Шахматы в школе.
рабочая программа (1 класс) по теме

Шнуркова Людмила Николаевна

Изучение шахмат как предмета в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено и принято»

на заседании учителей начальных  классов

ГБОУ Школа № 996

«Согласовано»

Зам директора по содержанию образования

«____»________ 2017г.

________________

«Утверждаю»

Директор

 ГБОУ Школа № 996

Приказ №____ от «___» августа 2017г.

_________Ю.И. Любушкина

Рабочая программа учебного курса

«Шахматы»

для 1-ых, 2-ых, 3-их, 4-ых классов

(1-ый год обучения)

на 2017-2018 учебный год

Учителя, работающие по данной программе:

ФИО

Должность

Педагогический стаж

Квалификационная категория

Шнуркова Л.Н.

Зенкова Л.Н.

Сенина Т.А.

Ажакина Т.В.

Матюхина М.Ю.

Редина Н.В.

Аверкина Н.Н.

Клевченя Ю.А.

Подгорнова Т.В.

Решетова Е.И.

учитель

учитель

учитель

учитель

учитель

учитель

учитель

учитель

учитель

учитель

27 лет

26 лет

27 лет

9 лет

27 лет

14 лет

16 лет

15 лет

8 лет

25 лет

высшая

высшая

вторая

вторая

высшая

первая

первая

первая

вторая

вторая

Рабочую программу составила:

_______________ (Шнуркова Л.Н.)

Пояснительная записка.

Учебник «Шахматы в школе» 1-ый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А.

Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» 1-ый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А., 2017г.

Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом Рос-

сийской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Фе-

дерального государственного образовательного стандарта начального общего образо-

вания к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре»

и раскрывает методические основы обучения шахматной игре.

Целью Программы является: равномерное развитие логического и физического

интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное

развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.

Задачи Программы.

Общие:

- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности,

укрепление здоровья;

- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;

- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привле-

чениеобучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям

шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,

интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного от-

дыха и досуга.

Образовательные:

- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития

шахмат;

- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,

особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных

подвижных игр;

- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, спо-

собами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;

- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования

действий во время партии;

- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование

шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оз-

доровления;

- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особен-

ностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные:

- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре во-

обще и о шахматах в частности;

- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,

эмоциональных и двигательных проявлений;

- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и

повышение функциональных возможностей их организма;

- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.

Воспитательные:

- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими

упражнениям, играм, и использование их в свободное время;

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодей-

ствия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультур-

ным занятиям.__

«Физическая культура. Динамичные шахматы» является модульным курсом,

который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения

шахматной теории и практики в рамках 3-го урока физической культуры и включѐн в

целостный образовательный процесс.

Содержание учебного предмета.                                                            Настоящая программа включает два основных раздела:

- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».

- «Спортивно – соревновательная деятельность».

В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры»

представлены история, основные термины и понятия, требования техники

безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на

изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых

шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.

Раздел «Спортивно – соревновательная деятельность включает в себя:

- организацию и проведение шахматных соревнований;

- проведение конкурсов решений задач;

- организацию спортивно – шахматных праздников.

Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства

образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. №889)

Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики

шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в интеллектуально –

физкультурной деятельности,  соревновательная деятельность,  проведение спортивно – шахматных праздников.

Рабочая программа рассчитана на 135 ч. на четыре года обучения.

При планировании занятий динамичными шахматами как 3-ий час урока

физической культуры необходимо отвести: в 1 классе – 33 часа, а в остальных (2-4

кл.) - по 34 часа. Занятия по Программе включаются в целостный образовательный

процесс.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Данная Программа предусматривает достижение определѐнные результатов:

личностных, метепредметных и предметных.

Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные лич-

ностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения

программного материала. Это:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

за свою Родину, российский народ и историю России;

- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной

децентрации;

- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание необходимости личного участия в формировании собственного

здоровья;

- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и свер-

стниками;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам

других людей;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении

поставленных целей;

- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень

сформированностиуниверсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать по-

знавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- овладение способом структурирования шахматных знаний;

- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной

задачи в зависимости от конкретных условий;

- овладение способом поиска необходимой информации;

- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать

проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы

творческого или поискового характера;

- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических

действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;

- умение строить логические цепи рассуждений;

- умение анализировать результат своих действий;

- умение воспроизводить по память информацию;

- умение устанавливать причинно – следственные связи;

- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть

реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить

нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе

согласования различных позиций;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести

дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою позицию до других;

- умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и

осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно

передавать информацию и отображать предметное содержание и условия

деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умствен-

ные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за-

дачей и условиями еѐ реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ

реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои дей-

ствия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт

обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного

предмета «Физическая культура. Динамические шахматы».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:

- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на

развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о фи-

зической культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации;

- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения

в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;

- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла

и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в дви-

гательной активности;

- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллекту- ально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интен-

сивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках

- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.

Планируемые предметные результаты.

К концу первого учебного года  обучающиеся должны:

объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,

диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять

под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

знать правила хода и взятия каждой фигуры;

ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в

совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно располагать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на

мат в один ход;

знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

знать «цену» каждой шахматной фигуры;

усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей,

ферзѐм и королѐм;

овладеть способом «взятия на проходе»;

записывать шахматную партию;

уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с за-

писью своих ходов и ходов соперника.

Поурочное планирование

1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс

(1-ый год обучения)

№ урока

Дата

Тема

Кол-во ч.

Содержание

1.

Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во

 время занятий, соревнования и в спортивном зале.

Шахматы - мои друзья.

1ч.

Беседа о ТБ

Знакомство детей с понятием

«Шахматная игра», с историей

 возникновения данного

понятия и шахматной игры в

целом

2.

Шахматная доска.

1ч.

Знакомство детей с новыми

понятием «Шахматнаядос-

ка», белыми и черными по-

лями на шахматной доске, уг-

ловыми и центральными по-

лями, правильным располо-

жение шахматной доски в на-

чале партии, закрепление по-

лученных знаний в динами-

ческих шахматных играх

3.

Горизонталь.

1ч.

Знакомство с шахматной

доской: новое понятие

«горизонталь»,

закрепление полученных

знаний в динамических

шахматных играх.

4.

Вертикаль.

1ч.

Знакомство с шахматной

доской: новое понятие

«вертикаль», закрепление

полученных знаний в

динамических шахматных

играх.

5.

Диагональ.

1ч.

Повтор понятий

«горизонталь» и

«вертикаль», знакомство с

новым понятием

«диагональ», закрепление полученных знаний в

динамических шахматных

играх.

6.

Волшебная шахматная доска.

1ч.

Повтор понятий

«горизонталь»,

«вертикаль», «диагональ»

Знакомство с новым

понятием «шахматная

нотация», определение

«адреса» шахматных

полей, закрепление

полученных знаний в

динамических шахматных

играх.

7.

Ладья.

1ч.

Знакомство обучающихся

с шахматной фигурой

«ладья», местом ладей в

начальной позиции,

способом передвижения

ладьи по доске: ход и

взятие, понятием «ход

фигуры», «невозможный

ход», закрепление

полученных знаний в

динамических шахматных

играх.

8.

Слон.

1ч.

Повторить ходы и взятие

ладьей, знакомство

обучающихся с новой

шахматной фигурой

«слон», местом слонов в

начальной позиции,

объяснить способы

передвижения слона по

доске: ход и взятие.

Ввести новые понятия

«белопольный» слон,

«чернопольный» слон,

закрепление полученных

знаний в динамических

шахматных играх.

9.

Ферзь

1ч.

Знакомство с шахматной

фигурой «ферзь», местом

ферзя в начальной

позиции, способом

передвижения ферзя по

доске: ход и взятие,

закрепление полученных

знаний в динамических

шахматных играх.

10.

Конь.

1ч.

Знакомство с шахматной

фигурой «конь»,

месторасположением коня

в начальной позиции,

способом передвижения

коня по доске: ход и

взятие, закрепление

.

11.

Пешка.

1ч.

Знакомство с пешкой, место-

расположением пешки в

начальной позиции, спосо-

бом передвижения пешки

по доске: ход и взятие, за-

крепить полученные зна-

ния в динамических шах-

матныхиграх.

12.

Король.

1ч.

Знакомство с шахматной фи-

гурой королем, местораспо-

ложением короля в на-

чальной позиции, спосо-

бом передвижения короля

по доске: ход и взятие, за-

крепить полученные зна-

ния в динамических шах-

матныхиграх.

13.

Шахматные фигуры и начальная позиция.

1ч.

Знакомство расстановкой

шахматных фигур в началь-

ной позиции, местораспо-

ложением короля, ферзя,

ладьи, слона, коня, пешки

в начальной позиции, пра-

вило «ферзь любит свой

цвет», закрепить получен-

ные знания в динамиче-

ских шахматных играх.

14.

Ценность фигур.

1ч.

Знакомство с ценность шах-

матных фигур, сравнительная

сила фигур: короля, ферзя,

ладьи, слона, коня, пешки,

с единицей измерения, за-

крепить полученные зна-

ния в динамических шах-

матных играх, полная но-

тация, закрепить получен-

ные знания в динамиче-

ских шахматных играх.

15.

Шахматная нотация.

1ч.

Знакомство с обозначением

вертикалей, горизонталей,

шахматных полей, шахмат-

ных фигур, закрепить полу-

ченные знания в динами-

ческих шахматных играх.

16.

Шах и защита от шаха.

1ч.

Знакомство с постановкой

шаха всеми фигурами: ферзь,

ладья, слон, конь, пешка,

способы защиты шаха, за-

крепить полученные зна-

ния в динамических шах-

матныхиграх.

17.

Мат.

1ч.

Знакомство с целью шахмат-

ной партии, с постановкой

мата всеми фигурами: ферзь,

ладья, слон, конь, пешка,

закрепить полученные

знания в динамических

шахматных играх.

18.

Пат, ничья.

Знакомство с ничьей, с патом,

с условиями возникновения

пата, закрепить получен-

ные знания в динамиче-

ских шахматных играх.

19.

Рокировка.

1ч.

Знакомство с особым ходом

короля и ладь: с рокировкой,

короткая и длинная рокиров-

ки, с условия при которых

рокировка возможна, закре-

пить полученные знания в

динамических шахматныхиграх.

20.

Взятие на проходе.

1ч.

Знакомство с особым ходом

пешки: взятием на проходе, с

названием вертикалей, за-

крепить полученные зна-

ния в динамических шах-

матныхиграх.

21.

Превращение пешки.

1ч.

Знакомство с превращением

пешки во все фигуры: ферзь,

ладья, слон, конь, пешка, с

понятием проходная пеш-

ка, закрепить полученные

знания в динамических

шахматных играх.

22.

Мат двумя ладьями одинокому королю.

1ч.

Знакомство с техника мато-

вания одинокого короля дву-

мя ладьями, с методом «ле-

сенка», закрепить получен-

ные знания в динамиче-

ских шахматных играх.

23.

Мат ферзём и ладьями одинокому королю.

1ч.

Знакомство с техника мато-

вания одинокого короля фер-

зем и ладьей, закрепление с

метода «лесенка», закрепить

полученные знания в ди-

намических шахматных

играх.

24.

Мат ферзём и королём одинокому королю.

1ч.

Знакомство с техника мато-

вания одинокого короля фер-

зем и королем, закрепить

полученные знания в ди-

намических шахматных

играх.

25.

Как начинать партию: дебют.

1ч.

Знакомство с общимиприн-

ципы игры в начале шахмат-

ной партии, с центром, с ана-

лизом шахматной партии, за-

крепить полученные зна-

.

26.

Ошибочные ходы в начале партии.

1ч.

Знакомство с ошибочными

ходами в начале партии и их

последствия, «детский мат»,

закрепить полученные

знания в динамических

шахматных играх.

27.

Тактические приёмы.

1ч.

Знакомство с тактическими

приемами: связка и двойной

удар, с понятием материаль-

ное преимущество, закре-

пить полученные знания в

динамических шахматных

играх.

28.

Правила поведения соперников во время игры.

1ч.

Знакомство с правилами по-

ведения шахматиста во время

партии, закрепить получен-

ные знания в динамиче-

ских шахматных играх.

29.

История шахмат.

1ч.

Знакомство с историей воз-

никновения шахмат, закре-

пить полученные знания в

динамических шахматных

играх.

30.

Три стадии шахматной партии.

1ч.

Знакомство с общимиприн-

ципы игры в начале шахмат-

ной партии, в середине шах-

матной партии, в конце шах-

матной партии, закрепить

полученные знания в ди-

намических шахматных

играх.

31.

Шахматный турнир.

1ч.

Игровая практика.

32.

Шахматный турнир.

1ч.

Игровая практика.

33.

Шахматный турнир.

1ч.

Решение заданий, игровая

практика

34.

Спортивно - шахматный праздник.

1ч.

Решение заданий, игровая

практика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности кружка "Шахматы в школе"

Программа внеурочной деятельности кружка "Шахматы в школе", первый год обучения в школе....

Урок курса "Шахматы в школе" по теме "Начальное положение". (внеурочная деятельность)

Конспект урока "открытия" нового знания на основе практических умений....

Программа внеурочной деятельности "Шахматы в школе"

Программа внеурочной деятельности "Шахматы в школе" для 1 класса....

Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе»

Программа  внеурочной деятельности «Шахматы в школе»....

Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» 1 класс

Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Шахматы в школе» 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Шахматы в школе» 1-4 классы...

Шахматы в школе

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса...