Дидактические игры
материал (1, 2, 3, 4 класс)
В данном разделе представлены дидактические игры для использования на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на уроках в начальной школе
«12 месяцев»
Цель: закрепить представления учащихся о временах года, названиях месяцев и их последовательности в календаре.
Задачи: развивать зрительное восприятие и произвольное внимание на основе сравнения изображений; развивать внимание, наблюдательность; активизировать двигательную активность детей; развивать умение работать в коллективе; воспитывать чувство взаимовыручки, самостоятельность.
Оборудование: картинки с изображением природы и надписями месяцев (можно воспользоваться иллюстрациями из календарей природы)
На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.
«Живая – неживая»
Цель: сформировать представление учащихся о живой и неживой природе.
Задачи: Развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать. Развивать умение сравнивать, анализировать.
Оборудование: карточки по 6-10 штук на человека, лист белой бумаги формата А4 разделенный вдоль на две половины.
У детей карточки с изображением живой и неживой природы. Детям дается задание распределить картинки таким образом, чтобы в верхней части листа были картинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам, т.е у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам. Выигрывают те дети, которые правильно и быстро распределят карточки на листе.
«Составь круговые примеры»
Цель: составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.
Задачи: формирование математической компетентности; развитие умения анализировать; Закрепление изученных таблиц сложения и вычитания; развитие внимания и памяти.
Оборудование: мел, доска.
Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера. Например, на доске даны следующие записи:
7-5=2 2+6=8 8+2=10 10-8=2 2+5 =7
Учащиеся составляют цепочку примеров по заданному правилу. Игру можно проводить в любом классе, усложняя задания.
«Посмотри вокруг»
Цель: закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определённой формы.
Задачи: расширение кругозора; развитие наблюдательности; закрепление счёта.
Класс делится на команды. Учитель предлагает назвать предметы (которые их окружают) круглой, прямоугольной, квадратной, четырёхугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.
«Замени одну букву другой»
Цель: учить различать звуки в близких по звучанию словах, производить замену звука в словах для получения нового слова.
Задачи: тренировка логики, памяти, мышления, фонетического слуха и языкового чутья; развитие внимания, памяти, мелкой моторики, ориентирования на плоскости и логического мышления; воспитание интереса к решению логических упражнений в виде ребусов.
Запишите столбиком слова: сом, сын, жук
Вместо одной буквы - любой (первой, второй, третьей) - поставьте другую так, чтобы получилось новое слово.
Например, сом - сон - сын – сыр
сом - сам - гам - газ и т.д.
«Собери букет»
Цель: учить различать родо-видовые понятия.
Задачи: учить группировать предметы по цвету, формировать навык совместного выполнения задания; развивать зрительное восприятие и внимание, навык соотносить предметы по цвету; воспитывать бережное отношение к природе
Одной команде предлагается собрать букет, составленный из названий полевых цветов, другой - из садовых. В игре можно использовать картинки.
В аналогичных заданиях можно классифицировать названия любых предметов (мебели, видов птиц, животных, деревьев и др.)
«Десять вопросов»
Цель: учить понимать обобщённый смысл слов, их многозначность.
Задачи: расширение кругозора; развитие аналитического мышления; формирование навыков анализа.
Ответьте на хитрые вопросы:
1. В барабан можно бить палочками. А в какой барабан нельзя бить? (В барабан машины, в барабан револьвера)
2. Если повозиться, узел можно развязать. А какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный узел)
3. Вилкой можно есть мясо и другие кушанья. А какой вилкой нельзя есть? (Велосипедной вилкой, ходом шахматного коня)
4. Из полотна можно сшить рубашку. А из какого полотна ничего нельзя сшить? (Из полотна дороги, из железнодорожного полотна)
5. Гребнем можно расчесывать волосы. А каким гребнем нельзя причесываться? (Гребнем морской волны)
6. Ключами отпирают и запирают замки. А какими ключами нельзя отпирать? (родниковым ключом, скрипичным, басовым ключом).
7. Патрон можно положить в ружье и стрелять. А каким патроном нельзя стрелять? (Электрическим патроном)
8. Бородку можно сбрить и бородки не будет. А какую бородку сбрить нельзя? (Бородку ключа)
9. Яблоко можно взять и съесть. А какое яблоко нельзя съесть? (Глазное яблоко)
10. На ось можно надеть колеса. А на какую ось нельзя надеть даже одного колеса? (На земную ось)
«Назови несколько предметов одни словом»
Цель: учить определять многозначность слова.
Задачи: формирование положительной мотивации к обучению; воспитание умения общаться с одноклассниками и действовать совместно
Учитель называет слова, имеющие несколько значений, заранее предупредив ребят, что каждым из этих слов называют несколько предметов, явлений, например: лист, крыло, кабина, голова, автомат, герой, журавль, земля, картина, каша, класс, ключ, кожа, колено, конь, лес, линия, мир, молоко, нос, окно, стол. Ученики должны описательно или словосочетаниями объяснить, какие предметы названы.
«Профессия»
Цель: уточнить семантику слова.
Задачи: формировать представления детей о различных организациях и профессиях людей; учить соотносить орудия труда с профессиями людей; развивать мышление, воображение, память, внимание; обогащать словарный запас, развивать связную речь; воспитывать интерес к профессиям и уважение к труду.
Дети загадывают какую-нибудь профессию и перечисляют действия, с ней связанные. Другие ученики должны отгадать и назвать загаданную профессию.
«Какое слово подойдет?»
Цель: учить подбирать устойчивые словосочетания.
Задачи: развитие умения подбирать слова с заданными морфемами, активизировать речевое внимание; развивать мышление и речевое внимание; воспитывать культуру общения.
К каждому животному, нарисованному на картинках (ослик, пес, муравей, лиса, волк) подберите слово, которое его верно характеризует (верный, упрямый, хитрая, зубастый, трудолюбивый).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/09/picture-140377-1352425177.jpg)
Дидактическая игра "В волейбол играем-английский повторяем!"
Игра предназначена для повторения темы "Животные" на уроках английского языка. Для детей, начинающих изучать язык. ( 2 класс)....
Дидактические игры по теме "Зимние Олимпийские игры"
Дидактические игры представлены в виде презентации, предназначены для учащихся начальной школы к уроку физической культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-388155-1411904522.jpg)
Дидактическая игра "Биржа". Во время этой игры детям предлагаются дифференцированные задания по окружающему миру и математике в 4 классе.
Наша "Биржа" интеллектуальная. Мы "покупаем акции", то есть задания и обмениваем их на оценки. Карточки с заданиями разных цветов: для сильных, средних и слабых. Первые двое учеников, справившиеся с з...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/25/picture-774473-1543156875.jpg)
Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.
Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/19/picture-936365-1500414730.png)
Дидактическая игра «Кто играет в прятки с Черепашкой?» (для дошкольников)
Дидактическая игра «Кто играет в прятки с Черепашкой?»Разработала: учитель-логопед Марченко Елена АлександровнаЗадачи:- учить понимать значение глаголов, объединять их единым смыслом (по тр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/27/picture-1040509-1527398591.jpg)
Дидактическая игра "Своя игра"
Класс делится на две команды. Команды по очереди выбирают тему и вопрос на любое количество очков (вопросы усложняются по мере возрастания очков). После обсуждения в команде дети отвечают на поставлен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/23/picture-1165533-1569249860.jpg)
Дидактическая игра по математике "Своя игра"
Дидактическая игра по математике "Своя игра" для учеников второго класса. Целесообразно её проводить в конце учебного года, так как весь материал нацелен на повторение изученного за весь год...