МОИ ОТКРЫТЫЕ УРОКИ!
план-конспект урока

Хертек Ангелина Андреевна

Я этот раздел открыла недавно, буду периодически заполнять новыми разработками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения в 4-м классе

по теме: В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В. П.Астафьева; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста; расширить знания о стрижах; прививать любовь и бережное отношение к животным.

Оборудование к уроку:

  • Карточки с заданиями.
  • Портрет В. П. Астафьева.
  • Презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент урока.

- Дорогие ребята! Давайте поздороваемся друг с другом, но не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.  (Выполнение упражнения). Теперь «Поздороваемся мимикой», «Поздороваемся ручками», «Поздороваемся голосом – «здравствуйте»!

- Молодцы, ребята!  Садитесь сначала девочки, потом мальчики.

− А девизом нашей работы станут слова:

Слайд 1 (слова для прочтения хором)

Я смогу выполнить все задания!

У меня всё получится!

Желаю успеха себе и друзьям!

2. Повторение пройденного материала

Слайд 3  (Изображение природы, звучит пенье птиц или звуки природы)

− Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негАданные, голоса звучат неслЫханные, а уж загадки на каждом шагУ. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

− «Где же эта страна?», спросите вы…Она не за морЯми, не за горАми, а рядом с нами! Вот здесь, на наших учебниках.

− Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнали немало произведений, и сегодня будем знакомиться с еще одной интересной и познавательной историей. Но прежде, давайте повторим с какими рассказами мы уже знакомы.

Предлагаю вам назвать авторов следующих произведений (показать картины данных рассказов). Одним предложением скажите, о чем эти рассказы.

(Слайд)

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк – Приемыш.

Александр Иванович Куприн –  Барбос и Жулька.

Евгений Иванович Чарушин-   Кабан.

Михаил Михайлович Пришвин – Выскочка.

III. Актуализация знаний.

- Молодцы! Давайте сейчас начнем узнаем о чем или о ком следующее произведение (Звуки стрижей)

Угадайте, что за птичка −

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста,

Всех быстрей она летает,

Мошек на лету хватает,

Если к нам летит она,

Значит, началась весна. (Ласточка)

Слайд 4 (Ласточка)

− Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли вам её узнать? (Хвост раздвинут в два хвоста).

− Сегодня мы поговорим о ласточках-береговушках.

− А кто из вас знает, как называют таких ласточек? (Стрижи).

 Посмотрим видеофильм  о стрижах.

- Что вы запомнили о  стрижах?

  1. Самоопределение к деятельности.

– Сформулируйте тему нашего урока, так с каким произведением или о ком мы будем сегодня читать ? (о Стрижах)

- Молоды! Мы познакомимся с произведением Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип».

- Давайте познакомимся с автором. (картины на доске)

V. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

Работа с текстом во время чтения (открываем учебники)

Прослушайте 1 часть произведения, отметьте карандашом непонятные слова.  

- А сейчас давайте продолжим сами, читаем по цепочке, следим за друзьями.

Словарная работа. Лексическое значение слов

Мерцало – слабо светилось колЕблющимся светом

Приник – прислонился, плотно прижался.

Мол, дескать − указывают на то, что говорящий передаёт чужие слова.

Бесцеремонно − невежливо, грубо.

Рогатка − деревянная развилка с привязанной к ее концам резинкой для метания.

VI. Физкультминутка

Слайд 15 (Звучит фонограмма «Звуки леса»)

− Встанем, потянем ладоши к солнышку, а теперь присядем, зачерпнём в ладоши родниковой водицы, умоемся, вдохнём свежего воздуха, закроем глаза, послушаем звуки леса.

− Тихо сели.

VII. Продолжение работы по теме урока.

6. Работа по содержанию текста и составлению плана-рассказа.

  • Где появился птенец? (В ТЕМНОЙ НОРКЕ)
  • Что представляло собой жилище стрижа? (Это глубокая норка в берегу).

- Почему постоянно мерцало пятнышко света? (Норка узкая, когда мама стрижонка направлялась вдоль неё, вход закрывался).

