Исследовательский проект «Ворона – символ новой жизни»
проект (3 класс)

Лариса Григорьевна Колбина

Исследовательский проект "Ворона- символ новой жизни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voroniy_den.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект «Ворона – символ новой жизни»

Введение

Культура народов Югры складывалась на протяжении многих веков и была максимально приспособлена к природным условиям их обитания.

Она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.

Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой

Актуальность.

Этот северный край, в котором мы растем, взрослеем, обязательно станет частью нашей судьбы. И поэтому знакомство с традиционной культурой ряда коренных народов ханты и манси является первоочередным требованием времени к нам, живущим на территории Югры.

Мы и наши ровесники много знают о весенних праздниках народов России в основном славянских: «Масленица», «Благовещение», «Пасха».

А как весну встречают народы ханты и манси?

У народов Югры по традиции проходит праздник «Вороний день».

И с 2011г в ХМАО Югры «Вороний день» является официальным праздником народов Югры и празднуется ежегодно во вторую субботу апреля. И уже на протяжении нескольких лет он празднуется и в нашем городе.

Опросив одноклассников и своих друзей, мы выяснили, что никто и ничего, не знает об этом празднике. Но все хотели бы узнать как он проходит.

Гипотеза:

Если мы будем изучать традиционные праздники Обских угров, то мы сможем перенять мудрость коренных народов Югры, и научимся любить и беречь свой край и свою Югорскую землю.

Мы должны быть знакомы с обычаями и традициями коренного населения, уважать их, соблюдать заповедь земли Югорской.

Цель исследовательской работы: проанализировать особенность проведения праздника

«Вороний день» у народов Югры

Анализируя данную проблему, предполагается решить ряд задач:

1. Изучить литературу и народный фольклор, раскрывающие сведения о традиционном празднике «Вороний день» народов Югры

2. Определить значение праздника «Вороний день» в культуре Обских Угров

3. Создать видео о мифах и легендах «Вороны» с использованием своих рисунков праздника «Вороний день»

Проблема: современные школьники очень мало знают о традиционном праздновании праздника «Вороний день», и какое значение он имеет для народов манси и ханты.

Методы исследования: работа с литературой; описательный; практический; конспектирование; социальный опрос и анализ результатов; обобщение; цитирование.

Материалы нашей работы могут использовать учителя на уроках окружающего мира, искусства, литературы, а так же во внеклассной деятельности и на занятиях кружков.

1 Значение праздника «Вороний день», для народов Югры

Праздники народов Югры отмечают определенный ритм жизни, выражая адаптацию человеческой деятельности к природному ритму, и являются важным средством создания эмоционального настроя семьи и общины, необходимого для их нормального функционирования.

Традиционные праздники были многофункциональными, доминирующей функцией чаще всего выступала магическая, с течением времени в различных праздниках на первый план выдвигались социальная, эстетическая, эмоциональная и другие.

В последнее время традиционные праздники воспринимаются коренными народами Севера как важнейший элемент их этнической культуры, отличающий их от других народов, именно с традиционными праздниками они связывают сохранение и возрождение своей культуры.

Среди периодических календарных праздников ханты и манси наибольшую роль играли ежегодные. Годовой цикл представлялся воплощением круговорота жизни общины и отдельного человека.

Особая роль в календаре манси отводится таль котлъ – середине года. Она приходится на конец марта – начало апреля. Это время окончания охоты, начало рыболовного промысла, перекочевки на весенние юрты.

Ханты и Манси, у которых были олени, после этого отправлялись в горы.

Поэтому в качестве новогоднего мог выступать приуроченный к Благовещенью Вороний день, отмечавшийся около 7 апреля. Урине хотэл эква – "вороний день", праздник в начале весны, во время прилета ворон. (манси). Его приуроченность к 7 апреля была, вероятно, более поздней, адаптированной к православному календарю.

В настоящее время в Ханты-Мансийском АО проводится большая работа по возрождению этого праздника. С 2011 года в соответствии с законом Ханты-Мансийского автономного округа «О празднике и памятной дате Югры», День коренных малочисленных народов Севера «Вороний день» стал праздником автономного округа и ежегодно отмечается во вторую субботу апреля.

В Югре официально разрешили справлять Вурна хатл так, как делали это их предки и не связывать напрямую Благовещение с языческими обрядами Урин эква хотал.

Время проведения "Вороньего дня" – начало апреля; точной даты не было, день устанавливали по первым прилетевшим птицам. Основными участниками обряда были женщины и дети, мужчины участия не принимали.

Оказывается привычный для нас Новый год ханты и манси не отмечали.

Для них начало года – это весна, время, когда природа пробуждается от криков первой птицы – вороны. На своих крыльях Ворона «приносит» тепло и солнце и начинает новый сезон. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь.

;Вороний день: почему ханты поклоняются вороне?»

Мы узнали, что у народа ханты ворона – покровительница детей и женщин, символ весны.

Мы выяснили, почему ханты упоминают белую ворону, хотя ворона черная, об этом написано в хантыйской легенде (приложение).

Ворон – мудрая и гордая птица. Живет она очень долго, 120 лет. Ворон не любит гнездиться рядом с человеком, поэтому он улетает далеко – далеко в болото. Ханты никогда не убивают ворона. Они считают, что, убив птицу, тут же налетят все духи, которые принесут им несчастья и беды.

На Север Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому обские угры-ханты и манси - считают эту птицу покровительницей женщин и детей, и посвящают ей специальный праздник.

Вороний праздник, ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона почитается обскими уграми как птица, приносящая весну. «Воронью песню» исполняли на Медвежьем празднике в последнюю ночь. Вороний праздник был приурочен к прилёту ворон и проводился в марте-апреле, у северных манси он символизировал половину года — тал котль. В календарях разных групп ханты и манси есть название вороньего месяца, с которого у васюганско-ваховских ханты начинался год.

В “Вороний день” - родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!» И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки.

По обычаям народов ханты и манси за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому мокрый цап (стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку под меховую подстилку) каждая семья складывала в кучку на окраине селения вокруг пенька. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне, где погреть свои лапки». Женщины всегда хранили изображения вороны, сделанные отцом или старшим братом, а выходя замуж, брали их с собой в новое жилище. В некоторых районах, например, на реке Конде, нет вороньих праздников, но понятия о вороне и там связаны с заботой о воспроизведении жизни, здоровье и благополучии детей. Про неё здесь говорили, что она «прилетает, кто, где родит, добра желает». Мох, на котором видели сидящую ворону, стелили детям, чтобы они были счастливы.

Традиционные календарные праздники ханты и манси были часто приурочены к церковным. Так, Вороний день - день прилета - как бы весть о пробуждении природы и жизни. Он сближается по смыслу с Благовещеньем и многими праздниками начала весны. Раньше в этот день взрослые собирались в домах, ходили, друг к другу в гости и готовили много еды из мяса домашних животных. Непременным элементом праздника были традиционные мансийские танцы. Мужчины и женщины исполняли их отдельно под струнный музыкальный инструмент - саигвильтат. В танце, изображавшем весеннее поведение птиц, женщины закрывали лицо и голову платком, оставляя лишь небольшие отверстия для глаз. Эти танцы имели и магическое значение, связанное с представлением о женском теле как символе плодородия.

Во время праздника на краю деревни делали жертвоприношение вороне: на стол ставили горячие кашу и чай, от которых шел пар. Сюда могли прийти только маленькие «чистые» девочки и старушки. Весенние женские праздники ханты и манси по сути близки Вороньему дню. Цель их -

Вороний день имеет интересную примету: если ворона садится на высокое дерево, год будет благополучным. Оказавшись на этом прекрасном празднике, можно окунуться в своеобразный мир народов Севера и на своём личном опыте почувствовать их многовековую культуру. Также можно насладиться великолепным концертом, попробовать различные национальные блюда, принять участие в конкурсах и спортивных состязаниях, поиграть в интересные игры, а самое главное по традиции завязать на дереве ленточку и загадать желание, которое обязательно сбудется.

Видео –презентацию

Хантыйская легенда гласит: "Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала, летала – вокруг никого; холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во всё горло.

Полетело её звонкое "Кар-кар" над просторами севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах, от этого крика ожила Земля от зимней спячки, проснулся человек – закипела жизнь!"

От этого крика очнулся и сел человек. И ожила Земля. Ярче засияло солнышко, потянули к теплу свои веточки деревья, зашевелились мелкие букашки, в дремучих лесах раздалось рычание диких зверей. Ожила земля.

С этого дня повели свой род ханты. Были они признательны и благодарны вороне. И был этот день седьмым от начала Месяца твердого наста (апреля)».

Праздник народа ханты Ворнга хатл (Вороний день) зародился еще в доисторические времена.

Ворон – мудрая и гордая птица. Живет она очень долго, 120 лет. Ворон не любит гнездиться рядом с человеком, поэтому он улетает далеко – далеко в болото. Ханты никогда не убивают ворона. «Стреляешь в ворону – ружьё испортишь, больше дичи не добудешь», – говорят старики.

Северные ханты считают, что весной в облике вороны Богиня Калтащ Анки (Небесная Богоматерь) спускается на землю.

В карканье вороны ханты и манси слышат благодарность матери, которая родила ребенка.

Как поется в одной из песен, ворона просит, чтобы к следующему ее прилету «женщина, родившая сына, родила еще сына, женщина, родившая дочь, родила еще дочь»,

Поэтому ворона у народа Югры считается - символом материнства.

Прилетая весной на северную землю, когда еще холодно, она садится греть свои озябшие лапки на проталинки и на кучки использованной березовой трухи, которую матери выкладывают из детских колыбелей.

Видео –презентацию

Легенда «О споре Вороны с Халеем»

Существует предание о споре вороны с халеем (птицей смерти). Однажды халей сказал: «Ха-ха! Пусть человек умирает!» Ворона ответила ему: «Нет, человек не будет умирать! Я буду прилетать с мешком калачей, и спасать его. Пусть только он бросает горсть гнилушек из люльки ребенка, а я погрею свои лапки».

А сейчас мы приглашаем вас на праздник Ворнга хатл (Вороний день)

-Праздник Ворнга хатл начинается с раннего утра.

Детей в этот день поднимают рано:

«Вставайте, дети, бегите на улицу!

Ворона прилетела, подарки принесла».

- А на деревья матери уже развесили связки калачей.

Вообще, основное место для этого праздника – это место, где растут священные деревья. Им поклоняются веками.

В этот день из детских люлек выгребали старые древесные опилки (так называемый мокрый цап, который использовался для впитывания влаги), заменяли свежими. Использованную стружку высыпали все в одно место на окраине селения под пеньком. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне, где погреть свои лапки».

А мох, на котором видели ворону, стелют в люльки под младенца.

Старики говорят, что ворона радуется вместе с людьми рождению каждого ребёнка, поэтому самый верный оберег для дитя – метёлочка из вороньих перьев. Пожалуй, так оно и есть! Если кто видел, как вороны защищают свои гнёзда и воронят, тот охотно поверит в то, что дух вороны способен защитить и людского «воронёныша», особенно, если это дух священной вороны!

А кто из детей первым увидит на празднике ворону – принесёт в дом здоровье, удачу и достаток!

Гостей окуривают дымом чаги, угощают клюквой и прочими сладостями.

На вороньем празднике обязательно рассказывают легенду о вороне.

Легенда о белой вороне. Сделать видео презентацию

;Давным-давно ворона была белой и жила с людьми в чуме.

Но в трудные голодные времена, когда никакой еды у очага не осталось, ворона из чума улетела на поиски пищи.

Летала она недолго - увидела падаль, да и наклевалась вдоволь.

Люди в стойбище ее не узнали - вернулась ворона черной - и прогнали.

Нельзя опускаться так низко, как бы ты ни бедствовал.

Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами.

И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей.

Ведь ворона - первая вестница весны на Севере.

И еще, наверное, потому, что помнят люди те давние времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой”.

Люди на праздник надевают самую нарядную одежду.

За зиму женщины и девушки успевают пошить новую красивую одежду, которую они демонстрируют во время праздника.

Во время праздника на краю деревни делали жертвоприношение вороне: на стол ставили горячие кашу и чай, от которых шел пар.

После проведения ритуального обряда жертвоприношения начинается веселье.

Женщины поют песни о Матери-вороне, танцуют народные танцы с платками.

В этот день ханты и манси заботились и о будущем доме пернатой гостьи.Малыши делали своими руками гнезда из веток, камышей, украшенные яркими лентами. Считалось, что чем больше гнезд, тем добрее будет священная ворона.

Обычно танцы сопровождаются игрой на национальных инструментах: нарсъюх, торсапл, тумран.

Молодые устраивают состязания в различных видах единоборств, где показывают силу, ловкость, сноровку.

Одна из самых любимых игр – «перетягивание палки.

В этот день принято хвалить успехи своих детей, свои удачи.

Женщины рассказывают, какие у них дети хорошие, воспитанные, помощники во всех делах, что муж добрый, внимательный, сильный, трудолюбивый, удачливый. И, конечно, не забывает рассказать и о себе.

Завершало праздник ритуальное чаепитие.

Хозяева одаривали гостей подарками: женщин – платками или отрезами сукна, мужчин – рубашками, завязками на кисы, детей – яркими ленточками, гостинцами.

Во время праздника, выходит ворона.

Обычно священным деревом считают березу – символ небесной чистоты.

(Выносят дерево на дереве уже висят калачи.)

Ребята, сушки на что похожи?

Да, они символизируют Солнце, дарящее тепло.

Приметы праздника:

Если ворона садится на низкое дерево - весна будет короткой, если на высокое – затяжной.

Ленточка на дереве – это подарок богу Торуму.

По поверьям, бог обязательно исполнит одно желание.

Мы предлагаем и вам завязать ленточку, мысленно обращаясь к Богу с пожеланиями благополучия близким и себе.

Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе.

На стол обязательно подавались уха и мясной суп. Саламат и печеных птичек.

Мы хотим вас угостить птичками которые сами испекли.

На прощание обязательно кланялись священному дереву, трижды повернувшись по ходу солнца. Гости разъезжались. Хозяева обязательно провожали их.

И пусть, какой бы ни была весна, пусть она всем принесет здоровье, любовь, удачу и счастье!

Наш северный край, в котором мы растем и взрослеем, обязательно станет частью нашей судьбы.

И поэтому, мы должны быть знакомы с обычаями и традициями коренного населения, уважать их, соблюдать заповедь земли Югорской.

Материалы нашего проекта можно, использовать на кружке «Истоки», классных часах и уроках окружающего мира и литературы.

Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на ваши вопросы.

На праздник все приходят с лоскутками ткани, которые завязывают на ветки священного дерева.

Дети поют вороне весёлые песни, заводят пляски, загадывают желания и, зашептав своё желание в узелок, вешают его на священное дерево – берёзу.

Детский праздник заканчивается древним священным ритуалом – поклонению духу Огня, во время которого пожилая уважаемая женщина снимает платок с головы маленькой девочки и «дарит» его духу Огня, кидая детский платок в священный костёр. Девочке же дарится новый платок, который женщина снимает со своей головы.

Этот обряд символизирует связь поколений и считается обязательным действием в Вороний день.

Женщины всегда хранили изображения вороны, сделанные отцом или старшим братом, а выходя замуж, брали их с собой в новое жилище.

Про неё здесь говорили, что она «прилетает, кто, где родит, добра желает».

Мох, на котором видели сидящую ворону, стелили детям, чтобы они были счастливы.

Собираться в путь пора,

Ждите с самого утра.

Ради праздничного дня,

Всё готово у меня.

Сшила мне кисы сестра,

Нарты папа сделал ловко.

Старший брат вручил вчера

Яркий пояс — чудная обновка!

Мама машет мне с порога,

Чтоб легка была дорога.

