Путешествие во времена года
учебно-методический материал

Степанова Нина Викторовна

Конспект внеурочного занятия по теме:"Путешествие во времена года".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_vo_vremena_goda.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Внеурочное занятие «Путешествие во времена года»

Цель –  формирование    представлений обучающихся о характерных сезонных изменениях  времен года; помочь увидеть школьникам, что времена года следуют друг за другом в строгой последовательности.

Задачи:

Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе.

Развивающие: развитие творческой активности, умения сопоставлять и сравнивать.

Образовательные: закрепить знания о временах года, помочь увидеть ребенку  красоту каждого времени года

 Планируемые результаты:

Личностные: развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения; высказывать свои мысли

  Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие умения работать в группе, находить общее решение; развитие умения аргументировать своё предложение; контролировать и оценивать действий партнёра; развитие умения выражать свои мысли.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель занятия; выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации; проводить классификацию по заданным критериям.

 

I.  Организационно-подготовительный этап.

- Ребята, скажите, сколько времен года вы знаете?  (Сопровождается показом слайдов)

-Назовите последовательность времен года.

-  Времена года идут друг за другом в четкой последовательности. Сегодня мы с вами совершим путешествие в каждое из времен года, а поможет нам в этом волшебный  листочек (заготовка - кленовый листочек).

В круг ребята встали

И листочек увидали.

Листик нужно передать,

Добрые слова сказать.

 - Тот, кто находится справа от меня, (поднимает правую руку, дети говорят, кто сосед справа) берет в руки листочек и называет свое имя, а мы ребята хором говорим: «Здравствуй Вася, мы рады тебя видеть», затем, то же самое делает Васина соседка справа –Лида, и так далее по кругу до тех пока наш листочек снова не окажется у меня.

II.  Основной этап.

-Ребята, листочек рос на дереве и за свою жизнь познакомился с разными погодными явлениями. Давайте мы их перечислим.

Пальчиковая гимнастика «Про погоду»

.

Дождь. Дождь

Кисти правой руки и левой наклонены вниз, имитируя струи дождя.

Надо нам разбегаться по домам

Град. Град.

Кулачками стучим по коленям

Сыплет град.

Все под крышами сидят.

Руки подняты над головой, кончики пальцев                  

соприкасаются (крыша).  

Гром. Гром. Гром гремит.

 Хлопки в ладони над головой.

В небе молния блестит - 2 раза  

Разводим руками в разные стороны.

Посмотрите из окна.

Две горизонтально поставленные руки у лица,

В небе радуга видна!                          

отводим правую руку в сторону.

Вышло солнышко опять.

Правой и левой рукой делаем круг над головой.

Мы теперь пойдём гулять

Шагаем на месте.         

 

- И привел нас листочек в первое время года, А в какое именно вы узнаете, отгадав   загадку:

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна.

Зовут меня…(весна)

 

- Весной наступает пробуждение природы, солнце начинает согревать землю, тает снег. Ребята, посмотрите на картинки, (слайды)   расскажите о весне.  (Дети смотрят и описывают изображения. Педагог направляет и корректирует ответы детей, добиваясь последовательных, развернутых предложений). Появляются и расцветают первые цветы – подснежники, на деревьях набухают почки и появляются первые листочки. Из теплых краев прилетают перелетные птицы, просыпаются и выползают насекомые. Ребята, скажите, что это за насекомое с большими красивыми крыльями…Можно встретить это насекомое весной? (показ слайда)

Упражнение: «Выложи по образцу»

C:\Users\user\Pictures\дети\122___10\ллл.png

Учитель  показывает детям схему – образец и спрашивает: «На кого похож рисунок? А вот чтобы бабочке не было скучно одной пусть каждый из вас, ребята выложит из счетных палочек на столе точно такую же бабочку, как   на рисунке.

  -Продолжаем наше путешествие, но чтобы попасть в следующее время года, вам нужно сказать, что происходит, когда мы наблюдаем следующие природные явления».

Игра «Что происходит?»

Учитель  бросает мяч в произвольном порядке. Тот ребенок, который поймал мяч, должен подобрать к словам, обозначающим явления природы, названия-действия, например: «Что делает метель – метет, а ветер - … и т.д.                                                

 Гром-гремит;                                                  

Ветер-дует;                   Облака-плывут;

Мороз-трещит;             Снег-падает;

Дождь-идет;

Солнце-светит;

Град-стучит;

-Молодцы, вы все справились с заданием, и поэтому мы попадаем в следующее время года».

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, «купайтесь!» -приглашаю.

И любите за это

Вы все меня, я-… (лето)

-За каким временем года следует лето?

-Лето следует за весной, это жаркое время года. (Показ слайдов, дети описывают изображение). Поспевают ягоды, расцветают цветы. На деревьях много листьев. Можно кататься по реке на лодке, купаться и загорать.

 Упражнение: «Зоркий глаз»

-Внимательно посмотрите на рисунок у себя в тетрадях, все ли эти предметы нужны летом? Закрасьте карандашом лишний предмет. Посчитайте и назовите все предметы на рисунке».

 

-Молодцы! Продолжаем путь, но для этого вам нужно ответить на хитрые вопросы.

IV. Физкультурная пауза.

Игра «Хитрые вопросы»

Учитель задает вопросы, если ответ на вопрос «да», дети хлопают в ладоши, если «нет», топают ногами

Сентябрь, октябрь, ноябрь-это летние месяцы?

