Динамические паузы
методическая разработка

Балыбина Ульяна Константиновна

Нейрогимнастика, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, динамические паузы на математике, динамические паузы по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Динамические паузы83 КБ

Предварительный просмотр:

Динамические паузы

Упражнения нейрогимнастики
1. «Энергетизатор»
Это оригинальное упражнение из комплекса Пола Деннисона помогает снять напряжение после продолжительного сидения за партой.
Положите ладони на стол, опустите голову между ними и с силой выдохните. На вдохе начните поднимать голову, затем шею и верхнюю часть тела. Опустите голову на грудь, хорошо растянув мышцы шеи. Дышите глубоко. Для наилучшего эффекта следует повторить упражнение три раза.
2. «Параллельный счёт»
Возьмите лист бумаги и напишите справа и слева в столбик цифры от 1 до 5 так, чтобы на одной линии не было двух одинаковых цифр. Далее каждой рукой необходимо показывать количество пальцев, соответствующее цифре: правой рукой — из правого столбца, левой — из левого.
3. «Зеркальное рисование»
Возьмите лист бумаги и два карандаша или фломастера. Мысленно проведите посередине вертикальную линию, чтобы разделить лист на две половины. Рисуйте одновременно два рисунка, зеркально-симметричных друг другу.
4. «Король-орёл»
Поочерёдно касайтесь подушечками больших пальцев обеих рук кончиков остальных пальцев: одной рукой — начиная с мизинца, а другой — начиная с указательного пальца.
5. «Привет-окей»
Соединяем кончики большого и указательного пальцев левой руки, изображая жест «Окей». Указательный палец другой руки поднят вверх, большой палец расположен перпендикулярно указательному. Быстро меняем руки.
6. «Сова»
Возьмитесь правой рукой за левое плечо и потяните его вперёд. При этом голову поверните назад через левое плечо. Сделайте глубокий вдох, разверните плечи, затем поверните голову вправо. Опустите подбородок на грудь и снова сделайте глубокий вдох. Повторите упражнение, сменив стороны.
7. «Активация рук»
Правая рука поднята вверх и прижата к уху. Левой рукой, согнутой в локте, возьмитесь за правую и двигайте в разных направлениях — вперёд, назад, вправо и влево. Каждое движение выполняется на выдохе. При этом правая рука словно слегка сопротивляется манипуляциям. Повторите, сменив руки.
8. «Класс»
Большой палец одной руки поднят вверх, остальные прижаты к ладони — эта рука показывает «Класс!». Кончики большого пальца и мизинца другой руки соединены. Меняем руки и повторяем упражнение несколько раз.
9. Упражнение «Заземлитель»
Стоим, разведя ноги в стороны. Правую ступню направляем вправо, а левую прямо вперед. На выдохе сгибаем правое колено, на вдохе – выпрямляем его. Во время упражнения руки должны быть плотно прижаты к пояснице. Количество повторений – 3 раза (для каждой ноги).


10. Упражнение «Шляпа мышления».
Большими и указательными пальцами рук оттягиваем уши немного назад, расправляя их. Массируем уши, начиная с верхнего края и заканчивая мочкой. Количество повторений – не менее 3.

Пальчиковая гимнастика

1.Будут ручки у меня ловкие, умелые! (стучать пальцами по столу, сжимать, разжимать)

Посмотри: моя ладошка, как веселая гармошка! (ладони повернуты вниз, пальцы сжаты)

Пальчики я раздвигаю, а потом опять сдвигаю.

Раз. два, три, раз, два, три. Я играю, посмотри!  - раздвигать сжатые кулачки, изображая гармонь                                                                                                                                            

2.Я ладони раздвигаю и на кнопки нажимаю!

Раз, два, три, раз, два, три. Я играю посмотри!   - ладошки расходятся, пальчики поочередно нажимают на кнопки 

3.Раз - кружок, два - кружок,

Раз – шажок, два - шажок,

Наши пальчики шагают,

На кружочки наступают. – поочередно нажимать каждым пальцем на воображаемый кружок  

Раз, два, три, четыре, пять.

Ходят пальчики опять.

От мизинца - до большого,

А потом к мизинцу снова.  

Раз, два, три, четыре, пять.

Будут пальцы отдыхать!    

4.Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки

Распускают лепестки – раскрыть пальцы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. – пошевелить пальцами

Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки

Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук

5.1, 2, 3, 4, 5, (дети попеременно сгибают пальцы, начиная с мизинца)

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

 Этот пальчик чистить стал,

Этот – в миску все кидал,

Этот пальчик все-все съел,

Оттого и потолстел!

6.Повстречались два котёнка: “Мяу-мяу!” (на каждую строчку поочерёдное соединение пальчиков левой и правой руки)

Два щенка: “Гав – гав!”

