Развитие функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности (из опыта работы)
материал (2 класс)
Функциональная грамотность во внеурочной деятельности время. Учение с увлечением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие функциональной грамотности младших школьников
во внеурочной деятельности (из опыта работы)
Макарова З.П.
Своё выступление я хочу начать с древней притчи, которая актуальна и в наше время.
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучить всё, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» – добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нём чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочёл, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Мудрости учителя можно позавидовать. В своей деятельности он применил следующие приёмы: самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний. Учитель понимал, что
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
Функциональная грамотность – способность человека вступать в
отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, писать и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть совокупный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Основная цель введения функциональной грамотности в
школе: развитие способности обучающихся применять
приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в
различных сферах жизнедеятельности (обеспечение связи
обучения с жизнью).
Многие учителя и родители задают вопросы: «Уместно ли
говорить о функциональной грамотности в начальной школе?
В 1 классе дети только учатся писать, читать, считать. Во 2
классе эти навыки совершенствуются. В 3-4 классах только-только начинает формироваться связная речь. О какой
функциональной грамотности можно говорить? Тут программу
начальной школы осилить бы…»
Вроде всё верно, но… Физиологами, психологами и педагогами
доказано, что именно в начальной школе , в возрасте 6-10 лет
наиболее активно и продуктивно у детей развивается логика,
мышление, ассоциативная память. За 4 года обучения в
«началке» словарный запас ребенка увеличивается примерно
в 3-4 раза. Именно в этом возрасте очень развита
любознательность, нестандартное мышление и готовность
учиться. Таким образом, получается, что
чему мы с вами научим детей в начальной школе,
то будет с ними всю жизнь.
Однако, очень важно представлять, а главное понимать,
что всё, чему мы будем учить, должно соответствовать
возрасту ребёнка – ученика начальной школы.
Функциональная грамотность в начальной школе
Читательская
Математическая
Финансовая
Естественно-научная
И после того как мы определились с направлениями, основной вопрос это КОГДА? Где взять время на занятия по функциональной грамотности?
Реализуя принцип единства образовательного пространства в сфере общего образования, Институт стратегии развития образования РАО предлагает следующий подход к эффективному использованию часов, отведенных на внеурочную деятельность:
- 1 час в неделю рекомендуется отводить занятиям по
формированию функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной в том числе и на развитие их предпринимательского мышления.
Главной целью этих внеурочных занятий должно стать развитие у школьников способности применять приобретённые на обычных уроках знания, умения и навыки для решения жизненных задач, умений синтезировать их для решения конкретной учебной проблемы. Эти внеурочные занятия реализуют один из самых важных педагогических принципов – связь образования с жизнью.
Для реализации предложения Института стратегии развития
образования РАО о введении функциональной грамотности в ОО за
счет одного часа внеурочной деятельности, издательство «Планета»
разработало и выпустило мини УМК:
1 класс
Весь материал курса построен на сказках. Главные
действующие лица любого занятия – сказочные герои, хорошо
знакомые детям еще с детского сада. Эти герои живут обычной
жизнью, и попадают в различные жизненные ситуации,
которые знакомы детям. Это безусловно является отличным
мотивирующим фактором, не напрягает детей и они с
удовольствием выполняют задания, стараясь помочь своим
любимым героям.
2 класс
Курс состоит из мини-тем, в которых одни и те же
действующие лица. Например, в занятиях 1-4 главный
персонаж – Белочка. Сначала читательская грамотность –
М.Пришвин. Беличья память. Затем, математическая
грамотность – Про беличьи запасы, потом финансовая
грамотность – Беличьи деньги, и наконец, естественно-научная
– Про белочку и погоду.
Таким образом, выстроен весь курс. Восемь мини-тем.
3 класс
В третьем классе материал разбит на два блока. Первый блок
ЧГ и ЕНГ. Второй блок ФГ и МГ.
ЧГ и ЕНГ между собой связаны основной мыслью –
содержание занятия по ЕНГ «привязано» к предыдущему
научно-популярному тексту в ЧГ.
Аналогично связаны между собой финансовая и
математическая грамотность. Основные понятия по
финансовой грамотности, еще раз выполняются и
закрепляются при выполнении заданий из раздела
математическая грамотность.
4 класс
Курс четвёртого класса максимально приближен к структуре
ВПР. Обязательно дается научно-популярный текст и задания к
нему. Разница в том, что по сравнению с ВПР каждое
последующее задание опирается на предыдущее и
представляет собой практическую, жизненную ситуацию.
Обратите внимание, на первом месте в любом классе стоит
Читательская грамотность. Это объясняется тем, что в
начальной школе сначала мы обязаны сформировать у детей
навыки работы с текстом. Без этих навыков мы никуда
дальше не продвинемся.
Читательская грамотность. Учит определять место, где содержится искомая информация. Понимать фактологическую информацию. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста. Этот раздел учит быть вдумчивым читателем, понимать чувства героев.
Математическая грамотность. Учит преобразованию знаковой информации в числовую, преобразованию текстовой информации в знаковую. В этом разделе дети помогают героям сказок или произведения решать непростые задачи, применять математические законы и правила в жизни.
Финансовая грамотность. Использование «нестандартных» заданий для обыденных, жизненных ситуаций, поможет в мотивации детей к обучению азам финансовой грамотности. Вместе со сказочными персонажами дети узнают , что такое деньги, банковская карта, научатся правильно совершать покупки, планировать расходы и доходы.
Естественно-научная грамотность. Вместе со сказочными героями дети окунутся в удивительный мир наблюдений и экспериментов. Учащиеся будут проводить необычные опыты , познакомятся с чудесными свойствами воздуха, воды соли. Выполняя задания этой рабочей тетради, ученики делают первые шаги , чтобы стать по-настоящему грамотным человеком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на занятиях по внеурочной деятельности. (Из опыта работы учителя начальных классов Мавлиевой Д.Г.)
Выступление раскрывает методику внедрения в образовательный процесс таких развивающих технологий, которые помогают детям не только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той ил...

Развитие духовной личности во внеурочное время (из опыта работы)
Доклад к педагогическому совету о духовно-нравственном воспитании школьников...

"Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности" (описание опыта работы в форме ИПМ)
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем, что...

Статья " развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности" Из опыта работы
развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности является одним из составляющих аспектов формирования УУД. В данной статье описаны этапы работы над развитием творчесих способнос...

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).
Я расскажу вам о своей работе по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности.Замечательно, что такой курс, как ОРКСЭ поя...

Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В данной статье предложены различные универсальные методы, приёмы и упражнения, способствующие развитию интеллектуальной и творческой активности детей, созданию эмоционально положительной атмосферы в ...

Рабочий лист к уроку по РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...