  • Куда уходила стрижиха, и что приносила стрижатам?
  • Почему вторую каплю дождя мама отдала не Скрипу, да ещё и оттолкнула его? (Так как потомство стрижей большое, если кормить только одного птенца, остальные умрут).
  • Какой вывод после этого случая сделал для себя Скрип? (Мама у них серьёзная и строгая).
  • Почему «с рассвета до вечера» носилась мама над берегом?
  • Как погиб папа стрижат?
  • Что думают люди, глядя с берега на суету птиц? (играют над речкой)
  • Что интересовало подросшего птенца? ( хотел узнать что же там, за пятнышком света, откуда прилетала мама)
  • Кто и зачем прервал эксперимент Скрипа? (Мама уволокла птенца, чтобы неразумный не разбился).
  • Как реагируют стрижи в стае на грозный призыв «Тиу!» (Найти ответ в тексте).
  • Почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага? (Стрижи берут верх своей несокрушимой численностью.)
  • Расскажите о гибели мамы-стрижихи.
  • Какую ошибку допустил вожак? (Рано дал отбой)
  • Почему, оставшись сиротКами, птенцы не погибли? (Так как стрижи – дружный народ)
  • Как взрослые стрижи отнеслись к осиротевшим птенцам?
  • Кто в рассказе отрицательный герой, сокол, а как  в природе называются эти взаимоотношения, это цепь питания. Молодцы!

- Продолжим нашу работу. Прочитайте пословицы, определите тему, найдите ключевое слово.

Птица рада весне, а дитя - ………….

Сердце ………..    лучше солнца греет.

Роднее ……….. родни нет.

- О ком эти пословицы, о матери, да молодцы, если в рассказе это про стрижиху. 

Зачитайте эпизоды связанные с матерью − стрижихой и определите каким она была воспитателем для своих стрижат? (строгим, но справедливым)

− Ребята, образ мамы − стрижихи выделен в рассказе отдельно? Подумайте, почему? (Мама самое дорогое, что есть у каждого из нас. Мама дает жизнь каждому, любит нас и готова отдать жизнь за своего ребенка)

Характеристика героев 

- Давайте охарактеризуем наших главных героев в таблице.

− Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать ВСЕМ КЛАССОМ. Вам предстоит выполнить задание:

− Правильно определить последовательность действий героев.

− Внимательно прочитайте предложения, расставьте их в порядке происхождения событий.

  1. Стрижонок Скрип вылупился из гнезда.
  2. Вкусная дождевая капелька.
  3. Скрип обиделся на маму, он не понимал, что другие птенцы тоже хотели есть.
  4. Мама наказала Скрипа.
  5. Стрижиха-мама одна растила детей.
  6. Скрип пополз к выходу из норки.
  7. Мама –стрижиха схватила его, уволокла в глубь норки.
  8. Стрижи защищают норки от врагов.
  9. Стрижиха погибла в неравном бою с соколом.
  10. Стрижатам стали помогать соседи.

IX.  Итог урока.

 Определите жанр этого произведения. (Мы слушали рассказ).

– Вспомните, что такое рассказ? (Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей в рассказе обычно немного.) 

– О ком прочитали рассказ? (О стрижонке Скрипе)

СИНКВЕЙН О СТРИЖИХЕ И СКРИПЕ

− Ребята, а что сегодня узнали на уроке?

− Что вас удивило?

− Дал ли вам этот урок что – нибудь для жизни?

− Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас почувствовало  как жилось нашему герою Скрипу.  О его судьбе узнаём на следующих урока, когда дочитаем рассказ. И я надеюсь, вы всегда будете по доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

− Будем птиц любить, оберегать,

Будем взрослым в этом деле помогать:

Беречь леса, поля и реки,

Чтоб сохранилось всё на веки!

− Я попрошу вас оценить свою работу на уроке.

Слайд 21 (Лесенка успеха)

− На парте у вас лежит бланк «Лесенка успеха», картинка стрижа. Давайте заполним лесенку успеха, поместите стрижа в нужное гнездо. Мне всё удалось,  стриж  летит  в гнездо верхней ступени. У меня были проблемы, стриж летит в гнездо средней ступени. У меня ничего не получилось, стриж поселяется в гнездо нижней ступеньки. Необходимо наклеить.

Проверка  ( на доске):

1. Стрижиха.

2. Строгая, заботливая

3. Кормит, воспитывает, оберегает

4. С ней очень хорошо

5. Мать.



Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 1 классе

«Твёрдые и мягкие согласные звуки»

по программе УМК «Школа России».

Тип урока:

 Открытие новых знаний.

Цель урока:

Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки в словах.

Задачи урока:

Образовательные: освоение учащимися знаниями о твёрдых и мягких согласных.

Развивающие: развивать психические процессы: память, внимание, устную и письменную речь, развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, усидчивость, уважительное отношение друг к другу.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные:

- воспитывать любовь к родному языку;

- работать в паре по предложенному учителем плану;

- учить проводить самооценку  деятельности.

Регулятивные:

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные:        

- планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- учиться выполнять поставленные действия;

- используют приобретенные знания;

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге;

- слушать и понимать других.

Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель  деятельности с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- учить выполнять операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

- уметь проверять правильность выполнения задания  по эталону;

- формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

- упражнять в применении  правил поведения  и общения в паре.

Предметные:

- научить различать согласные звуки мягкие и твердые;

- познакомить со способами обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами;

- формировать умение моделировать звуковые схемы слов;

- формировать орфографическую зоркость.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

Видеть Вас мы очень рады!

Приветствуют учителя и гостей, настраиваются на работу.

II.Актуализация опорных знаний.

- Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков. Этих волшебников зовут Тим и Том. (На доске открываются изображения волшебников).

- Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Том?

- Какой это звук твердый или мягкий?

- Да и сам Том такой же твердый и всегда выбирает те слова, которые начинаются с твердых согласных.

- Послушайте, какой 1 звук вы слышите в имени Тим?

- Какой это звук твердый или мягкий?

- И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит слова, которые начинаются с мягких согласных.

Слушают.

[т]

Твёрдый.

[т]

Мягкий.

III.Постановка учебной задачи.

- Так как же называются согласные звуки, которые любит Том?

- Как называются согласные звуки, которые любит Тим?

- Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?

- Почему?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- В соответствии с темой поставьте цель урока.

Твёрдые.

Мягкие.

По цвету костюма.

Мягкие согласные подчеркиваем зеленым цветом, а твердые – синим.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

IV.Открытие новых знаний.

1. Тим и Том принесли нам интересные задания и спрятали листочки с заданиями под ваши дневники. Достаньте их.

 Тим и Том вчера играли

Разбросали все кругом:

Книги, ручки, покрывало –

Дом сегодня весь верх дном.

Чтоб на место все сложить:

Мячик, чашки и цветы

Нам придется вспомнить:

Первый звук, – “Какой же ты?”

- Тим и Том предлагают нам сыграть в игру. Те слова, которые начинаются с мягкого согласного звука мы отдадим Тиму, те слова, которые начинаются с твердого согласного звука отдадим Тому.

- На карточках слова (бинт, зонт, кукла, мел, мяч, бант).

(Дети распределяют и записывают слова по столбикам).

Тим

Том

бинт

зонт

мел

кукла

мяч

бант

- Прочитайте, какие слова вы отдали Тиму, а какие – Тому?

- Если, вы выполнили задание правильно, без 1 ошибки, то поднимите зелёную карточку.

- Если 1-2 ошибки, то– синюю; больше 2 ошибок, то– красную.

Вывод: Какими могут быть согласные звуки?

Пальчиковая гимнастика.

Мы делили апельсин

Много нас, а он один

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для котят,

Эта долька для утят,

Эта долька для бобра,

А для волка кожура,

Он сердит на нас беда,

Разбегайтесь кто куда!

