Развитие и совершенствование сложнокоординированных движений кистей и пальцев рук.
презентация к уроку (1 класс)
Если у младшего школьника замечены движения, которые недостаточно целенаправленны и точны, и плохо подчиняются задачам деятельности (например, при удержании ручки или карандаша), то можно рассмотреть тренинги и упражнения, которые помогут развивать мелкую моторику рук.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поступивших в первый класс, обычно приводит учителя к неутешительному выводу о том, что у большинства из детей движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно- это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует специальных сложно координированных движений ведущей руки. Обращает также на себя внимание и тот факт, что недостаточность развития мелких мышц рук, часто наблюдается на фоне внешнего благополучного состояния общей моторики. В работе в этими детьми педагогу надо реализовать специальную программу, направленную на развитие ручной умелости, совершенствования тонких и сложно координированных движений всех звеньев руки—плеча, предплечья и особенно кистей и пальцев рук. В эту программу могут быть включены следующие виды заданий: ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТОНКИх ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТИ РУК ДЕТЕЙ
Виды заданий Пальчиковый игротренинг Занятия, упражнения и игры с использованием детской продуктивной деятельности Упражнения специальной графической подготовки Специальные физические упражнения
«Пальчиковый игротренинг»
Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках и практическом опыте педагогов в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. Обычно эти игры и упражнения несложны по технике, но при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Исследователи указывают, что включение в любой урок, занятие в группе продленного дня пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи. Учителю рекомендуется знакомить детей с такими упражнениями и играми в определенной последовательности: сначала включать в комплекс те из них, которые способствуют формированию умения удерживать статическую позу кистей и пальцев затем игры и упражнения динамического характера. Надо стремиться к тому, чтобы ученики, во-первых, упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук) и, во-вторых, тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем.
«Занятия, упражнения и игры с использованием детской продуктивной деятельности»
Большим коррекционно-развивающим потенциалом с точки зрения совершенствования ручной умелости и тренировки мелких мышц руки, обладают традиционные и ставшие уже привычными в школе виды детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание, вышивание, шитье), а также и нетрадиционные виды деятельности , пока еще мало используемые в практике учителей и воспитателей групп продленного дня: выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; ниткопись; вышивание с помощью связанной крючком цветной тесьмы по деревянной пластине с проделанными на равном расстоянии друг от друга небольшими отверстиями; изготовление оригами и т. д. Чрезвычайно важным в таких упражнениях является приобретение ведущей рукой опыта оперирования разными инструментами, а также формирование навыка содружественных и координированных движений правой и левой рук с одновременным разграничением их функций.
«Упражнения специальной графической подготовки»
История использования таких заданий и упражнений достаточно длительна. Особого внимания в ней заслуживают приемы, которые впервые были использованы в практике Монтессори-школ: ощупывание специально изготовленных деревянных контуров букв одним (указательным) пальцем или двумя (указательным и средним) пальцами ведущей руки, обведение их деревянной палочкой; осязание букв, изготовленных из наждачной бумаги и т.д. Среди современных систем упражнений следует отметить методику подготовки детской руки к письму, описанную Е. Н. По-таповой . В основе методики работа с разными трафаретами и лекалами: обведение с их помощью контуров геометрических фигур, предметов и последующая штриховка параллельными, волнистыми, круговыми линиями, а позже с элементами букв (полуовалами, петлями). Для штриховки дети могут использовать также книги серии «Раскрась сам» или собственные контурные рисунки. В том случае, если учитель не применяет описанную методику в работе со всем классом, он вполне может использовать ее в комплексе коррекционно-развивающих заданий для наименее подготовленных к письму детей.
«Специальные физические упражнения»
Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на уроках физической культуры и во внеурочной работе с детьми (гимнастика до уроков, физкультминутки и динамические паузы между ними, спортивные часы в группе продленного дня, подвижные игры на прогулке и т.д.) открывают учителю широкие возможности для выработки у школьников координированных движений всех звеньев рук и тренировки мелких мышц руки. Преимущество этих упражнений по сравнению с другими видами детской деятельности (рисование, графическая подготовка, лепка) заключается в одновременной тренировке обеих рук . Даже если приходится выполнять большое количество упражнений , непосредственно направленных на развитие тонких и точных движений рук, дети никогда не жалуются на усталость , так как все упражнения носят большей частью игровой характер
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОЖНОКООРДИНИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК»
Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей
Поступивших в первый класс, обычно приводит учителя к неутешительному выводу о том, что у большинства из детей движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности.
Особенно-это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует специальных сложно координированных движений ведущей руки.
Обращает также на себя внимание и тот факт, что недостаточность развития мелких мышц рук, часто наблюдается на фоне внешнего благополучного состояния общей моторики.
