Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг нас" для учащихся 1 -4 классов
рабочая программа (4 класс)
Программа организации внеурочной деятельности " Мир вокруг нас" для учащихся 1 - 4 классов является механизмом интеграции и обеспечивает полноту и цельность содержания программ по предметам, расширяя и обогощая его. В основе программы лежит проектная деятельность, которая является обязательной и предусматривает участие всех учащихся класса в познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17».
Данная программа соответствует образовательным стандартам основного общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.
Программа рассчитана на 128 часов (1 час в неделю), 4 года.
Программа организации внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» является механизмом интеграции, обеспечивает полноту и цельность содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности, а так же привлечение ресурсов интернет для активизации деятельности в этом направлении.
Срок реализации программы «Мир вокруг нас» составляет 4 года
по 1 часу в неделю.
Цель программы – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Современные развивающие программы основного общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования школьников среднего уровня умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, умения работать в сети интернет. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующихпринципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Учащиеся начальной школы нуждаются в помощи педагога на всех этапах работы над проектом. Особенно трудно им дается выделение проблемы, формирование цели, планирование работы.
У детей этого возраста еще не сформировалось субъективное ощущение времени, поэтому они не могут распределить его рационально, не всегда объективно оценивают собственные силы. ,
Младшие школьники часто не в состояние гибко реагировать на новые обстоятельства и вносить необходимые изменения в работу. Им трудно на протяжение долгого времени сохранять интерес к работе, не выпускать из виду отдаленную цель. Не всегда в потоке информации удается отделить главное от второстепенного, достоверные сведения от сомнительных. Кроме того, многие ребята медленно читают, плохо понимают прочитанное, не умеют анализировать, обобщать, классифицировать, не обладают другими общеинтеллектуальными навыками, необходимыми для работы над проектом. Все это- следствие пока еще ограниченного школьного опыта, недостаточно сформированных общеучебных и проектных навыков.
Дети этого возраста не рефлексивны, т.е. не умеют анализировать свои чувства и эмоции, давать объективную оценку своим достижениям. У них еще не сформированы навыки презентации самопрезентации, не хватает словарного запаса. Все это предполагает, что значительный объем работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком, постоянно его, поддерживая и вдохновляя. При этом не следует, однако, забывать, что проект- это, прежде всего самостоятельная работа, в которой автор может высказывать собственную точку зрения, которая, возможно, не совпадает с позицией учителя.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в младшем школьном возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» «Мир вокруг нас» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеке, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.
Программа предполагает приобретение детьми новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи, позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации, получение школьниками самостоятельного социального опыта.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Сетевые проекты дают возможность не только реализовать проект, но и пополнить свое портфолио.
После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Методическое обеспечение программы:
Проекты отличаются друг от друга:
результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
-продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
- набором и иерархией ролей;
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
Учебно-тематический план программы
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор ные | Внеауди торные | ||||
1 класс | |||||
Введение | 1 | 1 | |||
1 | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. | Коллективная игра «Предполагаем, анализируем, делаем выводы». | |||
1. | Тайны за горизонтом | 4 | 2 | 2 | |
2 | Географические открытия в древности. Небосвод. | 1 | Экскурс в историю географических открытий мини-семинар по результатам экскурсии «Самый наблюдательный». | ||
3 | Перемещение солнца на небосводе. | 1 | Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда. | ||
4 | Представление о форме Земли в древности. Земной шар. | 2 | Изготовление модели Земли из цветного пластилина | ||
5 | Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. | 2 | Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте. | ||
2 | Загадка смены времен года | 6 | 2 | 4 | |
6 | Вращение Земли вокруг своей оси. | 1 | Заочная экскурсия в обсерваторию | ||
7 | Движение солнца над горизонтом. | 2 | Игра: легенды и сказки о Солнце, их инсценировка. | ||