В руки я беру хорей,

И летят олени всё быстрей.

Алансахат ма нох киллам,

Сора, сора луматлилам.

Опем ёнтам салтам ваит,

Хорам салтам ханшан ваит.

Там хаталн еман хатал,

Мойлатыя ма манлам.

Там хаталн ВОРНА хатал,

порлатыя ма манлам.

Нынче праздник,

Древний праздник.

В гости еду — еду я.

Ханты чтят Вороний праздник,

Люди как одна семья.

По традиции в Вороний день ханты и манси на священных местах готовят пищу на костре, молятся духам, кланяются березе. Береза – это символ женщины (как мы уже упоминали ранее, ворона считается покровительницей женщин). На деревья повязывали разноцветные лоскутки, монеты, кукол и бублики, которые символизировали солнце. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.

Ханты и манси заботились и о будущем доме пернатой гостьи. В этот день малыши делали своими руками гнезда из веток, камышей, украшенные яркими лентами. Считалось, что чем больше гнезд, тем добрее будет священная ворона.

Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. На стол обязательно подавались уха и мясной суп. Также неотъемлемой частью праздничного стола считался суп из тетерева. Эта птица в отличие от вороны не считалась у аборигенов священной. Кроме супа на стол подавали уху из трёх рыб: щуки, окуня и муксуна. Саламат и печеных птичек.

Вороний день по-хантыйски «Вурна Хатл», принято отмечать вторую субботу апреля. С 2013 года в Югре этот праздник стал официальным и за несколько лет завоевал популярность в Югре. Каждый год он проходит и у нас в городе с 4-по7 апреля на берегу реки Нягань-Юган на поляне Центра Патриот. Мы хотим посетить его в этом году.

А своих сверстников мы познакомим с этим праздником,так как мы все проживаем на священной Ворона – очень чувствительная птица, которая тонко реагирует на изменения в погоде. Она как барометр, который помогает определить погоду на следующий день, на неделю или даже на месяц. Вот некоторые приметы:

1) раскаркались вороны зимой всей стаей – это к морозу, вьются в воздухе – к снегопаду, на земле сидят – к оттепели;

2) ворона купается – к ненастью;

3) ворона каркает на охотника – пути не будет;

4) ворона нахохлилась – будет дождь;

5) вороны расселись на нижних ветках деревьев – к ветру;

6) если вороны садятся на земле как попало, день будет безветренный, если все головой в одну сторону – к сильному ветру;

7) вороны купаются ранней весной – к теплу;

8) если первая ворона садится на низкое дерево – весна будет короткой, а если на высокое – то затяжная.

На протяжении всего праздничного дня люди общались, проводили традиционные обряды очищения и жертвоприношения, национальные игры, исполняли песни и играли на народных музыкальных инструментах.

земле Обских Угров и должны чтить их древние традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Новогодней ёлке - вторую жизнь"

В проекте рассматривается проблема утилизации выброшенных после новогодних праздников хвойных деревьев....

Исследовательский проект "Книга в нашей жизни"

Исследовательнский проект 2Книга в нашей жизни"...

Презентация к исследовательскому проекту "Математика в нашей жизни" (4 класс)

Презентация к исследовательскому проекту "Математика в нашей жизни"  выполнена на примере строительства Эйфелевой башни как символа современного Парижа....

Исследовательский проект "Мои правила сохранения жизни"

Дети часто попадают в опасные ситуации и порой не знают выхода из неё, иногда рядом нет взрослого человека, чтобы подсказать выход из ситуации. В работе исследуются  правила которые нужно знать, ...

Исследовательский проект "Значение кальция в жизни человека"

                                              Введение...

Коррекционная педагогика Работа с учащимися ОВЗ Исследовательский проект "Именные иконы в жизни крещённых людей"

Большинство людей крещёных в церкви, очень мало знают оиконах, о их значении в жизни человека. На каждое имя у православных есть свой небесный покровитель. Мы  решили начать знакомство с именными...

Проект "Старой одежде новая жизнь"

Экологический проект направленный на защиту природы от бытового мусора...