В работе в этими детьми педагогу надо реализовать специальную программу, направленную на развитие ручной умелости, совершенствования тонких и сложно координированных движений всех звеньев руки—плеча, предплечья и особенно кистей и пальцев рук.
В эту программу могут быть включены следующие виды заданий:
- Пальчиковый игротренинг
- Занятия, упражнения и игры с использованием детской продуктивной деятельности
- Упражнения специальной графической подготовки
- Специальные физические упражнения
Пальчиковый игротренинг
Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках и практическом опыте педагогов в разных вариантах:
- народные с речевым сопровождением,
- авторские на основе стихов и без них.
Обычно эти игры и упражнения несложны по технике, но при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму.
Исследователи указывают, что включение в любой урок, занятие в группе продленного дня пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи.
Учителю рекомендуется знакомить детей с такими упражнениями и играми в определенной последовательности:
- сначала включать в комплекс те из них, которые способствуют формированию умения удерживать статическую позу кистей и пальцев
- затем игры и упражнения динамического характера.
Надо стремиться к тому, чтобы ученики, во-первых, упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук) и, во-вторых, тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем.
Занятия, упражнения и игры с использованием детской продуктивной деятельности
Большим коррекционно-развивающим потенциалом с точки зрения совершенствования ручной умелости и тренировки мелких мышц руки, обладают традиционные и ставшие уже привычными в школе виды детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание, вышивание, шитье), а также и нетрадиционные виды деятельности, пока еще мало используемые в практике учителей и воспитателей групп продленного дня:
- выкладывание мозаики;
- сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера;
- нанизывание бус;
- шнуровка;
- ниткопись;
- вышивание с помощью связанной крючком цветной тесьмы по деревянной пластине с проделанными на равном расстоянии друг от друга небольшими отверстиями;
- изготовление оригами и т. д.
Чрезвычайно важным в таких упражнениях является приобретение ведущей рукой опыта оперирования разными инструментами, а также формирование навыка содружественных и координированных движений правой и левой рук с одновременным разграничением их функций.
Упражнения специальной графической подготовки
История использования таких заданий и упражнений достаточно длительна. Особого внимания в ней заслуживают приемы, которые впервые были использованы в практике Монтессори-школ:
- ощупывание специально изготовленных деревянных контуров букв одним (указательным) пальцем или двумя (указательным и средним) пальцами ведущей руки, обведение их деревянной палочкой;
- осязание букв, изготовленных из наждачной бумаги и т.д.
Среди современных систем упражнений следует отметить методику подготовки детской руки к письму, описанную Е. Н. По-таповой. В основе методики работа с разными трафаретами и лекалами:
- обведение с их помощью контуров геометрических фигур, предметов и последующая штриховка параллельными, волнистыми, круговыми линиями, а позже с элементами букв (полуовалами, петлями).
Для штриховки дети могут использовать также книги серии «Раскрась сам» или собственные контурные рисунки.
В том случае, если учитель не применяет описанную методику в работе со всем классом, он вполне может использовать ее в комплексе коррекционно-развивающих заданий для наименее подготовленных к письму детей.
Специальные физические упражнения
Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на уроках физической культуры и во внеурочной работе с детьми (гимнастика до уроков, физкультминутки и динамические паузы между ними, спортивные часы в группе продленного дня, подвижные игры на прогулке и т.д.) открывают учителю широкие возможности для выработки у школьников координированных движений всех звеньев рук и тренировки мелких мышц руки.
Преимущество этих упражнений по сравнению с другими видами детской деятельности (рисование, графическая подготовка, лепка) заключается в одновременной тренировке обеих рук.
Даже если приходится выполнять большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие тонких и точных движений рук, дети никогда не жалуются на усталость, так как все упражнения носят большей частью игровой характер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук. ...
Развитие движений кисти и пальцев рук.
Уважаемые родители, проводя данные упражнения по моторике, вы будете формировать у ребенка навык грамотного письма, воспитанность и способствовать росту здорового и уверенного в себе челов...
Реферат на тему "«РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОЖНОКООРДИНИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК»
Этот материал поможет развить мелкую моторику рук у детей. В нем описаны различные упражнения для развития моторики. Реферат будет полезен не только педагогом, но и родителям. Педагоги и родители пойм...
Развитие движений кисти и пальцев рук.
Материал для педагогов и родителей, которые заинтересованы в правильном развитии своих детей....
упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук
подборка упражнений...
Статья "Использование элементов арт-терапии на уроках и во внеурочное время для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития."
Сегодня проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, поскольку на уроках и во внеурочной деятельности необходимо регулярно выполнять задания, требу...
Картотека упражнений для кистей и пальцев рук
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16507536","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...