ДОП «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»
рабочая программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХВАСТОВИЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО Протокол педагогического совета МКОУ «Хвастовичская средняя школа» Пр. № 85 от30 августа2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МКОУ «Хвастовичская средняя школа» Пр. № 85 от30 августа2022 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»
Возраст учащихся – 8-9 лет
Составитель - Артамонова С. В.,
учитель начальных классов
.
с. Хвастовичи, 2022г
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является дополнительной общеразвивающей физкультурно-спортивной направленности, базовый уровень сложности,очной формы обучения, сроком реализации 1 год (16 часов), для детей от 8 до 9 лет.
Язык реализации программы. Государственный язык РФ – русский.
Программа «Шахматы в школе» опирается на следующие нормативные документы:
− Федеральный закон от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам»;
− ПисьмоМинобрнауки РФ от № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996- р);
− Указ Президента РФ от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерациидесятилетия детства»;
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р
«Концепция развития дополнительного образования детей»;
− Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП – 20 «Санитарно –
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
− Письмо министерства образования и науки Калужской области от 25 августа 2016 № 07-021/2418-16 «О внедрении и реализации проекта «Шахматы – в школу» в общеобразовательных организациях Калужской области».
.
Новизна программы в том, что формой проведения занятия является не монолог учителя, а его конструктивный диалог с учениками, в процессе которого осуществляется совместный поиск решения поставленной учебной задачи.
Актуальность программы обусловлена тем, что анализируя шахматные позиции, обучающиеся постепенно переходят к анализу ситуаций, с которыми они сталкиваются в жизни. На первый план реализации программы выдвигается развивающая функция обучения, которая способствует становлению личности обучающихся и наиболее полному раскрытию их творческих способностей, а также программа предоставляет возможность расширения круга общения, полноценного самовыражения, самореализации и позволяет преодолеть проблемы в общении со сверстниками, выстроить эффективную коммуникацию в группе, расширить круг социальных контактов.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.
Игра в шахматыразвивает наглядно-образное мышление, способствует зарождениюлогического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Ребенок, обучающийся этой игре, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Отличительные особенности программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учетом его личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребенка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. Программа предусматривает конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах, зачисление их в группы в зависимости от возраста, функциональных возможностей, нарушений состояния здоровья, их физической подготовки, способностей и возможностей, а также организации работы интегрированных групп с учетом дифференцированного подхода. Через занятия физическими упражнениями, общение с педагогом, сверстниками, другими детьми, осуществляется социальная адаптация детей. Программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
Режим проведения занятий - один в раз неделю
Формы обучения: Очная.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Формы организации деятельности: используются фронтальный, групповой и индивидуальный методы организации деятельности обучающихся.
Формы контроля: текущий, итоговый.
Форма подведения итогов реализации программы:
Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
обучающие:
- Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске.
- Научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил.
- Научить решать шахматные задачи в 1-2 хода.
- Научить детей работать самостоятельно.
- Научить школьников планировать свою игру и работу.
развивающие:
- Развивать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции).
- Повысить уровень спортивной работоспособности.
- Развивать интеллектуальные способности.
- Расширить кругозор ребёнка.
- Развивать творческое мышление.
- Формировать познавательную самостоятельность.
воспитывающие:
- Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.
- Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность.
- Формировать способности к самооценке и самоконтролю.
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | Теория | Практика | Формы аттестации |
1 | Шахматы-мои друзья. | 16 | 4 | 12 | Решение дидактических задач, тренировочное упражнение, сообщения. |
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации /контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Теоретическиеосновы и правилашахматнойигры | 14 | 4 | Тренировочныеупражнения, сообщения, участие в соревнованиях. | |
Сведенияизисториишахмат | 1 | 1 | - | Презентация «Историяшахмат» | |
Базовые понятия шахматной игры | 13 | 3 | 10 | Решениедидактическихзаданий | |
2 | Практико-соревновательная деятельность | 2 | - | 2 | Участие в шахматномтурнире |
Соревнования | 2 | - | 2 | Участие в шахматномтурнире | |
Всего | 16 | 4 | 12 |
Календарно-учебный график
N | Месяц | Тема | Количество часов | Форма занятия |
1 | Шахматы - мои друзья. | 1 | Лекция. Диалог. | |
2 | Шахматная доска. | 1 | Лекция. Практикум. | |
3 | Шахматная нотация | 1 | Работа в парах | |
4 | Шахматные фигуры и начальная позиция. | 4 | Работа в парах | |
5 | Ценность фигур. | 1 | Работа в парах | |
6 | Нападение. Взятие. | 1 | Лекция. Практикум | |
7 | Шах и защита от шаха. Мат. Пат. | 2 | Решение заданий, игровая практика | |
8 | Основные принципы игры в начале партии. | 1 | Исследование | |
9 | Партии- миниатюры. | 2 | Игра | |
10 | Шахматный турнир. | 2 | Игра |
Содержание обучения
История шахмат
История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии.
Содержание программы
1. Вводные занятия. Техника безопасности.
Теория:Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Содержание и режим занятий. Инструктаж по технике безопасности (правила техники безопасности, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения, правила поведения в чрезвычайных ситуациях).
Теория: Краткая история шахмат. Возникновение и родина шахмат. Начальные сведения. Различные системы проведения шахматных соревнований.
2. Шахматная доска – поле шахматных сражений. Правила игры. Первоначальные понятия.
Теория: Правила турнирного поведения. Знакомство с основными понятиями:
- Горизонтали
- Вертикали
- Диагонали
- Центр, фланги.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее. Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.
«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например:«Вторая горизонталь»).
«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ.
(Например: «Диагональ е1 — а5»).
«Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
Игра «Почтальон».
3. Шахматные фигуры. Первое знакомство.
Теория: Белая и черная армии. Правило «Тронул - ходи!».
Практика:
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
«Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Сними часовых», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
4. Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур.
Теория: Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.
Практика:
Дидактические игры и задания
«Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько?». «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
5. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.
Теория: Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.
Практика: Дидактические игры и задания
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
6. Мат – цель игры.
Теория: Понятие шахматного термина «мат». Мат - цель шахматной игры.Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.
Практика: Решение простейших шахматных задач на мат одинокому королю.
Решение шахматных задач на все виды шахматных матов: линейный, мат с поддержкой, диагональный, вертикальный, горизонтальный маты.
Дидактические игры и задания
«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля не останется никакого количество полей для отхода.
Решение задач на шахматных листочках «1000 шахматных заданий».
7. Ничья. Пат.
Теория: Варианты ничьей. Пат. Отличие пата от мата. Примеры на пат.
Практика:
Дидактическое задание
«Пат или не пат».
8. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Правила и законы дебюта.
Теория: Начало шахматной партии. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Правила и законы дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания.
Практика: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.
9. Короткие шахматные партии.
Теория: Расстановка фигур перед шахматной партией.
Правило: «Ферзь любит свой цвет».
Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы.
Практика:
Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.
Дидактические игры и задания
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
10. Спортивно-массовые мероприятия.
Теория: Подготовка к соревнованиям. Психологическая подготовка юного спортсмена к соревнованиям.
Практика.
Участие в соревнованиях и турнирах.
Планируемые результаты.
К концу обучения по программе дети
Знают:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;
- названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;
- цель игры: мат, пат, ничья;
- шахматную нотацию;
- абсолютную и относительную ценность фигур;
- приёмы и способы матования одинокого короля;
- историю возникновения шахматной игры;
- правила игры.
Умеют:
- записывать шахматную партию;
- проводить комбинации;
- владеть техникой матования одинокого короля;
- решать простейшие задачи;
- записывать партию до 10-го хода.
- приобретут теоретические знания и практические навыки в шахматной игре;
- повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления, памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей, спортивной работоспособности; сформируют умения производить логические операции.
- сформируют личностные качества – трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность и потребность ведения здорового образа жизни.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
#1050;ОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.
#1050;алендарный учебный график
Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю.
Условия реализации программы.
Возраст детей
Данная программа рассчитана на 2 класс.
Условия набора.
К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний, посещающие общеобразовательную школу.
Наполняемость группы — 18 человек.
Формы организации детей: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая (при подготовке детей к соревнованиям).
Оборудование для занятий
- кабинет для занятий;
- шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);
- шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
- шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации
- мешочек из ткани для игры «Волшебный мешочек»,
- цветные карандаши,
- фломастеры,
- бумага для рисования.
#1060;ормы контроля
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятсяв торжественной соревновательной обстановке.
#1054;ценочные материалы
Оценка знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения, является основой при отслеживании результатов работы.
№ | Виды контроля | Контролируемые знания, умения, навыки |
1 | Предварительный контроль | Шахматная доска, шахматные фигуры, их ходы, шахматная нотация, элементы шахматной партии. |
2 | Текущий контроль | Элементы шахматной партии, правила поведения во время турнира. |
3 | Промежуточная аттестация | Элементы шахматной партии, правила поведения во время турнира. |
4 | Итоговая аттестация | Основы шахматной тактики, участие в турнире, использование шахматной литературы. |
Технологии:
В процессе обучения используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, деятельностный.
В процессе обучения используются следующие технологии:
- личностно-ориентированные;
- коммуникативные;
- информационно-коммуникационные;
здоровьесберегающие;
игровые.
Необходимым условием организации занятий является психологическая комфортность обучающихся, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития, но и для нормального психофизиологического состояния.
Список литературы.
- Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. – М.: ООО «Дайв», 2009, 256 с.
- Волкова Е.И., Е.А. Прудниковой. Шахматы. Первый год обучения. Методическое пособие для учителя.
- Волкова Е.И., Е.А. Прудниковой. Шахматы. Второй год обучения.
Методическое пособие для учителя.
- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
- Диченскова А.М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе. – Ротов н/Д: Феникс, 2014. – 60.
- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
- Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
- Костров В.В. Шахматный учебник для детей и родителей - СПб.: ИД «Литера»,2005.
- Пожарский В.А. Шахматный учебник./ В.А. Пожарский.- М., 1996.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
- Тимофеев А.А. "Программа курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений", 2011.
Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности кружка "Шахматы в школе"
Программа внеурочной деятельности кружка "Шахматы в школе", первый год обучения в школе....

Урок курса "Шахматы в школе" по теме "Начальное положение". (внеурочная деятельность)
Конспект урока "открытия" нового знания на основе практических умений....

Программа внеурочной деятельности "Шахматы в школе"
Программа внеурочной деятельности "Шахматы в школе" для 1 класса....

Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе»
Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе»....

Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» 1 класс
Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Шахматы в школе» 1-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Шахматы в школе» 1-4 классы...