Разработка интеллектуального марафона «Умники и умницы»
материал (4 класс)
Разработка интеллектуального марафона «Умники и умницы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 212.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Башкирский лицей №1 им. Зиганшина С.Ш. муниципального района Учалинский район РБ
Рассмотрена на заседании методического совета протокол №1 от 27.08.21 г | Согласовано с заместителем директора по ВР __________З.З.Юмагужина | «Утверждаю» ___________ директор МБОУ Башкирский лицей №1 им. Зиганшина С.Ш. О.Н.Нигматуллина Приказ № 284 от 30.08.2021 |
Разработка интеллектуального марафона «Умники и умницы»
Мероприятие составлено
учителем начальных классов
МБОУ Башкирский лицей №1
им. Зиганшина С.Ш.
С.Р.Юмабаевой
Математика
1. Разминка За каждую правильно угаданную загадку –1 балл.
1. Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности. (Радиус)
2 . Единица измерения угла. (Градус)
3. Какой музыкальный инструмент состоит из меры площади и музыкальной ноты. (Арфа)
4. Делится ли 282 на 3? (да)
5. Сколько концов у пяти с половиной палок?(12)
6. Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков пришлось ему сделать? (12)
7. У отца Мэри пять дочерей. Первую зовут Анна, вторую – Алла, третью – Аиша, четвёртую – Арина. Как зовут пятую дочь? (Мэри)
8. Назовите число, которое нельзя изобразить римскими цифрами? (0)
9. .На ветке сидели 12 синиц; ⅔ их числа улетели. Сколько птиц осталось?(4)
10. 2 ученика договорились сесть в 4 вагон электрички. Но 1 ученик сел в 4 вагон от начала электрички, а другой – в 4 от конца. В одном ли вагоне едут ученики, если всего 8 вагонов? (нет)
11. При постройке забора плотники поставили по прямой 5 столбов, расстояние между которыми было по 2 метра. Какова длина забора? (8 м)
12. Сколько дырок окажется в клеенке, если во время обеда 12 раз проткнуть ее вилкой с 4 зубчиками? (48)
13. Кощей Бессмертный родился в 1123 г, а паспорт получил лишь в 1936 г. Сколько лет прожил он без паспорта. (1936-1123=813)
14. Младенец плачет 5 часов в сутки. Спит, как убитый 16 часов в сутки. Остальное время младенец радуется жизни всеми доступными ему способами. Сколько часов в сутки младенец радуется жизни? ( 24-5-16=3ч.)
15. У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? (5)
2. Задачи (каждый участник выполняет индивидуально)
Задача №1
При записи номеров домов на улице Петровской было использовано 143 цифры. Сколько домов на этой улице? (Дома нумеруются с 1 и идут подряд, т.е. 1, 2, 3, 4 и т.д.)
Для записи номеров на первые девять домов требуется 9 цифр. Всего было использовано 143 цифры, а значит количество домов на улице выражено двузначным числом.
- 143 — 9 = 134 (цифры) — понадобилось на дома с двузначной нумерацией.
- 134 : 2 = 67 (домов) — с двузначной нумерацией.
- 9 + 67 =76 (домов) — всего на улице Петровской.
Ответ: 76 домов.
Задача №2
Масса куска сыра 1200 г. За завтраком съели третью часть сыра, за ужином – десятую часть остатка. Сколько сыра осталось?
1200 : 3 = 400(г) – съели за завтраком
1200 – 400 = 800 (г) – осталось после завтрака
800 : 10 = 80 (г) – осталось
Ответ: 80 г осталось
Задача №3
Один будильник спешит на 25 мин и показывает 7 часов 50 минут. Какое время показывает другой будильник, который отстает на 15 мин?
7ч50минут - 25минут = 7ч25минут - настоящее время 2) 7ч25минут - 15минут = 7ч10минут Ответ: Отстающий будильник показывает время 7часов 10минут.
Задача №4
Петя сказал, что у него братьев и сестёр поровну, а Маша сказала, что у неё братьев в три раза больше, чем сестёр. Сколько детей в семье, если Маша и Петя – брат с сестрой.
Всего 3 брата плюс 2 сестры - 5 детей в семье.
3.Танграм Каждой команде дается задание : собрать определенную фигуру (2 балла)
Русский язык
- Дополни пословицу.
«Знаешь ли ты пословицы?» (группа)
1. Человек без родины, что… (соловей без песни)
2. Нет в мире краше … (родины нашей).
3. Дерево живет корнями, а …(человек друзьями)
4. При солнышке тепло…(при матушке добро)
5. Два медведя в… (одной берлоге не уживутся)
6. Вся семья вместе… (так и душа на месте)
7. Дружба как стекло…( разобьёшь не склеишь)
8. Крепкую дружбу и … (топором не разрубишь)
9. У плохого мастера … (и пила плохая)
10. Грамоте учиться…( – всегда пригодится)
- Фразеологизмы (индивидуально)
Без году неделя - совсем недавно, очень короткое время
В час по чайной ложке - очень медленно
Висеть на волоске - быть в очень трудном, отчаянном положении
Вот где собака зарыта - вот в этом и причина, суть дела
За пояс заткнуть - одержать полную победу, доказать бесспорное преимущество
Комар носа не подточит - не придерешься
Палец в рот не клади — может постоять за себя
После дождичка в четверг – никогда
Съесть пуд соли - хорошо узнать друг друга
Терять почву под ногами - сомневаться, лишаться уверенности
- Составьте предложение, используя все слова (форму слов изменять нельзя):
день, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман.
В этот ненастный серый сырой день над круглым озером клубился молочный густой непроглядный туман.
1 балл – за правильное построение предложения, 1 балл – за правильное оформление предложения, всего 2 балла.
Конкурс капитанов
"Растительная жизнь"
1. Как с греческого языка переводится название растения астра? (звезда)
2. Эта дикая малина получила своё название за то, что ветви её сплошь покрыты острыми шипами. (ежевика)
3. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно - "позёмка", у немцев - "земляная ягода", а у русских? (земляника)
4. Какой первоцвет получил название из-за своих листьев: снаружи тёмных, холодных, а изнутри - тёплых, мягких? (мать и мачеха)
5. Какой крупный цветок называют "цветком солнца" или "солнечным сыном"? (подсолнух)
"Братья наши меньшие"
1. У какой птицы под клювом имеется кожистый мешок для складывания улова? (пеликан).
2. Какое хищное насекомое питается тлёй? (божья коровка)
3. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
4. Какое крошечное животное является чемпионом по прыжкам среди насекомых? (блоха)
5. Какие птицы едят грибы? (глухари)
"Сказочные животные"
Вожак волчьей стаи, приютившей Маугли. (Акела)
Пудель Мальвины. (Артемон)
Черепаха из сказки "Золотой ключик". (Тортилла)
Крыса старухи Шапокляк. (Лариска)
"Слепой" кот из сказки "Золотой ключик". (Базилио)
"Калейдоскоп"
1. Жидкое косметическое средство для мытья волос. (шампунь)
2. Как называется завитая часть волос? (локон)
3. Какой цвет получается при смешивании красного и желтого? (оранжевый)
4. Как называется устройство для замораживания продуктов? (морозильник)
5. Её драют матросы. (палуба)
"Угадай-ка" (пословицы и поговорки)
1. Какой блин обычно получается комом? (первый)
2. Какая птица всегда своё болото хвалит? (кулик)
3. Чего не выкинешь из песни? (слова)
4. Сколько небитых дают за одного битого? (двух)
5. Без чего не бывает дыма? (без огня)
"Музыка"
1. Сколько нот в нотном стане? (7)
2. Под какую музыку шагают солдаты? (марш)
3. Из скольких линий состоит нотный стан? (5)
4. Как называется ансамбль из четырёх музыкантов? (квартет)
5. Кто управляет оркестром? (дирижёр)
«Самый-самый»
- Вид спорта в котором самый легкий мяч? (теннис)
- Самый большой оптический прибор? (телескоп)
- Самый большой струнный щипковый музыкальный инструмент? (арфа)
- Самый чистоплотный зверь (барсук)
- Самое крупное млекопитающее животное? (кит)
Литературное чтение
- Угадай героя .(группа)
Вам предстоит по описанию определить литературного героя. Сейчас каждому участнику по очереди будут предложены приметы, по которым он должен будет определить героя и назвать произведение.
Если участник отгадывает героя с первой подсказки он получает 5 баллов, если со 2-ой – 4 б., если с 3-ей – 3 б., с 4-ой – 2 б., с 5-ой – 1 б.
Если кто-то из ребят так и не определит литературного героя, то ответ могут дать остальные участники игры
1 Подсказки:
1. Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела.
2. У неё появилось много друзей, для которых стали устраиваться приемы.
3. Ее попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас её.
4. Дело кончилось свадьбой.
5. Самым ценным достоянием главной героини был самовар.
Ответ:Муха-Цокотуха. К.И. Чуковский.
2 Подсказки:
1. Этот герой любит полакомиться рыбкой.
2. Нашему герою удалось обмануть короля, великана-людоеда.
3. Первое, что он попросил у бедного юноши – это мешок и сапоги.
4. Этот герой достался в наследство одному бедному юноше, младшему брату, братья которого получили после смерти отца мельницу и осла.
5. Наш герой называл всем своего бедного хозяина как Маркиза де Карабаса
Ответ: Кот в сапогах. Ш. Перро.
3 Подсказки:
1 Этот герой был невысокого роста, был очень быстр и мудр.
2 Был отдан как откуп младшему сыну Ивану.
- Был верным советчиком и помощником Ивана, помогал Ивану выполнить все приказы царя.
- Данный герой зимой тебя согреет,
Летом холодом обвеет,
В голод хлебом угостит,
В жажду мёдом напоит. - Имел нетипичный внешний вид: ростом был в три вершка, на спине имел два горба, и длинные уши.
Ответ: Конек-горбунок Ершов
4 Подсказки:
1 Данная особа приобрела большое количество очков.
2 Пыталась применить их различными способами, но так и не нашла должного применения.
3 С возрастом зрение героини ухудшалось.
4 Так и не смогла найти применение очкам, обвинив всех людей в глупости.
5 С досады разбила все очки о камень.
Ответ: мартышка И.А. Крылов
5 Подсказки :
1 Самый знаменитый умный сказочный персонаж, который считал себя очень глупым.
2 Он был одет в поношенный голубой кафтан, в потертую шляпу, старые голубые ботфорты.
3. Вместе с друзьями наш герой направлялся в волшебный город.
4 Голова его была из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом.
5 Он умел пугать ворон, в нём соломы был — вагон, он был неуклюж и умом своим не дюж.
Ответ: Страшила , А Волков
Продолжите название произведения (индивидуально)
Барбос и _(Жулька)
Серая ___(шейка)
Кошкин___(дом)
Горячий__(хлеб или камень)
Горшок ___(каши)
Лисичкин__(хлеб)
Заколдованная__(буква)
Городок____(в табакерке)
Маленький __(принц)
Дикие ___(лебеди)
Новое ____(платье короля)
Черная __(курица)
Окружающий мир
Конкурс «Лесные загадки» (индивидуально)
1. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)
2. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук)
3. У кого на сучке кладовая? (У белки)
4. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
5. Скачет зверюшка: Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)
6. Над рекою он в полёте, этот чудо-самолётик. Над водой парит он гладкой, на цветке его посадка. (Стрекоза)
7. Волны к берегу несут парашют – не парашют. Не плывёт он, не ныряет, только тронешь – обжигает. (Медуза)
8. Какая птица считается символом мудрости и познания? (Сова)
9. Какого храброго животного в книге Р.Киплинга звали Рикки-Тики-Тави? (Мангуст)
10. У какого животного пять черных полос на спине? (У бурундука)
Конкурс «Жалоба» Капитан команды должен вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы» животного и определить, о ком идёт речь, и какую пользу приносит оно. 2 балла (1 балл за верно угаданное животное, 1 балл за рассказ о его пользе)
Жалоба I. Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.
Ответ: В первой жалобе говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей, целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу, – и они исчезнут.
Жалоба II. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим, висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.
Ответ: Во второй – о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от неё огромная. Они поедают вредных насекомых ночью. Как бы сменяя птиц, которые едят насекомых днём.
Жалоба III. Все нас боятся, а увидят, так и норовят палкой прогнать. А ведь мы нападаем только в целях защиты, из нашего яда изготовляют ценнейшие лекарства, в степях мы контролируем численность грызунов.
Ответ: Речь идёт о змеях. Их яд используют в изготовлении редких лекарств, они контролируют численность грызунов.
Жалоба IV. Услышав нас, увидев нас, люди размахивают руками, прогоняя нас, могут и растоптать, а ведь как вы любите наше лакомство! Мы даже, жертвуя собой, лечим вам радикулит.
Ответ: Речь идёт о пчёлах. Они дают людям богатый микроэлементами мёд, прополис, пчелиный яд в микродозах очень полезен, он лечит многие болезни у человека, а какую пользу они приносят при опылении цветочных растений!
Жалоба V. Мы юркие и быстрые создания, которых на земном шаре насчитывается более 5000 видов. Встречаемся повсеместно: в садах и огородах, в лесах и горах. В теплые дни мы стремительно бегаем среди камней и растений, по скалам и стенам домов, греемся на солнце.
Многие сельские и городские жители относятся к нам с боязнью или с пренебрежением, а некоторые считают нас вредными или даже ядовитыми животными. Однако мы безобидны и приносим огромную пользу.
Ответ: Речь идет о ящерицах. Уничтожают ящерки и личинок мух, и саранчу, и медведку — одну из самых опасных вредительниц сада. Причем, будучи невероятно прожорливыми, они поедают вредителей в огромных количествах. Поэтому считайте, что ящерицы пришли к вам на помощь в борьбе со всевозможной огородной нечистью.
- 8. В старину кору этого дерева использовали вместо бумаги. (берёза)
914. Семена какого растения используют для приготовления шоколада? (какао)
15. Как распространяются семена одуванчика? (с помощью ветра)
16. Из какой страны к нам привезены кактусы? (из Мексики)
17. Что за дерево стоит - ветра нет, а лист дрожит? (осина)
18. Экзотический мохнатый зелёный сладко-кислый фрукт. (киви)
1. Самая маленькая птичка. (колибри)
2. Куда зайцу удобнее бежать: с горы или в гору? (в гору)
3. Им кусает пчела. (жало)
4. Самое большое животное. (синий кит)
- Собака доктора Айболита. (Авва)
3. Пёс Дяди Фёдора. (Шарик)
4. Пёсик Элли. (Тотошка)
5. Собачка, которая помогала деду и бабе собирать урожай. (Жучка)
6. Пантера из сказки "Маугли". (Багира)
8. Кот из деревни Простоквашино. (Матроскин)
10. Медведь, обучавший Маугли законау джунглей. (Балу)
11. Имена двух мышат из сказки "Колосок". (Круть и Верть)
13. Муха, которая напоила всех чаем. (Цокотуха)
15. У кого в голове опилки? (Винни-пух)
16. С кем Ёжик протирал звёзды? (с медвежонком)
17. Детёныш Муми-мамы и Муми-папы. (Муми-тролль)
18. Кто разбил золотое яичко? (мышка)
4. Как называется специальная книга, в которой отмечают успеваемость учеников? (журнал)
5. Мера длины, равная 10 см. (дециметр)
6. За какой нотой следует нота ре? (до) - 9. Как называется транспортное средство, предназначенное для полёта людей в космос? (космический корабль)
10. Как называется слово без окончания? (основа слова)
11. Им гребут, плывя на лодке. (весло)
12. Каникулы у папы и мамы. (отпуск) - 14. Сахар в кусочках. (рафинад)
15. Низ обуви. (подошва)
16. Внучка Деда Мороза. (Снегурочка)
17. Его сначала заваривают, а потом пьют. (чай)
18. Кто на корабле главный? (капитан)
6. Что следует ковать, пока оно горячо? (железо)
7. Кого дело боится? (мастера)
8. Что, согласно пословице летит, когда рубят лес? (щепки)
9. Во что не рекомендуется плевать? (в колодец)
10. Какому подарку в зубы не смотрят? (коню)
11. Не имей 100 рублей, а имей 100 ... (друзей)
12. Тише едешь, дальше ... (будешь)
13. Не по словам судят, а по чему? ( по делам)
14. Что оторвали на базаре любопытной Варваре? (нос)
15. Какой фрукт падает недалеко от своего дерева? (яблоко)
16. Когда приходит аппетит? (во время еды)
17. Чего не утаишь в мешке? (шила)
18. Кто свистит на горе? (рак)
1. На каком музыкальном инструменте играл крокодил Гена? (гармошка)
2. Кто пел песенку "Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл?" (колобок)
4. Какую ноту кладут в суп? (соль) - Как называется ансамбль из четырёх музыкантов? (квартет)
9. Какая торжественная песня звучит каждый день в 6 утра по радио? (гимн)
10. Группа, которая имеет название такое же, как и часть растения ("Корни")
11. У какого инструмента есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно, это славный наш ... (рояль)
12.
13. Герой какого мультфильма пел песню "От улыбки хмурый день светлей…"? (Крошка Енот)
14. Под какую музыку шагают солдаты? (марш)
15. Забренчит нам, угадай-ка, веселушка… (балалайка)
16. На чём играл кот Матроскин из Простоквашино? ( на гитаре)
17. Какую ноту не мог взять Бараш из "Смешариков"? (ля)
18. Какой музыкальный инструмент изображал волка в музыкальной сказке Прокофьева "Петя и Волк"? (валторна)
Название МБОУ | Математика | Русск.язык | Конкурс капитанов | Литературное чтение | Окружающий мир | Итого | Место | ||||||
Разминка (группа) | Задачи (индивид) | Танграм (группа) | Пословицы (группа) | Фразеологизмы (индивид) | Составить предлож. (индивид) | Угадай героя (группа) | Угадай произведен (индивид) | Жалоба (группа) | Лесные загадки (индивид) | ||||
Башкирский лицей №1 | |||||||||||||
СОШ №2 | |||||||||||||
Лицей №3 | |||||||||||||
СОШ №5 | |||||||||||||
СОШ №10 | |||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон "Умники и умницы" для учащихся 2 класса
Интеллектуальная игра-соревнование "Умники и умницы" проводится между учащимися 2 классов...

Интеллектуальный марафон "Умники и умницы".
Задания для интеллектуального марафона "Умники и умницы" для учащихся 2 класса....

Грамота призера школьного интеллектуального марафона "Умники и умницы", 2018 год
Грамота призера школьного интеллектуального марафона "Умники и умницы", 2018 год...

Интеллектуальный марафон "Умники и умницы"
Внеклассное мероприятие, направлено на развитие познавательных интересов, развитие памяти, логического мышления школьников....

Задание для интеллектуального марафона "Умники и умницы" 1-4 класс
В интеллектуальном марафоне предоставленны задания с 1 по 4 класс....
Интеллектуальный марафон « Умники и Умницы». 3 класс.
Интеллектуальный марафон « Умники и Умницы». 3 класс....