8 | Сутки, определение частей суток по разной деятельности. | 3 | Проектная деятельность Составление режима дня | ||
9 | Загадки. Год и времена года. | 4 | Круглый стол | ||
10 | Названия месяцев на Руси. | 1 | Викторина. Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение | ||
11 | История происхождения названий дней недели. | 2 | Составить название дней недели из букв разрезной азбуки | ||
3 | Тайны круговорота веществ в природе | 4 | 2 | 2 | |
12 | Круговорот веществ в природе. | 1 | Просмотр учебного фильма | ||
13 | Живая и неживая природа. | 1 | Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы. | ||
14 | Цепи питания. | 2 | Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения. | ||
15 | Обитатели почвы. | 2 | Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе; изучение знаков, норм и правил поведения в природе. | ||
4 | Загадки круговорота воды в природе | 4 | 1 | 3 | |
16 | Загадки о состояниях воды. | 1 | Дети учатся составлять свои загадки | ||
17 | Наблюдение в природе за водой | 1 | Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней. | ||
18 | Природа дождевого облака | 2 | Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду | ||
19 | Природа снежного облака | 3 | Учимся рисовать снежинки, оформление выставки | ||
5 | Загадки под водой и под землей | 5 | 3 | 2 | |
20 | Как изучают подводный мир. | 1 | Просмотр учебного фильма | ||
21 | Киты, дельфины, акулы. | 1 | Рисунки детей по теме занятия | ||
22 | История открытия гигантского кальмара. | 2 | Конкурс рисунков обитателей океанов | ||
23 | Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». | 3 | Рисунки детей по теме занятия | ||
24 | Жизнь в темных глубинах океана. | 2 | Просмотр учебного фильма | ||
6 | Загадки растений | 3 | 1 | 2 | |
25 | Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. | 1 | Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле. | ||
26 | Сказка о цветке-недотроге. | 2 | Ролевая игра. | ||
27 | Образование плода. Многообразие плодов. | 1 | Просмотр учебного фильма | ||
7 | Планета насекомых | 4 | 2 | 2 | |
28 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. | 1 | Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях. | ||
29 | Жуки. | 1 | Выполнение зарисовок | ||
30 | Бабочки. | 2 | Выполнение зарисовок | ||
31 | Охрана насекомых. | 2 | Проектная работа | ||
8 | Что такое НЛО? | 1 | 1 | ||
32 | Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. | Круглый стол. | |||
Заключение | 1 | 1 | |||
33 | Что мы узнали и чему научились за год. | Привлечь внимание детей к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, почвы, воздуха. Показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой. | |||
Итого | 33 | 14 | 19 |
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудитор ные | Внеуади торные | ||||
2 класс | |||||
Введение | 1 | 1 | |||
1 | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. | Дети отгадывают загадки, ребусы. Предложения детей по программе курса «Экология», о чем им хотелось бы узнать. | |||
1. | Тайны за горизонтом | 4 | 2 | 2 | |
2 | Географические открытия в древности. Небосвод. | 1 | Экскурс в историю географических открытий | ||
3 | Перемещение солнца на небосводе. | 1 | Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда. | ||
4 | Представление о форме Земли в древности. Земной шар. | 2 | Изготовление модели Земли из цветного пластилина | ||
5 | Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. | 2 | Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте. | ||
2 | Загадка смены времен года | 6 | 2 | 4 | |
6 | Вращение Земли вокруг своей оси. | 1 | Заочная экскурсия в обсерваторию | ||
7 | Движение солнца над горизонтом. | 2 | Просмотр учебного фильма | ||
8 | Сутки, определение частей суток по разной деятельности. | 3 | Проектная деятельность Составление режима дня | ||
9 | Загадки. Год и времена года. | 4 | Круглый стол | ||
10 | Названия месяцев на Руси. | 1 | Викторина. Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение | ||
11 | История происхождения названий дней недели. | 2 | Составить название дней недели из букв разрезной азбуки | ||
3 | Тайны круговорота веществ в природе | 4 | 2 | 2 | |
12 | Круговорот веществ в природе. | 1 | Просмотр учебного фильма | ||
13 | Живая и неживая природа. | 1 | Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы. | ||
14 | Цепи питания. | 2 | Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения. | ||
15 | Обитатели почвы. | 2 | Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе; изучение знаков, норм и правил поведения в природе. | ||
4 | Загадки круговорота воды в природе | 4 | 1 | 3 | |
16 | Загадки о состояниях воды. | 1 | Дети учатся составлять свои загадки | ||
17 | Наблюдение в природе за водой | 1 | Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней. | ||
18 | Природа дождевого облака | 2 | Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду | ||
19 | Природа снежного облака | 3 | Учимся рисовать снежинки, оформление выставки | ||
5 | Загадки под водой и под землей | 5 | 3 | 2 | |
20 | Как изучают подводный мир. | 1 | Просмотр учебного фильма | ||
21 | Киты, дельфины, акулы. | 1 | Рисунки детей по теме занятия | ||
22 | История открытия гигантского кальмара. | 2 | Конкурс рисунков обитателей океанов | ||
23 | Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». | 3 | Рисунки детей по теме занятия | ||
24 | Жизнь в темных глубинах океана. | 2 | Просмотр учебного фильма | ||
6 | Загадки растений | 3 | 1 | 2 | |
25 | Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. | 1 | Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле. | ||
26 | Сказка о цветке-недотроге. | 2 | Ролевая игра. | ||
27 | Образование плода. Многообразие плодов. | 1 | Просмотр учебного фильма | ||
7 | Планета насекомых | 5 | 2 | 3 | |
28 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. | 1 | Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях. | ||
29 | Жуки. | 1 | Выполнение зарисовок | ||
30 | Бабочки. | 2 | Выполнение зарисовок | ||
31 | Охрана насекомых. | 2 | Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков. | ||
32 | Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. | 3 | Конкурс рисунков «Невероятный жук». | ||
8 | Что такое НЛО? | 1 | 1 | ||
33 | Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. | Круглый стол. | |||
Заключение | 1 | 1 | |||
34 | Что мы узнали и чему научились за год. Защитим природу. | Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих в Иркутской области. Защита и охрана. Прогулка-путешествие. | |||
Итого | 34 | 14 | 20 |
Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||||
№ | Наименование разделов, блоков, тем | |||||
Аудитор ные | Внеуади торные | |||||
1 | Изучение природы | 3 | 2 | 1 | ||
1. | Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. | 1 | Обмен впечатлениями, чтение рассказов М.Пришвина о природе. | |||
2. | Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу | 2 | Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы». | |||
3. | Наблюдения в природе, описание живых объектов. | 1 | Экскурсия. Выявление связей между живой и неживой природой на примере сезонных явлений в природе. | |||
2 | Условия, в которых мы живем | 6 | 2 | 4 | ||
4 | Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. | 1 | Презентация. Мини проекты | |||
5 | Особенности весны, лета, осени, зимы. | 2 | Просмотр учебного фильма | |||
6 | Неблагоприятные и необычные явления природы. | 1 | Беседа, разгадывание загадок, ребусов | |||
7 | Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. | 3 | Групповая проектная деятельность | |||
8 | Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. | 4 | Круглый стол | |||
9 | Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана. | 2 | Просмотр учебного фильма Игра: «Какая вода в реке», «Чем мы можем помочь реке?» | |||
3 | Кто и как живет рядом с нами | 15 | 5 | 10 | ||
Мир растений и человек | 5 | |||||
10 | Многообразие цветущих и не цветущих растений Краснодарского края. Свет, тепло, влага в жизни растений. | 1 | Экскурсия в парк | |||
11 | Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. | 2 | Круглый стол | |||
12 | Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Иркутской области. | 1 | Операция «Красная тетрадка»: изучить растения родного края; не рвать редкие исчезающие растения | |||
13 | Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в природе. | 3 | Игра «Грибники и грибы», «Не топчи грибы», конкурс рисунков «Фантастический гриб». | |||
14 | Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. | 2 | Игра: «Что растет в родном краю». | |||
Мир животных и человек | 10 | |||||
15 | Многообразие животных родного края | 4 | Опытно-исследовательская работа: маскировка животных. Игра. «Охотники и зайцы», «Лиса, охотник и куры», «У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Промысловая охота». | |||
16 | Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. | 5 | Игра: составление рассказа о рыбе по схеме модели «Рыбы». Опытно-исследовательская работа: Внешнее строение рыб, их различие и сходства. Рыбы в воде передвигаются легко, свободно, могут плыть в разных направлениях, быстрее и медленнее. | |||
17 | Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. | 6 | Презентация | |||
18 | Древние ящеры и современные ящерицы. | 7 | Учебный фильм | |||
19 | Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. | 8 | Прогулка – наблюдение в парк Игра: «Кузнечик», «Ласточки и мошки» | |||
20 | Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц | 9 | Опытно-исследовательская работа: поведение птиц во время кормления, питание птиц зимой и летом, повадки птиц. Изготовление кормушек. | |||
21 | Домашние птицы. Кормление и уход за ними. | 3 | Составление рассказа о птицах по схеме «Птицы». Конкурс «Кто больше знает птиц». | |||
22 | Млекопитающие родного края. Редкие животные Кемеровской области. | 4 | Доклады детей | |||
23 | Домашние животные. Кормление и уход за ними. | 10 | Опытно-исследовательская работа: как кошка языком чистит шерстку, определение любимого корма животных (хомяк, морская свинка, попугай и тд.) | |||
24 | Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. | 5 | Презентация | |||
4 | Человек и природа | 10 | 2 | 8 | ||
25 | Зависимость человека от природы. | 1 | Просмотр учебного фильма. | |||
26 | Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. | 1 | Опытно- исследовательская работа: рассматривание листа мяты через лупу. Игра: «Составь загадку». | |||
27 | Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. | 1 | Игра «Великолепная семерка» | |||
28 | Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. | 3 | Заседание круглого стола. | |||
29 | Отрицательное воздействие человека на природу. | 4 | Проектная работа: Нормы и правила поведения в природе. «Азбука поведения в природе» Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков. | |||
30 | Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. | 5 | Творческая деятельность: рисунки «Я- человек – часть природы» Составление загадок по теме. | |||
31 | Почему надо соблюдать правила поведения в природе. | 2 | Правила поведения в природе. Викторина «Охрана природы». Составление загадок о правилах поведения в природе. | |||
32 | Что охраняют в заповедниках и заказниках. | 6 | Операция «Красная тетрадка»: изучить животных родного края; охранять все живое в родном крае. Знакомство с профессией лесника, его природоохраняющей деятельностью. | |||
33 | Охранять природу - значит охранять здоровье. | 7 | Опытно-исследовательская работа: рассматривание с помощью лупы своей кожи и кожи товарища. Игра: «Чем помогает кожа?», «Что нельзя делать, чтобы не повредить кожу» | |||
34 | Обобщение знаний. | 8 | Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих на территории Горной Шории. Защита и охрана. Прогулка-путешествие. | |||
Итого | 34 | 11 | 23 |
4 класс | |||||
1. | Выясняем, что такое экология | 2 | 2 | ||
1 | Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. | 1 | Моделирование основной цепочки связей на магнитной доске с помощью учителя | ||
2 | Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком. | 2 | Самостоятельное моделирование основной цепочки связей на магнитной доске | ||
2. | Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения | 3 | 1 | 2 | |
3 | Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных | 1 | Наблюдение за деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, насекомыми, птицами, зверями, другими животными. | ||
4 | Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. | 2 | Игра: «Не топчи травку», «Угадай цветок». | ||
5 | Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. | 1 | Упражнения, закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных: гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. | ||
3. | Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение | 1 | 1 | ||
6 | Представители редких организмов. Они могут исчезнуть. | 1 | Дети выявляют особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны. | ||
4. | Изучаем способы охраны природы | 2 | 1 | 1 | |
7 | Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. | 1 | Выступление заранее подготовленных детей. | ||
8 | Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. | 1 | Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира. Выступление заранее подготовленных детей | ||
5. | Выясняем роль неживой природы в жизни живого | 3 | 1 | 2 | |
9 | Солнце как источник тепла и света для живых существ. Роль света в жизни растений и животных. | 1 | Наблюдение за результатом заранее заложенного опыта | ||
10 | Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. | 1 | Прогулка «Воздух и его обитатели». | ||
11 | Вода и жизнь. Приспособление растений и животных к жизни в условиях недостатка влаги. | 2 | Просмотр учебного фильма. | ||
6 | Открываем жизнь в почве | 1 | 1 | ||
12 | Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия. | 1 | Опытно-исследовательская работа: причины выхода червей на поверхность во время дождя, Конкурс рисунков «Невероятный жук». Опытно- исследовательская деятельность: питательные вещества в почве. Игра: инсценированные стихотворения. Отгадывание загадок. | ||
7. | Пополняем наши знания о разнообразии живой природы | 4 | 1 | 3 | |
13 | Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений | 1 | Опытно-исследовательская работа: рассматривание коры деревьев через лупу; этажи дерева, распознавание деревьев и кустарников по характерным признакам, рассматривание жилкования листьев с зарисовкой , определение высоты и толщины деревьев. | ||
14 | Знакомство с хвощами и плаунами. | 1 | Рассматривание гербарных образцов. | ||
15 | Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные , паукообразные | 2 | Презентация. | ||
16 | Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников. | 3 | Заседание круглого стола. Игра « Собери лукошко» Составление загадок о грибах. Работа по таблицам. | ||
8. | Изучаем экологические связи в живой природе | 4 | 1 | 3 | |
17 | Экологические связи в живой природе на примере елового леса Понятия «прямые связи», «косвенные связи». | 1 | Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее». | ||
18 | Сеть питания, или пищевая сеть | 1 | Составление схем сети питания | ||
19 | Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. | 2 | Просмотр учебного фильма. | ||
20 | Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой | 3 | Конкурс рисунков «Эти удивительные животные» | ||
9. | Знакомимся с охраняемыми растениями и животными | 5 | 2 | 3 | |
21 | Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания | 1 | Выступление заранее подготовленных детей. | ||
22 | Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений | 1 | Презентация | ||
23 | Охраняемые животные. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны. | 2 | Выступление заранее подготовленных детей. Конкурс рисунков охраняемых животных. Оформление альбома. | ||
24 | История спасения бобра, соболя, стреха - примеры активных действий человека по охране животного мира. | 2 | Чтение отрывков из книг Знакомство с «Книгой рекордов Гиннеса» | ||
25 | Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам | 3 | Заочная экскурсия в Сочинский ботанический сад. | ||
10 | Мастерим домики для птиц | 1 | 1 | ||
26 | Мастерим домики для птиц. | 1 | Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц. | ||
11 | Учимся передавать свои знания другим ребятам | 3 | 3 | ||
27 | Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток. | 1 | Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток | ||
28 | Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания. | 2 | Подготовка и планирование проведения бесед, утренников, КВН | ||
29 | Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов. | 3 | Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов. | ||
12 | Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека | 2 | 2 | ||
30 | Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека . Пути попадания вредных веществ в организм человека | 1 | Просмотр учебного фильма Конкурс знатоков природы | ||
31 | Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье | 2 | Опытно-исследовательская работа: опыт по очищению воды. | ||
13 | Обсуждаем примеры экологических катастроф | 1 | 1 | ||
32 | Загрязнение природы. | 1 | Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы». | ||
14 | Подводим итоги работы за год | 2 | 2 | ||
33 | Обобщение основных теоретических знаний. | 1 | Защита детских проектов на экологические темы. | ||
34 | Экскурсия в природу совместно с родителями. | 2 | Наблюдение за птицами животными и насекомыми родного края. | ||
ИТОГО | 34 | 11 | 23 |
Содержание программы.
1-2 класс
1класс – 33ч. (14 - аудиторных, 19 – внеуадиторных)
2класс – 34ч. (14 - аудиторных, 20 – внеуадиторных)
Введение 1г.
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
- Тайны за горизонтом 4ч.
Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.
- Загадка смены времен года 6ч.
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.
- Тайны круговорота веществ в природе 4 ч.
Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.
- Загадки круговорота воды в природе 5ч.
Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака
- Загадки под водой и под землей 3ч.
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.
- Загадки растений 3ч.
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.
- Планета насекомых 4ч.(5ч. -2 класс)
Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.
- Что такое НЛО? 1ч.
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
Заключение 1ч. Что мы узнали и чему научились за год.
3 класс (14 - аудиторных, 20 – внеуадиторных)
- Изучение природы 3ч.
Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
- Условия, в которых мы живем 6ч.
Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.
- Кто и как живет рядом с нами 15ч.
Многообразие цветущих и не цветущих растений Краснодарского края. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Краснодарского края. Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в Краснодарском крае. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц Домашние птицы. Кормление и уход за ними. Млекопитающие родного края. Редкие животные Краснодарского края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Кавказа. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Краснодарского края. Охранять природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний.
- Человек и природа 10ч.
Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Кавказа. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Краснодарского края. Охранять природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний.
- Обобщение пройденного
Обобщение знаний.
4 класс (11 - аудиторных, 23 – внеуадиторных)
- Выясняем, что такое экология 2ч.
Организм и окружающая среда.
Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);связи между природой и человеком.
Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком.
- Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения 3ч.
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных).. Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.
- Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. 1ч.
Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны.
4. Изучаем способы охраны природы (2 ч)
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.
Мысленное путешествие ПО заповедникам нашей страны и мира (3-4 конкретных заповедника по выбору учителя и учащихся).
5. Выясняем роль неживой природы в жизни живого ( 3 ч)
Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных.
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.
6. Открываем жизнь в почве (1 ч)
Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
7. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы (4 ч)
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами.
Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные
речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).
Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.
8. Изучаем экологические связи в живой природе (4 ч)
Экологические связи в живой природе на примере елового леса («ель и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».
Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере ельника и других примерах по усмотрению учителя).
Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни елового леса: семена ели - лесные мыши, полевки - филин). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.
Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мух- осовидок и ос, иглы ежа, панцирь черепахи, окраска и поза выпи и другие примеры по выбору учителя).
9. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными (5 ч)
Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.
Лекарственные растения (например, валериана, плаун, Пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных, и меры их охраны.
История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира.
Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (3-4 конкретных ботанических сада и зоопарка по выбору учителя и учащихся).
10. Мастерим домики для птиц (1ч)
Практическая работа по изготовлению искусственных
гнездовий для птиц.
11. Учимся передавать свои знания другим ребятам ( 3 ч)
Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.
Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.
Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками.
12. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека (2 ч)
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.).
Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье (очистка используемой в быту воды фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке 6eз применения опасных веществ, и т. д.).
13. Обсуждаем примеры экологических катастроф (1 ч)
Загрязнение природы.
14. Подводим итоги работы за год (1ч)
Обобщение основных теоретических знаний.
Методические рекомендации.
Для экологических исследований используются различные методы. Поскольку экологам приходится изучать как сами организмы, так и их группировки, а кроме того, еще и окружающую среду.
Большое значение приобретают современные дистанционные методы: телеслежение, видеослежение за животным и растительным миром.
Для правильного подхода к явлениям природы, для выбора правильного пути и метода работы необходимо ясно представлять себе границы биологических наук и особенности экологических исследований.
Для учащихся 1–4 классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции
изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу , который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи).
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.
Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия. Поэтому необходимо во время экскурсий дать детям экологические знания и привить нормы экологического поведения.
При реализации программы целесообразно:
– Применять образовательные технологии: развивающее обучение. проблемное обучение, исследовательские, проектные методы обучения,
технология игрового обучения, обучение в сотрудничестве (групповая работа),здоровьесберегающие технологии.
– Учебный материал максимально адаптировать соответственно возрасту и уровню подготовки учащихся.
– Содержание материала основывается на дополнительной литературе энциклопедического характера.
– Используя разнообразные методы обучения, обратить внимание на выявление творческих способностей детей и предоставить им максимальную возможность для их реализации.
– Домашние задания предусматриваются исключительно в виде творческих работ.
Список литературы для учителя
по программе внеурочной проектной деятельности
- Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. – Волгоград: «Учитель», 2012.
- Господникова М. К., Полянина Н. Б. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград, 2012.
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы».–М: «Сентябрь»,2003, №8.
- http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях.
Список литературы для учащихся:
- Календарь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Статья Витковского В. В.
- ru.wikipedia.org
- Началка.ком
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов. Опубликован в журнале "Управление начальной школой".
Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов.Цель игры: пробуждение интереса младших школьников к изучению природы, к экологии; расширение кругозора обучаю...

Урок по курсу "Мир вокруг нас" для 2 класса по теме "Путешествие по Москве"
Урок по курсу "Мир вокруг нас" для 2 класса по по по теме "Путешествие по Москве"...
« Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов» в рамках проекта «Человек и люди вокруг него»
Актуальность проблемы: Целью нравственного воспитания является установление истинных, основанных на любви и уважении контактов, взаимоотношений между лю...

Классный час на тему: "Доброта в нас и вокруг нас" для учащихся 3 класса
Этот классный час помогает способствовать формированию представлений у учащихся о добре и зле, о значении добра для гармонии и счастья;пробудить личную активность учащихся, развивать их самооценк...

Методические рекомендации по организации деятельности учащихся начальных классов в кружке "Геометрия вокруг нас"
Представленные методические рекомендации помогут в организации кружковой работы, направленной на реализацию программы внеурочной деятельности младших школьников по научно-познаватель...
Викторина по толерантности "Мир вокруг нас" для учащихся 5 классов
Викторина по толерантности "Мир вокруг нас" предназначена для учащихся 5 классов.Место проведения - актовый зал школы.Командам заранее дается задание найти информацию по ряду стран (флаг, столица, нац...
Презентация к викторине "Мир вокруг нас" для учащихся 5 классов
Готовая презентация для проведения викторины по толерантности "Мир вокруг нас" для команд 5 классов....