Курс внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
рабочая программа

Пеньковская Инна Николаевна

Курс внеурочной деятельности "Я - гражданин России" направлен на повышение нравственного уровня современных детей.

ЦЕЛЬ КУРСА: создание условий социальной адаптации личности ребёнка средствами этнокультурного воспитания, которое способствует формированию национального самосознания и высокого уровня гражданственности через расширение общественно значимых знаний ребенка о самом себе, знаний по истории и современному государственному устройству России 

Одним из мощных традиционных средств воспитания, является приобщение к народной культуре. Современные дети мало знакомы с её жанрами, а самая негативная тенденция в том, что сегодняшнее поколение не являются его носителями, а значит, происходит неполная социализация личности ребёнка в современных условиях.

Традиционные правила народной педагогики удивительно точно соответствуют законам физического, психологического и психофизиологического развития детей. Все приёмы и средства народной педагогики прошли многовековую проверку и были направлены на воспитание полноценного члена общества. В современном воспитании ребёнка умелое использование народной педагогики могло бы принести хорошие плоды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_grazhdanin_rossii.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

“ Любовь к отечеству дает воспитанию верный

ключ к сердцу человека…..”

К.Д.Ушинский

В основе программы факультативного курса «Я — гражданин России» 1-4 классов взята за основу авторская программа М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» (Программы общеобразовательных учреждений Начальные классы. (1-4 классы) Часть II Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, Москва, «Просвещение» 2002г.), адаптирована на 4 года обучения и рассчитана на 135 часов (1 класс – 33ч, 2-4 класс – 34ч в год)

Сегодня наше общество усилено пытается решить проблему снижения нравственного уровня современных детей. Социологи объясняют это научно-техническим прогрессом и урбанизацией, которые разрушают нравственные устои общества и первыми от этого страдают дети, как наименее психологически и социально не защищённые.

Александр Солженицын заметил, что «источник силы или бессилия общества – духовный уровень жизни, а уже потом – уровень промышленности. Одна рыночная экономика и даже всеобщее изобилие – не могут быть венцом человечества… Если в нации иссякли духовные силы – никакое улучшенное промышленное развитие не спасёт её от смерти, с гнилым дуплом дерево не стоит».

Общество нуждается в нравственной эволюции.

Чтобы направить усилия в решении этой проблемы в нужное русло, необходимо обратить взоры на народные традиции, использовав их, прежде всего, в воспитании подрастающего поколения.

По статистике, в тех странах, где сохранены национальные традиции, и дети являются носителями родной культуры, нравственный и интеллектуальный уровень детей и молодёжи достаточно высок.

Такая закономерность объяснятся тем, что традиционная культура располагает положительным опытом воспитания детей, накопленным многими поколениями.

Традиционные правила народной педагогики удивительно точно соответствуют законам физического, психологического и психофизиологического развития детей. Все приёмы и средства народной педагогики прошли многовековую проверку и были направлены на воспитание полноценного члена общества. В современном воспитании ребёнка умелое использование народной педагогики могло бы принести хорошие плоды.

Одним из мощных традиционных средств воспитания, является приобщение к народной культуре. Современные дети мало знакомы с её жанрами, а самая негативная тенденция в том, что сегодняшнее поколение не являются его носителями, а значит, происходит неполная социализация личности ребёнка в современных условиях.

О важности присутствия в жизни ребёнка огромного пласта народной педагогики, а именно, – детского фольклора, пишет Г.С. Виноградов: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор».

Чтобы восстановить интерес к народному творчеству, педагогам необходимо использовать приёмы народной педагогики, которые приемлемы в современных условиях. Здесь огромную роль может сыграть фольклор, все жанры которого в основном адресованы правому полушарию, отвечающему за образное мышление и эмоции. Без правильно сформированного аппарата у детей происходит срыв адаптации в виде неврозов, неадекватного и асоциального поведения.

Современный учитель, признавая неизбежность реформирования, должен всегда указывать на идеал тысячелетней культуры, идеал, связанный с поиском красоты, добра и правды. Русская культура в руках педагога позволяет привить учащимся нравственные качества.

ЦЕЛЬ КУРСА:

  • создание условий социальной адаптации личности ребёнка средствами этнокультурного воспитания, которое способствует формированию национального самосознания и высокого уровня гражданственности через расширение общественно значимых знаний ребенка о самом себе, знаний по истории и современному государственному устройству России

Цель факультативного курса конкретизируют следующие задачи:

  • способствовать обогащению знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребенком социальных ценностей, определенных норм морали, нравственности;
  • содействовать ребенку в понимании особенности общественных отношений в семье, городе или деревне, в стране, входящей в систему стран всего мира;
  • помочь в понимании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; воспитание основ правового сознания;
  • формировать целостное восприятие народной культуры;
  • способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;
  • способствовать освоению нравственных и эстетических ценностей народа;
  • содействовать развитию проектных способностей детей;
  • способствовать развитию аналитических способностей и воображения;
  • воспитывать толерантность, уважение к ценностям иных народов, культур, вероисповеданий, понимание неповторимости и уникальности каждого человека;

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:

- функционирование традиций в системе календарного цикла;

- коллективность творчества;

- импровизационность в передаче народного искусства,

-синкретизм традиционного искусства (взаимосвязь различных видов искусства);

- подлинность традиций.

При этом особое внимание уделяется детским играм, сценкам, проигрыванию ситуаций, которые положительно взаимодействуя на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функции ребенка – способствуют всестороннему и гармоничному развитию.

В ходе работы перед детьми раскроется система миропонимания, выработанная нашими предками по трём основным вечным вопросам человеческой жизни: "Человек и его взаимоотношения с природой"; "Человек и его семья"; "Человек и история его народа". Они хозяйственно-практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи, в том числе и для современной. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний (на данном этапе на уровне представлений), тем быстрее он займет необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения, тем более адекватно и активно действовать в сложной, противоречивой, далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я - моя страна - мой мир».

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

К концу 1-го года обучения дети должны знать и уметь различать малые разделы русского фольклора, знать и уметь величать свою семью, уметь организовывать игру, получить навык самостоятельного поиска материала и его использования в жизни.

К концу 2-го года обучения дети должны знать традиционные крупнейшие христианские праздники, уметь организовывать игру, быть исполнителем любой роли праздников, предусмотренных программой, ориентироваться в традициях народной культуры, знать календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и семантику, народный православный календарь, научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни, освоить практические умения по изготовлению изделий некоторых промыслов (ткачество, глиняная игрушка и т.д.).

К концу 3-го года обучения дети должны знать основные конструктивные особенности традиционного жилища (для русской культуры это клеть, безгвоздeвая крыша; типы изб «кошель», «брус», «глаголь»); основные особенности традиционного интерьера (красный угол; печь и печной угол; женская и мужская половина дома (лавки); основные особенности ремесел и промыслов, женского творчества (ткачество, изделия из лоскутов, вышивка, вязание крючком и на спицах и др.); основные обряды жизненного цикла человека.

Учащиеся должны уметь:

-дать нравственно-эстетическую оценку предметно-пространственной среды, в которой протекала жизнь традиционной семьи, с точки зрения современного человека;

-дать нравственно-эстетическую оценку образа жизни, характерного для традиционной семьи, с точки зрения современного человека;

-сравнивать произведения материальной и духовной семейной культуры родного народа с соответствующими по функции произведениями других народов России и мира; выявлять в них общее и особенное;

-дать нравственно-эстетическую оценку родной семейной культуре и уметь выразить эмоционально-личностное отношение к ней с помощью пословицы, рисунка, пластического образа.

К концу 4-го года обучения дети должны знать основные этапы формирования явления «родная земля» в его изменяющихся пространственно-временных координатах (древний период, средние века, новое время, современность); основные культурно-исторические и этноконтактные зоны России, формирующиеся в ходе её истории: Древний Киев, Новгород Великий, Москва, Петербург; Северо -Запад России, Поволжья, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Основные образы легендарных и исторических деятелей, внесших вклад в формирование национального характера (былинные герои, создатели государственности, духовные вожди, знаменитые земляки).

Учащиеся должны уметь:

- дать нравственно-эстетическую оценку понятию «отечество»;

- дать нравственно-эстетическую оценку образам и деятельности своих соотечественников;

- соотнести особенности своего характера и понимания жизни своих знаменитых соотечественников и земляков в прошлом и настоящем.

Программа каждого года курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).

По окончании учебного факультативного курса обучающийся характеризуется:

  • знанием основ народных традиций;
  • знанием основы народного календаря;
  • развитым интересом к дополнительным источникам знаний для дальнейшего самообразования;
  • умением трудом добиваться своей цели;
  • способностью работать в едином темпе со всем коллективом;
  • эмоционально-положительным восприятием системы своих отношений со сверстниками и взрослыми, представителями разных национальных и социальных групп;
  • способностью к ответственному поведению;
  • принятием и соблюдением социальных этических норм.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ.

Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.

При выборе формы организации занятий стоит задача подать материал в привлекательной для обучающихся форме с целью формирования устойчивого интереса к предлагаемому виду деятельности.

Формы работы:

- групповые;

- индивидуальные – с наиболее одаренными заинтересованными детьми;

- работа в парах;

- работа микрогруппах;

- самостоятельная форма работы.

Методы:

1) формирования сознания личности: словесные, метод примера;

2) организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: метод приучения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций;

3) методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания, метод создания ситуации успеха;

4) методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод создания ситуации для изучения поведения.

Обучающие методы:

#1057;ловесные:

  • убеждение, беседа, рассказ, устное народное творчество.

2. Наглядные:

  • наблюдение, использование в работе наглядных пособий и методических пособий с профессиональными сокращениями и знаками, терминами, использование видеофильмов, слайдов и пр.;
  • метод личного примера.

3. Практические:

  • метод моделирования изделий;
  • метод мыслительных экспериментов;
  • метод выявления смыслового контраста и обобщения, анализа и синтеза;
  • игровой метод: сценическое движение, показ песен и танцев, ролей народного театра, праздники, посиделки, вечёрки.

Вместе с тем каждый раздел программы предполагает наличие специфических принципов и методов и форм организации образовательного процесса.

Включение в непрерывный процесс обучения основам народной традиционной культуры, несомненно очень важно для изучения и стремления к пониманию ее нравственных, художественных и эстетических начали качеств.

Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

1-й класс (33 часа)

Тема

Число часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

КАК МЫ ПОНИМАЕМ ДРУГ ДРУГА (4 ч)

Как мы будем учиться

1

Познакомиться с учителем и одноклассниками.

Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе.

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах.

Практическая работа: составить режим дня.

Моделировать и оценивать различные ситуации. Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.

Я – школьник

1

Путешествуем, не выходя из класса

1

Ценный совет. Зачем нужен жизненный опыт

1

ВРЕМЕНА ГОДА (3 ч)

Природа – сердечный друг. Мать природа.

1

Различать времена года по признакам.

Характеризовать времена года.

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года».

Познакомиться и обсудить общие сведения о календаре в России. Народная характеристика месяцев, дней года.

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.

Практическая работа: составить словарь пословиц и поговорок о труде

Осень — природа готовится к зиме

1

Сентябрь лето красное провожает, а осень встречает. Октябрь – зазимник. Ноябрь – ворота зимы.

1

КАК ТЫ УЗНАЁШЬ МИР (4 ч)

Наши помощники – органы чувств

1

Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.

Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки.

Объяснять, какую роль играют родителя, учителя, книги и фольклор в становлении и обучении человека.

Практическая работа: найти и презентовать различные старинные игры. Научиться в них играть.

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации.

Наши помощники – память и ум. В гостях у Василисы Премудрой.

1

Родители, учителя и книги

1

Играем в старинные детские игры

1

ВРЕМЕНА ГОДА (5 ч)

Декабрь – шапка зимы. Спиридон – поворот, солнцеворот.

1

Различать времена года по признакам.

Характеризовать времена года.

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года».

Познакомиться и обсудить народную характеристику месяцев, дней года, зимних праздников, общие сведения о календаре в России.

Практическая работа: изготовление рождественских подарков. Изучение колядок. Проведение праздника «Масленица»

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации.

Зима — покой природы.

1

Месяц январь – зимы государь. Что такое зимние святки.

1

Февраль зиму замыкает.

1

Широкая масленица.

1

ТВОЯ СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ (7 ч)

Ты и твоя семья

1

Подготовить рассказ о семье, о своих предках, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями.

Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками.

Практическая работа: составление родословной.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями, ситуации общения с людьми разного возраста. Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе. Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

Познакомиться с несколькими народными сказками о семье и дружбе и обсудить их.

Практическая работа: расскажи свою любимую сказку (или сочиним сказку для любимой игрушки)

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации.

Какого ты рода племени. Мое родословное дерево.

1

Учимся быть самостоятельными В гостях у Василисы Премудрой.

2

Ты и твои друзья

2

Сказка открывает нам свои тайны.

1

ВРЕМЕНА ГОДА (5 ч)

Март – утро года.