2. Дифференциация гласных. Чтение слогов.

- А сейчас Тим и Том хотят узнать, как вы читаете слоги.

на – ня

во – вё

ру – рю

мы – ми

тэ – те

- Прочитайте слоги парами.

- Как произносятся первые звуки в слогах первого столбика?

- Какие это согласные?

- Какие гласные нам помогают обозначить твёрдость согласного?

- Как произносятся первые звуки в слогах второго столбика?

- Какие это согласные?

- Какие буквы помогают обозначить мягкость?

- Есть ли еще какая-нибудь буква, которая смягчает согласные?

- Давайте проверим, правильный ли мы сделали  вывод.     Откройте учебник на стр.82 и прочитайте правило мудрой совы.

- Молодцы, сделали правильный вывод.

- Ещё раз повторим вывод:

- Какие буквы гласных звуков обозначают твёрдость согласных?

-А какие буквы гласных звуков обозначают мягкость согласных?

Слушают задание.

Выполняют задание.

Ответы учащихся.

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Слушают задание.

Читают слоги.

Твёрдо.

Твёрдые.

А о  у ы э

Мягко.

Мягкие.

е ё ю я и

ь

В учебнике на с.82 читают правило.

Буквы а о у ы э обозначают твердость согласных, а буквы я е ё ю и ь обозначают мягкость согласных.

V.Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа в паре.

- Давайте, вспомним правила работы в паре.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение».

- На партах у вас лежат карточки со словами.

- Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово - Тома, другое –Тима.

рад – р_д

н_с - нёс

лук – л_к

б_л – бил

мыл – м_л

- Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

Физминутка.

Мы ногами – топ – топ,

Мы руками – хлоп – хлоп!

Мы глазами – миг – миг,

Мы плечами – чик – чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

- Открывайте тетради.

- Запишите число – сегодня:

……………………………..

Классная работа.

- А сейчас внимание на доску.

- Тим и Том принесли с собой на урок ребусы.

2.Отгадайте ребусы, запишите отгадки в рабочую тетрадь.

- Подчеркните мягкость согласных зелёным цветом, а твёрдость – синим.

(Выходят к доске 3 ученика)

- Давайте сделаем вывод.

Вывод: Какими могут быть согласные звуки?

- Какие буквы гласных звуков обозначают твёрдость согласных?

- А какие буквы гласных звуков обозначают мягкость согласных?

3. Тим и Том предлагают нам сыграть в игру «Найди ошибку».

- Цель Тима и Тома -  проверить, как вы научились различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

- Перед вами звуковые схемы слов, под которыми распределены слова.

- Надо проверить верно, ли выполнили задание Тим и Том.

Схемы слов.

лес       сор     зима     море

рис      кот      сила     заря

Вывод: Какими могут быть согласные звуки?

Ответы учащихся.

Выполняют задание.

Дети сравнивают написание и значение слов.

Выполняют физминутку.

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь

           За работу я возьмусь.

Записывают.

Гроза, часы, семья.

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

Буквы а о у ы э обозначают твердость согласных, а буквы я е ё ю и ь обозначают мягкость согласных.

Выполняют задание.

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

VI. Итог урока.

- Какую цель ставили перед собой? Достигли её?

Блиц – опрос. Игра «Дополни словечко».

Согласные звуки могут быть …

Мягкость согласных звуков на письме обозначаются буквами …

Твёрдость согласных звуков на письме обозначаются буквами …

Буквы е ё и ю я указывают на …

Буквы а о у ы э указывают на …

Оценивание учащихся.

Ответы учащихся.

Твёрдыми и мягкими

е, ё, и, ю, я и ь

а о у ы э

мягкость предшествующего согласного звука

твёрдость предшествующего согласного звука

VII.Рефлексия.

- Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята! Возьмите «смайлики» и оцените свои достижения, насколько усвоена вами тема «Твёрдые и мягкие согласные звуки».

Дети поднимают «смайлики»: «Всё понятно», «Надо ещё поработать», «Ничего не понятно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....