Внеурочная деятельность
материал

Ненашева Татьяна Геннадьевна

"Умники и умницы"

"Занимательный русский язык"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА

 «Занимательный русский язык»

Направление: общеинтеллектуальное

Период реализации программы – 4 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:

 - Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

- Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  В рабочую программу включены следующие разделы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.

3. Общая характеристика учебного предмета, курса.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

6.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (для ФГОС).

7. Содержание учебного предмета, курса.

9. Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.

10. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

11. Приложения к рабочей программе.

12. Лист корректировки рабочей программы.

Данная программа имеет своей целью расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий.

Задачи курса:

-развитие лингвистических компетенций учащихся;

-формирование любви и уважения к русскому языку;

-развитие познавательных способностей младших школьников;

-развитие творческих способностей младших школьников;

-расширение кругозора учащихся.

Программа реализуется в течении четырёх лет обучения в начальной школе (с 1 по 4 класс).Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

        Приоритетными на этапе начального образования являются:  

- познавательная деятельность

- информационно-коммуникативная деятельность

- рефлексивная деятельность.

   Результаты изучения программы «Занимательный русский язык» изложены в разделе  «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  курса».

  Достижения обучающихся имеют качественную характеристику.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.

Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

        Каждое занятие имеет следующую структуру:

  1. Работа над темой занятия.
  2. «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение физминутки).
  3. Продолжение работы над темой.
  4. «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).
  5. Рефлексия (подведение итогов занятия).

        Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».

ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА

Программа рассчитана на 33 учебных часа в 1 классе (1час в неделю) и 34 учебных часа во 2-4 классах (1 час в неделю).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.         Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

        Все занятия курса строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.

  На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещё не овладели техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребёнка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.

        Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей.

Формирование познавательных интересов - не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств.  Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.

Принцип активности хорошо известен педагогам.  Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.

        В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).

        Занятия кружка рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности.

        На занятиях кружка должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи.  Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения.  Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п.

        

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

  • Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где  допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.

Календарно-тематическое планирование в 1 классе

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

1

Речь устная и письменная

1

2

Что такое слово

1

3

В мире звуков

1

4

Игротека

1

5

Звуки и буквы- не одно и тоже

1

6

Что такое метаграммы

1

7

Жили-были гласные и согласные

1

8

Игротека

1

9

Волшебник Ударение

1

10

Такие разные согласные    

1

11

Такие разные согласные    

1

12

Игротека

1

13

Русские народные загадки

1

14

Зачем шипят шипящие

1

15

Познакомьтесь: алфавит!  

1

16

Игротека

1

17

Привет, пословица!

1

18

Поговорим о предложении

1

19

Ещё немного о предложении

1

20

Игротека

1

21

Знакомимся с анаграммами

1

22

Что такое текст ?

1

23

Что мы пишем с большой буквы

1

24

Игротека

1

25

О безударных гласных

1

26

О парных звонких и глухих согласных

1

27

Слова-приятели

1

28

Игротека

1

29

Слова-неприятели

1

30

Волшебное слова предлог

1

31

Что за зверь такой-фразеологизм

1

32

Игротека

1

33

Учимся различать слова разных частей речи

1

Календарно-тематическое планирование во 2 классе

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

1

Что мы знаем о звуках и буквах ?

1

02.09.

2

Что такое лексика?

1

09.09.

3

Однозначные и многозначные слова

1

16.09.

4

Игротека

1

23.09.

5

Слова-братья

1

30.09.

6

Слова - наоборот

1

07.10.

7

Пословица недаром молвится

1

14.10.

8

Игротека

1

21.10.

9

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …

1

28.10.

10

Играем со словарными словами

1

11

Анаграммы

1

12

Игротека

1

13

Секреты некоторых букв

1

14

Шарады, анаграммы и метаграммы

1

15

Еще раз о синонимах и антонимах

1

16

Игротека

1

17

Слова, обозначающие предметы

1

18

Слова, обозначающие действие предметов

1

19

Слова, обозначающие признаки предметов

1

20

Игротека

1

21

Текст, тема, главная мысль

1

22

Заголовок- всему голова

1

23

Работаем с фразеологизмами

1

24

Игротека

1

25

И снова пословицы

1

26

Ещё раз о фразеологизмах

1

27

Русские народные загадки

1

28

Игротека

1

29

И вновь словарные слова

1

30

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

1

31

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

1

32

Игротека

1

33

Повторяем…

1

34

Повторяем, повторяем…

1


Календарно-тематическое планирование в 3 классе

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

1

Да здравствует русский язык!

1

2

Вежливые слова

1

3

Поговорки и пословицы  

1

4

Игротека

1

5

Запоминаем словарные слова

1

6

Растения во фразеологизмах

1

7

Животные во фразеологизмах

1

8

Игротека

1

9

Я не поэт, я только учусь…

1

10

Как Морфология порядок навела

1

11

Игры с пословицами

1

12

Игротека

1

13

И снова животные во фразеологизмах

1

14

Кое-что о местоимении  

1

15

Познакомимся поближе с  наречием и числительным

1

16

Игротека

1

17

Состав слова. Основа слова. Формы слова

1

18

Про корень и окончание  

1

19

Про суффикс и приставку

1

20

Игротека

1

21

Непроизносимые согласные

1

22

Учимся различать приставку и предлог

1

23

Учимся писать не с глаголами

1

24

Игротека

1

25

Имена существительные с шипящим звуком на конце

1

26

Его величество Ударение

1

27

Поговорим о падежах

1

28

Игротека

1

29

Сложные слова

1

30

От архаизмов до неологизмов

1

31

По страницам энциклопедий

1

32

Игротека

1

33

Повторяем…

1

34

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»

1


Календарно-тематическое планирование в 4 классе

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

И снова о русском языке…

1

Крылатые слова и афоризмы

1

Копилка занимательных заданий

1

Игротека

1

Об именах

1

О русских фамилиях

1

В поисках сбежавших головоломок

1

Игротека

1

Мы играем в логогрифы

1

Учимся распознавать речевые ошибки

1

Коллекция заморочек

1

Игротека

1

Ох уж эти фразеологизмы!...

1

Работаем над рифмами

1

Словесные забавы

1

Игротека

1

Продолжаем работу над фразеологизмами

1

Русские пословицы и поговорки

1

Ассорти для любителей русского языка

1

Игротека

1

И снова о фразеологизмах

1

Однородные члены предложения

1

Ошибочка вышла!...

1

Игротека

1

Про омонимы и их разновидности

1

Еще немного фразеологизмов

1

В стране Перевертундии

1

Игротека

1

Что такое «паронимы»

1

Запоминаем словарные слова

1

31 июня

1

Игротека

1

Повторяем…

1

Повторяем…

1


Описание материально-технического обеспечения курса:

  1. Книгопечатные пособия:
  • Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
  • Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
  • Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  • Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  • Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  • Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  • Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  • Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  • Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

  1. Цифровые ресурсы:
  • Ресурсы Интернет.
  • ЦОР по русскому языку для начальной школы.
  • ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
  1. Техническое оборудование:
  • компьютер;
  • принтер;
  • сканер;
  • мультмедиапроектор.



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА

 «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ»

Направление: общеинтеллектуальное

Период реализации программы – 4 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели изучения курса

Программа курса «Юным умникам и умницам» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

Курс включает 138 занятий: 1 занятие в неделю, в первом классе - 33 занятия, во 2 – 4 классах - по 53 занятий за учебный год. Условное название курса «РПС» (развитие познавательных способностей).

Предлагаемая программа «Юным умникам и умницам» предназначена для организации внеурочной деятельности и представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 10 лет.

Программа предполагает ее реализацию в форме кружкового занятия.

Основной целью учебного курса является: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким        образом,        принципиальной        задачей        предлагаемого        курса        является        именно        развитие        познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

  1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
  2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

  1. Ценностные ориентации организации деятельности        предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
  2. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.
  3. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

ОПИСАНИЕ МЕСТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный курс «Наименование курса» реализуется за счет часов вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации курса – кружковое занятие. Общий объем часов, необходимых на реализацию курса 135 ч. 1 класс – 33ч., 2 класс – 34ч., 3 класс – 34ч., 4 класс – 34ч.

В процессе освоения содержания программы ее результативность предполагается проверять с помощью (через)… (указать формы)

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

  1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
  2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

  1. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
  2. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.
  3. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

В результате изучения курса получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.

ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса        является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса        являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПАМЯТЬ

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

ЗАДАНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил

логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

На занятия по Развитию познавательных способностей во 3 классе отводится 40 - 45 минут.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЙ ТАКАЯ:

1.«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты)

2.Разминка (3-5 минут)

3.        Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (15 минут)

4.Веселая переменка (3-5 минут)

5.Логически-поисковые и творческие задания (10-15 минут)

6.        Логические задачи на развитие аналитических способностей и  способности рассуждать

В занятия включаются задания «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.

Основные принципы распределения материала:

  • системность: задания располагаются в определенном порядке;
  • принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
  • принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
  • увеличение объема материала;
  • наращивание темпа выполнения заданий;
  • смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения  - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий: а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе в каждом классе;

б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

В процессе выполнения каждого задания  происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Холодова        О.        Юным        умникам        и        умницам:        Задания        по        развитию        познавательных        способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ                книга.

Рабочие тетради для учащихся

Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей. 2 класс. Рабочая тетрадь – М.: РОСТ книга.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са- мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко- торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль        в формах

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. класс

занятия

Дата

проведения

Развиваемые способности

Кол-во часов

1.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Построение предметов, штриховка (вводный урок)

1

2.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Построение предметов, виды штриховок

1

3.

Тренировка внимания. Развитие мышления. Построение модели аэродрома

1

4.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Построение модели маяка

1

5.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Построение модели реактивного самолета

1

6.

Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Построение модели Красной площади

1

7.

Совершенствование воображения. Построение модели гусеницы

1

8.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Построение модели соловья

1

9.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Построение модели спец. машины «Скорая помощь»

1

10.

Тренировка внимания. Развитие мышления. Построение модели кареты

1

11.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Построение модели коляски

1

12.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Построение модели трамвая

1

13.

Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Построение модели домика для зайчат

1

14.

Совершенствование воображения. Построение модели лесной полосы и самолета над ней

1

15.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Построение модели

1

космического летательного аппарата

16.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Построение тематической картинки «Зимние забавы»

1

17.

Тренировка внимания. Развитие мышления. Построение модели трактора с прицепом

1

18.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Построение модели паровоза с вагонами

1

19.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Построение модели электрокара

1

20.

Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Построение модели электромобиля

1

21.

Совершенствование воображения. Построение модели метро

1

22.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Построение модели микроавтобуса

1

23.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Построение модели космического корабля

1

24.

Тренировка внимания. Развитие мышления. Построение модели подъемного крана

1

25.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Построение модели бабочки

1

26.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Построение тематической картинки «Царевна-лягушка»

1

27.

Развитие быстроты реакции. Поиск закономерностей. Построение сюжетной картинки «Баба-Яга»

1

28.

Совершенствование воображения. Построение сюжетной картинки «Грибы»

1

29.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Построение букета цветов

1

30.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Построение модели жилого дома

1

31.

Тренировка внимания. Развитие мышления. Построение модели корабля

1

32.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Построение модели робота

1

33.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1

  1. класс

№ занятия

Дата проведения

Развиваемые способности

Кол-во часов

1.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1

2.

Развитие концентрации. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать

1

3.

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей

1

4.

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать

1

5.

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей

1

6.

Поиск закономерностей. Развитие способности рассуждать

1

7.

Совершенствование воображения. Задания с использованием спичек. Ребусы буквенно-цифровые

1

8.

Развитие логического мышления. Развитие способности рассуждать

1

9.

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать

1

10.

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей

1

11.

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать

1

12.

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей

1

13.

Поиск закономерностей. Развитие способности рассуждать

1

14.

Совершенствование воображения. Задания с использованием спичек. Развитие способности рассуждать

1

15.

Развитие логического мышления. Логически-поисковые задания

1

16.

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать

1

17.

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей

1

18.

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать

1

19.

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей

1

20.

Поиск закономерностей. Развитие способности рассуждать

1

21.

Совершенствование воображения. Задания с использованием спичек. Развитие способности рассуждать

1

22.

Развитие логического мышления. Логически-поисковые задания

1

23.

Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей

1

24.

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей

1

25.

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Развитие способности рассуждать

1

26.

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей

1

27.

Поиск закономерностей. Логически-поисковые задания

1

28.

Совершенствование воображения. Задания с использованием спичек. Ребусы

1

29.

Развитие логического мышления. Логически-поисковые задания

1

30.

Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Тест № 1

1

31.

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей

1

32.

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Тест № 2

1

33.

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Развитие аналитических способностей

1

34.

Поиск закономерностей. Тест № 3. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1

  1. класс

№ занятия

Дата проведения

Развиваемые способности

Кол-во часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1

1.

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

2.

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

3.

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

4.

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

5.

Поиск закономерностей. Нестандартные задачи.

1

6.

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы. Задания с использованием спичек.

1

7.

Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

8.

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

9.

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

10.

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

11.

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

12.

Поиск закономерностей. Нестандартные задачи.

1

13.

Совершенствование воображения. Логически- поисковые задания. Ребусы. Задания с использованием спичек.

1

14.

Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

15.

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

16.

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

17.

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

18.

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

19.

Поиск закономерностей. Нестандартные задачи.

1

20.

Совершенствование воображения. Логически- поисковые задания. Ребусы. Задания с использованием спичек.

1

21.

Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

22.

Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

23.

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

24.

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

25.

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

26.

Поиск закономерностей. Нестандартные задачи.

1

27.

Совершенствование воображения. Логически - поисковые задания. Ребусы. Задания с использованием спичек.

1

28.

Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

29.

Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

30.

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

31.

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

32.

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи.

1

33.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1

  1. класс

№ занятия

Дата проведения

Развиваемые способности

Кол-во часов

1.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1

2.

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

3.

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

4.

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

5.

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

6.

Поиск закономерностей. Нестандартные задачи

1

7.

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы. Задания с использованием спичек

1

8.

Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

9.

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

10.

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

11.

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

12.

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

13.

Поиск закономерностей. Нестандартные задачи

1

14.

Совершенствование воображения. Логически- поисковые задания. Ребусы. Задания с использованием спичек

1

15.

Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

16.

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

17.

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

18.

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

19.

Поиск закономерностей. Нестандартные задачи

1

20.

Совершенствование воображения. Логически- поисковые задания. Ребусы. Задания с использованием спичек

1

21.

Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

22.

Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

23.

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

24.

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

25.

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

26.

Поиск закономерностей. Нестандартные задачи

1

27.

Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы. Задания с использованием спичек

1

28.

Развитие быстроты реакции, мышления. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

29.

Тренировка концентрации внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

30.

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

31.

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

32.

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания. Нестандартные задачи

1

33.

Поиск закономерностей. Нестандартные задачи

1

34.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....