Мысли о воспитании
статья (1 класс)

Взаимодействие семьи и школы - ключ к гармонгичному воспитанию. Воспитание ребенка  в комфортной  среде будет более эффективным,  позволит ему быть самим собой, где интересно общаться, учиться, творить, действовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mysli_o_vospitanii.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ

Отправляя ребенка в первый раз в первый класс, многие матери вздыхают с облегчением: «Ну, наконец-то, тут тебя и научат, тут тебя и воспитают, сделают человеком!». И правда, значение школы в жизни любого из нас огромно. И так важно, чтобы рядом были понимающие и знающие педагоги. Не только родители, но и учителя ответственны за будущее ребенка. Им стоит всегда помнить слова Владимира Павлинова: «Младенец - это чистый лист бумаги, на котором родители, близкие и все кто к нему прикасаются, оставляют свои записи. Эти записи до поры не видны, а когда, наконец, проявляются, то не все "писатели" спешат признаться себе - а уж другим и подавно, что те или иные негативные качества повзрослевшего "младенца", они долго и упорно вписывали в его душу и характер, совершенно не задумываясь о том, что прорастет, что выльется из так настойчиво поощряемых или не пресекаемых ими поступков или шалостей ребенка. Иначе откуда же берутся хамы, бездушные эгоисты, всевозможные мерзавцы - с легкостью поднимающие руку на мать родную и даже изгоняющие родителей из их собственного дома?».

Здесь описан крайний случай, но все же… Разве «хамы и бездушные эгоисты» не ходили в свое время в школу? Разве не было у них родителей и учителей? Что же приводит к тому, что ребенок перенимает у взрослых негативные качества вместо позитивных?

Прежде всего – это невнимательность взрослых, их собственное нежелание сотрудничать в деле воспитания нового человека. Даже прекрасная мать и идеальный педагог никогда не добьются наилучшего результата, если не станут действовать вместе, сообща. Мы привыкли говорить, что «школа – вторая семья», но забываем, что, так же, как и родители не способны взять на себя все функции учителей, так и школа никогда не заменит семью первую. Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако, в тоже время, семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Только находясь в полноценном контакте с семьей, учитель сможет по-настоящему понять ребенка, разгадать его страхи, почувствовать, что ему действительно интересно – и тем самым создать наилучшие условия для его воспитания. Как отмечал Клод Ариан Гельвеций: «Все искусство воспитания состоит в том, чтобы ставить молодых людей в условия, способные развить в них зачатки ума и добродетели». Но подобного рода условия должны создаваться не только в школе, но и в семье, иначе работа учителя попросту не возымеет нужного эффекта.

Именно поэтому очень важно, чтобы педагог находил время на личное посещение семей учеников. Если он сам увидит, что в семье существуют определенные сложности, ему будет легче скорректировать характер ребенка. А его родителям следует постепенно, но твердо внушать принцип, озвученный еще Львом Толстым: «Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей». В нынешнее непростое время, к сожалению, многие не задумываются о важности этих слов. Родители крутятся, как белка в колесе, пытаясь выжить, хоть что-нибудь и как-нибудь заработать. Они не следят за своими поступками, порой не осознавая, что ребенок копирует их. А процесс «воспитания» нередко сводится к инструкциям вроде «суп в холодильнике, свет выключить не забудь», перед уходом на работу.

Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Важно помнить, что в общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Быть может, кому-то покажется несправедливым и неправильным, что порой учителю приходится напоминать родителям о столь простых вещах. Но всем нам следует помнить слова А.С. Макаренко: «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это - наши слезы, это - наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Разумеется, личное посещение – не единственный способ работы с семьей. В некоторых случаях можно вести переписку с родителями. Не следует забывать и о важности родительских собраний. Другой эффективный метод: привлекать родителей к школьному самоуправлению: например, в составе родительского комитета. Такой комитет (совместно с классным руководителем и под его руководством) планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Укрепляя контакты с родителями учеников, можно пойти еще дальше: предложить совместные досуговые мероприятия – например, разного рода «семейные олимпиады», соревнования и т.п. Как уже было указано выше, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее, один-два энтузиаста всегда находятся. С ними можно организовывать не только «одноразовые» совместные праздники, но и постоянно действующие кружки, секции и т.п. Тут все зависит исключительно от фантазии и увлеченности родителей и педагога.

Таким образом, взаимодействие семьи и школы – ключ к гармоничному воспитанию. Хочется надеяться, что это в равной степени осознают и родители, и учителя детей. Обмен информацией и совместное воздействие на сознание подрастающего человечка позволят воспитать его достойным членом общества, способным реализовать все свои возможности и таланты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мудрые мысли о воспитании

Общение с мудрыми людьми - праздник. Предлагаю подборку  замечательных высказываний о воспитании, семье. Полезный материал для педагогов и родителей....

Эссе « Мысли о воспитании в школьном коллективе»

Эссе "Мысли о воспитании в школьном коллективе"...

Мысли о воспитании (эссе)

Воспитание – дело трудное, и улучшениеего условий – одна из священных      обязанностейкаждого человека, ибо нет ничего более важного,как образование самого себя и своих...

Эссе: "Мысли о воспитании гражданина-патриота Республики Казахстан"

В эссе описаны мысли о воспитании   гражданина_патриота Республики Казахстан, Речь идёт о том, чтобы представители более  100 национальностей, населяющих нашу стр...

Эссе: «Мысли о воспитании гражданина-патриота Республики Казахстан»

Нет сегодня ничего труднее, чем писать о патриотизме. Естественное, казалось бы для нормального человека чувство лю...

Мудрые мысли о воспитании.

Размышления известных людей о воспитании подрастающего поколения....

Статья "Мысли о воспитании"

Мои рассуждения на тему:"Что подразумевают под воспитательной работой в школе?"...