Программа внеурочного курса для 1-4 классов" Учись любить свой город"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Программа «Учусь любить свой город»- это идея для разработки проектов силами субъектов воспитания: Работа с детьми по сбору информации о своей семье и о своём родном крае предполагает предоставление каждому ученику возможность для самовыражения, социализации и приобретения лучших качеств гражданина своей страны.  Этот проект - Исследовательский, долгосрочный  и  представляет собой ряд систему, в которую можно включить 3 раздела:

  1. Раздел – Стартовый - включает в себя исследования по следующим темам: 1 класс -      « Мой дом и Моя семья»,
  2.  Раздел включает в себя странички по следующим темам: 2 класс - « Моя школа и Мой город», «Интересные и знаменитые семьи выпускников нашей школы»
  3. 3-4 класс - « Россия - Родина моя!», « Религия родного края»- исследование  регистрационных книг, хранящиеся в храмах, а также архивы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_uchus_lyubit_svoy_gorod.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В.Филиппова

МБОУ г.Иркутска гимназия №1

Программа «Учусь любить свой город»

Пояснительная записка.

Наша сегодняшняя жизнь в значительной мере утратила свою священную нить – преемственность поколений, идет процесс потери родового чувства как фундамента жизни и воспитания. В целом воспитательное влияние семьи в настоящее время ослабляется. Еще тяжелее представить те последствия, что могут возникнуть в будущем, если образ нынешней жизни отразится на новых поколениях.

В такой ситуации, помимо помощи семье на государственном уровне, необходима помощь педагогов и других специалистов (психологов и психотерапевтов, медиков, специалистов центров «Семья», носителей традиционной культуры) в возрождении семьи в тех традициях, когда ее нравственный облик, психологический климат, уважение к труду и его культ, культура отношений старших и младших в семье, культура взаимоотношений полов являлись духовной и нравственной опорой семьи. Первым шагом на пути решения обозначенной проблемы могут стать программы воспитания гражданина своей страны, которые можно реализовать уже с начальной школы. Одна из таких программ – «Учись любить свой город».

Мы прекрасно понимаем, что несколькими беседами, проведенными праздниками и конкурсами, не подкрепленными деятельностью самих детей и их родителей, успеха в воспитательном процессе ( а это сегодня ведущее в обучении) не добьешься.

На помощь может прийти целевой системный воспитательный проект, в котором воедино связаны цели, содержание и технологии педагогического взаимодействия с субъектами воспитания.

Целевые проекты оптимизируют внеурочную деятельность, придают ей целостность, помогают увидеть и выстроить дальнейшие перспективы.

Программа «Учусь любить свой город»- это идея для разработки проектов силами субъектов воспитания: Работа с детьми по сбору информации о своей семье и ос воём родном крае предполагает предоставление каждому ученику возможность для самовыражения, социализации и приобретения лучших качеств гражданина своей страны. Этот проект - Исследовательский, долгосрочный и представляет собой ряд систему, в которую можно включить 3 раздела:

  1. Раздел – Стартовый - включает в себя исследования по следующим темам: 1 класс - « Мой дом и Моя семья»,
  2. Раздел включает в себя странички по следующим темам: 2 класс - « Моя школа и Мой город», «Интересные и знаменитые семьи выпускников нашей школы»
  3. 3-4 класс - « Россия - Родина моя!», « Религия родного края»- исследование регистрационных книг, хранящиеся в храмах, а также архивы.

Основная цель программы – создать условия для формирования знаний учащихся о родном городе; расширить исторические представления учащихся о родном крае.

Выбор содержания программы не случаен, ведь знание природы родного края – один из «краеугольных камней», на котором базируется воспитание грамотного гражданина, что отражается в основных задачах программы:

  1. Освоение общенаучных и специфических методов познания в вопросах истории родного края через пробуждение у воспитанников родственных чувств к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к другим близким людям, укрепление отношений с ними
  2. Развитие интегрированного, вариативного мышления; самостоятельности в получении знаний исторических местах родного края, формируя у воспитанников и их родителей интереса к жизни родных и близких людей
  3. Формирование у учащихся навыков грамотного нравственного поведения в музеях, исторических местах и быту; желания и готовности к созданию семьи, продолжению рода

Программа включает в себя 4 раздела, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией исследовательской работы:

Содержание

  1. Родительский дом.
  2. Школа и семья.
  3. Семья в истории города.
  4. История храмов в истории города. Итог проекта.

В программе предлагается множество интересных экскурсий. Через организацию видов деятельности учителя и учащихся:

  • Самостоятельный поиск материала
  • Исследовательская деятельность
  • Проектная деятельность

Учащийся не только учится сам, но и учит других – своих друзей; узнают об исторических событиях нашего края, о знаменитых людях родного края. На экскурсиях увидят исторические памятники Иркутской области. Также предполагается активное вовлечение в работу родителей, через систему педагогического взаимодействия:

  • Организованное обучение;
  • Совместная деятельность взрослого с ребёнком;
  • Самостоятельная деятельность детей.

Программа предполагает использование разнообразных форм проведения занятий в зависимости от возраста и возможностей детей. Для младших школьников, поскольку игра является ведущей деятельностью, то формы организации занятий выстроены с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста: (Дидактическая игра, Уроки в музеях, Уроки исследования, Уроки проектной деятельности, Уроки – путешествия, Библиотечные часы, Экскурсии - уроки на улицах города.).

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные универсальные учебные действия- У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- интерес к учебному материалу;

- этические чувства (стыда, вины, совести на основе анализа простых ситуаций);

- знание основных моральных норм поведения.

Регулятивные универсальные учебные действия- Учащиеся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале:

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Предметные результаты - Учащиеся научится:

- знать объекты исторических памятников своего города

- знать известных и знаменитых людей своего края

- сравнивать условия жизни прошлого и настоящего

- чтить традиции своего народа

- - использовать иллюстративный материал по изучению родного края.

Содержание программы:

(36 часов)

Мой дом. и Моя семья- 1 класс

Название мероприятия

Форма

1

Организуй свой труд дома

беседа

2

Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна

беседа

3

Правила поведения в школе

Аналитическая бесед

4

Страна заветных желаний

Игра- путешествие

5

Ботанический сад

экскурсия

6

Подарки города

экскурсия

7

Дом ремёсел

экскурсия

Моя школа и Мой город- 2 класс (9 ч)

Название мероприятия

Форма

1

История школы

экскурсия

2

История школы

встреча со знаменитостями школы

3

Вот моя деревня, вот мой дом родной

Игра -путешествие

4

Интересные и знаменитые выпускники школы

мини- проект

5

Музей Тальцы

экскурсия

6

Краеведческий музей г.Иркутска

экскурсия

7

Солдаты отечества.

фильм

8

Музей победы г.Иркутск

экскурсия

9

Музей победы г.Ангарск

экскурсия

Россия-родина моя! 3 класс- (9 ч)

Название мероприятия

Форма

1

Государственные символы России

беседа

2

Родная природа- её краса

фотовыставка

3

г.Иркутск на карте

Игра -путешествие

4

Мы идём в театр

мини- проект

5

Какие люди в г.Иркутске (художники, поэты, музыканты)

фотовыставка

6

Усадьба Сукачёва

экскурсия

7

Закулисье

игра- инсценирование

8

с.Урик- Учимся писать чернилами

экскурсия

9

Иркутск в годы ВОВ

экскурсия Вечный огонь, стена памяти

Религия родного края 4 класс (10 ч)

Название мероприятия

Форма

1

Храмы православия

экскурсия

2

Народы России

Игра -путешествие

3

религии Иркутска

экскурсия

4

Экологические проблемы г.Иркутска

экскурсия

5

Экологические проблемы г.Иркутска

мини-проект

6

Традиционные промыслы

экскурсия

7

Музей Байкала

экскурсия

8

Пасха (дом ремёсел)

экскурсия

9

Храмы города Иркутска

проектная деятельность

10

История моей семьи в истории города

проектная деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по станциям "Знай и люби свой город"

Вопросы и задания для проведения игры по станциям....

Игра по станциям "Знай и люби свой город"

Презентация содержит  занимательный материал по истории нашего города...

Знай и люби свой город. Рабочая программа.

      Внеклассная и внеурочная деятельность младших школьников организуется в рамках основной общеобразовательной программы начального общего образования. Мы живём в сложном и мн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби свой город"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби свой город" 1-4 класс...