Программа внеурочного курса для 1-4 классов" Учись любить свой город"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Программа «Учусь любить свой город»- это идея для разработки проектов силами субъектов воспитания: Работа с детьми по сбору информации о своей семье и о своём родном крае предполагает предоставление каждому ученику возможность для самовыражения, социализации и приобретения лучших качеств гражданина своей страны. Этот проект - Исследовательский, долгосрочный и представляет собой ряд систему, в которую можно включить 3 раздела:
- Раздел – Стартовый - включает в себя исследования по следующим темам: 1 класс - « Мой дом и Моя семья»,
- Раздел включает в себя странички по следующим темам: 2 класс - « Моя школа и Мой город», «Интересные и знаменитые семьи выпускников нашей школы»
- 3-4 класс - « Россия - Родина моя!», « Религия родного края»- исследование регистрационных книг, хранящиеся в храмах, а также архивы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uchus_lyubit_svoy_gorod.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.В.Филиппова
МБОУ г.Иркутска гимназия №1
Программа «Учусь любить свой город»
Пояснительная записка.
Наша сегодняшняя жизнь в значительной мере утратила свою священную нить – преемственность поколений, идет процесс потери родового чувства как фундамента жизни и воспитания. В целом воспитательное влияние семьи в настоящее время ослабляется. Еще тяжелее представить те последствия, что могут возникнуть в будущем, если образ нынешней жизни отразится на новых поколениях.
В такой ситуации, помимо помощи семье на государственном уровне, необходима помощь педагогов и других специалистов (психологов и психотерапевтов, медиков, специалистов центров «Семья», носителей традиционной культуры) в возрождении семьи в тех традициях, когда ее нравственный облик, психологический климат, уважение к труду и его культ, культура отношений старших и младших в семье, культура взаимоотношений полов являлись духовной и нравственной опорой семьи. Первым шагом на пути решения обозначенной проблемы могут стать программы воспитания гражданина своей страны, которые можно реализовать уже с начальной школы. Одна из таких программ – «Учись любить свой город».
Мы прекрасно понимаем, что несколькими беседами, проведенными праздниками и конкурсами, не подкрепленными деятельностью самих детей и их родителей, успеха в воспитательном процессе ( а это сегодня ведущее в обучении) не добьешься.
На помощь может прийти целевой системный воспитательный проект, в котором воедино связаны цели, содержание и технологии педагогического взаимодействия с субъектами воспитания.
Целевые проекты оптимизируют внеурочную деятельность, придают ей целостность, помогают увидеть и выстроить дальнейшие перспективы.
Программа «Учусь любить свой город»- это идея для разработки проектов силами субъектов воспитания: Работа с детьми по сбору информации о своей семье и ос воём родном крае предполагает предоставление каждому ученику возможность для самовыражения, социализации и приобретения лучших качеств гражданина своей страны. Этот проект - Исследовательский, долгосрочный и представляет собой ряд систему, в которую можно включить 3 раздела:
- Раздел – Стартовый - включает в себя исследования по следующим темам: 1 класс - « Мой дом и Моя семья»,
- Раздел включает в себя странички по следующим темам: 2 класс - « Моя школа и Мой город», «Интересные и знаменитые семьи выпускников нашей школы»
- 3-4 класс - « Россия - Родина моя!», « Религия родного края»- исследование регистрационных книг, хранящиеся в храмах, а также архивы.
Основная цель программы – создать условия для формирования знаний учащихся о родном городе; расширить исторические представления учащихся о родном крае.
Выбор содержания программы не случаен, ведь знание природы родного края – один из «краеугольных камней», на котором базируется воспитание грамотного гражданина, что отражается в основных задачах программы:
- Освоение общенаучных и специфических методов познания в вопросах истории родного края через пробуждение у воспитанников родственных чувств к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к другим близким людям, укрепление отношений с ними
- Развитие интегрированного, вариативного мышления; самостоятельности в получении знаний исторических местах родного края, формируя у воспитанников и их родителей интереса к жизни родных и близких людей
- Формирование у учащихся навыков грамотного нравственного поведения в музеях, исторических местах и быту; желания и готовности к созданию семьи, продолжению рода
Программа включает в себя 4 раздела, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией исследовательской работы:
Содержание
- Родительский дом.
- Школа и семья.
- Семья в истории города.
- История храмов в истории города. Итог проекта.
