«Деятельность учителя начальных классов со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися»
методическая разработка
Выступление на педсовете по теме «Деятельность учителя начальных классов со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 631.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете по теме
«Деятельность учителя начальных классов со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися»
Проблема школьной неуспеваемости является одной из самых актуальных проблем современной школы. Усложнение школьных программ, ускорение темпа обучения, на фоне ослабления здоровья детей и ухудшение дошкольной подготовки, сделали эту проблему значимой уже в начальных классах.
Что же такое неуспеваемость? (слайд 2)
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой,
(слайд 3) Неуспевающий ученик - это ребёнок, который не может показать тот уровень знаний, умений, оперативность ума и исполнения операций, который демонстрируют одноклассники.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или тех, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.
Такие дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях они должны работать под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Каковы причины неуспеваемости и как организовать работу с неуспевающими детьми?
(слайд 4) Отставание учащихся в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Недостаточный уровень умственного развития (не уделяется должного внимания и контроля при подготовке домашних заданий).
2. Несформированность учебных навыков. (Ребёнок не умеет учиться: работать с текстом, выделять главное, существенное, не может организовать своё время и распределить усилия).
3. Дефицит внимания с гиперактивностью (отвлекаемость, подвижность. неусидчивость).
4. Отсутствие познавательного интереса (с ребёнком недостаточно занимались, не развивали его познавательные способности, ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение).
5. Несформированность произвольной сферы (ученик делает то, что ему нравиться и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач).
6. Ниже среднего познавательный интерес (требуется обеспечивать «эффект новизны» при решении учебных задач).
7. Низкий уровень развития словесно-логического мышления (реализовывать принцип доступности учебного материала).
8. Низкая работоспособность (правильные и разумные способы учебной работы).
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся проблемы и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
При работе со слабоуспевающими детьми необходимо использовать различные формы и методы работы.
(слайд 5) Формы и методы работы со слабоуспевающими:
-личностно–ориентированный подход: обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда — это дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору;
-с новым материалом знакомить постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания;
-организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный модуль завершать контролем знаний на усвоение. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю;
-для учёта знаний учащихся школьный журнал будет не достаточен. Поэтому необходим мониторинг на все годы обучения предмета, в котором по основным разделам-темам учитывать теоретические знания и практические навыки учащихся на день зачёта по теме. В дальнейшем с течением времени отмечать изменения, которые произошли в знаниях обучающегося. По этому учёту виден «рост ученика», прочность его знаний;
- использовать занятия с играми;
- создание ситуации успеха (помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности; слабому – выполнить посильный объем работы).
Для эффективной работы со слабоуспевающими учащимися учитель должен: стремиться понять и принять каждого ребёнка, создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке, проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика. Уметь встать на позиции ученика, использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план), учить работать со словарями и другим справочным материалом, в обучении применять: опережающее обучение, различные формы групповой работы, взаимоопрос, самоконтроль.
Таким образом важно так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий интерес к обучению.
(слайд 6) Использование на уроках различные виды работ со слабоуспевающими учениками:
- карточки для индивидуальной работы;
- задания с выбором ответа;
- деформированные задания;
-карточки - тренажеры;
-творческие задания;
-“карточки-информаторы”;
-“карточки-с образцами решения”
- перфокарты
Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Для этого играет большую роль подбор образного, яркого, занимательного учебного материала. Всё это создаёт в классе положительную атмосферу, которая позитивно сказывается на отношении к учебной деятельности. К примеру, вместо стандартной фразы: “Мы начинаем новую тему” – учитель может предложить учащимся разгадать головоломку или кроссворд ключевым словом, которого является название темы урока.
(слайд 7) Расшифруй головоломку.
Каждой букве поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | М | Н | Ъ | О | Т | Ж | К | П | Р | В |
2 | У | Х | Л | Ю | А | Ь | С | Э | Ф | Й |
3 | Д | Е | Ы | Г | Б | Я | Ц | И | Ё | Ш |
( 9,3) ( 3, 2) ( 7, 1) ( 5, 2) ответ: ______________________
«Ёлка» Михаила Михайловича Зощенко
(слайд 8) Для развития познавательного интереса, восприятия, внимания, воображения, памяти у детей, испытывающих трудности в обучении, можно использовать следующие задания:
Задания, направленные на развитие концентрации произвольного внимания и его устойчивости:
- из ряда букв найти и подчеркнуть нужные буквы, например: букву Б одной чертой, а букву П – обвести.
Постепенно задания усложняю: - найти в каждой строке букв, спрятавшиеся слова и подчеркнуть их.
ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК
(слайд 9) Развитию произвольного внимания, сообразительности способствует игра «Собери слова». Слова написаны неверно. Надо собрать слово.
(слайд 10) Для развития зрительного анализа, формирования умения владения операцией сравнения, предлагаю следующие задания:
- Учащимся предлагается рассмотреть изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей. К ним - задания: «Найди отличия»:
Если у ребёнка техника чтения на очень низком уровне, то это приводит также к отставанию по всем предметам, тормозит развитие восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. Ребёнку трудно ориентироваться в тексте, выделять главное, а если текст объёмный, то ребёнку трудно определить сюжетную линию. Поэтому я использую следующий приём – необходимо научить выделять главное, а потом второстепенное:
О чём, о ком говорится?
Что об этом говорится дальше?
Один ребёнок задаёт вопросы, другой на них отвечает. В течение недели дети приобретают навык выделять главное в тексте. Количество вопросов должно быть не более семи-восьми.
(слайд 11) Приём «Кубик Блума»- интересный способ быстрого запоминания текста.
Это действенный прием, позволяющий выполнить не только проверку усвоения знаний, но и выявить степень предметно - эмоционального погружения детей в тему.
(слайд 12) Приём «Крестики-нолики» - предполагает работу в парах. Дети договариваются, кто начнёт первым задавать вопрос. Вопросы задают по очереди, после прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания. Учащиеся учатся логически мыслить, творчески работать в группе. Данная игра развивает навыки общения, формирует навыки сотрудничества со сверстниками, сплочение группы.
Также при работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися большую роль играют учебники.
Современные УМК, разработанный в соответствии с новыми образовательными стандартами, позволяют учителю правильно организовать работу со слабоуспевающими учащимися и имеют для этого соответствующие инструменты, позволяют формировать весь комплекс заданных ФГОС личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий и умения учиться в целом. На уроке русского языка в 4 классе есть упражнения, где нужно восстановить текст. Для этого использую в работе приём « Испорченный текст». ( слайд 13) Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл.
На уроках русского языка использую карточки подсказки (слайд 14)
Карточки алгоритмы (слайд 15)
(слайд 16) В своей работе я использую опыт Софьи Николаевны Лысенковой. Она предлагает методику, которая является реальным средством для того, чтобы избавиться от самого большого школьного горя: от неуспевающих. Она предлагает, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давать труднейший материал, который будут проходить через 5-10 уроков. С.Н. Лысенкова разработала методику опережающего обучения. Софья Николаевна открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему С.Н. Лысенкова начинает не в заданные часы, а много раньше, потому что есть дети, которым мало отведённых часов по определённой теме, чтобы усвоить её. Это увеличивает время для слабых детей. Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и в конце концов усваивают его к сроку, не отставая от класса. “Опережающее обучение важнейших тем, работа на перспективу – это не только глубокие знания, но и резерв времени”.
Работая по методике С. Н. Лысенковой можно предупредить и провести коррекцию неуспеваемости в классе.
(слайд 17) В работе со слабоуспевающими детьми важна также словарная и орфографическая работа. Обычно процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти и внимания учащихся. Можно использовать следующие приемы запоминания:
а) Выборочный диктант.
Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у гласными, в другой – с непроверяемыми.
В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, но и закрепляют правописание и тех, и других.
б) Выборочный ответ.
Суть этого приема состоит в том, что на задание (вопрос) дается несколько ответов и один из них – правильный. Надо найти и выделить его. Проверив по словарю написание данных слов учащиеся выбирают ответы и ставят +.
в) Подбор однокоренных слов – других частей речи.
Задание на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям. Пример: диктуется слово береза, записать к нему слово-прилагательное (березовый).
г) Подбор и запись синонимов и антонимов.
Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является прием подбора учащимися слов близких или противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми написаниями. Пример: синонимы к слову Отечество – Родина, отчизна, а антонимы к слову мешать – помогать, пособлять.
д) Составление предложений с данными словами.
Этот вид работы практикуется в школе очень широко. Он способствует закреплению навыка правописания, закреплению и обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи, закреплению непроверяемых написаний.
( слайд 18) ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ РАБОТЫ СО «СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
3. Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый ученик вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала- один из приемов работы со слабыми.
4. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5. Работу со «слабоуспевающими » не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
7. Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
9. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и... «слабоуспевающих».
10. Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят.
Я считаю, что преодоление неуспеваемости связано с совершенствованием методов и приемов работы. При работе с неуспевающими нужно в большей степени опираться на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, так как эти виды развиты у детей лучше, чем словесно-логическое. Нужно чаще применять наглядный метод, так как через наглядность дети лучше представляют материал, он становится им понятнее. Кроме того, нужно использовать практические методы, так как через практическую деятельность материал усваивается лучше.
Так же считаю, что нужно более широко использовать различные формы организации работы на уроке. Для решения проблемы неуспеваемости предлагаю использовать групповые формы работы, работу в парах, где более сильный может помочь слабому. Нужно создавать разноуровневые группы и использовать разноуровневые задачи, чтобы ребенок мог постепенно подниматься от простого к сложному, чтобы у него не закрепилось ощущение собственной неуспешности. Необходимо значение мотивации в преодолении неуспеваемости, так как если ученику интересно, то он будет стремиться учиться.
Считаю, что сможет или не сможет ученик преодолеть трудности в учебе, зависит всё от учителя. Если учитель заинтересован в решении проблемы, если он хочет помочь детям, которым трудно учиться, если он небезразличен и постоянно ищет новые приемы работы, то проблема неуспеваемости будет решена.
Подводя итог по моему выступлению , можно сделать вывод, что при правильном раскрытии причин неуспеваемости и определении путей ее ликвидации, высокое качество уроков, использование передовых методов в обучении, четко поставленный контроль за учебным процессом всё это способствует достижению высокой успеваемости и прочных знаний учащихся разного интеллектуального уровня.
Список литературы:
- Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. –М.: Рольф, 2000.
- Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия. Игровые задания. М. «Первое сентября», 2004.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. – М. Ось-89,2005
С.Н. Лысенкова предлагает использовать комментированное обучение.
Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики. Сначала сильный ученик (а потом и другие учащиеся) говорит все, что он делает по заданию учителя от начала до конца и ведет за собой остальных. Вот как это происходит на уроке математики.
– Веди, Павлик! (На доске пример.)
– Пишу 5, пишу “плюс”, пишу 2, считаю: ставлю указочку на цифру 5, прибавляю 2 (раз, два), получается 7, пишу 7.
– Веди, Юля!
– Пишу 10, пишу “минус”, пишу 8, пишу “получится”. 10 – это 8 и 2, 8 отнимаем, остается 2, пишу 2.
– А теперь пишите за мной. Пишу 6, пишу “минус”, пишу 3, пишу “получится”, считаем (пауза), пишем результат (пауза), поднимаем руку.
А вот урок чтения.
Кира моет раму (предложение набирается в кассе).
Маша комментирует – руководи:
– Первое слово в предложении с заглавной буквы. Ставлю Ки – гласный и, ставлю ра – гласный а. Слова в предложении ставлю отдельно. Ставлю мо – гласный о, ставлю ет – гласный е, замочек т. Слова в предложении ставлю отдельно. Ставлю ра – гласный а, ставлю му – гласный у. В конце предложения ставлю точку.
Тут же вопрос учителя:
– Кто успел вместе с Машей?
“Веди, Петя!”, “Веди, Миша!”. Термин “веди” вошел в наши уроки вместо традиционного и так пугающего маленьких: “Отвечай!”
Ученик ведет решение примера, задачи, разбор предложения, а это есть не что иное, как опрос. При этом ребенок чувствует не то, что его спрашивают, оценивают, а то, что он ведет весь класс и от него зависит работа товарищей. Значит, надо говорить громко, четко, ясно, чтобы всем все было понятно. В результате у всех хорошая дикция, развитая выразительная речь. А воспитание и в таких условиях идет как бы само собой. “Ставлю”, “пишу” – на первых порах это очень существенные сигналы: “Не отставай, иди за мной”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа деятельности учителя начальных классов МКОУ «Сорочинская СОШ» Мищенко Светланы Владимировны с учащимися 3 «б» класса.
Программа деятельности учителя начальных классовМКОУ «Сорочинская СОШ» Мищенко Светланы Владимировны с учащимися 3 «б» класса....
Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов
Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....
Модель деятельности учителя начальных классов по формированию у учащихся культуры труда
Схема-памятка для учителя...
Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"
Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна. Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...
Деятельность учителя начальных классов по формиро-ванию у учащихся культуры здорового образа жизни в рамках осуществления тематического проекта Про-граммы развития гимназии (мастер-класс)
Современные образовательные организации определяют стратегию своего роста и совершенствования на основе таких важных документов как Программа развития. ] Программа выступает в качестве документа ...
Сотрудничество учителя-логопеда и учителя начальных классов в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы
Одним из главных условий успешного обучения ребёнка с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе является тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с ним: логопеда, учителя, психолога....
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС....