КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ «Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия»
план-конспект занятия (3 класс)
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Название курса: «Функциональная грамотность».
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное «учение с увлечением».
Тема: «Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия»
Цель: формирования представлений о семейном доходе и основных источниках дохода семьи.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание необходимости получения знаний по финансовой грамотности, овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Предметные: правильно использовать изученные понятия «пенсия», «социальные пособия».
Метапредметные: использовать различные способы поиска, сбора и представления информации о доходах в семейном бюджете, правилах его составления; проводить логические действия сравнения и анализа.
Оборудование: раздаточный материал, презентация, тренажер «Функциональная грамотность».
Форма проведения: игра-викторина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost.docx | 99.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Дата:12.10.2024
Класс: 3 класс/ 9-10 лет | Студент: Сердюкова Жанна Владимировна Группа: 401-НК Методист: Мирзоян Регина Владимировна |
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Название курса: «Функциональная грамотность».
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное «учение с увлечением».
Тема: «Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия»
Цель: формирования представлений о семейном доходе и основных источниках дохода семьи.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание необходимости получения знаний по финансовой грамотности, овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Предметные: правильно использовать изученные понятия «пенсия», «социальные пособия».
Метапредметные: использовать различные способы поиска, сбора и представления информации о доходах в семейном бюджете, правилах его составления; проводить логические действия сравнения и анализа.
Оборудование: раздаточный материал, презентация, тренажер «Функциональная грамотность».
Форма проведения: игра-викторина.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Время | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Примечание |
Самоопределение к деятельности | 2мин. | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом. Зарядимся хорошим настроением - протянем друг другу ладошки и замкнем их, покачаемся, как лодочки на воде, и улыбнемся. И с хорошим настроением приступим к работе. И так готовы? | Показывают свою готовность к уроку.
| Регулятивные УУД. выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций. | |
Актуализация знаний | 5 мин. |
Ребята, посмотрите на слайд. Давайте вместе уберем лишнее, то что не относится к семейному доходу. Красным обозначено то, что не относится. Хорошо, молодцы! -Сегодня мы узнаем еще о нескольких возможных семейных доходах. Сейчас я вам раздам листки с кроссвордом и давайте его разгадаем. Все ответы записываем по горизонтали.
| Отвечают на вопросы, поставленные учителем. Называют лишнее. Разгадывают кроссворд. ( Зарплата, бюджет, деньги, расходы, премия, семья) | Коммуникативные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Регулятивные: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Познавательные: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; Коммуникативные:принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. | |
Основной | 35 мин. | Подведение к формулировке темы и целей урока. Посмотрите ребята, какое засекреченное слово мы получили в розовой колонке? Открытие для детей новых сведений. Однажды Рома спросил бабушку: - Бабушка, ты уже давно не работаешь, почему же каждый месяц ты получаешь деньги? - Я получаю пенсию, которую наше государство платит людям, достигшим пенсионного возраста, - ответила бабушка. До 2018 года в нашей стране женщины могли выходить на пенсию в 55 лет, а мужчины - в 60 лет. Сейчас пенсионный возраст повышается, и через несколько лет он составит 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Задание 1. Откроем учебник на странице 76. Подумай и выбери объяснение, которое подходит к слову «пенсия». Отметь свой ответ галочкой. Регулярная денежная выплата лицам, которые достигли пенсионного возраста – это пенсия. Откуда же берутся деньги для того, чтобы государство могло выплачивать пенсии пенсионерам? - спросил Рома. - Основную часть пенсии обеспечивает работодатель: работник работает, а работодатель обязан перечислять в Пенсионный фонд России (ПФР) страховые взносы, а это 22% от суммы, которую работник зарабатывает за год, - ответила бабушка. Задание 2. Странно: вчера я слышал, как мама сказала папе, что ей до пенсии осталось 6 лет. А ведь ей через 6 лет ещё не исполнится 60 лет, - задумчиво произнёс Рома. - Всё верно. Некоторые граждане имеют право на досрочную пенсию, то есть раньше общеустановленного пенсионного возраста. Раньше срока на пенсию могут выйти: люди, которые имеют длительный трудовой стаж (не менее 42 лет для мужчин и 37 лет для женщин); женщины, родившие трёх и более детей;
| Пенсия. Слушают учителя. Выполняют задание в рабочей тетради. Выполняют задание. Выполняют задание. | Регулятивные: составлять план действий; принимать себя и других не осуждая. Познавательные: работать по предложенному плану, выдвигать свой план . Коммуникативные: воспринимать и формулировать цели и задачи. Регулятивные: осознанно относиться к другому человеку, его мнению. Познавательные: выявление причинно- следственных связей. Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; | |
люди, которые работают под землёй (шахтёры, работники метрополитена), рабочие в горячих цехах (сталевары), лица, чьи условия труда признаны тяжёлыми (пилоты, стюардессы, рыболовы, моряки); к трудным профессиям приравнивают также многие виды работы с людьми, например, педагоги и медицинские работники; творческая деятельность тоже признана тяжёлыми условиями труда: например, в список таких профессий попадает выступление на сцене, на арене цирка в театре. Давайте подумаем, почему мама Ромы планирует выйти на пенсию раньше 60 лет. Запиши свой ответ в Задание 2. Выполним следующее задание. Задание 3. Подумай и выбери представителей профессий, которые имеют право на досрочную пенсию. Отметь выбранные тобой рисунки галочкой. Проверка задания с доски. Физминутка. Мы осанку исправляем. Спинки дружно прогибаем. Вправо, влево мы нагнулись. До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись. Задание 4. Однажды в Интернете Рома нашёл информацию о том, в каком возрасте уходят на пенсию жители разных стран. Внимательно рассмотри инфографику. Определи, в каком году были получены данные, отражённые в этой инфографике. Определи, в какой стране живут самые молодые пенсионеры. Перечисли страны, в которых пенсионный возраст для мужчин и женщин одинаков. Задание 5. Бабушка рассказала, что граждане нашей страны могут получать ещё два вида пенсий. Давайте рассмотрим картинки на слайде и сделаем соотношение.
| Выполняют задание. (она работает в школе учителем и родила трёх детей) Выполняют задание. (все, кроме повара) Выполняют задание. (2018, Россия, Страны - ЯпонияДанияГерманияСШАВенгрия ) Выполняют соотношение картинок и вида пенсии. | Регулятивные: осознанно относиться к другому человеку, его мнению. Познавательные: устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа. Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. | |||
Да ребята, еще есть пенсия по потере кормильца и пенсия по инвалидности. Кроме этого, для поддержки разных групп населения нашей страны существуют различные социальные пособия. Пособие - денежная выплата, мера государственной социальной поддержки, к ним относятся- Пособие по временной нетрудоспособности, Пособие по уходу за ребёнком, Пособие по рождению ребёнка, материнский капитал, стипендия, Единовременная выплата на каждого школьника к 1 сентября, Ежегодная денежная выплата инвалидам и участникам ВОВ 1941-1945 годов ко Дню Победы. По срокам выплат все пособия делятся на регулярные и эпизодические. Работа в группах. Сейчас давайте разделимся на две группы, я вам раздам листочки, вам нужно создать кластер, соотнести социальные пособия к регулярным (которые получают регулярно) и к эпизодическим (которые получают однократно, не регулярно). Проверяем кластер. Сравним с доской. | Выполняют задание. Составляют кластер. | ||||
Рефлексия | 3 мин. | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. Ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Продолжите фразу: Сегодня на занятии я узнал…. Было интересно… Было трудно… Я выполнил задания… | Оценивают свое настроение на уроке , отвечают на вопросы. (Что такое пенсия, социальное пособие, -откуда в семье берутся деньги, узнали, что источниками денег в семье являются не только деньги, заработанные родителями…) | Познавательные: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Коммуникативные: выражать свою точку зрения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие по функциональной грамотности (4 класс)
Внеурочное занятие по функциональной грамотности (4 класс)...
Технологическая карта урока финансовой грамотности “Откуда в семье берутся деньги ” (2 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о том, откуда в семье берутся деньги.Дидактические: Дать представление о том, откуда в семье берутся деньги. Познакомить учащихся с...
Конспект внеурочного занятия по функциональной грамотности "Думай, решай, угадывай "
Внеурочное занятие по функциональной грамотности "Думай, решай, угадывай"...
Конспект внеурочного занятия по функциональной грамотности М.Пляцковский "Урок дружбы", 1 класс
Тема: М. Пляцковский «Урок дружбы».Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомление учащихся с новым произведением М. С. Пляцковского.Задачи урока:Образовательная: формирова...
Конспект урока Педагогика «Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия» 3 класс
Тема урока: «Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений о том, откуда в...
Конспект урока по финансовой грамотности "От куда берутся деньги? Пенсия и социальные пособия" 3 класс
Цель урока формирование у обучающихся представлений о том, откуда в семье берутся деньги, о пенсии и социальных пособиях....
Конспект внеурочного занятия «Что такое электричество? Откуда берется электричество?» (3 класс)
Планируемые результаты: Личностные:1. Иметь целостное представление о влиянии человека на окружающую среду и способах сохранения окружающей среды;2. Понимать личную ответственность за экономное и бере...