино и карманные деньги. | 1 | беседа | |||
21. | 21.Кот Василий продает молоко. | 1 | диалог | |||
22. | 22.Лесной банк. | 1 | викторина | |||
23. | 23.Как мужик и медведь прибыль делили. | 1 | экскурсия | |||
24. | 24.Как мужик золото менял. | 1 | Деловые беседы | |||
Раздел IV. Естественно-научная грамотность (9 часов) | ||||||
25. | 25.Как Иванушка хотел попить водицы. | 1 | Библиотечные уроки | |||
26. | 26.Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. | 1 | Участие в научно-исследовательских дискуссиях | |||
27. | 27.Про репку и другие корнеплоды. | 1 | Деловые беседы | |||
28. | 28.Плывет, плывет кораблик. | 1 | беседа | |||
29. | 29.Про Снегурочку и превращения воды. | 1 | дискуссия | |||
30. | 30.Как делили апельсин. | 1 | дискуссия | |||
31. | 31.Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. | 1 | беседа | |||
32. | 32.Иванова соль. | 1 | диалог | |||
33. | 33.В. Сутеев. Яблоко. | 1 | викторина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности" для 3 класса
рабочая программа и календарно- тематическое планирование к авторскому курсу "Путь к грамотности" Олейник О. В. 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ступеньки грамотности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности (русский язык 3 класс)...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности"
рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность".
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2 классов в сфере экономики семьи....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Пишу красиво и грамотно" . 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности...