Курсовая работа "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСТВУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ"
материал

Сердюкова Жанна Владимировна

Тема исследования: Развитие познавательного интереса к творчеству у младших школьников на уроках изобразительного искусства посредством живописи.

Цель исследования: изучить теоретические и методические основы развития познавательного интереса у младших школьников с помощью живописи.

Объект исследования: процесс обучения на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Предмет исследования: развитие познавательного интереса у младших школьников на основе использования живописи в изобразительном искусстве.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику понятия «познавательный интерес».

  2. Раскрыть возрастные особенности младшего школьного возраста.

  3. Раскрыть живопись как предмет развития познавательного интереса к творчеству у младших школьников

  4. Выделить методические основы применения живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе

  5. Рассмотреть диагностический инструментарий для определения уровня интереса у младших школьников.

Методы исследования: анализ теоретической литературы, синтез методологических источников, обобщение, беседа с логопедом о его деятельности, наблюдение за детским коллективом, анкетирование воспитанников начальной школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_serdyukova_zhanna_vladimirovna.docx71.32 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Отделение заочной формы обучения

Сердюкова Жанна Владимировна

РАЗВИТЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСТВУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа допущена к

Специальность: 44.02.02

защите

Преподавание в начальных классах

«_____» марта 2024 г.

Курс: 3, группа: 301НК

Заместитель директора по НМР

Руководитель: Анищенко И.Л.,

____________ / Анищенко И.Л.

преподаватель МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания

Курсовая работа защищена

высшей квалификационной категории

с оценкой___________________

«_____» марта 2024 г.

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

_______________ /

Челябинск, 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСТВУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

6

1.1 Общая характеристика понятия «познавательный интерес» в современной психолого-педагогической литературе

6

1.2 Возрастные особенности развития познавательного интереса у младших школьников

15

1.3 Живопись как предмет развития познавательного интереса к творчеству у младших школьников

18

Выводы по первой главе

25

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСТВУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

27

2.1 Методические основы применения живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе

27

2.2 Диагностический инструментарий для определения уровня познавательного интереса у младших школьников

32

Выводы по второй главе

35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

38

ПРИЛОЖЕНИЕ А

41

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

42

ПРИЛОЖЕНИЕ В

43

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одним из приоритетных требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования являются требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые должны отражать развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств. В условиях введения ФГОС НОО важно, что дети часть своего свободного времени должны посвящать занятиям, связанным с трудом, техническим моделированием, художественным конструированием и т.д.

Фундаментом российской культуры выступает художественное образование. Оно транслирует нормы, ценности, эстетические и этические идеалы, содействует творческому освоению человеком окружающего поликультурного, развивающего мира и достижению социально-культурного благополучия. Художественное развитие является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Одним из уникальных средств обучения и воспитания является художественное творчество, в ходе которого педагог может сделать интересным и увлекательным не только работу младших школьников на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала. Занимательность художественного творчества, делает познавательную деятельность положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность творческого действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особое эмоционально-психические состояние, пробуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы, поэтому воспитание интереса к художественному творчеству необходимо начинать с начальной школы.

Содержание понятия «интерес» рассматривали: Б.Г. Ананьев, С.А. Ананьин, Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Карпов, Н.И. Конюхов, И.В. Метельский, Н.Г. Морозова, Д.И. Писарев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский; виды интереса, его фазы, возрастные особенности развития интереса более подробно изучали: Л.И. Божович, В.Б. Бондаревский, А.Г. Ковалёв, А.К. Маркова, Е.Ф. Рыбалко, Г.И. Щукина и др.

Психологи рассматривают интересы в основе потребностей, мотивов, позиции, средства активизации, устойчивой черты личности, но не в обеспечении и оснащении условий для развития интереса к искусству. Вопросы развития интереса к изобразительному искусству нашли широкое отражение в работах Г.В. Беды, В.С. Кузина, Б.Т. Лихачева, Н.М. Сокольниковой, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др. И.Н. Полынская рассматривает проблему развития интереса на уроках изобразительного искусства на материале национальной культуре хантов.

Тема исследования: Развитие познавательного интереса к творчеству у младших школьников на уроках изобразительного искусства посредством живописи.

Цель исследования: изучить теоретические и методические основы развития познавательного интереса у младших школьников с помощью живописи.

Объект исследования: процесс обучения на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Предмет исследования: развитие познавательного интереса у младших школьников на основе использования живописи в изобразительном искусстве.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику понятия «познавательный интерес».
  2. Раскрыть возрастные особенности младшего школьного возраста.
  3. Раскрыть живопись как предмет развития познавательного интереса к творчеству у младших школьников
  4. Выделить методические основы применения живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе
  5. Рассмотреть диагностический инструментарий для определения уровня интереса у младших школьников.

Методы исследования: анализ теоретической литературы, синтез методологических источников, обобщение, беседа с логопедом о его деятельности, наблюдение за детским коллективом, анкетирование воспитанников начальной школы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСТВУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1 Общая характеристика понятия «познавательный интерес» в современной психолого-педагогической литературе

Одним из ведущих мотивов деятельности младшего школьника является познавательный интерес, степень сформированности которого в значительной мере определяет продуктивность всего процесса обучения. Однако вопрос о том, как добиться большего эффекта в его развитии, все еще требует решения и все больше привлекает внимание педагогов, психологов и учителей-практиков. В нынешних условиях очень важно развить познавательный интерес у учеников.

В психолого-педагогической литературе проблема развития интереса младших школьников существовала на протяжении всего процесса развития педагогической теории и практики. Вопрос о том, как сделать процесс учения привлекательным для детей волновал еще философов Древней Греции и Рима. Так, Демокрит считал любознательность детей «главной причиной обучения» [1].

В эпоху гуманизма педагогика вновь выдвинула идею о привлекательном обучении, о важности интереса детей к обучению. Мишель Монтень, Витторио де Фольтре, Франсуа Рабле подчеркивали важность воспитания любознательности и интереса у учеников [7].

Я.А. Коменский считал, что «интерес – это один из основных путей создания светлой и радостной обстановки обучения» [12, с.154].

В своем педагогическом труде «Великая дидактика» Я.А. Коменский акцентировал внимание на серьезной любви к предмету со стороны школьников, а возбудить эту любовь должен учитель, путем доказательства превосходства и приятности предмета. На основе своей теории педагогом были созданы учебники с соблюдением принципа интереса в обучении.

