КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ «Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия»
план-конспект занятия (3 класс)

Сердюкова Жанна Владимировна

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Название курса: «Функциональная грамотность».

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное  «учение с увлечением».

Тема: «Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия»

Цель: формирования представлений о семейном доходе и основных источниках дохода семьи.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание необходимости получения знаний по финансовой грамотности, овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Предметные: правильно использовать изученные понятия «пенсия», «социальные пособия».

Метапредметные: использовать различные способы поиска, сбора и представления информации о доходах в семейном бюджете, правилах его составления; проводить логические действия сравнения и анализа.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, тренажер «Функциональная грамотность».

Форма проведения: игра-викторина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx99.04 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Дата:12.10.2024

Класс: 3 класс/ 9-10 лет

Студент: Сердюкова Жанна Владимировна

Группа:  401-НК

Методист:  Мирзоян Регина Владимировна

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Название курса: «Функциональная грамотность».

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное  «учение с увлечением».

Тема: «Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия»

Цель: формирования представлений о семейном доходе и основных источниках дохода семьи.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание необходимости получения знаний по финансовой грамотности, овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

Предметные: правильно использовать изученные понятия «пенсия», «социальные пособия».

Метапредметные: использовать различные способы поиска, сбора и представления информации о доходах в семейном бюджете, правилах его составления; проводить логические действия сравнения и анализа.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, тренажер «Функциональная грамотность».

Форма проведения: игра-викторина.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Время

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Формируемые УУД

Примечание

Самоопределение к деятельности  

2мин.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

 Зарядимся хорошим настроением - протянем друг другу ладошки и замкнем их, покачаемся, как лодочки на воде, и улыбнемся. И с хорошим настроением приступим к работе. И так готовы?

Показывают свою готовность к уроку.

                   

                     

Регулятивные УУД. выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций.

Актуализация знаний

5 мин.

  1. Повторение пройденного материала.

Ребята, посмотрите на слайд. Давайте вместе уберем лишнее, то что не относится к семейному доходу.

Красным обозначено то, что не относится. Хорошо, молодцы!

-Сегодня мы узнаем еще о нескольких возможных семейных доходах.

Сейчас я вам раздам листки с кроссвордом и давайте его разгадаем.

Все ответы записываем по горизонтали.

  1. Сумма, которую работодатель платит сотруднику в качестве вознаграждения за труд-это?
  2. План расходов и доходов денежных средств – это?
  3. Мера стоимости вещей и услуг, средство платежа – это?
  4. Денежные средства, которые семья тратит, то есть отдаёт из своего семейного бюджета – это?
  5. Денежная сумма, которая выплачивается работникам сверх оклада в целях поощрения достигнутых успехов в труде – это?
  6.   Группа людей, которые любят друг друга, заботятся друг о друге и живут вместе- это?

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

Называют лишнее.

Разгадывают кроссворд.

( Зарплата, бюджет, деньги, расходы, премия, семья)

Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Регулятивные:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

Коммуникативные:принимать цель совместной  деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Основной

35 мин.

Подведение к формулировке темы и целей урока.

Посмотрите ребята, какое засекреченное слово мы получили в розовой колонке?

Открытие для детей новых сведений.

Однажды Рома спросил бабушку:

- Бабушка, ты уже давно не работаешь, почему же каждый месяц ты получаешь  деньги?

 - Я получаю пенсию, которую наше государство платит людям, достигшим пенсионного возраста, - ответила бабушка.

До 2018 года в нашей стране женщины могли  выходить на пенсию в 55 лет, а мужчины - в 60 лет. Сейчас пенсионный возраст повышается, и через несколько лет он составит 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

Задание 1. Откроем учебник на странице 76.

Подумай и выбери объяснение, которое подходит к слову «пенсия». Отметь свой ответ галочкой.

Регулярная денежная выплата лицам, которые достигли пенсионного возраста – это пенсия.

Откуда же берутся деньги для того, чтобы государство могло выплачивать пенсии пенсионерам? - спросил Рома. - Основную часть пенсии обеспечивает работодатель: работник работает, а работодатель обязан перечислять в Пенсионный фонд России (ПФР) страховые взносы, а это 22% от суммы, которую работник зарабатывает за год, - ответила бабушка.

Задание 2.

   Странно: вчера я слышал, как мама сказала папе, что ей до пенсии осталось 6 лет. А ведь ей через 6 лет ещё не исполнится 60 лет, - задумчиво произнёс  Рома. - Всё верно. Некоторые граждане имеют право на досрочную пенсию, то есть раньше общеустановленного пенсионного возраста. Раньше срока на пенсию могут выйти:

 люди, которые имеют длительный трудовой стаж (не менее 42 лет для мужчин и 37 лет для женщин);

 женщины, родившие трёх и более детей;

 

 

      Пенсия.

Слушают учителя.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Выполняют задание.

Выполняют задание.

Регулятивные:

составлять план действий; принимать себя и других не осуждая.

