Рабочая программа "Функциональная грамотность". Внеурочная деятельность.
рабочая программа (1 класс)

Балачий Светлана Александровна

Рабочая программа "Функциональная грамотность". Внеурочная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._funktsionalnaya_gramotnost.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №25»

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол №  1  от 31.08.2024г.

Руководитель МО ______

Байрамгулова Л.Я.

Согласовано

на заседании методического совета

Протокол №_1_от 31.08.2024г.

Руководитель МС ______Выдрина С.Ф.

Утверждено

Директор МБОУ «СШ№25»

________Н.Ф.Белавина

Приказ №___от 31.08.2024г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

1 «В» класс

на 2024-2025 учебный год

                                                                 Составитель:

                                                                                Балачий Светлана Александровна,

                                                                учитель начальных классов

г. Нижневартовск

2024 год

1. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для 1х классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1х классов.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

   Основные принципы, на которых построена программа:

  • принцип доступности. Учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
  • принципнаглядности. Иллюстративность, наличие дидактических материалов.
  • принцип научности. Обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы.

Общая характеристика курса.

Программа разбита на четыре блока.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.

Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.

Формы организации занятий:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Деловые беседы;
  • Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
  • Практические упражнения

Технологии организации внеурочной деятельности:

  • уровневая дифференциация
  • проблемное обучение
  • моделирующая деятельность
  • поисковая деятельность
  • информационно-коммуникационные технологии
  • здоровьесберегающая технология

Методы:        

  • Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
  • Проблемный 
  • Частично-поисковый – (творческие задания).
  • Объяснительно-иллюстративный.

Программа данного курса представляет систему занятий по общеинтеллектуальному направлению для учащихся начальных классов. Рассчитана на проведение 1 часа в неделю четыре года обучения (135 часов): 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы - 34 часа в год.

2. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

-  осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

-  умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.

3. Содержание курса внеурочной деятельности

Читательская грамотность. В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата.

Математическая грамотность. Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. Про медведя, лису и мишкин мед.

Финансовая грамотность. За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик и медведь прибыль делили. Как мужик золото менял. 

Естественно-научная грамотность. Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. Иванова соль. В. Сутеев. Яблоко.

Таблица прохождения практической части программы

Тема

Всего часов

1

Читательская грамотность.

8

2

Математическая грамотность.

8

3

Финансовая грамотность.

8

4

Естественно-научная грамотность.

9

Всего:

33

Материально – техническое обеспечение курса

  • Компьютерная техника.
  • Аудиотехника.
  • Мультимедийная система.
  •  Цифровые образовательные ресурсы:

1.«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

Образовательные Интернет-порталы

1. Сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.mon.gov.ru

2. Сайт Рособразования

http://www.ed.gov.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru

5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования

http://www.ndce.edu.ru

6. Школьный портал

http://www.portalschool.ru

7. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.edu.ru

8. Российский портал открытого образования

http://www.opennet.edu.ru

9. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики

http://www.math.ru

10. Образовательный портал «Инфоурок»

https://infourok.ru/

11. Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру»

https://my-uchi.ru/

  • Интернет-ресурсы:

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности курса «Функциональная грамотность»

(33часа, 1 ч. в неделю) 1 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Формы проведения

Дата проведения

Причина корректировки

по плану

по факту

Раздел I. Читательская грамотность  (8 часов)

1.

1.В. Бианки. Лис и мышонок.

1

Библиотечные уроки

2.

2.Русская народная сказка. Мороз и заяц.

1

Участие в научно-исследовательских дискуссиях

3.

3.В. Сутеев. Живые грибы.

1

Деловые беседы

4.

4.Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

1

Библиотечные уроки

5.

5.М. Пляцковский. Урок дружбы.

1

Участие в научно-исследовательских дискуссиях

6.

6.Грузинская сказка. Лев и заяц.

1

Деловые беседы

7.

7.Русская народная сказка. Как лиса училась летать.

1

Участие в научно-исследовательских дискуссиях

8.

8.Е. Пермяк. Четыре брата.

1

Практические упражнения

Раздел II. Математическая грамотность (8 часов)

9.

9.Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

1

Дискуссия

10.

10.Про козу, козлят и капусту.

1

Деловые беседы

11.

11.Про петушка и жерновцы.

1

Практические упражнения

12.

12.Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

1

Дискуссия

13.

13.Про наливные яблочки.

1

Практические упражнения

14.

14.Про Машу и трех медведей.

1

Дискуссия

15.

15.Про старика, старуху, волка и лисичку.

1

Деловые беседы

16.

16.Про медведя, лису и мишкин мед.

1

Практические упражнения

Раздел III. Финансовая грамотность (8 часов)

17.

17.За покупками.

1

беседа

18.

18.Находчивый колобок.

1

беседа

19.

19.День рождения мухи-цокотухи.

1

дискуссия

20.

20.Буратино и карманные деньги.

1

беседа

21.

21.Кот Василий продает молоко.

1

диалог

22.

22.Лесной банк.

1

викторина

23.

23.Как мужик и медведь прибыль делили.

1

экскурсия

24.

24.Как мужик золото менял.

1

Деловые беседы

Раздел IV. Естественно-научная грамотность (9 часов)

25.

25.Как Иванушка хотел попить водицы.

1

Библиотечные уроки

26.

26.Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

1

Участие в научно-исследовательских дискуссиях

27.

27.Про репку и другие корнеплоды.

1

Деловые беседы

28.

28.Плывет, плывет кораблик.

1

беседа

29.

29.Про Снегурочку и превращения воды.

1

дискуссия

30.

30.Как делили апельсин.

1

дискуссия

31.

31.Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.

1

беседа

32.

32.Иванова соль.

1

диалог

33.

33.В. Сутеев. Яблоко.

1

викторина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности" для 3 класса

рабочая программа и календарно- тематическое планирование к авторскому курсу "Путь к грамотности" Олейник О. В. 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ступеньки грамотности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности (русский язык  3 класс)...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности"

рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность".

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

Рабочая программа   по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

laquo;Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2 классов в сфере экономики семьи....