Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности в
план-конспект занятия (3 класс)

Будилина Виктория Константиновна
В данном материале размещен конспект внеурочного занятия социального направления, на котором обучающиеся смогут ознакомиться с происхождением и развитием денег, а также узнают о недостатках и преимуществах каждого из способов оплаты той или иной эпохи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_fin.gram_.budilina.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Будилиной В. К., обучающейся 42-шк

Виртуальная экскурсия

Организационно-мотивационный компонент

Класс: 3

Дата:

Время:

Место проведения:

Целевой компонент

Цель: формировал общего представления обучающихся о товарных деньгах, их появлении, эволюции и значении для человеческой цивилизации.

Задачи:

Образовательные: ознакомить учащихся с понятием товарных денег; объяснить, как возникла потребность в товарах-деньгах; показать, как товарные деньги повлияли на развитие торговли и экономики.

Развивающие: развивать логическое мышление и умение анализировать информацию; способствовать формированию навыков самостоятельной работы с источниками информации; развивать умение аргументировать свою точку зрения и участвовать в дискуссии.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к материальным ценностям; формировать понимание важности сбережений и накоплений; воспитывать ответственность за свои финансовые решения.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: обучающиеся получат знания о происхождении денег, их эволюции от товарных денег до современных форм, о роли денег в различных исторических эпохах и цивилизациях; обучающиеся узнают о функциях денег в современном обществе (средство обмена, мера стоимости, средство накопления), о влиянии денег на развитие экономики и торговли.

Метапредметные результаты:

 Познавательные УУД:

    * Развивается умение анализировать информацию, выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

    * Формируется умение работать с различными источниками информации (текст, изображения, видео).

    * Углубляется умение обобщать и систематизировать информацию.

Коммуникативные УУД:

    * Обучающиеся учатся высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, вести дискуссию, слушать и понимать собеседника.

    * Развиваются навыки сотрудничества и работы в группе.

Регулятивные УУД:

    * Формируется умение планировать свою работу, контролировать ее выполнение и оценивать полученные результаты.

    * Развивается самостоятельность в выполнении заданий.

Личностные результаты:

* Формирование ценностных ориентаций: Обучающиеся осознают ценность денег в современном мире, их роль в развитии общественного прогресса.

* Развитие ответственного отношения к деньгам: Обучающиеся понимают, что деньги являются инструментом, который требует ответственного и рационального использования.

* Развитие финансовой грамотности: Обучающиеся получают базовые знания о деньгах, которые помогут им в будущем делать ответственные финансовые решения.

* Развитие интереса к изучению истории и экономики: Обучающиеся понимают важность изучения этих дисциплин для понимания современного мира.

Формы работы: фронтальная, групповая

Оборудование и материалы: презентация, раздаточный материал

Содержательный компонент

Ход занятия

Вступительный этап

У: Здравствуйте, ребята.  Меня зовут Виктория Константиновна, занятие по финансовой грамотности проведу у вас я. Сегодня я хочу вам рассказать, что со мной приключилось вчера. Представляете, я пошла на рынок чтобы купить молока. Взяла хлеб, мясо, а про молоко вообще в последний момент вспомнила, и вот, на рынке остался один прилавок, который торговал молочными продуктами. Спросила, сколько стоит литр молока, а продавец мне говорит, что денег не принимает, только продукты. И смотрит на моё мясо в пакете. И решила я купить в итоге в магазине молоко, а пока шла, думала, как это так…не принимает деньги. А что такое деньги?

О: Деньги – это то, за что можно купить продукты, предметы.

Основной этап

У: Верно. За деньги я могла купить молоко, но продавец не принял их. И потом я вспомнила, что раньше, люди вообще обходились без денег, представляете. Знаете как они покупали что-то?

О: Нет.

У: Они покупали необходимое с помощью бартера. Кто-нибудь из вас знает, что такое бартер?

О: Это обмен.

У: Верно, сейчас мы посмотрим с вами о бартере подробнее, как он работал во время покупок.

Просмотр видеоролика.

У: Так что же такое бартер?

О: Это обмен товаров на товары.

У: Абсолютно верно. Но у бартера были свои недостатки, в ролике об этом говорилось. Кто мне скажет, какие недостатки?

 О: При бартере сложно найти человека, которому нужен именно твои вещи на обмен того, что нужно тебе. При бартере легко можно было обмануть покупателя, требуя что-то более дорогое за менее дорогое, например, мясо за муку.

У: Согласна. Именно из-за этих недостатков люди решили сделать деньги, но изначально деньги выглядели не так, как мы привыкли. Сегодня мы отправимся в захватывающее путешествие, чтобы узнать, как появилась эта удивительная вещь – деньги, и как они изменили мир.

У: Обратите внимание на доску. Люди начали использовать предметы, ценные для всех. Ракушки, соль, зерно, скот – эти товары стали универсальным языком обмена. В разных уголках мира люди использовали различные товары в качестве денег:

В Месопотамии – ракушки и соль.

В Китае – шелк и чай.

В Африке – скот.

В Европе – зерно, соль и даже кожа.

В Северной Америке – меховые шкурки.

Товарные деньги стали основой первых цивилизаций. Они позволили:

Упростить обмен: Люди могли легко обмениваться товарами и услугами без сложного процесса поиска нужного человека.

Развить торговлю: Товарные деньги стали универсальным средством обмена, которое позволило расширить торговлю между регионами и даже континентами.

Накопить богатство: Товарные деньги могли быть накоплены и сохранены, что позволяло создавать богатство и инвестировать в новые проекты.

У: Но несмотря на свои преимущества, товарные деньги имели ряд недостатков. Как вы думаете, какие это недостатки?

О: Их неудобно хранить. Скот надо было кормить, зерно хранить от гниения, а шелк занимал много места.

У: Верно. Также недостатком была нестабильность: ценность товара могла изменяться в зависимости от урожая, спроса, природных катаклизмов.

У: Люди поняли, что нужно придумать что-то более надёжное и удобное. В VII веке до нашей эры в Лидии появились первые монеты, которые были сделаны из драгоценных металлов – золота и серебра. Лидия была богата на золото и серебро, которые легко добывались и обрабатывались. Монеты имели стандартный вес и форму, что упрощало их обмен. На монетах стали чеканить символы и изображения, которые подтверждали их подлинность и гарантировали их ценность. Посмотрите на экран. Современные монеты очень отличаются от первых. Какие различия вы заметили?

О: Древние монеты очень толстые и неаккуратные.

У: Конечно. Раньше не могли так хорошо обработать металл, поэтому монеты были такими некрасивыми. После появления в Лидии, монеты быстро распространились по всему Средиземноморью. В древней Греции, Риме и других государствах стали чеканить свои монеты из золота, серебра и бронзы.

У: А как дела обстояли с монетами на Руси? Византийская империя, с которой у Руси были тесные торговые связи, использовала монеты. Русские князья начали чеканить свои монеты, в основном из серебра, в подражание византийским образцам, первые русские монеты – это «серебряные гривны» (с XII века) – крупные слитки серебра, которые рубили на части для удобства.  В этот период на Руси начали использоваться также другие монеты: «ногаты», «деньги» (с XIV века), «копейки» (с XV века).  В XV веке в Москве начали чеканить монеты с обозначением номинала «рубль».

У: А как вы думаете, почему рубль именно так называется?

О:…..

 У: «Рубль» получил свое название от «рубить», так как из серебряных гривен отрубали куски, равные «рублю». В этот период формировалась валютная система с разными номиналами монет – «рубль», «полушка», «копейка», «деньга».

У: У монет были преимущества.

Преимущества монет:

Удобство использования: Монеты легко хранились, транспортировались, и делились на части.

Стабильность: Ценность монет была стабильна и связана с ценностью драгоценных металлов.

Унификация: Монеты стали стандартом, который использовался во многих регионах.

У: Но монеты, как и все изобретения, не лишены недостатков.

* Износ: Монеты со временем изнашиваются, стираются, теряют вес, что может сделать их непригодными для использования.

* Подделки: Монеты относительно легко подделывать, что может привести к финансовым потерям и подорвать доверие к денежной системе.

* Хранение: Хранить большое количество монет неудобно, так как они занимают много места и могут быть утеряны или украдены.

* Перевозка: Перевозка больших сумм монет небезопасна и требует дополнительных затрат на охрану.

У: Поэтому люди стали снова думать, что же сделать для решения этих проблем, и придумали бумажные деньги.

У: Как вы думаете, бумажные деньги в древности выглядели как и сейчас?

О: Нет.

У: А для того, чтобы убедиться, мы с вами посмотрим небольшой ролик. Путь бумажных денег начинается в Китае.

Просмотр ролика

У: В наше время бумажные деньги в значительной степени вытеснены электронными платежами, но они продолжают оставаться важным элементом финансовой системы. А где хранятся электронные деньги?

О: На банковской карте или в приложении.

У: Абсолютно верно.С появлением смартфонов мобильные платежи стали широко доступны. Теперь можно было оплачивать товары и услуги с помощью приложения на телефоне, что сделало платежи еще более удобными. Но, опять-таки, даже у современных электронных денег есть свои недостатки. На доске вы видите перечисленные возможные недостатки. Вам необходимо выбрать те, которые соответствуют, на ваш взгляд, недостаткам электронных платежей.

Недостатки:

* Безопасность: Существует риск мошенничества и хакерских атак.

* Возможность износа денег: форма денег со временем портится.

* Доступность: Не у всех есть доступ к интернету или смартфонам, что может ограничить использование электронных денег.

*Удобство: неудобно брать с собой постоянно электронные деньги.

У: Мы с вами просмотрели путь от ракушек до электронных денег. И сейчас, мы с вами закрепим это. У вас на партах есть изображения с видами денег разных эпох, вам необходимо в нужной последовательности выстроить от самых первых до современных видов денег. Работаем в парах. Как мы работаем в парах?

О: Дружно, слушаем друг друга и уважаем.

Проверка: верный вариант на доске

У: Хорошо. А теперь каждый возьмите лист белой бумаги, которые у вас на партах, приготовьте цветные карандаши. Вам необходимо будет нарисовать свою банкноту, как бы выглядели бумажные деньги, которые изобрели вы. Придумайте им название.

Заключительный этап


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по финансовой грамотности "Семейный бюджет. Экономия и бережливость"

Вопросы, которые рассматриваются на занятии не сложны для понимания учащихся начальной школы, но очень важны для каждого из них. Ребята познакомятся с семейным бюджетом, узнают об источниках доходов и...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности, тема: «Работа. Заработная плата», 3 класс

Название внеурочной деятельности: «Финансовая грамотность»Направленность внеурочной деятельности: социальнаяКласс / возраст детей: 3 класс 9-10 летЦель: Расширение знаний о  понятии ...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности по теме "Как правильно экономить" - 2 класс

Название курса: Финансовая грамотностьНаправление: общеинтеллектуальноеФорма проведения: путешествиеЦель: формирование у учащихся понимания необходимости выстраивания финансового плана и культуры обра...

Конспект внеурочного занятия по финансовой грамотности на тему "Приусадебное хозяйство. Запасы."

Направление: общеинтеллектуальноеФорма проведения: путешествиеЦель: формирование знаний о приусадебном хозяйстве и умение применять их в повседневной жизни.Планируемые результаты:Предметные:1....

Внеурочное занятие по финансовой грамотности с применением ИКТ-технологий: «Игра «Финансовые ребусы». Технология формирующего оценивания

Сценарийинтерактивной игры «Финансовые ребусы»1. Цель и задачи мероприятияФорма мероприятия - Интеллектуальное соревнование нацелено на привлечение внимания школьников к необходимости повы...