Статья "Формирование функциональной грамотности в начальной школе"
материал
Статья "Формирование функциональной грамотности в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti_v_nachalnoy_shkole.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Формирование функциональной грамотности в начальной школе»
Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.
Вудро Вильсон
ХХI век – век инноваций. Различные изменения, происходящие в современном мире, открывают педагогу новые возможности обучения и воспитания. Они потребовали полностью пересмотреть цели, результаты образования, традиционные методы преподавания, систему оценки результатов и применения в работе современных технологий.
Сначала, мы говорим о том, что обучающийся должен быть функционально грамотным.
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи. Поэтому образовательные учреждения ставят перед собой цель обучить мобильную личность, способную, если необходимо, быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособной. Все эти функциональные навыки формируются именно в школе.
Функциональная грамотность – это определенный уровень знаний, умений и навыков, которые обеспечивают нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. Сущность функциональной грамотности состоит в том, чтобы личность самостоятельно осуществляла учебную деятельность и применяла приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, в общении и социальных отношениях.
Понятие «функциональная грамотность» не так давно приобрело актуальность и новое содержание в связи с появлением проблемы развития функциональной грамотности.
ФГОС НОО требует овладения всеми видами функциональной грамотности. На формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста направлены все учебные предметы.
Формируя и развивая функциональную грамотность в урочное и внеурочное время в начальной школе, надо исходить из предметных знаний, умений и навыков. Процесс обучения осуществляется на основе формирования навыков мышления. Дети сталкиваются с различными проблемными ситуациями, которые они должны решать, основываясь на полученных знаниях, уметь пользоваться информацией из предложенных текстов и применять их в личном опыте. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода знаний, умений и навыков в компетенции, т.е. в функциональную грамотность.
Для успешного формирования функциональной грамотности младших школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках в начальной школе необходимо соблюдать следующие условия:
- обучение должно носить деятельностный характер;
- обучающиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
- использовать продуктивные формы групповой работы;
- применять такие образовательные технологии, как: проблемно-диалогическая технология формирования типа правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений обучающихся и др.
Все основы закладываются в начальной школе, не исключением является и формирование функциональной грамотности, здесь идет интенсивное обучение различным видам деятельности: письму и чтению, говорению и слушанию; формированию приемов математической деятельности.
Научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность, которая соответствует их возрастным и индивидуальным особенностям. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема адаптации и модификации современных образовательных технологий с учётом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение, полагаясь на принципы работы наглядно-образного мышления у детей.
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать) становится обязательным условием успешности.
Книга – вот лучшее учение, но правильная работа с книгой дает знания вдвойне. Очень важно уделять внимание развитию осознанности чтения.
Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка, литературного чтения и других, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Проверяется и грамотность чтения, это осуществляется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста. Интерактивные задания, викторины, выставки книг – все это позволяет прививать любовь к чтению, вызывает интерес к книге, а значит, помогает формировать функциональную грамотность.
Недостатки чтения влияют на недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При плохом развитии навыка чтения это оказывается невозможным.
Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника – математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учебный предмет «Математика» предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у обучающихся, и основным средством её формирования являются уроки математики. Главная задача уроков математики – интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке мы отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни. На уроках окружающего мира и занятиях внеурочной деятельности у ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием («Как испечь торт «тирамиссу» в домашних условиях и сколько это будет стоить?», «Дороже или дешевле приготовить пирожное самим или купить в магазине?», «Сколько стоит собрать ребенка в школу?» и др.).
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде цветка. Как любому цветку необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Заботясь об этом цветке, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, мы получим результат – замечательные, достойные восхищения распустившиеся бутоны (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.
Функционально грамотная личность – это человек, который ориентируется в мире и действует в соответствии с важными ценностями, ожиданиями и интересами. И задача современного образования – такую личность воспитать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие функциональной грамотности в начальной школе
Развитие функциональной грамотности в начальной школе (интеграция предметов английский язык, изобразительное искусство, технология)...
Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достиг...
Доклад на тему: Функциональная грамотность в начальной школе
Доклад на тему: "Функциональная грамотность в начальной школе"...
Статья. Формирование функциональной грамотности в начальной школе.
Формирование функциональной грамотности в начальной школе....
Примеры заданий по формированию функциональной грамотности в начальной школе
В работе предлагаются примеры заданий, направленные на формирование математической и естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе...
Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе.
Данная статья предназначена для учителей начальных классов. В ней идет речь о понятии "функциональная грамотность", приведены примеры методов формирования читательской, математической и есте...
Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....