В программе предлагается множество интересных экскурсий. Через организацию видов деятельности учителя и учащихся:
- Самостоятельный поиск материала
- Исследовательская деятельность
- Проектная деятельность
Учащийся не только учится сам, но и учит других – своих друзей; узнают об исторических событиях нашего края, о знаменитых людях родного края. На экскурсиях увидят исторические памятники Иркутской области. Также предполагается активное вовлечение в работу родителей, через систему педагогического взаимодействия:
- Организованное обучение;
- Совместная деятельность взрослого с ребёнком;
- Самостоятельная деятельность детей.
Программа предполагает использование разнообразных форм проведения занятий в зависимости от возраста и возможностей детей. Для младших школьников, поскольку игра является ведущей деятельностью, то формы организации занятий выстроены с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста: (Дидактическая игра, Уроки в музеях, Уроки исследования, Уроки проектной деятельности, Уроки – путешествия, Библиотечные часы, Экскурсии - уроки на улицах города.).
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные универсальные учебные действия- У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- интерес к учебному материалу;
- этические чувства (стыда, вины, совести на основе анализа простых ситуаций);
- знание основных моральных норм поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия- Учащиеся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале:
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Предметные результаты - Учащиеся научится:
- знать объекты исторических памятников своего города
- знать известных и знаменитых людей своего края
- сравнивать условия жизни прошлого и настоящего
- чтить традиции своего народа
- - использовать иллюстративный материал по изучению родного края.
Содержание программы:
(36 часов)
Мой дом. и Моя семья- 1 класс
№ | Название мероприятия | Форма |
1 | Организуй свой труд дома | беседа |
2 | Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна | беседа |
3 | Правила поведения в школе | Аналитическая бесед |
4 | Страна заветных желаний | Игра- путешествие |
5 | Ботанический сад | экскурсия |
6 | Подарки города | экскурсия |
7 | Дом ремёсел | экскурсия |
Моя школа и Мой город- 2 класс (9 ч)
№ | Название мероприятия | Форма |
1 | История школы | экскурсия |
2 | История школы | встреча со знаменитостями школы |
3 | Вот моя деревня, вот мой дом родной | Игра -путешествие |
4 | Интересные и знаменитые выпускники школы | мини- проект |
5 | Музей Тальцы | экскурсия |
6 | Краеведческий музей г.Иркутска | экскурсия |
7 | Солдаты отечества. | фильм |
8 | Музей победы г.Иркутск | экскурсия |
9 | Музей победы г.Ангарск | экскурсия |
Россия-родина моя! 3 класс- (9 ч)
№ | Название мероприятия | Форма |
1 | Государственные символы России | беседа |
2 | Родная природа- её краса | фотовыставка |
3 | г.Иркутск на карте | Игра -путешествие |
4 | Мы идём в театр | мини- проект |
5 | Какие люди в г.Иркутске (художники, поэты, музыканты) | фотовыставка |
6 | Усадьба Сукачёва | экскурсия |
7 | Закулисье | игра- инсценирование |
8 | с.Урик- Учимся писать чернилами | экскурсия |
9 | Иркутск в годы ВОВ | экскурсия Вечный огонь, стена памяти |
Религия родного края 4 класс (10 ч)
№ | Название мероприятия | Форма |
1 | Храмы православия | экскурсия |
2 | Народы России | Игра -путешествие |
3 | религии Иркутска | экскурсия |
4 | Экологические проблемы г.Иркутска | экскурсия |
5 | Экологические проблемы г.Иркутска | мини-проект |
6 | Традиционные промыслы | экскурсия |
7 | Музей Байкала | экскурсия |
8 | Пасха (дом ремёсел) | экскурсия |
9 | Храмы города Иркутска | проектная деятельность |
10 | История моей семьи в истории города | проектная деятельность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра по станциям "Знай и люби свой город"
Вопросы и задания для проведения игры по станциям....
Игра по станциям "Знай и люби свой город"
Презентация содержит занимательный материал по истории нашего города...
Внеклассное мероприятия "Люби свой город и воспевай" , посвящённое городу Астрахани .
Стихи , песни , загадки об Астрахани ....
Презентация инновационного продукта для внеурочных занятий по программе "Знай и люби свой город".
Материал для трансляции опыта работы....
Знай и люби свой город. Рабочая программа.
Внеклассная и внеурочная деятельность младших школьников организуется в рамках основной общеобразовательной программы начального общего образования. Мы живём в сложном и мн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби свой город"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби свой город" 1-4 класс...
Конспект внеурочного занятия "Любить свой город"
Тема: "Любить свой город это..."...