Жавороночки, прилетите к нам.

1

Различать времена года по признакам.

Характеризовать времена года, знать народную характеристику месяцев, дней года.

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года.

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года».

Познакомиться с народными загадками.

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации.

Практическая работа: конкурс сочиненных загадок о животных, растениях, временах года. Изготовление фигурок из папье-маше.

Весна: пробуждение природы

1

Апрель, на дворе звенит капель.

1

Ай, ай, месяц май.

1

Загадка, загадка, открой свою тайну.

1

ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ (5 ч)

Город, в котором мы живём

1

Подготовить рассказ о занятиях людей в городе Абакане на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города на основе дополнительной информации. Подобрать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры.

Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире.

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр. Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения. Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии.

Практическая работа: проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере.

Учимся быть пешеходами

1

Природа и мы

1

Лето – природа цветёт и плодоносит

1

Итоговое занятие. Праздник «Здравствуй, лето красное!»

1

ИТОГО:

33 ч

Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

2-й класс (34 часа)

Тема

Число часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

ЧЕЛОВЕК – ХРАНИТЕЛЬ СВОЕЙ ДУШИ (5 ч)

Все живем на Божьей росе, под красным солнышком.

1

Посещение краеведческого музея г. Абакана. Получить представления о человеческой культуре, представления об этнокультурной картине мира, традициях. Передать в собственной творческой деятельности свою причастность к наследию русской культуры.

Сравнивать образы природы в произведениях рукотворного и нерукотворного искусства (образы солнца, земли, воды, птицы, животного в загадке и в произведениях изобразительно-прикладного искусства).

Знать последовательность календарных циклов народного месяцеслова (осенний, зимний, весеннее -летний циклы).

Практическая работа: составление страничек классного календаря природы «Народные приметы». Инсценирование народных сказок и показ песен и танцев.

Практическая работа: Изображение особенностей различных русских промыслов (гжель, жостово и др.)

Моделировать и оценивать различные ситуации.

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.

Всё подарила земля моя вечная.

1

Народный фольклор. Устная словесность. Народные промыслы.

2

Синичкин праздник.

1

ВСЕ ПОДАРИЛА ЗЕМЛЯ МОЯ ВЕЧНАЯ (4 ч)

Осеннее новолетие. Новые новины.

1

Знать последовательность календарных циклов народного месяцеслова (осенний). Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года. Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.

Уметь дать нравственно-эстетическую оценку произведениям изобразительно-прикладного искусства и традиционного календаря с точки зрения использования мотивов и образов природного мира и отражения взаимоотношений человека и природы.

Практическая работа: организация и проведение праздника осеннего урожая.

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.

«А у нас сегодня капустник!» Занятие-праздник.

2

С новым урожаем!

1

ПРИРОДА – ЗЕРКАЛО ДУШИ ЧЕЛОВЕКА (11 ч)

Тайны детских народных игрушек и игр.

3

Познакомиться с народными играми, детскими народными игрушками, их видами, способами изготовления. Проиграть в новые игры. Практическая работа: изготовить свою игрушку на основе народной.

Подготовить рассказ о тайнах русских имен и употреблении иностранных имен в России.

Получить представления о человеческой культуре, представления об этнокультурной картине мира, традициях.

Практическая работа: продолжить работу над составлением страничек классного календаря природы «Народные приметы».

Передать в собственной творческой деятельности свою причастность к наследию русской культуры.

Продолжить знакомство с русскими народными сказками.

Моделировать и оценивать различные ситуации.

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.

Практическая работа: подготовка и проведение праздников «Колядки», «Масленица».

Учимся величать наших мальчиков!

1

Учимся величать наших девочек!

1

Всякая душа празднику рада.

1

Зимний солнцеворот и зимнее новолетие.

1

Сказка продолжает открывать нам свои тайны.

1

Ждем весну! Готовимся к Масленице.

1

Учимся печь блины!

1

«Здравствуй, Масленица-веселая!»

1

РОДНИКИ ВДОХНОВЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА (8 ч)

Ждем весну!

1

Подготовить небольшие сообщения о природе Хакасии (климате, рельефе, водоемах и т. д.), сезонных изменениях в природе с приходом весны. Подобрать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры. Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире. Посещение краеведческого музея г. Абакана.

Практическая работа: подготовка материалов к Святому празднику Пасхи (красим яйца).