Познавательные:

работать по предложенному плану, выдвигать свой план .

Коммуникативные: воспринимать и формулировать цели и задачи.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению;

люди, которые работают под землёй (шахтёры, работники метрополитена), рабочие в горячих цехах (сталевары), лица, чьи условия труда признаны тяжёлыми (пилоты, стюардессы, рыболовы, моряки);

к трудным профессиям приравнивают также многие виды работы с людьми, например, педагоги и медицинские работники;

 творческая деятельность тоже признана тяжёлыми условиями труда: например, в список таких профессий попадает

выступление на сцене, на арене цирка в театре.

Давайте подумаем, почему мама Ромы планирует выйти на пенсию раньше 60 лет. Запиши свой ответ в Задание 2.

Выполним следующее задание.

Задание 3. Подумай и выбери представителей профессий, которые имеют право на досрочную пенсию. Отметь выбранные тобой рисунки галочкой.

 Проверка задания с доски.

Физминутка.

 Мы осанку исправляем. Спинки дружно прогибаем. Вправо, влево мы нагнулись. До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись.

Задание 4. Однажды в Интернете Рома нашёл информацию о том, в каком возрасте уходят на пенсию жители разных стран.

Внимательно рассмотри инфографику. Определи, в каком году были получены данные, отражённые в этой инфографике.  Определи, в какой стране живут самые молодые пенсионеры. Перечисли страны, в которых пенсионный возраст для мужчин и женщин одинаков.

Задание 5. Бабушка рассказала, что граждане нашей страны могут получать ещё два вида пенсий.

Давайте рассмотрим картинки на слайде и сделаем соотношение.

jeT3rJVqgPA.jpg CJbleDDvTJI.jpg XXFtHS5IcZs.jpg

Выполняют задание.

(она работает в школе учителем и родила трёх детей)

Выполняют задание.

(все, кроме повара)

Выполняют задание.

(2018, Россия, Страны - ЯпонияДанияГерманияСШАВенгрия )

Выполняют соотношение картинок и вида пенсии.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с  целями и условиями общения.

Да ребята, еще есть пенсия по потере кормильца и пенсия по инвалидности.

Кроме этого, для поддержки разных групп населения нашей страны существуют различные социальные пособия.

Пособие - денежная выплата, мера государственной социальной поддержки, к ним относятся- Пособие по временной нетрудоспособности, Пособие по уходу за ребёнком, Пособие по рождению ребёнка, материнский капитал, стипендия, Единовременная выплата на каждого школьника к 1 сентября, Ежегодная денежная выплата инвалидам и участникам ВОВ 1941-1945 годов ко Дню Победы.

По срокам выплат все пособия делятся на регулярные и  эпизодические.

Работа в группах.

Сейчас давайте разделимся на две группы, я вам раздам листочки, вам нужно создать кластер, соотнести социальные пособия к регулярным (которые получают регулярно) и к эпизодическим (которые получают однократно, не регулярно).

Проверяем кластер.  Сравним с доской.

Выполняют задание.

Составляют кластер.

Рефлексия

3 мин.

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку   результатов деятельности обучающихся.

Ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Продолжите фразу:

Сегодня на занятии я узнал….

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнил задания…

Оценивают свое настроение на уроке ,  отвечают на вопросы.

(Что такое пенсия, социальное пособие, -откуда в семье берутся деньги,  узнали, что источниками денег в семье являются не только деньги, заработанные родителями…)

Познавательные:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

Коммуникативные: выражать свою точку  зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по функциональной грамотности (4 класс)

Внеурочное занятие по функциональной грамотности (4 класс)...

Технологическая карта урока финансовой грамотности “Откуда в семье берутся деньги ” (2 класс)

Цель урока:  формирование у обучающихся представлений о том, откуда в семье берутся деньги.Дидактические: Дать представление о том, откуда в семье берутся деньги. Познакомить учащихся с...

Конспект внеурочного занятия по функциональной грамотности "Думай, решай, угадывай "

Внеурочное занятие по функциональной грамотности "Думай, решай, угадывай"...

Конспект внеурочного занятия по функциональной грамотности М.Пляцковский "Урок дружбы", 1 класс

Тема: М.  Пляцковский  «Урок дружбы».Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомление учащихся с новым произведением М. С. Пляцковского.Задачи урока:Образовательная: формирова...

Конспект урока Педагогика «Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия» 3 класс

Тема урока: «Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о том, откуда в...

Конспект урока по финансовой грамотности "От куда берутся деньги? Пенсия и социальные пособия" 3 класс

Цель урока формирование у обучающихся представлений о том, откуда в семье берутся деньги, о пенсии и социальных пособиях....

Конспект внеурочного занятия «Что такое электричество? Откуда берется электричество?» (3 класс)

Планируемые результаты: Личностные:1. Иметь целостное представление о влиянии человека на окружающую среду и способах сохранения окружающей среды;2. Понимать личную ответственность за экономное и бере...