Дидактические игры
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Евграфова Елизавета Ивановна

В данном разделе представлены дидактические игры для использования на уроках. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках в начальной школе

«12 месяцев»

Цель: закрепить представления учащихся о временах года, названиях месяцев и их последовательности в календаре.

Задачи: развивать зрительное восприятие и произвольное внимание на основе сравнения изображений; развивать внимание, наблюдательность; активизировать двигательную активность детей; развивать умение работать в коллективе; воспитывать чувство взаимовыручки, самостоятельность.

Оборудование: картинки с изображением природы и надписями месяцев (можно воспользоваться иллюстрациями из календарей природы)

На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.

«Живая – неживая»

Цель: сформировать представление учащихся о живой и неживой природе.

Задачи: Развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать. Развивать умение сравнивать, анализировать.

Оборудование: карточки по 6-10 штук на человека, лист белой бумаги формата А4 разделенный вдоль на две половины.

У детей карточки с изображением живой и неживой природы. Детям дается задание распределить картинки таким образом, чтобы в верхней части листа были картинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам, т.е у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам. Выигрывают те дети, которые правильно и быстро распределят карточки на листе.

«Составь круговые примеры»

Цель: составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.

Задачи: формирование математической компетентности; развитие умения анализировать; Закрепление изученных таблиц сложения и вычитания; развитие внимания и памяти.

Оборудование: мел, доска.

Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера. Например, на доске даны следующие записи:

7-5=2   2+6=8   8+2=10   10-8=2   2+5 =7

Учащиеся составляют цепочку примеров по заданному правилу. Игру можно проводить в любом классе, усложняя задания.

«Посмотри вокруг»

Цель: закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определённой формы.

Задачи: расширение кругозора; развитие наблюдательности; закрепление счёта.

Класс делится на команды. Учитель предлагает назвать предметы (которые их окружают) круглой, прямоугольной, квадратной, четырёхугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

«Замени одну букву другой»

Цель: учить различать звуки в близких по звучанию словах, производить замену звука в словах для получения нового слова.

Задачи: тренировка логики, памяти, мышления, фонетического слуха и языкового чутья; развитие внимания, памяти, мелкой моторики, ориентирования на плоскости и логического мышления; воспитание интереса к решению логических упражнений в виде ребусов.

Запишите столбиком слова: сом, сын, жук

Вместо одной буквы - любой (первой, второй, третьей) - поставьте другую так, чтобы получилось новое слово.

Например, сом - сон - сын – сыр

                   сом - сам - гам - газ и т.д.

«Собери букет»

Цель: учить различать родо-видовые понятия.

Задачи: учить группировать предметы по цвету, формировать навык совместного выполнения задания; развивать зрительное восприятие и внимание, навык соотносить предметы по цвету; воспитывать бережное отношение к природе

Одной команде предлагается собрать букет, составленный из названий полевых цветов, другой - из садовых. В игре можно использовать картинки.

В   аналогичных   заданиях   можно   классифицировать   названия   любых предметов (мебели, видов птиц, животных, деревьев и др.)

«Десять вопросов»

Цель: учить понимать обобщённый смысл слов, их многозначность.

Задачи: расширение кругозора; развитие аналитического мышления; формирование навыков анализа.

Ответьте на хитрые вопросы:

1.  В барабан можно бить палочками. А в какой барабан нельзя бить? (В барабан машины, в барабан револьвера)

2.  Если повозиться, узел можно развязать. А какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный узел)

3.  Вилкой можно есть мясо и другие кушанья. А какой вилкой нельзя есть? (Велосипедной вилкой, ходом шахматного коня)

4.  Из полотна можно сшить рубашку. А из какого полотна ничего нельзя сшить? (Из полотна дороги, из железнодорожного полотна)

5.  Гребнем можно расчесывать волосы. А каким гребнем нельзя причесываться? (Гребнем морской волны)

6.  Ключами отпирают и запирают замки. А какими ключами нельзя отпирать? (родниковым ключом, скрипичным, басовым ключом).

7.  Патрон можно положить в ружье и стрелять. А каким патроном нельзя стрелять? (Электрическим патроном)

8.  Бородку можно сбрить и бородки не будет. А какую бородку сбрить нельзя? (Бородку ключа)

9.  Яблоко можно взять и съесть. А какое яблоко нельзя съесть? (Глазное яблоко)

10. На ось можно надеть колеса. А на какую ось   нельзя надеть даже одного колеса? (На земную ось)

«Назови несколько предметов одни словом»

Цель: учить определять многозначность слова.

Задачи: формирование положительной мотивации к обучению; воспитание умения общаться с одноклассниками и действовать совместно

Учитель называет слова, имеющие несколько значений, заранее предупредив ребят, что каждым из этих слов называют несколько предметов, явлений, например: лист, крыло, кабина, голова, автомат, герой, журавль, земля, картина, каша, класс, ключ, кожа, колено, конь, лес, линия, мир, молоко, нос, окно, стол. Ученики должны описательно или словосочетаниями объяснить, какие предметы названы.

«Профессия»

Цель: уточнить семантику слова.

Задачи: формировать представления детей о различных организациях и профессиях людей; учить соотносить орудия труда с профессиями людей; развивать мышление, воображение, память, внимание; обогащать словарный запас, развивать связную речь; воспитывать интерес к профессиям и уважение к труду.

Дети загадывают какую-нибудь профессию и перечисляют действия, с ней связанные. Другие ученики должны отгадать и назвать загаданную профессию.

«Какое слово подойдет?»

Цель: учить подбирать устойчивые словосочетания.

Задачи: развитие умения подбирать слова с заданными морфемами, активизировать речевое внимание; развивать мышление и речевое внимание; воспитывать культуру общения.

К каждому животному, нарисованному на картинках (ослик, пес, муравей, лиса, волк) подберите слово, которое его верно характеризует (верный, упрямый, хитрая, зубастый, трудолюбивый).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "В волейбол играем-английский повторяем!"

Игра предназначена для повторения темы "Животные" на уроках английского языка. Для детей, начинающих изучать язык. ( 2 класс)....

Дидактические игры по теме "Зимние Олимпийские игры"

Дидактические игры представлены в виде презентации, предназначены для учащихся начальной школы к уроку физической культуры....

Дидактическая игра "Биржа". Во время этой игры детям предлагаются дифференцированные задания по окружающему миру и математике в 4 классе.

Наша "Биржа" интеллектуальная. Мы "покупаем акции", то есть задания и обмениваем их на оценки. Карточки с заданиями разных цветов: для сильных, средних и слабых. Первые двое учеников, справившиеся с з...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Дидактическая игра «Кто играет в прятки с Черепашкой?» (для дошкольников)

Дидактическая игра «Кто играет в прятки  с Черепашкой?»Разработала: учитель-логопед Марченко Елена АлександровнаЗадачи:- учить понимать значение глаголов, объединять их единым смыслом (по тр...

Дидактическая игра "Своя игра"

Класс делится на две команды. Команды по очереди выбирают тему и вопрос на любое количество очков (вопросы усложняются по мере возрастания очков). После обсуждения в команде дети отвечают на поставлен...

Дидактическая игра по математике "Своя игра"

Дидактическая игра по математике "Своя игра" для учеников второго класса. Целесообразно её проводить в конце учебного года, так как весь материал нацелен на повторение изученного за весь год...