Система накопления баллов для оценивания. Метод оценки успеваемости по математике.
статья
Система накопления баллов для оценивания.
Метод оценки успеваемости по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Система накопления баллов для оценивания.
Метод оценки успеваемости по математике.
В настоящее время система оценивания результатов освоения программы начального общего образования занимает особое место в педагогических технологиях. Она рассматривается как один из ключевых инструментов обучения.
Существуют различные подходы к организации системы оценивания младших школьников. Учитываются все аспекты планируемых результатов: личностные, метапредметные и предметные.
В основной образовательной программе начального общего образования нашей школы подробно описаны критерии оценивания, его формы и методы, а также границы применения.
Все понимают, что существующая система оценки не соответствует современным требованиям. Переход от «вычитательной» к «накопительной» системе оценивания оказался непростым процессом.
Если с личностными и метапредметными результатами всё понятно (они не связаны с отметками), то с предметными результатами возникают сложности.
Стандарт предполагает объективность оценивания, но на практике оценка часто остаётся субъективной, особенно при текущем оценивании, например, при проверке письменных работ.
Функция контроля и оценки остаётся за учителем, что не всегда соответствует требованиям современного образования.
Традиционная система оценки письменных работ состоит из четырёх баллов:
- Работа, состоящая из выражений:
— «5» — без ошибок.
— «4» — 1–2 грубые и 1–2 негрубые ошибки.
— «3» — 2–3 грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
— «2» — 4 и более грубых ошибки.
- Работа, состоящая из задач:
— «5» — без ошибок.
— «4» — 1–2 негрубые ошибки.
— «3» — 1 грубая и 3–4 негрубые ошибки.
— «2» — 2 и более грубых ошибки.
- Комбинированная работа:
— «5» — нет ошибок.
— «4» — 1–2 ошибки, но не в задаче.
— «3» — 2–3 ошибки, 3–4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен.
— «2» — не решена задача или более 4 грубых ошибок.
Возникают вопросы: как такие оценки могут стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся и усилить их мотивацию к учёбе и самостоятельной работе?
Ответ очевиден: такой подход не соответствует накопительной системе оценивания, которая изначально создаёт «ситуацию успеха» для всех учащихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Он не позволяет осознавать свои достижения, анализировать их и планировать свою работу для постоянного улучшения результатов.
В связи с этим мы рассмотрели альтернативный подход к составлению и оценке письменных контрольных работ, который будет рассмотрен на примере контрольной работы по математике.
Перед вами на столе лежит таблица с заданиями контрольной работы, критериями оценивания и планируемыми результатами по каждому заданию.
Контрольная работа состоит из двух частей: обязательной и дополнительной. Структура всех работ, включая стандартизированные и комплексные, остаётся неизменной.
Важно отметить, что проверять можно только то, что запланировано. Это зависит не от учебника и предпочтений учителя, а от результатов, указанных в рабочих программах по предмету в соответствии с требованиями ФГОС.
Задания обязательной части позволяют проверить умения на базовом уровне и составляют примерно 80% от общего объёма.
Задания дополнительной части позволяют проверить сформированные умения на повышенном уровне и составляют около 20% от общего объёма. Успешное выполнение этих заданий даёт возможность набрать дополнительные баллы.
Важно подчеркнуть, что грамматические ошибки, исправления и небрежность не являются планируемыми результатами. Это не влияет на набор баллов.
Следовательно, система оценивания должна быть иной, отличной от той, которая прочно укоренилась в нашем сознании. Переход от «вычитательной» к «накопительной» системе оказался непростым процессом.
Обратите внимание на...
Критерии оценивания контрольной работы по математике (2 класс)
Задания Базового уровня | Задания Повышенного уровня | |
«2» | Менее 50% | 0-100% |
«3» | 50-100% | 0-49 % |
«4» | 65%-100% | 50-69% |
«5» | 90-100% | 70-100% |
Вы, наверное, заметили, что распределение % происходит по подобию оценки уже знакомых нам стандартизированных работ.
Суть в том, что каждое выполненное задание имеют свою «цену». Каждый ученик набирает определённое количество баллов, которые суммируются, высчитывается %, затем переводится в традиционную отметку.
Контрольная работа (2 класс 3 четверть)
Тема «Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел»
№ | Задание | Баллы/критерии | Планируемый результат | ||||||
Базовый уровень | |||||||||
1 | Реши примеры:
36 + 20 = 80 -7 = 8 + 49 = 49 – 30 = | 0,5 балла за каждый правильно решенный пример (итого: 4 балла) | Выполнять арифметические действия с применением переместительного и сочетательного законов арифметических действий в пределах 100. | ||||||
2 | Реши задачу: Петя за лето прочитал 45 рассказов, а Коля на 12 рассказов больше. Сколько рассказов прочитал Коля за лето? | 3 балла проведены все необходимые вычисления и/или рассуждения, приводящие к правильному ответу. 2 балла проведены все необходимые вычисления и/или рассуждения, но получен неверный ответ. 1 балл проведены все необходимые вычисления и/или рассуждения, но получен неверный ответ и нарушена логика рассуждения (в пояснении). | Выполнять краткую запись задачи, строить графическую модель задачи, решать простые задачи на сложение, вычитание. | ||||||
3 | Реши задачу: В футбольной команде "Витязь" 15 игроков, а в команде "Гладиаторы" 18 игроков. Сколько всего игроков в обеих командах? | ||||||||
4 | Реши геометрические задачи: 1) Начерти отрезок равный 3 см 4 мм. 2) Начерти прямоугольник со сторонами 3 см и 5 см | По 2 балла за каждое правильно выполненное задание (итого: 4 балла) | Изображать геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат с заданными длинами сторон/стороны | ||||||
ИТОГО | 14 баллов = 100%; 1балл= 7% | ||||||||
Повышенный уровень | |||||||||
5* | Сравни и расставь знаки "<", ">" или "=" правильно:
| 0,5 балла за каждый правильно выполненный пример (итого: 1,5 балла) | Сравнивать величины, устанавливая между ними соотношение больше/меньше/равно | ||||||
6* | Вставь вместо многоточия ... знаки "<", ">" или "=":
| 0,5 балла за каждый правильно выполненный пример (итого: 1,5 балла) | Записывать, сравнивать суммы и разность чисел в пределах 100 | ||||||
7* | Реши уравнения ×-54=27 | 1 балл за правильно выполненное уравнение. | Выделить неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение. Решать простые уравнения подбором неизвестного числа. Проводить проверку правильности вычислений. | ||||||
ИТОГО | 4 баллов =100%; 1балл= 25% |
В данной таблице, отражены все задания базового и повышенного уровней. Напротив каждого задания прописано количество баллов, которые ребенок может набрать и планируемые предметные результаты, исходя из которых, была составлена сама работа.
Практическая работа
Сей час предлагаю поработать в парах, вам потребуется ручка или карандаш. На каждой парте лежит копия выполненной детской контрольной работы. Она уже проверена.
Пользуясь накопительной системой оценивания вам необходимо прописать баллы по каждому заданию и перевести в проценты, выставить отметку, соответствующую критериям.
Если не использовать накопительную систему оценивания, то скорее всего каждый из нас поставил бы за эту работу «двойку». Но эта система как раз и даёт шанс каждому ребёнку за контрольную работу получить отметку выше, даже самому «слабому».
Разрабатывая данную систему оценки, столкнулись с определёнными трудностями:
- Необходимо потратить дополнительное время на составление или проверку готовых заданий в соответствии с планируемыми результатами.
- Сложно ограничить себя количеством заданий (20 %) в дополнительной части, хочется немного больше…
- Намного больше времени затрачивается при проверке работ, так как необходимо просчитать баллы в каждой работе (но пока система не отработана).
Выход из ситуации:
- Накануне учебного года рассматривать на МО полный пакет контрольно-измерительных материалов на параллель, вместе разрабатывать систему оценки.
Таким образом, говорить об оценке качества полученных результатов возможно лишь с позиции объективного оценивания всех групп результатов: личностных, метапредметных и, конечно, предметных. В связи с этим вопрос об изменении подхода к оценке предметных результатов сложен, но возможен при условии понимания данного вопроса и консолидации усилий всех членов коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы оценки развития речи у детей
Речь у детей дошкольного и младшего школьного возрастов обычно развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития...
Короткие домашние задания, как один из методов повышения успеваемости
Знакомая многим ситуация: неуспевающего ученика заставляют ходить на дополнительные занятия, а ожидаемого результата нет. Возможно, мы совершаем ошибку. Причиной неуспеваемости может оказаться в...

«Формирующее оценивание и оценка результатов проектной деятельности учащихся»
Выступление на РМО по теме «Формирующее оценивание и оценка результатов проектной деятельности учащихся»...