«Использование дидактических игр на уроках с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
статья
Доклад был представлен на МО учителей начальных классов .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 709.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование дидактических игр на уроках с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др.
Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.
Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках, во внеурочное время к учебному предмету является игра, которая способствует созданию у школьников положительно эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал.
Игры на уроках дают возможность исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь, и активизировать познавательную деятельность.
Учебная игра – педагогически направленная деятельность, нацеленная на эффективное усвоение материала.
Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные (принимает участие весь класс), групповые, индивидуальные.
На уроках письма и развития речи в виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока».
Использование игры в процессе объяснения нового материала. Например: игра «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е».
Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра «Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.
Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра «Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек», уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов.
Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото» и т.д.
Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте — случайно расположенные числа для тренировки быстрого их нахождения по порядку. Таблицы Шульте обычно применяют для исследования, развития, тренировки, психического темпа восприятия информации, в частности скорости зрительных ориентировочных движений. Ориентировочные глазные движения являются основой динамического чтения. Также позволяют увеличить поле зрения читателя. Широкое поле зрения уменьшает время обнаружения информативных фрагментов текстов.
Таблицы Шульте позволяют развить перефирийный угол зрения, который в свою очередь помогает научиться быстрее читать
О физиологии зрения человека
При движении взгляда наибольшая острота зрения возникает в центре сетчатки. Все, что лежит за пределами этой зоны ясного виденья, на периферии, читателем видится расплывчато. Широкий угол зрения сокращает поиск важных фрагментов текстов. Поле, с которого происходит съем информации, как показали исследования, можно значительно расширить, например, тренировкой таблицами Шульта.
Работа с таблицей Шультe развивает параллельное внимание. Главное – не отыскать цифры, главное – при взгляде в центр таблицы Шульте видеть одновременно с центральной цифрой верхние, а так же нижние левую и правую цифры.
При регулярном использовании ТаблицШульте, расширяется периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения как за счет анализа большего поля читаемого текста, так и за счет применения одномоментного режима анализа печатных символов.
ТАБЛИЦА 4 Пример
17 | 9 | 24 | 5 | 14 |
13 | 11 | 1 | 7 | 3 |
21 | 15 | 19 | 4 | 22 |
6 | 2 | 25 | 10 | 12 |
23 | 18 | 8 | 16 | 20 |
2 | 7 | 4 | ||
5 | 1 | 9 | ||
8 | 6 | 3 |
Игра «Собери букву»
Это аналог детских пазлов. Но преимущество данной игры в том, что она может стать частью обучающего процесса, на начальных этапах освоения чтения. Дидактическая игра представляет из себя набор букв алфавита, которые необходимо нарезать по шаблону в виде пазлов. Задача ребёнка собрать пазл и получить загаданную букву. Запомнить как она выглядит и называется. Для закрепления назвать слова которые начинаются с этой буквы, они нарисованы в каждом элементе. Задание можно усложнить перемешав элементы нескольких букв или слово из них.
Лабиринты
Прохождение лабиринтов развивает логическое и пространственное мышление ребенка, многовариантность, умение достигать цели. Такая, казалось бы, обычная игра хорошо развивает упорство и терпение. Это можно даже заметить по поведению ребенка в процессе игры - насколько быстро он сдается или начинает нервничать, если не находит выход из лабиринта. Чем нетерпеливее ведет себя ребенок в игре, тем чаще необходимо привлекать его к подобным играм, шаг за шагом вырабатывая терпение и спокойное восприятие сложных ситуаций. Таким образом, лабиринты для детей отлично дополняют любое развивающее занятие.
Игра «Найди слова»
Задание составлено по принципу кроссворда— выстроенные в ряд буквы. Чаще всего буквы строятся вдоль прямой, но иногда цепочку изгибают, с целью придать кроссворду определенную форму. Все буквы найденного слова необходимо вычеркнуть.
Эта работа относится к активным методам обучения т.к в процессе работы идёт непосредственное вовлечение учащихся в учебно-познавательную деятельность с учётом их индивидуальных способностей и возможностей.