Педагоги, работающие в данной области, утверждают о том, что «интересное» обучение способствует умению работать с усилием.

Интерес выступает как один из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности.

Проблема интереса все больше и больше привлекает к себе внимание педагогов, психологов, учителей-практиков. На сегодняшний день насчитывается огромное множество трактовок понятия «интерес».

Н.В. Кузьмина [17] и А.Г. Ковалев [10] рассматривают интерес в эмоциональном контексте. По их мнению, интерес у человека вызывает то, что привлекает к себе и несет положительные эмоции. А то, что вызывает отрицательные эмоции, напротив, не влечет за собой интереса. Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

Еще одним исследователем данной проблемы является С.Л. Рубинштейн [25]. Он рассматривал интерес как проявление умственной и эмоциональной активности, направленной на определенный предмет, а также стремление ближе и глубже ознакомиться с ним, не выпускать его из поля своего зрения. Интерес вызывает у индивида то, что подлежит познанию. Из всего этого следует, что основой интереса выступает интеллектуальная сторона психики. Этого же направления придерживаются В.Н. Мясищев [23] и А.Н. Леонтьев [19]. Последний из них свою мысль подтверждал словами Л. Фейербаха: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума» и отводил огромное значение влиянию интереса на интеллектуальное развитие человека.

В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой [11] дана трактовка понятия «интерес» (от лат. «interest» – понимается как «важно») – это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо ценная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.

Интерес содействует развитию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции. Интерес положительно влияет на все психические функции и процессы, но особенна велика связь интереса с вниманием, в первую очередь с непроизвольным вниманием. Внимание, связанное с интересом, характеризуется как глубокое и длительное. Велико влияние интереса на память: то, что интересно запоминается легче, быстрее и прочнее. А неинтересное, напротив, «укладывается» в памяти с большим трудом и легко вытекает из нее. Интерес способствует значительному повышению работоспособности.

А.В. Петровский [24] пишет, что интересы побуждают личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знания и понимания. После удовлетворения интереса не происходит его угасания. Интерес, наоборот, перестраивается, углубляется и, как следствие, ведет к возникновению новых интересов, соответствующих новому более высокому уровню. Психолог разделил интересы на непосредственные, вызванные эмоциональной привлекательностью значимого объекта, и опосредованные, когда общественная значимость чего-либо совпадает с субъективной значимостью.

Интерес выступает сильнодействующим человеческим мотивом. Л.С. Выготский [2] трактует интерес как «двигатель детского поведения», он указывает на то, что деятельность ребенка сходится с его органическими потребностями. Выготский считал, что интересы не приобретаются, а развиваются. Интерес появляется на основе влечений.

Е.П. Ильин [9] рассматривает интерес как «отношение». Интерес отношение реализуется многократно в процессе интересующей человека деятельности. Интерес-отношение – это, по сути, мотивационная установка, отражающая готовность человека осуществлять деятельность, вызывающую у него интерес, удовлетворение от познания нового, неизвестного, от переживания загадочности, таинственности.

На сегодняшний день проблема интереса в обучении и воспитании школьников все шире исследуется в контексте разнообразной деятельности детей и позволяет педагогам успешно формировать и развивать интересы школьника.

С точки зрения психологической сферы личности интересы можно разделить на познавательные, эстетические, нравственные, действенно-практические.

Все перечисленные виды интересов между собой тесно взаимосвязаны. Любой из них это совокупность познавательных, эмоционально-эстетических, нравственно-волевых, а также двигательных процессов.

Познавательный интерес с точки зрения В. А. Сластенина – это мощь учения, которая движет изнутри и может выражаться в направленности ученика, которая подкреплена знаниями, умениями, опытом творческой деятельности и выражается в тяге к знаниям, желанию к активному познанию и приносящая удовлетворение [25].

Как полагали В. Б. Бондаревский, B. C. Мухина, С. Л. Рубинштейн, познавательный интерес выражается как:

1) выборочное концентрирование психических процессов личности на явления и предметы окружающего мира;

2) стремление, установка, потребность человека заниматься областью знаний, при которой деятельность, приносит эмоциональное удовлетворение;

3) индивидуальное отношение к действительности, его объектам, процессам, явлениям, которое выборочно наполнено яркими эмоциями, активными помыслами, волевыми устремлениями [18].

Мнения схожи у Ш. А. Амонашвили и А. Н. Леонтьева, которые отмечают, что познавательный интерес на высочайшем уровне своего развития, остро воздействует на психологические процессы человека. Это мотивирует человека находить развития и изменения настоящего посредством преодоления более сложных целей и задач, находить пути решения задач и применять творческий подход [20].

Познавательный интерес сточки зрения А. К. Марковой рассматривается как важные индивидуальные особенности школьника и как единое познавательно – эмоциональное отношение ученика к деятельности. Отражение сложных процессов, которые случаются в деятельности и ее мотивационной сфере можно считать интересом [10].

Особенности развития познавательного интереса рассмотрены также в работах В. Б. Бондаревского, Г. И. Щукиной и считаются внешним стимулом данных процессов, средством активизации познавательной деятельности обучающихся и действенным инструментом педагога. Благодаря познавательному интересу педагогический процесс становится привлекательным, вызывает непроизвольное внимание учеников к поставленным задачам [6].

В исследовательских работах Н. Г. Морозовой описаны уровни развития познавательного интереса. На первой стадии у ребенка нет истинного интереса к деятельности, интерес возникает лишь время от времени.

Познавательный интерес считается важным мотивом деятельности, который увеличивает собственную значимость для человека. Это позволяет обрести особый личностный смысл [15].

Познавательный интерес считается важным мотивом деятельности, который увеличивает собственную значимость для человека. Это позволяет обрести особый личностный смысл [15].

В процессе учебной работы учитель использует различные средства развития и укрепления познавательного интереса [14]:

1) вдумчиво отбирает новые факты, малоизвестные сведения, вызывая непосредственный интерес учащихся к разным явлениям жизни;

2) помогает осмыслить, перестроить, уточнить житейские представления школьников под влиянием научных объяснений, в результате чего появляется интерес к науке и технике;

3) развивает умственную активность детей, включает их в самостоятельные поиски решения поставленных задач, помогая при этом преодолевать трудности и содействуя эмоциональному подъему;

4) вооружает учащихся необходимыми умениями, помогает оперировать знаниями, творчески использовать их для решения практических вопросов и получения новых знаний;

5) дает возможность школьникам наблюдать за степенью своего продвижения; подводит их к пониманию собственного роста, что вызывает радость познания;

6) стремится обеспечить успех в деятельности каждого ученика;

7) способствует включению учащихся в активную, трудовую деятельность [3].

В исследовательских работах Н. Г. Морозовой представлены и подробно описаны четыре уровня развития познавательного интереса.

На первой стадии у ребенка нет истинного интереса к деятельности, интерес возникает лишь время от времени.

На второй стадии ученик уже проявляет интерес к поставленным на уроке задачам и даже после окончания урока, так как эмоционально-познавательным отношение к предмету обобщается переживаниями.

А вот когда под влиянием познавательного интереса меняется весь образ жизни школьника и отношение к предмету Н. Г. Морозова выделяет третью стадию.

Также считается, что есть высочайшая стадия развития интереса, когда у ребенка появляется устойчивый собственный интерес – эмоционально-познавательное непосредственно – мотивированное направление всей личности на конкретную область знания или деятельности [15].

Л. И. Божович также описывал главные виды познавательного интереса, которые включают в себя поочередные фазы его развития:

1. Ситуативный, эпизодический, относящийся к внешним признакам предметов и явлений. Ситуативный интерес довольно неустойчивый и неглубокий, но, служит толчком для последующего развития познавательного интереса.

2. Личностный интерес, характеризующийся пониманием смысла деятельности, ее личной и социальной значимости [4].

В мире накоплено учеными большое количество методов и приемов, направленных на развитие познавательного интереса.  

Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательный интерес обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Активные методы обучения обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

С помощью активных методов обучения можно сформировать устойчивый познавательный интерес. Их следует не только систематизировать, но и дозировать применение в учебном процессе.

Одним из приемов, входящих в метод активного обучения, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности – введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Это способствует повышению интереса к учению.  Это так же положительно влияет на развитие познавательного интереса. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя.  

К методам и приемам развития познавательного интереса относится не только активный метод обучения и ситуация занимательности, но и другие.

Например, ценным методом развития интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Что ускоряет и упрощает понимание тем. И сопутствует быстрому развитию познавательного процесса.

Так же ещё одним методом стимулирования познавательного интереса относиться метод создания ситуаций познавательного спора. Что способствует повышению интереса к теме. Формирует здоровую конкуренцию, которая поможет в будущем школьнику. Соревнование помогает детям пережить успех, радость познания, гордость за свои достижения, что в свою очередь воздействует на эмоциональные процессы ребенка.  Включение учеников в ситуации споров не только углубляет их знания, но и невольно приковывает их внимание к теме и вызывает прилив интереса.

Реализация метода решения нестандартных творческих заданий способствует развитию творческих процессов младших школьников, что в свою очередь положительно влияет на развитие познавательных интересов школьников.

В качестве приема развития познавательного интереса используется анализ жизненных ситуаций. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимально возможной конкретизации знаний.

К методам развития познавательного интереса относится учебное сотрудничество, которое повышает интерес младших школьников. Учебное сотрудничество – это такое взаимодействие, в котором учитель:

  1. создает ситуацию необходимости перестройки сложившихся у ребенка способов действия;
  2. организует учебный материал таким образом, чтобы ребенок мог обнаружить причины своей неумелости;
  3. вступает и сотрудничает с учащимися только по его инициативе, по запросу о конкретной помощи [17, с. 162-163].

Так же к методам стимулирования познавательного интереса можно отнести эвристический метод обучения.

Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции. Эвристическая деятельность, выполняемая школьниками в самых разных образовательных областях, вовсе не предполагала наличия у них предварительных умений действия по образцу.  В этом методе организуется активный поиск познавательных задач.   Подразумевается творческая деятельность учащихся, но под контролем учителя. Познавательный интерес формируется в определенных рамках.

Так же для изложения знаний учитель прибегает к рассказу, к объяснению или беседе. Эти методы часто связаны с демонстрацией.

Рассказ имеет большое значение при организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, он помогает понять и усвоить смысл заключенных в повествовании нравственных оценок и норм поведения [12, с. 355].

Беседа используется с давних времен. Этот метод постепенно подводит учащихся к получению новых знаний [12, с. 356].

Метод работы с книгой. Его можно применять как метод получения новых знаний и как метод закрепления знаний и выработки умений и навыков. Это многофункциональный метод, обеспечивающий обучение, развитие, воспитание; побуждающий к учению и самосовершенствованию, выполняющий контрольно-коррективную функцию.

Применяя различные методы и приемы в обучении, необходимо учить им и школьников – учить в самой практике познавательной работы. Самостоятельное пользование методами и приемами умственной работы и практических действий является сильнейшим фактором развития способностей учащихся. Опыт самостоятельной познавательной работы вооружит учащихся умениями приобретать знания путем самообразования.

Чтобы урок действительно стал средством проявления личностных качеств учащихся, а домашнее задание выполнялось с удовольствием, необходимо уходить по мере возможности от информационно-практического метода к проблемно-поисковому. В проблемно-поисковом методе большая часть работы отводится детям, что способствует развитию познавательного интереса.

Используется преподавателями и метод дифференциации. Все дети разные у всех свой уровень успеваемости, следовательно, не каждый ребенок может выполнить сложное задание. А решение задач, одно из важных средств активизации познавательного интереса учащихся на всех этапах обучения.

Таким образом, были выявлены и раскрыты наиболее эффективные методы и приемы развития познавательного интереса у младших школьников.

1.2 Возрастные особенности развития интереса у младших школьников

Из-за возрастных психологических особенностей младшего школьного возраста, таких как любознательности, особого желания овладения новым, а также полной готовности к принятию всего, что дает учитель, в данный период создаются благоприятные условия для развития познавательного интереса.

Первоначальное восприятие младшего школьника имеет непроизвольный характер. Восприятие определяется особенностью самого предмета, лучше запоминается что-то яркое, отличающееся от других своей особенностью. Младшие школьники свободно и быстро запоминают то, что провоцирует сильные чувства. Главным методом, запоминания для детей данного возраста, является постоянное повторение материала, а способом облегчения запоминания является соотнесения того, что уже известно, изучено, с тем, что запомнилось [5].

Учебная деятельность для младшего школьника социально значима. Он приходит в школу с желанием и радостью. В. В. Давыдов отмечал, что именно с приходом ребенка в начальную школу, начинают усваиваться азы осознанной познавательной деятельности: рефлексия, анализ, мысленный эксперимент, саморегуляция [4].

В первые годы обучения младшего школьника, интенсивно развивается его интерес, проявляющейся в сильном желании узнать больше, интеллектуальной любознательности. В 1-2 классе возникает интерес к определенным явлениям и фактам, не в совокупности, а к части целого, затем детей начинает интересовать причины тех или иных явлений, связи и взаимосвязи между ними. Если детей данного возраста чаще интересуют вопросы «что это такое?», то в 3-4 классах их интересует вопрос «почему?» и «как?». В этом возрасте начинают дифференцироваться учебные интересы младших школьников [13].

Учебно-познавательная деятельность, является основным видом деятельности для детей младшего школьного возраста. При этом условием, способствующим развитию интереса, являются всевозможные способы совершенствование приемов и методов для самостоятельной активной детской деятельности, на всех этапах образовательного процесса.

Применение различных приемов и методов помогает младшим школьникам в овладение знаний, умений и навыков, а также в развитие их познавательных способностей. Эти нестандартные формы организации уроков, должны обеспечивать переживание радости и интереса обучающихся. Н.Г. Морозовой было утверждено, что положительные эмоции являются основным составляющим компонентом развития познавательного интереса [21].

В. Б. Бондаревский, Ш. И. Ганелин, Э. А. Красновский, Г. И. Щукина исследовали влияния познавательного интереса на развитие личности обучающихся, на познавательную активность и на результат учебной деятельности. А также они рассматривали познавательный интерес как устойчивую черту личности младших школьников [20].

Важность интереса для развития человека, проявляется в познавательной деятельности предметной области, при заинтересованности в ней стимулируются психические процессы личности, предоставляющие ей интеллектуальное удовлетворение, способствующие эмоциональному подъему. Что указывает, на то, что интерес является важным мотивом деятельности человека, его познавательной активности.

Становление личности, является одним из главных условий развития интереса. Основой основ для развития познавательных возможностей детей младшего школьного возраста, а также и для развития познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, исследовательских ситуаций и т.д., которые осуществляются по средствам нестандартных форм обучения.

Так советский психолог А. Н. Леонтьев, в своих работах определил следующие уровни сформированности интереса детей младшего школьного возраста:

1) первый уровень – отсутствие интереса. Если ученик и воспринимает учебный процесс позитивно, то это случается крайне редко. В таком случае его привлек яркий, красочный материал, или особые условия выполнения задания, а не содержание работы и метод познания. Так на данном уровне нельзя говорить о наличие у обучающихся учебно-познавательного интереса как важного элемента учебной деятельности;

2) второй уровень – реакция на новизну. В процессе обучение у ученика отсутствует познавательный интерес, его не интересует учебная деятельность, но при изучении новых тем возникает положительная реакция. Задавая вопрос, младший школьник не преследует конкретного результата, выполняя задания, не заканчивает его, постоянно нуждаясь в контроле со стороны взрослых. Он всегда ограничивается действиями на уровне конкретного, изученного материала и не достигает уровня теоретической информации;

3) третий уровень – любопытство. Познавательный интерес формируется в процессе постоянно возникающих положительных эмоциях, которые появляются из-за новизны, не только фактического материала, но и познавательного, теоретического. Этим третий уровень отличается от второго;

4) четвёртый уровень – ситуативный учебный интерес. Возникающий интерес не устойчив, так как он почти полностью исчерпывается после нахождения ответа, и продолжается лишь то время, пока ученика курирует учитель. Дети, как правило, не заинтересованы в самоанализе, но проявляют высокую озадаченность в своих отметках. При низких отметках, интерес пропадает. Такой интерес формируется лишь при перечисленных выше условиях, и не является устойчивой, постоянной характеристикой ученика;

5) пятый уровень – устойчивый познавательный интерес. В данном случае интерес ребенка направлен на конкретную цель, ученик кропотливо и вдумчиво изучает каждый этап решения задания. Охотно и достаточно долго может концентрировать свое внимание на выполнение одного задания, пока не найдет его решения;

6) шестой уровень – обобщённый познавательный интерес. Ученик стремится удовлетворить свой познавательный интерес, выходящий за рамки учебной деятельности. Этот интерес возникает из личных познавательных стремлений. Такой ученик ищет все возможные дополнительные источники информации. Проявляя интерес к собственным действиям, старается объяснить и найти причины своего успеха, или неудачи [18].

Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе обучения младшего школьника, происходит много психологических изменений. В характере младшего школьника выделяется большое количество особенностей, влияющих на развитие познавательного интереса. Также, интенсивно развиваются все познавательные процессы, появляются новые взаимоотношения и связи.

Анализ психологической литературы позволил установить, что за достаточно длительный срок изучения данной проблемы различными исследователями накоплено достаточно информации о сущности, закономерностях и особенностях развития познавательного интереса, его развитие, является неотъемлемым компонентом работы по совершенствованию учебного процесса. Так развитие этого процесса играет важную роль в жизни младших школьников, поскольку способствует активизации мыслительных операций детей, лучшему усвоению материала, приобретению умений и навыков, а главное, делает процесс обучения более продуктивным.

1.3 Живопись как предмет развития познавательного интереса к творчеству у младших школьников

Личностные требования к результатам обучающихся включают развитие мотивации к обучению, к творческому труду, развитие интереса, согласно ФГОС НОО.

Образовательным организациям необходимо ставить и решать задачу развития интереса у школьников младшего звена, это подходящий период, в который можно заметить и развить задатки и возможности ребенка, именно тогда устанавливаются его нравственные убеждения и потребности в конкретных видах деятельности.

Это важное время, чтобы привить ребёнку любовь к искусству, иначе можно вырастить поколение равнодушное к живописи, музыке, поэзии, в детском сознании нет четких границ между добром и злом, красивым и безобразным, и мы видим понижение познавательного интереса к окружающему. Таким образом нельзя отрицать влияние искусства на становление личности ребенка и его развитие.

Для того, чтобы вырастить всесторонне развитого и воспитанного ребенка необходимо сформировать интерес, одной из форм познания реальной действительности, окружающего мира является изобразительное искусство, оно имеет большое значение в процессе.

Важно, чтобы результаты творчества приносили радость и удовлетворение ребенку, вызывали у него стремление к самосовершенствованию, желание продолжить творческие поиски. 