Если начинают опадать листья, наступает весна?

Дети идут в школу первого сентября?

Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки, теплые сапоги, шубы и отправляются кататься на санках?

Зимой все звери готовятся к долгой спячке?

Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки?

Зимой мы любим, купаться и загорать, любоваться цветами и собирать ягоды?

Весной возвращаются перелетные птицы?

Летом можно купаться в речке и загорать на пляже?

Осенью идут холодные дожди, желтеют и опадают листья?

Зимой люди надевают футболки, шорты, сарафаны?

Осень- прекрасное время года?

- Вот мы и попали с вами  в следующее время года. Вы,  наверное, догадались, как оно называется?

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек, я-… (осень)

- Расскажите   про осень, какая она?

Дидактическая игра: «Какая погода осенью?»

Учитель  начинает предложение, дети заканчивают его определением осенней погоды, подходящим по смыслу:

Если идет дождь - … (дождливая), если сильный ветер - … (ветреная), если очень холодно и сыро - …(холодная, сырая), небо все заволокло тучами - … (пасмурная)… Но вот показалось солнышко и стало тепло - … (солнечная, теплая), на небе ясно, ни тучки - … (ясная), осень на дворе, погода - … (осенняя).

- Вот ребята, мы и попали с вами в очередное время года:

  Искрится на солнце снег голубой.

Вот снеговик стоит смешной,

  Дети спешат на каток гурьбой,

Коньки и лыжи нужны нам …..

Шуба и шапка нас согревают

И про морозы мы забываем!

А мы ребята, вспомним с вами, какие узоры делает мороз зимой на окнах.

Творческое задание «Морозные узоры» (музыкальное сопровождение)

- Нужно насыпать тонким слоем манную крупу в тарелку и равномерно распределить ее по поверхности. Кончиком указательного пальца начинайте рисовать «морозные» узоры. Сильно надавливать не нужно. Если вы хотите создать новый рисунок, равномерно распределите крупу по поверхности и начните новый рисунок.

Молодцы!  У вас у всех очень хорошо получилось.

А пока мы находимся в гостях у Зимы, поиграем в игру «Снежная Баба». Слушайте и смотрите внимательно, повторяйте за мной слова и движения.

Игра «Снежная Баба»

Мы бабу снежную лепили, 
(Изображают в воздухе последовательно три круга.)

Чтоб краше не было ее. 
(
Проводят пальцами по лицу.)

Лопатами весь снег собрали, 
(
Имитируют движения лопатой.)

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали 
(
Изображают руками в воздухе максимально большой круг.)

И плотно этот ком прижали. 
(
Изображают перед собой руками круг, опускают его.)

Второй поменьше был размером. 
(
Изображают круг меньше.)

На первый он уселся смело. 
(Приседают.)

А третьим – голова была 
(
Показывают на голову.)

И участи своей ждала. 
(
Подпирают голову ладонями.)

Лицо украсили морковкой, 
(
На уровне носа пальцами изображают морковку.)

И угольками вместо глаз. 
(
Показывают на глаза.)

Прорисовали ротик ловко, 
(
Трогают рот.)

Смотрели в профиль и анфас. 
(
Поворачивают голову в сторону, прямо.)

На голову ведро надели, 
(
Делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)

Украсили его пером. 
(
Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы.)

Метлу воткнули для порядка. 
(
Делают движение «подметание».)

Трудились дружно всем двором! 
(
Скрещивают пальцы рук в замок.)

V. Аналитический этап.

- Назовите времена года.  Могут ли времена года поменять последовательность? Назовите,  чем особенно вам нравится каждое время года?

Вывод: каждое время года четко следует  и не может поменять свою последовательность.

VI. Рефлексивный этап.

 

- Ребята, сегодня мы совершили путешествие в каждое из времен года, но к сожалению наше путешествие подошло к концу и нам нужно возвращаться. А поможет нам снова   волшебный листочек (заготовка кленовый листочек).   На нем нарисуйте ваше отношение к природе.

Пройдите и прикрепите его на наше общее дерево в классе. Аргументируйте свой ответ.

 VII. Информационный этап.

Спасибо всем! Сегодня очень активно работали на занятии. Смогли увидеть красоту в каждом времени года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".

Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....

4 класс: Погода. Времена года. Будущее время.

В данном материале представлены задания для закрепления тем: "Погода", " Времена года", " Будущее время". Учащиеся, выполняя задания отрабатывают лексико-грамматические навыки....

4 класс: Погода. Времена года. Будущее время.

В данном материале представлены задания для закрепления тем: "Погода", " Времена года", " Будущее время". Учащиеся, выполняя задания отрабатывают лексико-грамматические навыки....

"Времена года. Смена времен года"

Конспект урока с использованием ИКТ "Времена года. Смена времен года"...

Занятие кружка "Мы и окружающий мир" по теме "Времена года. Когда я родился. Признаки времён года"

Занятие проходит в 1 классе и призвано: познакомить  детей с отличительными особенностями  времен год по внешним признакам, особенностям климата; развивать логическое мышление, творческие сп...

Проверочная работа № 3 Раздел «Вселенная, время, календарь» Тема: «Времена года»

Материал для проверки усвоения знаний по изученной теме....

Игра – путешествие «Времена года»

Внеурочное занятие во 2 классе по духовно-нравственному направлению...