Способы адаптации учебных материалов для детей с РАС в начальной школе.
материал (1 класс)

Для успешного освоения обучающимися с РАС образовательных программ недостаточно существующих учебников. Поэтому одним из условий, необходимых для обучения данной категории детей, является наличие дополнительных специальных учебных материалов к уже существующим учебно-методическим комплектам: адаптированных рабочих тетрадей и адаптированных учебных пособий.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_uchebnogo_materiala_dlya_detey_s_ras.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Способы адаптации учебных материалов

для детей с РАС в начальной школе.

Необходимость обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам обусловлена наличием у детей с РАС различных специфических особенностей, осложняющих усвоение общеобразовательной программы начального общего образования без создания специальных условий.

 В настоящий момент школьники с РАС  вариант 8.3 обучаются с использованием общеобразовательных учебников и рабочих тетрадей для детей с умственной отсталостью.         Для успешного освоения обучающимися образовательных программ недостаточно существующих учебников. Поэтому одним из условий, необходимых для обучения данной категории детей, является наличие дополнительных специальных учебных материалов к уже существующим учебно-методическим комплектам: адаптированных рабочих тетрадей и адаптированных учебных пособий. Таким образом, на уроке у учителя появляется возможность помимо основного учебника предложить учащемуся с РАС адаптированные задания на бланках, наглядные схемы и алгоритмы к той или иной теме, облегчающие ее усвоение, а также специальный демонстрационный материал и т. д.  

Часть адаптированных материалов может разрабатываться индивидуально для конкретного учащегося, а часть использоваться для работы с группой детей, имеющих схожие особенности.

Наиболее распространенными способами адаптации учебных материалов, и в частности, самих учебных заданий являются:

1.   Упрощение инструкции к заданию, включающее:

—  разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма;

—  замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать;

—  дублирование устных инструкций письменными.

2.   Индивидуализация стимульных материалов

У многих обучающихся с РАС есть специфические интересы, которые необходимо использовать при подготовке адаптированных заданий. Например, ученик может решать задачу не на счетных палочках, а на игрушечных машинках из мультфильма «Тачки»; читать предложение не про маму, которая «мыла раму», а про одного из героев его любимого мультфильма.

3.    Дополнительная визуализация, позволяющая лучше понять содержание задания

При возникновении у детей с РАС трудностей понимания условий математических задач необходимо использовать не только краткую запись и схему, но и наглядную реалистичную иллюстрацию или инсценировать условие задачи с помощью реальных предметов. При знакомстве с «твердыми» и «мягкими» звуками на уроках чтения можно представить их в виде «твердого камешка» (или синего кубика) и «мягкой травки» (или зеленого помпона»).

4.           Минимизация двойных требований

В процессе обучения детям часто предъявляются двойные требования: решить задачу и записать ее в тетрадь, списать текст и выделить в нем орфограммы и т.д. Выполнение двойных требований — часто сложная задача для детей с РАС. В таких случаях важно сконцентрироваться на первостепенной задаче и снизить дополнительное требование.

Например, при решении задачи по математике ученику можно предложить оформить решение в специальном бланке, в который он сможет вписать известные цифры, нарисовать схему, а также записать решение. Таким образом снижаются требования к правильному оформлению задачи в тетради. По русскому языку вместо списывания текста из учебника можно предложить ребенку вставить пропущенные орфограммы в напечатанном и вклеенном в тетрадь бланке.

5.    Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности

В связи со специфическими нарушениями произвольного внимания, трудностями переработки информации, программирования собственной деятельности у детей с РАС часто отмечается замедленный темп работы. В такой ситуации они могут не успевать выполнять все задания наравне с другими детьми. В этом случае ребенку можно предложить меньшее количество заданий. При этом уровень их сложности не меняется.

Описанная адаптация заданий помогает детям с низкой скоростью письма, с повышенной утомляемостью. При изучении нового типа примеров по математике ученик может выполнить не 10 примеров, как весь класс, а только 5, что будет достаточным для отработки конкретного навыка. По русскому языку он может вместо 5-ти предложений списать только 3, при этом выполнив в них синтаксический разбор наравне с другими учащимися класса.

6.           Упрощение содержания задания

Для детей с РАС, уровень развития которых ниже уровня развития сверстников (например, ребенок с РАС и интеллектуальными нарушениями в инклюзивном классе), меняется уровень сложности задания. Например, все ученики пересказывают прочитанный текст, а ребенок с РАС подбирает к простым предложениям из этого текста, напечатанным на отдельных листочках, соответствующие картинки. На уроках математики ученик с РАС может вместо примеров на умножение многозначных чисел решить примеры с такими же цифрами, но только на сложение, так как этот навык уже отработан.

Таким образом, варианты адаптации задания могут быть совершенно разными и касаться разных его аспектов: инструкции к заданию, его объема, уровня сложности, содержания.

Способ адаптации зависит от особенностей переработки ребенком информации, уровня сформированности учебных навыков, уровня его интеллектуального развития и от других особенностей.

Для ребенка с РАС и задержкой психического развития задание может быть таким же, как и у всех остальных учеников, но меньшим по объему, с упрощенной наглядной инструкцией. Для ребенка же с РАС и интеллектуальными нарушениями упрощается содержание задания.

Литература:
Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/journals/autdd/archive/2016_n1/khaustov_zagumennaya [Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития — 2016. Том 14. № 1] 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...

Особенности организации учебного процесса детей с ТНР в начальной школе

Презентация по теме "Особенности организации учебного процесса детей с ТНР в начальной школе"...

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

laquo;Организация групповой работы на урокахОкружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»...

Роль логопедических занятий для адаптации и социализации детей с ОВЗ в начальной школе.

laquo;Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея её, я вскоре вернул бы и все остальное» Даниэл...

Статья по теме: «Особенности организации учебного процесса детей с ОВЗ в начальной школе»

Данная статья предназначена для работы с детьми ОВЗ. В ней можно найти различные методы и приёмы, которые я использую на своих уроках....

Способы адаптации учебного материала для детей с РАС

В данной статье представлены рекомендации по адаптации учебного материала для детей с РАС...

Способы формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста»

Психологи отмечают, что на рубеже дошкольного и школьного детства происходит впервые осознаваемое самим ребенком расхождение между его объективным положением и его внутренней позицией. Эта широкая пот...