Шахматы в школе.
рабочая программа (1 класс) по теме
Изучение шахмат как предмета в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Шахматы как учебный предмет в школе | 40.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено и принято» на заседании учителей начальных классов ГБОУ Школа № 996 | «Согласовано» Зам директора по содержанию образования «____»________ 2017г. ________________ | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа № 996 Приказ №____ от «___» августа 2017г. _________Ю.И. Любушкина |
Рабочая программа учебного курса
«Шахматы»
для 1-ых, 2-ых, 3-их, 4-ых классов
(1-ый год обучения)
на 2017-2018 учебный год
Учителя, работающие по данной программе:
ФИО | Должность | Педагогический стаж | Квалификационная категория |
Шнуркова Л.Н. Зенкова Л.Н. Сенина Т.А. Ажакина Т.В. Матюхина М.Ю. Редина Н.В. Аверкина Н.Н. Клевченя Ю.А. Подгорнова Т.В. Решетова Е.И. | учитель учитель учитель учитель учитель учитель учитель учитель учитель учитель | 27 лет 26 лет 27 лет 9 лет 27 лет 14 лет 16 лет 15 лет 8 лет 25 лет | высшая высшая вторая вторая высшая первая первая первая вторая вторая |
Рабочую программу составила:
_______________ (Шнуркова Л.Н.)
Пояснительная записка.
Учебник «Шахматы в школе» 1-ый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А.
Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» 1-ый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А., 2017г.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом Рос-
сийской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями Фе-
дерального государственного образовательного стандарта начального общего образо-
вания к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре»
и раскрывает методические основы обучения шахматной игре.
Целью Программы является: равномерное развитие логического и физического
интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное
развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.
Задачи Программы.
Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности,
укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привле-
чениеобучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям
шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного от-
дыха и досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных
подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, спо-
собами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования
действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оз-
доровления;
- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особен-
ностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре во-
обще и о шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и
повышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодей-
ствия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультур-
ным занятиям.__
«Физическая культура. Динамичные шахматы» является модульным курсом,
который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения
шахматной теории и практики в рамках 3-го урока физической культуры и включѐн в
целостный образовательный процесс.
Содержание учебного предмета. Настоящая программа включает два основных раздела:
- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры».
- «Спортивно – соревновательная деятельность».
В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры»
представлены история, основные термины и понятия, требования техники
безопасности. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на
изучение основ теории и практики шахматной игры и интегрирование базовых
шахматных знаний с двигательной активностью во время урока.
Раздел «Спортивно – соревновательная деятельность включает в себя:
- организацию и проведение шахматных соревнований;
- проведение конкурсов решений задач;
- организацию спортивно – шахматных праздников.
Согласно Федеральному базисному учебному плану (приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. №889)
Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики
шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в интеллектуально –
физкультурной деятельности, соревновательная деятельность, проведение спортивно – шахматных праздников.
Рабочая программа рассчитана на 135 ч. на четыре года обучения.
При планировании занятий динамичными шахматами как 3-ий час урока
физической культуры необходимо отвести: в 1 классе – 33 часа, а в остальных (2-4
кл.) - по 34 часа. Занятия по Программе включаются в целостный образовательный
процесс.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Данная Программа предусматривает достижение определѐнные результатов:
личностных, метепредметных и предметных.
Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные лич-
ностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
программного материала. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной
децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и свер-
стниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень
сформированностиуниверсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать по-
знавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной
задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы
творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических
действий и операций, включая общие приѐмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнѐра (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умствен-
ные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за-
дачей и условиями еѐ реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои дей-
ствия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт
обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного
предмета «Физическая культура. Динамические шахматы».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:
- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о еѐ позитивном влиянии на
развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о фи-
зической культуре и здоровье как факторах успешной учѐбы и социализации;
- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения
в жизнедеятельности человека, еѐ места в физической культуре и спорте;
- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла
и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в дви-
гательной активности;
- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллекту- ально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интен-
сивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках
- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
Планируемые предметные результаты.