Во-первых, кроссворды способствуют улучшению темпа и качества чтения, т.к. расширяется поле зрения.
Часто дети читают “через силу”,а применение подобных игр повышают интерес и желание читать. Проходит совсем немного времени и дети уже устают от этой деятельности, но им ещё интересно. Проходит ещё немного времени и дети уже понимают, что они выполняют эту работу потому, что хотят её закончить. Вместе с этим пониманием подключается и произвольное внимание. Кроме этого дети учатся концентрировать внимание на достаточно продолжительное время.
Во-вторых, расширяют словарный запас. Усвоение языка имеет важное значение в познавательной деятельности человека, дети пополняют свой пассивный словарный запас.
В-третьих, способствует развитию орфографической зоркости. На формирование орфографической зоркости у младших школьников оказывает влияние несколько факторов:
Положительные тенденции использования подобных заданий:
- повышение активности и инициативности;
- положительная динамика мотивации учения;
- увеличение темпа и качества чтения;
- расширение словарного запаса;
- развитие орфографической зоркости;
- развитие произвольного внимания;
- развитие аккуратности и самостоятельности.
Игра «Найди отличия»
Ребенку предлагается картинка с изображением одного и того же объекта, отличающегося некоторыми деталями. При рассматривании иллюстрации предлагается ребёнку найти отличия. В случае возникновения трудностей при рассматривании предъявленных объектов ребенку может быть оказана помощь (задать вопросы).
Цель:
Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие.
Задачи:
Продолжать развивать умение последовательно рассматривать, а также знакомить с цветами спектра.
Развивать умения считать.
Развивать внимание, память, мышление.
Активизировать речь детей.
Игра «Соедини цифры» или «Соедини точки»
У ребенка на парте карточка с изображением предмета в виде основных точек. Дети должны последовательно соединить точки и определить какой предмет изображен.
Цели: Закрепить знание цифр, формировать умение соединять между собой точки в порядке следования цифр.
Развивать слуховое и зрительное внимание.
Активизировать речь.
Ребусы (для профилактики ошибок при письме)
Задания: прочитай только черные буквы, прочитай слово, расставляя буквы от самой большой к самой маленькой или наоборот. Задания представлены от простого к сложному.
- Коррекция звукопроизношения.
- Профилактика дисграфии.
-Развитие фонематических процессов, формирование навыков звукового анализа и синтеза.
- Предупреждение ошибок чтения и письма.
- Развитие неречевых психических функций.
Самое большое заблуждение взрослых в том, что игра - это развлечение. На самом деле, любая игра - это тренировка всех жизненных ситуаций, с которыми ребенку предстоит встретиться в жизни. Куклы, машинки, лабиринты - это сложная жизнь ребенка, с радостями и печалями, с успехами и неудачами. Цените и уважайте игры, ведь именно они помогутподготовить к миру взрослых...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка По теме «Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Живописцу - требуется холст,Скульптору - необходимо пространство,Для оригами нужен только лист бумаги....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-135594-1352096894.jpg)
Использование инновационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/11/picture-1241481-1728664119.jpg)
Элементы театрализованной игры на уроках с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Статья на тему "Элементы театрализованной игры на уроках с детьми с ограниченными возможностями здоровья"....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/15/picture-1304136-1610713913.jpg)
Дидактическая игры для использования родителей и педагогов на тему : "Огород. Овощи" с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Лексическая тема :"Огород. Овощи."...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/15/picture-1304136-1610713913.jpg)
Дидактическая игры для использования родителей и педагогов на тему : "Лес. Грибы. Ягоды." с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Лексическая тема : "Лес. Грибы. Ягоды."...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/15/picture-1304136-1610713913.jpg)
Дидактическая игры для использования родителей и педагогов на тему : "Сад. Фрукты." с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Лексическая тема :"Сад. Фрукты."...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/30/picture-56734-1638258517.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ТЕРЕМОК» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье представлен материал по использованию в практике школьного учителя-логопеда многофункционального дидактического пособия «Теремок» в здоровьесберегающей деятельности с обучающимися...