Познакомиться с особенностями изображения цветов и деревьев в произведениях изобразительно-прикладного искусства и традиционного календаря.

Практическая работа: изготовить веточку (работа с природным материалом).

Передать в собственной творческой деятельности свою причастность к наследию русской культуры (березка - символ России, березовые рощи вызывают чувство любви и поклонения своей Родине).

Практическая работа: создать свой образ русской березки посредством различных способов (рисунок, песня, сочинение, поделка и др.)

Чистый голос воды.

1

«Мальчики да девочки свечечки да вербочки принесли домой»

2

Цветы - тончайшего искусства образец.

1

Благословляю вас, леса.

1

Радуйся, березка, радуйся, зеленая!

2

РОССИЯ — НАША РОДИНА (6 Ч)

"Про отцов помнить от века завещано"

2

Подготовить небольшие сообщения о мужестве - стойкости в беде, храбрости, отваге, доблести, решительности, о духовно крепких людях (из истории России), их умение собрать свои силы, преодолеть страх и неуверенность в себе. Привести примеры проявления героизма. Подобрать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры. Работать в группах и самостоятельно с источниками информации.

Практическая работа: продолжить работу над составлением страничек классного календаря природы «Народные приметы».

Подготовить и представить презентацию своих любимых занятий, выставку поделок (ярмарка идей о том, как надо с пользой для здоровья души и тела проводить свое свободное время).

Посещение краеведческого музея г. Абакана.

Практическая работа: выставка творческих работ учащихся. Проведение итогового праздника (по выбору учителя)

В гостях у Марьи Искусницы (мир моих увлечений)

1

Здравствуй, музей!

1

"Прощай, весна! Здравствуй, лето красное!"

2

ИТОГО:

34 ч

Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

3-й класс (34 часа)

Тема

Число часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ РЕМЕСЕЛ И ПРОМЫСЛОВ (7 ч)

Дерево — источник вдохновения.

3

Обсуждать в группах и объяснять разнообразные деревообрабатывающие ремёсла. Производство экипажей, телег, колёс, саней, кошёвок, повозок, бёрд для ткацких станков, выделка рогож, мочальных верёвок, корзиночные промыслы. Мастера клепаной посуды: кадочники, чановщики, ведерники, бочары. Превращение дерева в красивый полезный предмет. Развитие сувенирного искусства.

Практическая работа: изготовить сувенир из дерева.

Подготовить небольшие сообщения о видах гончарных изделий, влиянии сибирской природы на поэтический мир гончарного искусства, современных мастерах-керамистах.

Практическая работа: изготовить сувенир из глины или соленого теста.

Познакомиться со значением валенной обуви в условиях сибирской зимы. Возрождение старинного сибирского промысла.

Посещение краеведческого музея г. Абакана.

Гончарное искусство - язык земли.

2

«Эх, валенки!..»

1

Здравствуй, музей!

1

МИР СТАРИННОГО ДОМА (10 ч)

Двор что город, изба что терем.

1

Познакомиться с архитектурой дома и основными конструктивными особенностями традиционного жилища (клеть, безгвоздевая крыша, тип избы «кошель», «брус», «глаголь»). Обсуждать в группах и объяснять любовь человека к родному дому, красоту и символику вещей, предметов быта. Подготовить небольшие сообщения «Образ лучины как источника света и творчества», «Свеча — источник света». Рассмотреть взаимосвязь понятий «Добро» материальное (копить добро) и духовное. Познакомиться с творчеством - неотъемлемой частью в жизни женщины (ремесло, искусство ткачества, творчество для радости - цветные половики, изделия из лоскутов: одеяла, покрывала, занавеси, панно, мастерство художественного вязания крючком и на спицах, многовековая история вышивки, богатство технических приёмов, цветовых решений). Познакомиться и обсудить образ избушки в русских народных сказках.

Практическая работа: изготовление сувениров, предметов быта, создание панно, выставка творческих работ учащихся.

Посещение музея в п. Шушенское.

Не бравшись за топор, избы не срубишь

2

Порядком стоит дом

1

Худо жить тому, у кого пусто в дому

1

Своя хатка – родная матка

1

Хозяйка красна, изба весела

3

Здравствуй, музей!

1

ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА В ДОМЕ И МИРЕ (12 ч)

На свет народился – с людьми породнился

1

Рассмотреть и обсудить понятие о Родине и малой родине, понятия «народ» и «народность», особенности русского характера. Прослушать записи песен о России. Разыскать сведения о появлении имен, значение имени. О чем может рассказать имя (традиции семьи, интерес к истории, влияние моды). Появление фамилий, их значение. Знаменитые фамилии России и Хакасии (возможно проведение исследований и создание презентаций своих работ).

Практическая работа: разучивание колыбельных песен, пестушек, потешек, считалок, игр. Составление картотеки «Мои имя и фамилия» или создание «Летописи моей семьи».

Рассмотреть и обсудить нравственно-эстетическую оценку образам и деятельности своих соотечественников, их отношение к детям, старикам, взаимоотношениям между мужем и женой.

Практическая работа: найти отражение отношений наших соотечественников в старину к старикам, детям, мужьям и женам в русских народных сказках.

Познакомиться с традициями крещения, венчания, погребения, постов, народными суевериями.

Практическая работа: знакомство со свадебным обрядовым фольклором (или постановка учебного спектакля «Русская свадьба»)

Практическая работа: презентация «Летописи моей семьи», семейных профессиональных династий.

Вся семья вместе, так и душа на месте

1

Не красен дом без солнышка, не мила жизнь без малых детей

1

Поле красно стогами, а изба – пирогами

1

Корми деда на печи, сам будешь там

1

Муж да жена - одна душа

1

Здоровью цены нет

1

Наши традиции: Крещение. Венчание. Погребение. Посты.

2

Тайны русских суеверий.

1

«Кем был твой прадед на Руси» (о профессиях, семейных профессиональных династиях).

2

Колокол - голос Родины.

1

Познакомиться с работами литейных дел мастеров. Рассмотреть и обсудить декор колоколов, символику, своеобразие формы, обереговую функцию. Познакомиться с понятиями звонарь, звонница. Обсудить значение колокольчиков для ямщицкого промысла. Магический смысл звона бубенчиков, колокольчиков, сигнальное значение в быту.

Практическая работа: встреча с бубенцами в литературе, поэзии, музыке. Ямщицкие песни. Показать роль и применение бубенцов, колокольчиков в интерьере современных квартир.

Подготовить небольшие сообщения: «Колокольный звон - своеобразный эпос народа», «Рисунок звона: басовый, альтовый, мелкий зазвонный». Толкование слова «перезвон»: благозвучный, узорчатый, степенный.

Практическая работа: найти легенды и поверья, связанные с образом колокола, бубенцов.

Бубенцы, колокольчики.

1

О чём звонят колокола?

1

Итоговое занятие. Чем удивили и очаровали народные мастера.

2

ИТОГО:

34 ч

Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

4-й класс (34 часа)

Тема

Число часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

ЖИВИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ — ПОЖИВУТ И ЛЮДИ ДЛЯ ТЕБЯ (4 ч)

Где жить - тем и слыть.

1

Практическая работа: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, войн в Афганистане и Чечне, с ветеранами труда, с почетными жителями города Абакана /или возможно проведение поисково-исследовательских работ.

Знаменитые земляки.

3

ОТКУДА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ СТАЛА ЕСТЬ (23 ч)

Чуден свет -дивны люди!

1

Познакомиться с основными культурно-историческими и этноконтактными зонами России, формирующимися в ходе её истории: Древний Киев, Новгород Великий, Москва, Петербург; Северо -Запад России, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток. Их ролью в истории России.

Познакомиться с основными образами легендарных и исторических деятелей, внесших вклад в формирование национального характера, былинными героями.

Практическая работа: проведение поисково-исследовательских работ о легендарных и исторических деятелях России, былинных богатырях, православии, древних русских городах и их роли в истории России. Подготовка презентаций (работа групп). Защита исследовательских работ.

Обсуждение исследовательских работ, рекомендации по их усовершенствованию.

Познакомиться с преданиями, легендами, присловиями о различных местностях России.

Практическая работа: найти легенды, былины, предания, сказки (народный фольклор), где встречаются упоминания о древних городах государства Российского.

Подготовить небольшие сообщения о значении русских монастырей в истории нашей страны.

Познакомиться с особенностями русского народного танца.

Рассмотреть и обсудить особенности народных песен в разные исторические эпохи.

Земля - наш дом, все народы в нём - одна семья

1

Жить в соседах - быть в беседах. Соседство - взаимное дело.

1

Были три брата

1

Новгород. Новгород, а постарше старого.

1

Что город, то норов, что край, то обычай, что народ, то и вера.

1

Веру переменить - не рубашку переодеть

1

Краше красного солнышка, светлее ясного месяца.

1

Как поживёшь, так и прослывёшь

1

Владимир Красное Солнышко и святорусские богатыри.

1

Нравственный подвиг князей Бориса и Глеба.

1

Жизнь и деятельность Александра Невского (1219-1263)

1

Заслуги князя Даниила Александровича.(1261-1303).

1

Жизненный подвиг Сергея Радонежского (1315-1392).

1

Матушка Москва - Золотая голова.

1

Не только звону, что в Москве

1

Древние русские города.

1

Киев-мать, Новгород-отец, Москва-сердце, Петербург -голова, Смоленск -щит.

1

Нижний -сосед Москве ближний.

1

Предания, легенды, присловья о жителях разных мест России.

1

Значение культурно-хозяйственного подвига русских монастырей в истории народа.

1

У каждого времени - свои песни

1

Русский народный танец

1

ВЕЛИКА СВЯТОРУССКАЯ ЗЕМЛЯ, А ВЕЗДЕ СОЛНЫШКО (7 ч)

Царство разделится - скоро разорится.

1

Рассмотреть, обсудить и дать нравственно-эстетическую оценку образам и деятельности своих соотечественников.

Соотнести особенности своего характера и понимания жизни своих знаменитых соотечественников и земляков в прошлом и настоящем.

Рассмотреть и сравнить особенности двух культур нашей республики: хакасского и русского народов.

Воспитывать в себе толерантность, уважение к ценностям иных народов, культур, вероисповеданий, понимание неповторимости и уникальности каждого человека.

Практическая работа: подготовить и провести итоговый праздник «Слава государства не в богатстве, а в людях и делах их»

Во всяком посаде в своём наряде.

1

В какой народ приедешь - таку и шапку наденешь.

2

Славна Астрахань осетрами, Сибирь-соболями.

1

Где кто родится, там и пригодится

2

ИТОГО:

34 ч

Список литературы.

1. Новицкая М.Ю. Родная земля. Учебник-тетрадь № 1 – 4. М. «Дрофа» 1998

2. Новицкая М.Ю. Методические рекомендации к курсу «Введение в народоведение». Книга для учителя. – М. «Дрофа» 1998

3. Карамзин Н.М. История государства Российского.

4. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды.

5. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М. 1995

6. Сахаров И. Сказания русского народа. – М. 1997

7. Славяне. Иллюстрированная мировая история. – М. 1997

8. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М. «Правда» 1991

9. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М. 1995

10. Домострой.

11. Дополнительная образовательная программа «Мир родного края глазами души» (1-4 класс). Составлена учителем МОУ Упоровская СОШ Ефейкиной Г. Г.

12. “Русские народные сказки”. Рига, 1993 г.

13. Г.Федоров, “Глина”, Москва, 1997 г.

14. М. Ильин, “Сто тысяч почему?” Дагучнедгиз, 1983 г.

15. С. Газарян, “Прекрасное – своими руками”, Москва, 1987 г.

16. З. Марина, “Лепим из пластилина”, СПб., “Кристалл” 1997 г.

17. В. Горичева, “Сказку сделаем из глины”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г.

18. М. Нагибина, “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г.

19. О. Карпов, “Веселый меридиан”, Новгородский НГУ им. Я.Мудрого, 1997

20. Т. Кабинетская, “Традиционные русские праздники в начальной школе”, Псков, 1996 г.

21. А. Кинеман, “Детские народные подвижные игры”, Москва “Просвещение”, 1995 г.

22. С. Шмаков, “Нетрадиционные праздники в школе”, Москва “Новая школа”, 1997 г.

23. И. Панкеев, “Русские праздники”, Москва, 1998 г.

24. Т. Тарабина, “Пословицы поговорки”, Ярославль “Академия развития”, 1997 г.

25. В. Степанов “Русские пословицы и поговорки в играх”, АСТпресс Москва, 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники России" для 1 класса (ГПД)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в ГПД 1-х классов. Направление: духовнор-нравственное. Название РП "Праздники России". В РП содержится пояснительная записка, Задачи и цели, т...

Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России

Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Орлята России»

                                             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Орлята России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Орлята России»(направление социальное) для 4 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» 2023-2024 г.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом Программы развития социальной активности обуч...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» 2 класс

В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Название: «Россия-мои горизонты»

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности   Название:  «Россия-мои горизонты»...