К концу первого учебного года обучающиеся должны:
∙ объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять
под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
∙ знать шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
∙ знать правила хода и взятия каждой фигуры;
∙ ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в
совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
∙ правильно располагать шахматную доску между партнерами;
∙ правильно расставлять фигуры перед игрой;
∙ различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
∙ рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на
мат в один ход;
∙ знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
∙ знать «цену» каждой шахматной фигуры;
∙ усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей,
ферзѐм и королѐм;
∙ овладеть способом «взятия на проходе»;
∙ записывать шахматную партию;
∙ уметь играть целую шахматную партию с соперником от начала и до конца с за-
писью своих ходов и ходов соперника.
Поурочное планирование
1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс
(1-ый год обучения)
№ урока | Дата | Тема | Кол-во ч. | Содержание | ||
1. | Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале. Шахматы - мои друзья. | 1ч. | Беседа о ТБ Знакомство детей с понятием «Шахматная игра», с историей возникновения данного понятия и шахматной игры в целом | |||
2. | Шахматная доска. | 1ч. | Знакомство детей с новыми понятием «Шахматнаядос- ка», белыми и черными по- лями на шахматной доске, уг- ловыми и центральными по- лями, правильным располо- жение шахматной доски в на- чале партии, закрепление по- лученных знаний в динами- ческих шахматных играх | |||
3. | Горизонталь. | 1ч. | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |||
4. | Вертикаль. | 1ч. | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |||
5. | Диагональ. | 1ч. | Повтор понятий «горизонталь» и «вертикаль», знакомство с новым понятием «диагональ», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |||
6. | Волшебная шахматная доска. | 1ч. | Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» Знакомство с новым понятием «шахматная нотация», определение «адреса» шахматных полей, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |||
7. | Ладья. | 1ч. | Знакомство обучающихся с шахматной фигурой «ладья», местом ладей в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие, понятием «ход фигуры», «невозможный ход», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |||
8. | Слон. | 1ч. | Повторить ходы и взятие ладьей, знакомство обучающихся с новой шахматной фигурой «слон», местом слонов в начальной позиции, объяснить способы передвижения слона по доске: ход и взятие. Ввести новые понятия «белопольный» слон, «чернопольный» слон, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |||
9. | Ферзь | 1ч. | Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», местом ферзя в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |||
10. | Конь. | 1ч. | Знакомство с шахматной фигурой «конь», месторасположением коня в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие, закрепление . | |||
11. | Пешка. | 1ч. | Знакомство с пешкой, место- расположением пешки в начальной позиции, спосо- бом передвижения пешки по доске: ход и взятие, за- крепить полученные зна- ния в динамических шах- матныхиграх. | |||
12. | Король. | 1ч. | Знакомство с шахматной фи- гурой королем, местораспо- ложением короля в на- чальной позиции, спосо- бом передвижения короля по доске: ход и взятие, за- крепить полученные зна- ния в динамических шах- матныхиграх. | |||
13. | Шахматные фигуры и начальная позиция. | 1ч. | Знакомство расстановкой шахматных фигур в началь- ной позиции, местораспо- ложением короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки в начальной позиции, пра- вило «ферзь любит свой цвет», закрепить получен- ные знания в динамиче- ских шахматных играх. | |||
14. | Ценность фигур. | 1ч. | Знакомство с ценность шах- матных фигур, сравнительная сила фигур: короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки, с единицей измерения, за- крепить полученные зна- ния в динамических шах- матных играх, полная но- тация, закрепить получен- ные знания в динамиче- ских шахматных играх. | |||
15. | Шахматная нотация. | 1ч. | Знакомство с обозначением вертикалей, горизонталей, шахматных полей, шахмат- ных фигур, закрепить полу- ченные знания в динами- ческих шахматных играх. | |||
16. | Шах и защита от шаха. | 1ч. | Знакомство с постановкой шаха всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, способы защиты шаха, за- крепить полученные зна- ния в динамических шах- матныхиграх. | |||
17. | Мат. | 1ч. | Знакомство с целью шахмат- ной партии, с постановкой мата всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |||
18. | Пат, ничья. | 1ч | Знакомство с ничьей, с патом, с условиями возникновения пата, закрепить получен- ные знания в динамиче- ских шахматных играх. | |||
19. | Рокировка. | 1ч. | Знакомство с особым ходом короля и ладь: с рокировкой, короткая и длинная рокиров- ки, с условия при которых рокировка возможна, закре- пить полученные знания в динамических шахматныхиграх. | |||
20. | Взятие на проходе. | 1ч. | Знакомство с особым ходом пешки: взятием на проходе, с названием вертикалей, за- крепить полученные зна- ния в динамических шах- матныхиграх. | |||
21. | Превращение пешки. | 1ч. | Знакомство с превращением пешки во все фигуры: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, с понятием проходная пеш- ка, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |||
22. | Мат двумя ладьями одинокому королю. | 1ч. | Знакомство с техника мато- вания одинокого короля дву- мя ладьями, с методом «ле- сенка», закрепить получен- ные знания в динамиче- ских шахматных играх. | |||
23. | Мат ферзём и ладьями одинокому королю. | 1ч. | Знакомство с техника мато- вания одинокого короля фер- зем и ладьей, закрепление с метода «лесенка», закрепить полученные знания в ди- намических шахматных играх. | |||
24. | Мат ферзём и королём одинокому королю. | 1ч. | Знакомство с техника мато- вания одинокого короля фер- зем и королем, закрепить полученные знания в ди- намических шахматных играх. | |||
25. | Как начинать партию: дебют. | 1ч. | Знакомство с общимиприн- ципы игры в начале шахмат- ной партии, с центром, с ана- лизом шахматной партии, за- крепить полученные зна- . | |||
26. | Ошибочные ходы в начале партии. | 1ч. | Знакомство с ошибочными ходами в начале партии и их последствия, «детский мат», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |||
27. | Тактические приёмы. | 1ч. | Знакомство с тактическими приемами: связка и двойной удар, с понятием материаль- ное преимущество, закре- пить полученные знания в динамических шахматных играх. | |||
28. | Правила поведения соперников во время игры. | 1ч. | Знакомство с правилами по- ведения шахматиста во время партии, закрепить получен- ные знания в динамиче- ских шахматных играх. | |||
29. | История шахмат. | 1ч. | Знакомство с историей воз- никновения шахмат, закре- пить полученные знания в динамических шахматных играх. | |||
30. | Три стадии шахматной партии. | 1ч. | Знакомство с общимиприн- ципы игры в начале шахмат- ной партии, в середине шах- матной партии, в конце шах- матной партии, закрепить полученные знания в ди- намических шахматных играх. | |||
31. | Шахматный турнир. | 1ч. | Игровая практика. | |||
32. | Шахматный турнир. | 1ч. | Игровая практика. | |||
33. | Шахматный турнир. | 1ч. | Решение заданий, игровая практика | |||
34. | Спортивно - шахматный праздник. | 1ч. | Решение заданий, игровая практика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности кружка "Шахматы в школе"
Программа внеурочной деятельности кружка "Шахматы в школе", первый год обучения в школе....
Урок курса "Шахматы в школе" по теме "Начальное положение". (внеурочная деятельность)
Конспект урока "открытия" нового знания на основе практических умений....
Программа внеурочной деятельности "Шахматы в школе"
Программа внеурочной деятельности "Шахматы в школе" для 1 класса....
Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе»
Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе»....
Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» 1 класс
Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Шахматы в школе» 1-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Шахматы в школе» 1-4 классы...
Шахматы в школе
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса...