Динамические паузы
методическая разработка
Нейрогимнастика, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, динамические паузы на математике, динамические паузы по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Динамические паузы
Упражнения нейрогимнастики
1. «Энергетизатор»
Это оригинальное упражнение из комплекса Пола Деннисона помогает снять напряжение после продолжительного сидения за партой.
Положите ладони на стол, опустите голову между ними и с силой выдохните. На вдохе начните поднимать голову, затем шею и верхнюю часть тела. Опустите голову на грудь, хорошо растянув мышцы шеи. Дышите глубоко. Для наилучшего эффекта следует повторить упражнение три раза.
2. «Параллельный счёт»
Возьмите лист бумаги и напишите справа и слева в столбик цифры от 1 до 5 так, чтобы на одной линии не было двух одинаковых цифр. Далее каждой рукой необходимо показывать количество пальцев, соответствующее цифре: правой рукой — из правого столбца, левой — из левого.
3. «Зеркальное рисование»
Возьмите лист бумаги и два карандаша или фломастера. Мысленно проведите посередине вертикальную линию, чтобы разделить лист на две половины. Рисуйте одновременно два рисунка, зеркально-симметричных друг другу.
4. «Король-орёл»
Поочерёдно касайтесь подушечками больших пальцев обеих рук кончиков остальных пальцев: одной рукой — начиная с мизинца, а другой — начиная с указательного пальца.
5. «Привет-окей»
Соединяем кончики большого и указательного пальцев левой руки, изображая жест «Окей». Указательный палец другой руки поднят вверх, большой палец расположен перпендикулярно указательному. Быстро меняем руки.
6. «Сова»
Возьмитесь правой рукой за левое плечо и потяните его вперёд. При этом голову поверните назад через левое плечо. Сделайте глубокий вдох, разверните плечи, затем поверните голову вправо. Опустите подбородок на грудь и снова сделайте глубокий вдох. Повторите упражнение, сменив стороны.
7. «Активация рук»
Правая рука поднята вверх и прижата к уху. Левой рукой, согнутой в локте, возьмитесь за правую и двигайте в разных направлениях — вперёд, назад, вправо и влево. Каждое движение выполняется на выдохе. При этом правая рука словно слегка сопротивляется манипуляциям. Повторите, сменив руки.
8. «Класс»
Большой палец одной руки поднят вверх, остальные прижаты к ладони — эта рука показывает «Класс!». Кончики большого пальца и мизинца другой руки соединены. Меняем руки и повторяем упражнение несколько раз.
9. Упражнение «Заземлитель»
Стоим, разведя ноги в стороны. Правую ступню направляем вправо, а левую прямо вперед. На выдохе сгибаем правое колено, на вдохе – выпрямляем его. Во время упражнения руки должны быть плотно прижаты к пояснице. Количество повторений – 3 раза (для каждой ноги).
10. Упражнение «Шляпа мышления».
Большими и указательными пальцами рук оттягиваем уши немного назад, расправляя их. Массируем уши, начиная с верхнего края и заканчивая мочкой. Количество повторений – не менее 3.
Пальчиковая гимнастика
1.Будут ручки у меня ловкие, умелые! (стучать пальцами по столу, сжимать, разжимать)
Посмотри: моя ладошка, как веселая гармошка! (ладони повернуты вниз, пальцы сжаты)
Пальчики я раздвигаю, а потом опять сдвигаю.
Раз. два, три, раз, два, три. Я играю, посмотри! - раздвигать сжатые кулачки, изображая гармонь
2.Я ладони раздвигаю и на кнопки нажимаю!
Раз, два, три, раз, два, три. Я играю посмотри! - ладошки расходятся, пальчики поочередно нажимают на кнопки
3.Раз - кружок, два - кружок,
Раз – шажок, два - шажок,
Наши пальчики шагают,
На кружочки наступают. – поочередно нажимать каждым пальцем на воображаемый кружок
Раз, два, три, четыре, пять.
Ходят пальчики опять.
От мизинца - до большого,
А потом к мизинцу снова.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будут пальцы отдыхать!
4.Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки
Распускают лепестки – раскрыть пальцы
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. – пошевелить пальцами
Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки
Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук
5.1, 2, 3, 4, 5, (дети попеременно сгибают пальцы, начиная с мизинца)
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот – в миску все кидал,
Этот пальчик все-все съел,
Оттого и потолстел!
6.Повстречались два котёнка: “Мяу-мяу!” (на каждую строчку поочерёдное соединение пальчиков левой и правой руки)
Два щенка: “Гав – гав!”
Два жеребёнка: “Иго-го!”
Два тигрёнка: “Р-р!”
Два телёнка: “Смотри, какие рога!”
7.Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
8.Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.
9.Ежик топал по дорожке
И грибочки нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
Дети загибают по очереди пальцы сначала палевой, потом на правой руке.
В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки.
Повторяют упражнение несколько раз.
10.Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять —
Начинаем разгибать.
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз.
Зрительная гимнастика
- «Моргай!»
Ребёнок энергично моргает на счёт «1–2–3–4–5». Делает перерыв той же продолжительности. 4–5 повторов.
- «Вверх-вниз»
Задача малыша – посмотреть вверх, затем вниз, голова остаётся неподвижной. Повторяем 4 раза, затем пауза на 10 секунд. Ещё 1 повтор.
- «Вправо-влево»
Ребёнок медленно переводит глаза вправо-влево. Затем глаза следует закрыть на несколько секунд. 4 повтора.
- «Зажмурься»
Попросите ребёнка крепко зажмурить глаза, на счёт 5 открыть глаза широко-широко. Затем расслабиться и посмотреть вдаль. 4–5 повторов.
- «Геометрия»
Нужно обвести глазами предложенную геометрическую фигуру (квадрат, прямоугольник), фиксируя взгляд на её углах. Можно попросить обвести фигуру пальчиком, чтобы убедиться, что дети смотрят по периметру. 4 повтора.
- «Часики».
Попросите ребёнка сделать глазами круговое движение сначала по часовой стрелке: вниз, влево, вверх, вправо, вниз. Повторить то же движение, но против часовой стрелки. 3 повтора в каждую сторону.
- «Спрячься!»
Закрыть глаза ладонями, досчитать до 15, открыть глаза. Повторить 5 раз.
- «Глаза велики»
Попросите ребёнка широко открыть глаза, затем поморгать в течение 15 секунд. Повторить 3 раза с отдыхом в 10 секунд.
- «Диагональ»
Ребёнок смотрит сначала вправо вверх, потом влево вниз, потом влево вверх и вправо вниз. Голова при этом остаётся неподвижной. Для удобства смотрят крест-накрест на углы комнаты. 5 повторов.
- «Восьмёрки»
Предложите малышу взглядом нарисовать восьмёрку – сначала вертикальную, а затем горизонтальную. 5 повторов.
Динамические паузы по математике
1.Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
. За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
(Г. Виеру)
2.Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать. (Сгибание и разгибание рук вверх.)
До пяти мы все считаем,
С силой гири поднимаем.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в «замок», резко вниз.)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук.)
Наклонитесь столько раз,
Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.)
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте.)
Мы теперь — канатоходцы,
Сколько можем простоять. (Ходьба на месте, руки в стороны. Ступни ног на одной линии, одна впереди другой, руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Ну, а если силы взвесить,
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.
Хорошо мы посчитали
И нисколько не устали,
Голову поднимем выше (Стойка — ноги врозь, руки вверх — в стороны (вдох).)
И легко, легко подышим. (Руки расслабленно опустить вниз (выдох).)
3.Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Руки за спину.)
Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)
И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)
Подтянитесь на носочках —
Столько раз,
Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.)
На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)
Топаем ногами. (Топаем ногами.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)
Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.)
4.В хоровод встал серый зайка (Шагаем на месте.)
И поет: «Я был зазнайкой, (Хлопаем в ладоши.)
А теперь могу считать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Прибавляю, отнимаю (Наклоны туловища влево-вправо.)
Математику я знаю, (Повороты туловища влево-вправо.)
И поэтому с утра
Я кричу: «Ура! Ура!» (Хлопаем в ладоши.)
5.Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину.)
Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше.)
И легко — легко подышим... (Громкий вдох-выдох.)
6.Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)
7.Кинь, кинь, перекинь
Кинь, кинь, перекинь
Давай вместе побежим
Через воду и огонь —
Не догонит нас и конь.
Раз, два - догоняй,
Ну, попробуй-ка поймай!
Три два, один да четыре —
Всю пятерку изучили.
А теперь мы отдохнем
И опять считать начнем. (Руки вперед, вверх, 5хлопков в ладоши, 5 круговых движений кистью рук, 5раз сжать и разжать пальцы.)
8.Класс наш прыгает опять
Класс наш прыгает опять —
Раз-два-три-четыре-пять. (Прыжки на месте.)
А потом у нас прогулка,
Каждый шаг чеканим гулко. (Ходьба на месте.)
Мы учиться все готовы
И за парты сядем снова. (Дети садятся за парты.)
9.Кошка учится считать
Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)
Целый месяц под дождем (Топаем ногами.)
Кошка учится считать. (Хлопаем в ладоши.)
Мокнет крыша, мокнет дом, (Прыжки на месте.)
Мокнут лужи и поля, (Руки в стороны-на пояс.)
Потихоньку, понемножку
(Приседания.)
Мокнет мокрая земля. (Прыжки на месте.)
Прибавляем к мышке кошку. (Хлопаем в ладоши.)
И далеко от земли (Топаем ногами.)
Получается в ответ: (Прыжки на месте.)
Мокнут в море корабли. (Хлопаем в ладоши.)
Кошка есть, а мышки нет! (Шагаем на месте.)
10.Кто живет у нас в квартире
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я -(Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Динамические паузы по русскому языку
1. «Вновь у нас физкультминутка».
- Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад)
- Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью)
- Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой)
2. «Буквы». Движения выполняются в соответствии со стихотворением:
- А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
(Дети должны стоять с широко расставленными ногами)
- В алфавите, в букваре,
Проживала буква Е.
(Хлопки в ладоши)
- Как-то раз она шагала,
Замечталась и упала,
(Чередование ходьбы на месте и приседаний)
- Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске — руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
3. «Мы по улице гуляем».
-Мы по улице гуляем,
(Дети шагают на месте)
- Сами вывески читаем.
(Наклоны головы влево-вправо)
- Это – «эс», а это – «ка»,
(Повороты туловища влево-вправо)
- «Ж» похожа на жука.
(Хлопок руками спереди-сзади)
- Мы читаем всё подряд:
Вывеска: «Торговый ряд»,
(Прыжки на месте)
- Рядом сладкие слова:
«Фрукты», «Пряники», «Халва».
(Дети шагают на месте)
4. «Ча-ча-ча».
- Ча-ча-ча,
(Три хлопка в ладоши)
- Печка очень горяча
(Четыре полуприседа)
- Чи-чи-чи,
(Три хлопка руками над головой)
- Печёт печка калачи!
(Четыре прыжка на месте)
5. «Игра со слогом «Ква»».
- Чьи там крики у пруда? (Наклоны в стороны)
- КВАсу, КВАсу нам сюда! (Хлопки в ладоши)
- КВА-КВА-КВАсу, простоКВАши, (Дети топают ногами)
- Надоела нам вода! (Прыжки па месте)
6. «Звук «У»».
- Я возьму трубу свою,
Громко, громко запою:
(Восемь раз поднять и опустить пальцы от стола: Тру- у-у, у- у- у)
- Ты, труба, труби, труби,
Отдыхать нас всех зови!
(Прыжки с поворотом туловища направо, затем налево)
7. «Большая буква». Суть: дети стоят около своих мест; учитель называет слова. Если названные слова надо писать с большой буквы, дети должны поднять руки вверх, если с маленькой – присесть. Слова: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака.
8. «Однокоренные слова». Суть: если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова – приседают (маленький – маленькая; маленький – малыш; маленький – мальчик; мальчик – мальчику).
9. «Фонетика». Суть: учитель даёт детям задание: «Приседайте столько раз, сколько звуков в слове «осень»; подпрыгивайте столько раз, сколькими буквами записано это слово».
10. «Как напишем?». Суть: условия – буква «о» (прыжок), буква «а» (присед), буква «е» (хлопок). Учитель диктует словарные слова, а дети
по-особому выражают, как напишут слово (п..нал – пенал – хлопают в ладоши).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для использования на динамических паузах
В данном файле помещены упражнения, способствующие снятию общего утомления и упражнения, способствующие моторной напряженности мышц рук и развивающие гибкость и подвижность пальцев....
Динамическая пауза на уроках в начальной школе
Физминутка, движения повторяются за героями анимацииПросмотреть и скачать можно здесь http://www.rusedu.ru/detail_16345.html...

Игры для проведения динамических пауз в начальной школе
Поддержание и укрепление физического здоровья обучающихся напрямую связано с их двигательной активностью. С этой целью в учебном процессе широко используются на уроках и во внеурочное...

Организация динамической паузы
Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе. Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение ...
«Поговорим о здоровье . Динамическая пауза между уроками. Использование здоровьесберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения. (Из опыта работы).»
Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе. Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач по укрепле...

"Система здоровьесберегающих игр для проведения динамических пауз в 1-2 классах"
Работа предназначена для проведения динамических пауз для 1-2 классов согласно ФГОСам. Игры и упражнеия в работе составлены таким образом, что учитель сможет подбирать необходимые игры согласно степен...