Два жеребёнка: “Иго-го!”

Два тигрёнка: “Р-р!”

Два телёнка: “Смотри, какие рога!”

7.Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

8.Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

9.Ежик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

Дети загибают по очереди пальцы сначала палевой, потом на правой руке.

В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки.

Повторяют упражнение несколько раз.

10.Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять —

Начинаем разгибать.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз.

Зрительная гимнастика

  1. «Моргай!»

Ребёнок энергично моргает на счёт «1–2–3–4–5». Делает перерыв той же продолжительности. 4–5 повторов.

  1. «Вверх-вниз»

Задача малыша – посмотреть вверх, затем вниз, голова остаётся неподвижной. Повторяем 4 раза, затем пауза на 10 секунд. Ещё 1 повтор.

  1. «Вправо-влево»

Ребёнок медленно переводит глаза вправо-влево. Затем глаза следует закрыть на несколько секунд. 4 повтора.

  1. «Зажмурься»

Попросите ребёнка крепко зажмурить глаза, на счёт 5 открыть глаза широко-широко. Затем расслабиться и посмотреть вдаль. 4–5 повторов.

  1. «Геометрия»

Нужно обвести глазами предложенную геометрическую фигуру (квадрат, прямоугольник), фиксируя взгляд на её углах. Можно попросить обвести фигуру пальчиком, чтобы убедиться, что дети смотрят по периметру. 4 повтора.

  1. «Часики». 

Попросите ребёнка сделать глазами круговое движение сначала по часовой стрелке: вниз, влево, вверх, вправо, вниз. Повторить то же движение, но против часовой стрелки. 3 повтора в каждую сторону.

  1. «Спрячься!»

Закрыть глаза ладонями, досчитать до 15, открыть глаза. Повторить 5 раз.

  1. «Глаза велики»

Попросите ребёнка широко открыть глаза, затем поморгать в течение 15 секунд. Повторить 3 раза с отдыхом в 10 секунд.

  1. «Диагональ»

Ребёнок смотрит сначала вправо вверх, потом влево вниз, потом влево вверх и вправо вниз. Голова при этом остаётся неподвижной. Для удобства смотрят крест-накрест на углы комнаты. 5 повторов.

  1. «Восьмёрки»

Предложите малышу взглядом нарисовать восьмёрку – сначала вертикальную, а затем горизонтальную. 5 повторов.

Динамические паузы по математике

1.Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

. За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

(Г. Виеру)

2.Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать. (Сгибание и разгибание рук вверх.)

До пяти мы все считаем,

С силой гири поднимаем.

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в «замок», резко вниз.)

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук.)

Наклонитесь столько раз,

Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.)

Сколько клеток до черты,

Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте.)

Мы теперь — канатоходцы,

Сколько можем простоять. (Ходьба на месте, руки в стороны. Ступни ног на одной линии, одна впереди другой, руки в стороны.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Ну, а если силы взвесить,

Шесть, семь, восемь,

Девять, десять.

Хорошо мы посчитали

И нисколько не устали,

Голову поднимем выше (Стойка — ноги врозь, руки вверх — в стороны (вдох).)

И легко, легко подышим. (Руки расслабленно опустить вниз (выдох).)

3.Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

Подтянитесь на носочках —

Столько раз,

Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.)

На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)

Топаем ногами. (Топаем ногами.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.)

4.В хоровод встал серый зайка (Шагаем на месте.)

И поет: «Я был зазнайкой, (Хлопаем в ладоши.)

А теперь могу считать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Прибавляю, отнимаю (Наклоны туловища влево-вправо.)

Математику я знаю, (Повороты туловища влево-вправо.)

И поэтому с утра

Я кричу: «Ура! Ура!» (Хлопаем в ладоши.)

5.Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину.)

Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше.)

И легко — легко подышим... (Громкий вдох-выдох.)

6.Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)

Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)

7.Кинь, кинь, перекинь

Кинь, кинь, перекинь

Давай вместе побежим

Через воду и огонь —

Не догонит нас и конь.

Раз, два - догоняй,

Ну, попробуй-ка поймай!

Три два, один да четыре —

Всю пятерку изучили.

А теперь мы отдохнем

И опять считать начнем. (Руки вперед, вверх, 5хлопков в ладоши, 5 круговых движений кистью рук, 5раз сжать и разжать пальцы.)

8.Класс наш прыгает опять

Класс наш прыгает опять —

Раз-два-три-четыре-пять. (Прыжки на месте.)

А потом у нас прогулка,

Каждый шаг чеканим гулко. (Ходьба на месте.)

Мы учиться все готовы

И за парты сядем снова. (Дети садятся за парты.)

9.Кошка учится считать

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)

Целый месяц под дождем (Топаем ногами.)

Кошка учится считать. (Хлопаем в ладоши.)

Мокнет крыша, мокнет дом, (Прыжки на месте.)

Мокнут лужи и поля, (Руки в стороны-на пояс.)

Потихоньку, понемножку

(Приседания.)

Мокнет мокрая земля. (Прыжки на месте.)

Прибавляем к мышке кошку. (Хлопаем в ладоши.)

И далеко от земли (Топаем ногами.)

Получается в ответ: (Прыжки на месте.)

Мокнут в море корабли. (Хлопаем в ладоши.)

Кошка есть, а мышки нет! (Шагаем на месте.)

10.Кто живет у нас в квартире

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я -(Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Динамические паузы по русскому языку

1. «Вновь у нас физкультминутка».

- Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад)

- Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

(Рывки руками перед грудью)

- Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(Вращение головой)

2. «Буквы». Движения выполняются в соответствии со стихотворением:

- А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

(Дети должны стоять с широко расставленными ногами)

- В алфавите, в букваре,

Проживала буква Е.

(Хлопки в ладоши)

- Как-то раз она шагала,

Замечталась и упала,

(Чередование ходьбы на месте и приседаний)

- Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

3. «Мы по улице гуляем».

-Мы по улице гуляем,

 (Дети шагают на месте)

- Сами вывески читаем.

(Наклоны головы влево-вправо)

- Это – «эс», а это – «ка»,

(Повороты туловища влево-вправо)

- «Ж» похожа на жука.

(Хлопок руками спереди-сзади)

- Мы читаем всё подряд:

Вывеска: «Торговый ряд»,

(Прыжки на месте)

- Рядом сладкие слова:

«Фрукты», «Пряники», «Халва».

(Дети шагают на месте)

4. «Ча-ча-ча».

- Ча-ча-ча,

(Три хлопка в ладоши)

- Печка очень горяча

(Четыре полуприседа)

- Чи-чи-чи,

(Три хлопка руками над головой)

- Печёт печка калачи!

(Четыре прыжка на месте)

5. «Игра со слогом «Ква»».

- Чьи там крики у пруда? (Наклоны в стороны)

- КВАсу, КВАсу нам сюда! (Хлопки в ладоши)

- КВА-КВА-КВАсу, простоКВАши, (Дети топают ногами)

- Надоела нам вода! (Прыжки па месте)

6. «Звук «У»».

- Я возьму трубу свою,

Громко, громко запою:

(Восемь раз поднять и опустить пальцы от стола: Тру- у-у, у- у- у)

- Ты, труба, труби, труби,

Отдыхать нас всех зови!

(Прыжки с поворотом туловища направо, затем налево)

7. «Большая буква». Суть: дети стоят около своих мест; учитель называет слова. Если названные слова надо писать с большой буквы, дети должны поднять руки вверх, если с маленькой – присесть. Слова: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака.

8. «Однокоренные слова». Суть: если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова – приседают (маленький – маленькая; маленький – малыш; маленький – мальчик; мальчик – мальчику).

9. «Фонетика». Суть: учитель даёт детям задание: «Приседайте столько раз, сколько звуков в слове «осень»; подпрыгивайте столько раз, сколькими буквами записано это слово».

10. «Как напишем?». Суть: условия – буква «о» (прыжок), буква «а» (присед), буква «е» (хлопок). Учитель диктует словарные слова, а дети
по-особому выражают, как напишут слово (
п..нал – пенал – хлопают в ладоши).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для использования на динамических паузах

В данном файле помещены упражнения, способствующие снятию общего утомления и упражнения, способствующие моторной напряженности мышц рук и развивающие гибкость и подвижность пальцев....

Динамическая пауза на уроках в начальной школе

Физминутка, движения повторяются за героями анимацииПросмотреть и скачать можно здесь  http://www.rusedu.ru/detail_16345.html...

Игры для проведения динамических пауз в начальной школе

Поддержание и укрепление физического здоровья обучающихся напрямую связано с их двигательной активностью.  С этой целью в учебном процессе широко используются на уроках и во внеурочное...

Применение динамических пауз в учебное время.

Выступление на областном семинаре....

Организация динамической паузы

        Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе.   Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение ...

«Поговорим о здоровье . Динамическая пауза между уроками. Использование здоровьесберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения. (Из опыта работы).»

Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе.   Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач по укрепле...

"Система здоровьесберегающих игр для проведения динамических пауз в 1-2 классах"

Работа предназначена для проведения динамических пауз для 1-2 классов согласно ФГОСам. Игры и упражнеия в работе составлены таким образом, что учитель сможет подбирать необходимые игры согласно степен...