По программам «Изобразительное искусство в начальной школе» авторов: В. С. Кузина, Б. М. Нeмeнского, Н. М. Сокольниковой необходимо строить образовательный процесс, используя словесно-творческие приемы, которые поспособствуют развитию познавательного интереса к живописи [3].

Для развития познавательного интереса у детей в начальной школе сегодня необходимо использовать новое, интересное, нестандартное. Стремление развить интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.

Рассмотрим более подробно одни из часто употребляемых приемов развития познавательного интереса младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Прием создания на уроке ситуаций занимательности. Важнейшая задача учителя – обеспечить ученикам получение позитивных эмоций в процессе обучения. Этого можно достигнуть, используя в учебном процессе интересных примеров, опытов, фактов.

Прием создания ситуации успеха в учении. Такая ситуация возникает путем избирательной помощи ученикам в выполнении заданий; путем поощрения промежуточных действий, то есть специального подбадривания ребенка на новые усилия.

Прием создания проблемной ситуации. Данный прием заключается в том, что учитель вводит противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников удивление или затруднение.

В практике часто применяют также словесно – творческие приемы для того, чтобы сформировать познавательный интереса младших школьников к изобразительному искусству (по Б. М. Нeмeнскому).

Прием «Беседа по картине» включает в себя три группы вопросов. Первая группа вопросов направлена на понимание содержания картины, вторая направлена на выделение выразительных средств; третья направлена на осознание того, как можно соотнести воспринятое на картине с изобразительной задачей.

Следующий прием «Беседа о художнике». Прием основывается на подготовке интересного материала о биографии художника и беседы, при этом используют наглядные материалы.

Прием «Искусствоведческий рассказ», на котором урок включает в себя информацию о деятельности художников, об особенностях работы их мастерской, об изобразительных материалах и т.д.

Прием «Творческий рассказ», заключается в том, чтобы описать содержание картины во время работы, так школьники могут раскрыть ее содержание, привнося элементы творчества.

Словесно – творческий прием – это «рассказ с закрытыми глазами об увиденном». Школьникам нужно рассмотреть репродукцию картины в течение 2-3 минут, после чего им предлагается начать описание изображения на картине с закрытыми глазами, при этом развивается и образная память школьников.

Прием «Коллективного обсуждения произведений искусства» является очень эффективным для развития необходимых навыков общения, так как урок построен на дискуссии, ребёнок учится высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Прием «Вхождения в картину» заключается в том, чтобы рассмотреть картину и мысленно перенестись в эту картину, представить себя в то время и в том месте среди событий, изображенных на картине, школьники мысленно вслушиваются в звуки, представляют, что было на этом месте раньше.

Еще один интересный прием «Погружения». Школьники рассматривают картины и дают им названия, после того как каждый ученик это сделает, вся группа выбирает наиболее подходящее название для картины. Этот приём помогает ученикам научить отстаивать своё мнение и уметь его обосновать перед классом. В конце задания ученики обсуждают реальное название картины и сравнивают его со своим.

Прием «Отгадай-ка», состоит в том, чтобы отгадать картину по словесным описаниям ребенка.

Прием «Художественный салон». Дети рассматривают и «покупают» выставленные в «художественном салоне» репродукции картин. Если ученик смог рассказать, как называется репродукция и ответить на вопросы: «Как художник показал в своей картине главное?», «Почему картина тебе понравилась?» и т.д. картина «продается».

Прием «Выставка картин». Данный прием состоит в том, что группа учащихся оформляют выставку репродукций картин, отличающихся по содержанию и жанру.

Прием «Найди ошибку». Учащимся дается установка слушать внимательно рассказ учителя, который описывает содержание произведения и средства выразительности, которые были использованы художником при написании этой картины. Учитель обращает внимание на настроение произведения, которое хотел передать художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины, которую учащимся необходимо найти и исправить.

Прием «Точных установок» заключается в том, что школьники при ответе на вопрос выполняют мыслительные действия в определенном порядке. Например «Внимательно посмотри, что изображено на картине, что самое главное, как художник это показал, и ответь на вопрос о чём картина». Прием учит детей рассуждать логически и открывает путь к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос, рациональному восприятию живописи, а также видению эстетических достоинств произведения.

Прием «Сравнения» состоит в том, чтобы школьники могли различать разницу между картинами разных художников одного жанра, которые показывают различное настроение, и картинами одного художника, которые выполнены с помощью разного колористического решения. Репродукции картин сравнивают по одному из признаков: контрасту – настроению, цвету, композиции. После того как дети научатся отделять один контрастный признак от другого, при сравнении двух картин, они смогут назвать разные признаки – по цвету, расположению, освещенности, динамике.

Также выделяют конкретные приемы живописи с целью развития познавательного интереса, а именно:

Прием многослойной акварельной живописи (Лессировка) Лессировкой называется способ нанесения акварели прозрачными мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет, и цвет каждого фрагмента складывается из цветов в его слоях. При работе в этой технике можно увидеть границы мазков. Но, так как те прозрачны, это не портит живопись, а придает ей своеобразную фактуру. Мазки выполняются аккуратно, чтобы не повредить и не размыть уже высохшие живописные участки.

Прием акварели «Резерваж» (Белые и светлые участки) «Резерважем» в акварели называется не записанная белая или самая светлая часть листа. Белый цвет передается за счет цвета бумаги.

Прием «по-сырому» или «по-мокрому» («английская» акварель) Суть этого приема заключается в том, что краска наносится на предварительно смоченный водой лист. Степень его влажности зависит от творческого замысла художника, но обычно начинают работать после того, как вода на бумаге перестает «блестеть» на свету.

Прием A La Prima – то же, что и живопись по сырому. Это живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски. Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей.

Прием «по-сухому» (итальянская школа) Заключается в том, что краска наносится на сухой лист бумаги одним-двумя (однослойная акварель) или несколькими (лессировка) слоями, в зависимости от идеи художника. Этот способ позволяет обеспечивать хороший контроль над растекаемостью краски, тональностью и формой мазков.

Прием с использованием соли Соль (как крупная, так и мелкая), рассыпанная по сырой акварели неравномерно разъедает краску и создает на пятне особую фактуру. Этот прием эффективен по первому слою краски. Когда работа высохнет соль можно удалить сухой тряпкой или даже рукой.

Прием «отмывка» – это выявления формы объекта путем послойного наложения красок в градации от блика до падающей тени. Фактически это способ тональной проработки объекта.

Прием «однородная заливка цветом» – данный прием служит для заполнения поверхности или отдельных элементов одним цветом. Для этого краска должна быть очень густой и жидкой, чтобы краска легла ровно на поверхность, другие ее состояния оставят либо комки, либо пятно из-за неоднородной консистенции.

Прием «Градиентная заливка». Этот художественный прием используют для создания плавных цветовых и тональных переходов. Например, переход от темного цвета к светлому или градиент из одного цвета в другой. Такой эффект достигают плавным размазыванием граничащих областей цветовых пятен или полосок при помощи кисти или губки.

Прием «мазок». Это пятно или след, который оставляет кисть (мастихин, палец). В масляной живописи мазками художник придает больше динамичности и выразительности своей работе. В работе с гуашью, мазками лучше писать на немного влажной или же сухой бумаге.

Прием «набрызг – разбрызгивание». Прием, с помощью которого легко создать фактуру для рисования снега, звездного неба, листья, кальку, лучи света или плавные переходы. Этот прием хорошо подходит для детского творчества, т.к. результат данного приема всегда получается эффектным.

Живопись помогает ученикам видеть гармонию природы. Произведения живописи реалистично отражают знакомые детям явления общественной жизни и природы вокруг, содержащие идею и совершенные по художественной форме, прививают художественный вкус, который поможет понять, различить и оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. В картине ярко изброжены идея и представления художника. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира.

Для того, чтобы ученики имели представления об окружающем мире и могли применять на практике средства и способы изображений учителя используют репродукции картин. Картина может детально передать образ, так как является художественным произведением. Наблюдения окружающей действительности не дают полной картины действительности и чаще бывают кратковременными, поэтому использования картин в учебном процессе позволит выделить важное, особенное вокруг для того, чтобы изобразить мир.

Учитель сам определяет приём, который нужно использовать на уроке исходя из возраста обучающихся, уровня их развития; от вида инструментов, которые используют на уроке. Важно точно определить содержание и задачи, которые стоят перед определенным уроком, а также учитывать процесс обучения изобразительному искусству в целом.

Выводы по первой главе

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросам воспитания познавательного интереса к художественному творчеству у младших школьников, можно сделать вывод о том, что познавательный интерес – это направленность личности на окружающий мир, который характеризуется активностью и избирательностью, побуждающая человека к различным видам деятельности. Имеет своим физиологическим механизмом ориентировочный или исследовательский рефлексы.

Мы выделили стадии развития познавательного интереса, которые располагаются последовательно: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

В младшем школьном возрасте развитие познавательного интереса имеет свои особенности. Интерес побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса.

Так советский психолог А. Н. Леонтьев, в своих работах определил шесть уровней сформированности интереса детей младшего школьного возраста.

Также, в ходе работой над главой, мы выдели конкретные приемы по развитию познавательного интереса к творчеству на уроках изобразительного искусства посредством живописи, а именно: прием создания на уроке ситуаций занимательности, прием создания ситуации успеха в учении, прием создания проблемной ситуации, словесно – творческие приемы, «беседа по картине»,  «беседа о художнике», прием «искусствоведческий рассказ», «творческий рассказ», прием «коллективного обсуждения произведений искусства»  и т.д.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ТВОРЧЕСТВУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Методические основы применения живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе

В ходе работы над методическим инструментарием основ применения живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе, нами были проанализированы темы уроков в каждом классе, а также какие приемы может использовать учитель и на каком этапе урока.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

В основу курса положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует познавательный интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Тема курса 2 класса «Искусство и ты».

  1. «Три основных цвета – жёлтый, красный, синий». На данном уроке дети знакомятся с понятием «живопись», первичными основами цветоведения. Знакомятся с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).

Прием использования на уроке – «однородная заливка цветом».

Задание для детей: изображение цветов или дворца холодного ветра, или дворца тёплой осени (без предварительного рисунка; заполнение крупными изображениями всего листа).

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы белой бумаги.

Дети учатся наблюдать цветовые сочетания в природе, смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приёма «живая краска», овладевать первичными живописными навыками, изображать на основе смешивания трёх основных цветов разнообразные явления по памяти и впечатлению.

  1. «Белая и чёрная краски». На данном уроке происходит восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Тёмное и светлое (смешение цветных красок с чёрной и белой). Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные краски.

Прием работы – «однородная заливка цветом».

Задание: изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман и т. д.) (без предварительного рисунка).

Материалы: гуашь (пять красок), крупная кисть, большие листы любой бумаги.

Дети учатся смешивать цветные краски с белой и чёрной для получения богатого колорита. Развивать навыки работы гуашью, создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвящённые изображению природных стихий.

  1. «Пастель. Восковые мелки. Акварель. Их выразительные возможности». Дети знакомятся с мягкостью, бархатистостью пастели, яркость восковых мелков, текучесть и прозрачность акварели, с выразительными возможностями этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы.

Прием работы – «многослойной акварельной живописи».

Задание: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению).

Материалы: пастель или мелки, акварель; белая, суровая (оберточная) бумага.

Дети учатся развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе-дальше), изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов, расширять знания о художественных материалах, понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.

  1. «Изображение природы в различных состояниях». Дети учатся изображать разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает её состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя.

Приемы работы – «градиентная заливка».

Задание: изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное и т. д.).

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

Дети учатся наблюдать природу в различных состояниях, изображать живописными материалами контрастные состояния природы, а также развивать колористические навыки работы гуашью.

  1. Тёплые цвета. Холодные цвета. Что выражают тёплые и холодные цвета? Дети знакомятся с цветом и его эмоциональном восприятием человека. С делением цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями тёплых и холодных цветов. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге.

Прием работы – «мазок».

Задание: изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) или изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе, чёрная и белая краски не применяются).

Материалы: гуашь без чёрной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги.

Дети учатся расширять знания о средствах художественной выразительности, составлять тёплые и холодные цвета, понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов, видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета, осваивать различные приёмы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»), развивать колористические навыки работы гуашью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом.

  1. Тихие и звонкие цвета. Дети на уроке учатся смешению различных цветов с чёрной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжёлых и нежных, лёгких оттенков цвета, передаче состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов, наблюдать цвета в природе, на картинах художников.

Приемы работы – «градиентная заливка».

Задание: изображение весенней земли (по памяти и впечатлению). Дополнительные уроки можно посвятить созданию «тёплого царства» (Солнечный город), «холодного царства» (царство Снежной королевы). Главное – добиться колористического богатства цветовой гаммы.

Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.

Дети учатся составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета, получают навык представления об эмоциональной выразительности цвета – тихого и звонкого. Учатся наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе. Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю. Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы. Закреплять умения работать кистью.

Тема курса 4 класса «Каждый народ художник».

  1. «Пейзаж родной земли».  На данном уроке дети знакомятся с красотой природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей – среднерусского, горного, степного, таёжного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребёнка пейзажа. Знакомятся с красотой природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы. Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времён года.

Приемы работы на уроке – «a la prima», «набрызг».

Задание: изображение российской природы (пейзаж). Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Дети учатся характеризовать красоту природы родного края, характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон, изображать характерные особенности пейзажа родной природы, использовать выразительные средства живописи для создания образов природы и овладевать живописными навыками работы гуашью.

  1. «Великий Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва». На уроке дети получают представления об общем характере и архитектурном своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Великого Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы. Выделяют особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Храмы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники архитектуры в других городах.

Прием работы – «отмывка».

Вариант задания: живописное изображение древнерусского города (это особенно уместно, если на предыдущих уроках дети занимались постройкой).

Материалы: гуашь, кисти, бумага или мелки, монотипия.

Дети учатся анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Учатся воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик. Учатся выражать своё отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Учатся рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что познавательный интерес активно развивается на уроках изобразительного искусства посредством живописи и многообразию педагогических приемом. Дети учатся узнавать, рассуждать, осознано развивают в себе интерес к истории страны, учатся применять полученные знания в ходе над работой написания своих картинах.

2.2 Диагностический инструментарий для определения уровня познавательного интереса у младших школьников

С целью определить уровень познавательного интереса у младших школьников, нами были изучены и проанализированы диагностические методики. Было выделено три наиболее эффективных и результативных.

  1. Познавательная активность младшего школьника А. А. Горчинская, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики.
  2. «Заверши предложения» М. В. Матюхиной, кандидата психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики.
  3. Методика «Оценка уровня школьной мотивации младших школьников» Н.Г. Лускановой, кандидата психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики.

Первая методика А.А. Горчинской «Познавательная активность младшего школьника».

Цель. Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников. Материал для проведения анкетирования. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

Ход проведения. Школьнику дается бланк стандартизированной анкеты (приложение А) и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один. Время на проведение анкетирование ограничено.

Обработка данных. Если преобладают ответы «а», то приходим к выводу, что у таких детей свидетельствуют сильно выраженная познавательная активность. Если преобладают ответы «б», то, следовательно, у ребенка развита умеренная познавательная активность. Если ответы «в», то свидетельствует о слабой выраженности.

«Заверши предложение» М. В. Матюхиной.

Цель: Определение уровня познавательной мотивации. Школьнику предлагается завершить предложения. Предложения представлены в приложении Б.

Основанием для формулирования выводов служат ответы ребенка. Можно предполагать доминирование познавательного мотива при условии, что частота суждений, указывающих на склонность к занятиям познавательной или интеллектуальной деятельностью (например, «Я стараюсь узнавать больше нового», «Я мечтаю, чтобы у меня было много книг» и т. п.), превышает число суждений, относящихся к другим аспектам школьной деятельности (к примеру, «Я надеюсь получать только хорошие отметки», «Я не сомневаюсь, что мама купит мне новый портфель» и т. п.).

Методика «Оценка уровня школьной мотивации младших школьников» Н.Г. Лускановой.

Данная методика состоит из анкеты, анкета состоит из 10 вопросов. Анкета представлена в приложении В.

Основой объективного метода наблюдения составляет непосредственное восприятие исследователем объективных проявлений изучаемых психических процессов в соответствующих видах деятельности. Наиболее характерной чертой метода наблюдения является то, что он позволяет изучить исследуемое явление непосредственно в его естественных условиях, так, как это явление протекает в действительной жизни. Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и жизненной правдивости его качественных особенностей. Этот метод незаменим при решении задачи описания явлений; когда же он используется в целях объяснения или истолкования явлений, он решает эти задачи путем сопоставления и анализа непосредственно наблюдаемых жизненных фактов.

Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей необходимо выделить три уровня сформированности развития познавательных интересов у младших школьников: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Для дальнейшей работы, будут взяты за основы первые две методики, т. к. в ходе проведения данных диагностик, можно определить уровень познавательной мотивации и активности. Предложение методики можно проводить на любой возрастной категории начальной школы.

Выводы по второй главе

При написании второй главы, мы проанализировали методические основы применения живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе, мы определили, что на конкретных уроках используется разнообразие педагогических приемов, которые способствуют развитию познавательного интереса у младших школьников.

Дети учатся узнавать, рассуждать, осознано развивают в себе интерес к истории страны, учатся применять полученные знания в ходе над работой написания своих картинах.

Также, мы проанализировали и выделили несколько методик, для диагностики уровня познавательного интереса у младших школьников. Все методики, достаточно эффективны и результативны, авторы диагностик являются психологи, имеют свои собственные научные статьи и диссертации, кандидаты психологических наук.

За основу дальнейшей работы, будут взяты за основы первые две методики, т. к. в ходе проведения данных диагностик, можно определить уровень познавательной мотивации и активности. Предложение методики можно проводить на любой возрастной категории начальной школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания курсовой работы, была поставлена цель изучить теоретические и методические основы развития познавательного интереса у младших школьников с помощью живописи.

Для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

  1. Дать характеристику понятия «познавательный интерес».
  2. Раскрыть возрастные особенности младшего школьного возраста.
  3. Раскрыть живопись как предмет развития познавательного интереса к творчеству у младших школьников
  4. Выделить методические основы применения живописи на уроках изобразительного искусства в начальной школе
  5. Рассмотреть диагностический инструментарий для определения уровня интереса у младших школьников.

В ходе работы над первой задачей, мы проанализировали психолого-педагогическую научную литературы, и определили, что познавательный интерес рассматривается как важные индивидуальные особенности школьника и как единое познавательно – эмоциональное отношение ученика к деятельности. Отражение сложных процессов, которые случаются в деятельности и ее мотивационной сфере можно считать интересом (А. К. Маркова).

Раскрывая возрастные особенности младшего школьного возраста, мы выделили, что определяют следующие уровни сформированности интереса детей младшего школьного возраста:

1) первый уровень – отсутствие интереса.

2) второй уровень – реакция на новизну.

3) третий уровень – любопытство.

4) четвёртый уровень – ситуативный учебный интерес.

5) пятый уровень – устойчивый познавательный интерес.

6) шестой уровень – обобщённый познавательный интерес.

Раскрывая живопись как предмет развития познавательного интереса к творчеству у младших школьников, мы выделили, что живопись помогает ученикам видеть гармонию природы. Произведения живописи реалистично отражают знакомые детям явления общественной жизни и природы вокруг, содержащие идею и совершенные по художественной форме, прививают художественный вкус, который поможет понять, различить и оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. В картине ярко изброжены идея и представления художника. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира.

В ходе работы над четвертой задачи, мы показали конкретные темы уроков изобразительного искусства, где используется живопись с целью развития познавательного интереса у младших школьников. Дети на уроках учатся анализировать, овладевать конкретными приемами живописи, учатся аргументировать свою собственную точку зрения, осознано изучают истоию родного края и т. д.

Также, мы проанализировали и выделили несколько методик, для диагностики уровня познавательного интереса у младших школьников. Все методики, достаточно эффективны и результативны, авторы диагностик являются психологи, имеют свои собственные научные статьи и диссертации, кандидаты психологических наук.

Подводя итоги, можно сказать, что цель работы достигнута, задачи решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Виц, Б.Б. Демокрит / Б.Б.Виц. - М.:Мысль, 1979. – 212 с.
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2014. - 99 с.
  3. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских. – Москва: Просвещение, 2014. – 144 с.
  4. Давыдов, В. В. Учебная деятельность и моделирование [Текст] : учеб. пособие / В. В. Давыдов, А. У. Варданян. – Ереван: Изд-во Луйс, 2002. – 218 с. : ил.
  5.  Дейкина, А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] : учебное пособие / А. Ю. Дейкина. – Москва : Изд-во Просвещение, 2010. – 345 с.
  6. Дмитриева, Н. А. Вопросы эстетического воспитания / Н.А. Дмитриева. - М.: Искусство, 2013. - 208 с.
  7. Дусавицкий, А.К. Формула интереса / А.К. Дусавицкий.–М.: Педагогика, 2013.
  8. Забродина, Е. В. Живопись как один из видов изобразительного искусства / Е. В. Забродина, А. В. Абрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85391/ (дата обращения: 09.01.2024).
  9. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2015. - 512 с.
  10. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г.Ковалев. - М.: Просвещение, 1970. – 392 с.
  11. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь. / Г.М. Коджаспирова. - М.: Академия, 2007. – 176 с.
  12. Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1939. - 321 с.
  13. Косточакова, М. Г. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте [Текст] / Мария Косточакова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2011. – № 8. – С. 51-56.
  14. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах [Текст] : учебное пособие / Владимир Кузин. – Москва: Просвещение, 1984. – 234с.  
  15. Кузин, В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах [Текст]: учебное пособие/ Владимир Кузин. – Москва: Просвещение, 1979. – 120с.  
  16. Кузин, В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе [Текст]: учебное пособие / Владимир Кузин. – Москва: Просвещение, 1977. – 183с.
  17. Кузьмина, Н.В. Методы педагогического системного исследования / Н.В. Кузьмина. - М.: Народное образование, 2002. - 208с.
  18. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст] : учеб. пособие / А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева. – Москва: Изд-во Смысл, 2009. – 422 с. : ил. 2 17
  19. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н.Леонтьев. - М.: Издательство Московского Университета, 1971. - 323с1 35
  20. Меньшекова, Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса [Текст] / Елена Меньшекова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3. – С. 16-20. 2 19
  21. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. – Москва: Знание, 2000. – 47 с 2 20
  22. Муромцева, И. В. Психологический практикум [Текст]: Методические рекомендации для учителей нач. классов, студ. факультета пед. и мет. нач. образования / Ирина Муромцева. – Вологда: Издательство «Русь», 2003. – 74 с.
  23. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н.Мясищев. - М.: Институт практической психологии, 1995. – 356 с.
  24. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Academia, 2013. - 512 с.
  25. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. – 403 с.
  26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.
  27. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / Ирина Шаповаленко. – Москва: Гардарики, 2005. – 349 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Вопросы к тестированию по методике А.А. Горчинской

Фамилия и имя___________________________________________

1. Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?

а) помучиться, но самому найти ответ;

б) когда как;

в) получить готовый ответ от других.

3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

а) постоянно много;

б) иногда много, иногда ничего не читаю;

в) читаю мало.

4. Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя возникли вопросы?

а) всегда нахожу на них ответ;

б) иногда нахожу на них ответ;

в) не обращаю на них внимания.

5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?

а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями);

б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;

в) ты не станешь об этом рассказывать.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Предложения для анкетирования по методике М. В. Матюхиной

Фамилия и имя_____________________

1) Я стараюсь...

2) Я не сомневаюсь...

3) Я был бы рад ...

4) Я надеюсь...

5) Я мечтаю...

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации младших школьников»

Фамилия и имя______________________________________________

1. Тебе нравится в школе?

-не очень

-нравится

-не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или

тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома

-бывает по-разному

-иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем

ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или

остался бы дома?

-не знаю

-остался бы дома

-пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится

-бывают по-разному

-нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы

-не хотел бы

-не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю

-не хотел бы

-хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

-часто

-редко

-не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю

-хотел бы

-не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

-мало

-много

-нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

-да

-не очень

-нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"

Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Организация работы с текстом на уроках литературного чтения, как средство формирования типа правильной читательской деятельности»

Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения? В связи с развитием телевидения, компьютерных технологий происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В п...

Курсовая работа "Анализ работы с детьми в ГПД"

Психологические исследования...

«Дидактические игры на уроках русского языка» (из опыта работы учителя). Курсовая работа.

Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до с...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

КУРСОВАЯ РАБОТА "Организация воспитательной работы с младшими школьниками в адаптационный период"

СодержаниеВведение….…………………………………………………………………………..31.Теоретические аспекты проблемы организации воспитательной работы в адаптационный период обучения первоклассников..……………………………..51.1. Организация во...

Курсовая работа "Роль и значение аттестации персонала в организации кадровой работы"

В системе управления персоналам аттестация сотрудников занимает особое место. Следует помнить, что аттестация - это всего лишь один из методов оценки персонала, т.е. полную оценку персоналу только атт...